Nikon D850. Новая планка качества. Глава вторая

Качество изображения

Несмотря на лавину различных новшеств, главной интригой в Nikon D850 остаётся матрица. Впервые в камерах Nikon используется CMOS-матрица с обратной подсветкой. Такая конструкция призвана обеспечить лучшие результаты при работе на высоких ISO. Также впервые сенсор имеет столь высокое разрешение — 45,7 Мп. На выходе мы получаем изображения вплоть до 8256×5504 пикселей. Низкочастотный фильтр на матрице отсутствует.

Зачем нужно столько мегапикселей? Тут как со временем и деньгами: их много не бывает. Больше детализации — больше свободы во всём. Высокое разрешение позволяет печатать снимки в большом формате, даёт простор при кадрировании и большую гибкость в обработке. К примеру: ретушь портрета или предметного снимка становится гораздо более удобной, если кадр снят в большом разрешении. Именно поэтому камеры с большим разрешением так любимы студийными фотографами и пейзажистами. Однако классические студийные фотоаппараты редко оснащены столь же мощным автофокусом и не имеют столь быстрой серийной съёмки. Значит Nikon D850 подарит высокое разрешение не только фотографам, работающим в студии и пейзажистам, но и всем, кто связан с репортажной съёмкой.

 

NIKON D850 / Nikon AF-S Zoom-Nikkor 24-70mm f/2.8G ED Установки: ISO 110, F2.8, 1/500 с, 70.0 мм экв.

 

Минимальным ISO в новой матрице является ISO 64, как и в Nikon D800/D810. Минимальное расширенное значение ISO составляет ISO 32. Максимальное ISO в новинке подросло до 25600 единиц. Напомним, что в Nikon D810 такое значение было доступно лишь в качестве расширенного и не баловало пользователя низким уровнем цифровых шумов.

Запись отснятого материала может происходить в форматах RAW(NEF), JPEG и TIFF. В меню достаточно опций, чтобы выбрать нужное качество и размер файлов.

 

Перечень возможных форматов съемки.

 

Радуют гибкие настройки съёмки в RAW. При съёмке в этом формате мы можем выбрать глубину цвета между 12 и 14 битами, степень сжатия между сжатым, сжатым без потерь и несжатым. Мы снимали в 14-битный RAW со сжатием без потерь — с ней файлы весят 50–60 МБ. Если же снимать без сжатия, то файл «растолстеет» примерно до 100 МБ.

 

 

Не всегда нужно столь высокое разрешение, как предлагает Nikon D850. Иногда лишние мегапиксели не нужны или даже идут во вред. Такое бывает, например, и при репортажной съёмке: никто репортажные снимки печатать огромными форматами не будет. Здесь важнее скорость обработки отснятого материала и передачи заказчику, место на карте памяти или жёстком диске компьютера. В Nikon D850 предусмотрена возможность снизить разрешение RAW-файлов до 26 или до 11 Мп. Естественно, всё это актуально и для JPEG.

 

Кадр, снятый в RAW с разрешением 26Мп. Даже работая “вполсилы”, Nikon D850 обеспечивает разрешение выше, чем среднестатистические зеркалки с разрешением 20-24Мп.

NIKON D850 / AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II Установки: ISO 80, F3.5, 1/160 с, 200.0 мм экв.

 

При съёмке в JPEG доступны привычные профили Picture Control. Помимо стандартного, среди них есть профили Portrait, Landscape, адаптированные под эти виды съёмки. Впрочем, даже в стандартном режиме цвета передаются корректно. Тон кожи на портретах получается живой и естественный. Есть и специфический профиль Flat, в котором съёмка происходит с минимальным контрастном, им можно пользоваться, снимая видео под дальнейшую постобработку.

 

NIKON D850 / AF-S Zoom-Nikkor 24-70mm f/2.8G ED Установки: ISO 220, F2.8, 1/320 с, 52.0 мм экв.

 

Цифровой шум

С одной стороны, большое разрешение всегда влечёт за собой повышение уровня цифровых шумов. С другой, отличную работу на высоких ISO обещает инновационная конструкция матрицы с обратной подсветкой. Проверим, как ведёт себя камера на различных значениях светочувствительности. Все снимки сделаны в формате RAW+JPEG максимального качества. RAW — 14 бит, сжатие без потерь. В статье представлены полноразмерные JPEG с камеры, по ссылкам внизу — исходные RAW-файлы.

Начнём с минимальных ISO. Тут все предсказуемо — никаких шумов на ISO 32–100 мы не увидим. Зато они демонстрируют высочайшую детализацию. Рассмотреть можно всё, включая плитку облицовки на высотке!

 

NIKON D850 / AF-S Zoom-Nikkor 24-70mm f/2.8G ED Установки: F8, 13 с, 35.0 мм экв.

 

На ISO 200–400 шумов практически нет. 

 

 

На ISO 800–1600 появляются первые заметные монохромные шумы. Однако заметить их можно, лишь просматривая фото в максимальном увеличении. Детализация изображения не страдает. Побороть такие шумы легко при грамотной обработке.

 

 

При ISO 3200–6400 шумы становятся заметнее. Разумеется, на таком высоком ISO ни один фотоаппарат не даст абсолютно гладкую картинку. Тем не менее, изображение с Nikon D850 на таких ISO остаётся вполне рабочим. Если вы снимаете репортаж, ничто не помешает снимать при такой светочувствительности. Однако надо отметить, что на ISO 6400 начинает появляться цветной шум, особенно в тёмных участках кадра.

 

 

Логично, что на ISO 12800 и 25600 изображение имеет самый высокий уровень цифрового шума. Интересно, что цветовой шум проявляется совсем незначительно, нет снижения насыщенности цветов. А вот детализация в сравнении с низкими ISO заметно снижается. Но благодаря большому разрешению матрицы, снижение детализации остаётся практически незаметным, если не рассматривать кадр в полном масштабе. Такие значения светочувствительности вполне подойдут для репортажной съёмки в самых экстремальных условиях освещения. Учитывая огромное разрешение матрицы Nikon D850, шумы даже на высоких значениях ISO будут не так заметны при ресайзе изображения.

 

Nikon D850 показал отличную работу на высоких ISO! Особенно для матрицы с таким большим разрешением.

 

NIKON D850 / 50.0 mm f/1.4 Установки: ISO 5000, F1.4, 1/100 с, 50.0 мм экв.

 

NIKON D850 / 24.0-70.0 mm f/2.8 Установки: ISO 5600, F5.6, 1/80 с, 24.0 мм экв.

 

Динамический диапазон

Фотоаппараты Nikon славятся широчайшим динамическим диапазоном. Они способны передать максимум деталей в тенях и светлых участках даже при съёмке контрастных сцен. Многие фотографы только из-за этого перешли на камеры Nikon. Широкий динамический диапазон позволит исправить кадр при ошибках экспозиции — из тёмных или пересвеченных участков получится вытянуть много деталей, и кадр не уйдёт в корзину.

При съёмке в JPEG, динамический диапазон расширяется с помощью фирменной технологии Nikon Active D-Lighting. Она давно зарекомендовала себя как эффективный инструмент при съёмке в этом формате. Есть и функция съёмки HDR — она реализована так же, как и в Nikon D810, и доступна только для JPEG.

 

 

А что нас ждёт при съёмке в RAW? Сможет ли новинка унаследовать лавры Nikon D800 и D810?

Испытаем камеру. Итак, наша задача — спасти кадр с потерей деталей в светлых и тёмных участках.

 

NIKON D850 / 24.0-70.0 mm f/2.8 Установки: ISO 100, F4.5, 1/160 с, 34.0 мм экв.

 

Результат экстремальной «растяжки» динамического диапазона Adobe Camera Raw: Shadows +100, Highlights -100. Как видим, удалось вытянуть детали как из темных, так и из светлых участков. Отмечаем низкий уровень шума в тенях.

 

Даже профессионал не всегда точно попадает в экспозицию и спасение недоэкспонированных кадров — частое явление. А как справится RAW с экстремальным осветлением изображения?

 

NIKON D850 / 24.0-70.0 mm f/2.8 Установки: ISO 64, F8, 1/100 с, 70.0 мм экв.

 

Adobe Camera Raw: Exposure +4EV

NIKON D850 / AF-S Zoom-Nikkor 24-70mm f/2.8G ED Установки: ISO 160, F6.3, 1/60 с, 70.0 мм экв.

 

Видим, что Nikon D850 позволяет серьёзно вытягивать информацию в тенях: при этом сохраняются все детали, не происходит искажения цветов. Но отметим и появление небольшого цифрового шума в области теней. Его уровень находится в пределах допустимого, и это при том, что «шумодав» мы не использовали совсем. Из теней можно «достать» порядка 4 ступеней экспозиции без появления сильных цифровых шумов. Далее вслед за новыми деталями охотнее появляются и шумы.

 

NIKON D850 / 24.0-70.0 mm f/2.8 Установки: ISO 100, F3.2, 1/400 с, 24.0 мм экв.

 

RAW с Nikon D850 весьма гибок в обработке. Как всегда, важную роль в получении качественных результатов играет грамотное экспонирование снимков.

 

NIKON D850 / 24.0-70.0 mm f/2.8 Установки: ISO 100, F8, 1/60 с, 24.0 мм экв.

 

Подведём промежуточные итоги. Nikon D850 — это новая планка качества для всех производителей фототехники. То, на что в ближайшее будущее будут равняться остальные игроки на рынке полнокадровых фотоаппаратов (как минимум в аспектах качества изображения и детализации). Аппарат сочетает в себе высокую скорость работы с невероятной детализацией снимков, позволяет делать качественные кадры в любых условиях, в том числе при плохом освещении на высоких значениях светочувствительности. Динамический диапазон тоже достаточно широк, чтобы RAW-файлы были гибки в обработке и позволяли «вытянуть» достойный результат даже в самых сложных ситуациях.

 

Скорость работы, автофокус, серийная съёмка

 

NIKON D850 / AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II Установки: ISO 160, F3.5, 1/160 с, 200.0 мм экв.

 

Пришло время протестировать скорость Nikon D850: готова ли эта камера к динамичным репортажным сюжетам?

 

Скорость работы и серийная съёмка

Если любительской камере простительна некоторая неспешность, то профессиональный инструмент должен реагировать на команды фотографа молниеносно. Тут Nikon D850 можно похвалить — навигация по меню, просмотр отснятых кадров, изменение настроек и прочие операции происходят без задержек.

 

NIKON D850 / AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II Установки: ISO 1100, F2.8, 1/1000 с, 200.0 мм экв.

 

То же касается скорости серийной съёмки — она должна быть достаточной для работы с динамичными сюжетами. Nikon D850 снимает со скоростью до 7 кадров в секунду. При использовании бустера MB-D18 скорость увеличивается до 9 кадров в секунду. Этот аксессуар, улучшающий вертикальный хват аппарата, мы рекомендуем приобрести всем фотографам, снимающим динамику. А ещё с ним можно сделать без подзарядки около 5140 снимков!

 

Nikon D850 с бустером MB-D18

 

Серийная съёмка с бустером MB-D18 со скоростью 9 кадров в секунду:

 

NIKON D850 / AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II Установки: ISO 3600, F2.8, 1/1000 с, 135.0 мм экв.

 

Чтобы фотограф мог делать длинные серии кадров, буфер фотоаппарата должен вмещать достаточное количество снимков. Насколько ёмкий буфер у Nikon D850? По нашим замерам, он вмещает 20–30 кадров в формате RAW (сжатие без потерь) в максимальном разрешении и на максимальной скорости серийной съёмки (7 кадров в секунду). То есть без падения скорости можно снимать на протяжении порядка 3 секунд. Однако во время фотосъёмки спортивных мероприятий мы периодически сталкивались с нехваткой объёма буфера. Но даже 20 кадров для 45-Мп изображений — хороший результат.

 

 

Логичнее динамичные репортажные кадры снимать с разрешением 26 Мп. Благо Nikon D850 позволяет сбросить до этого значения разрешение RAW-файлов. В таком режиме буфер вмещает около 35–40 кадров.

 

 

Если же нужно «строчить» камерой без передышки, можно снизить размер RAW до 11 Мп. Тогда в буфер поместится уже 50–70 кадров.

 

 

Пример 11-Мп кадра

NIKON D850 / 24.0-70.0 mm f/2.8 Установки: ISO 720, F2.8, 1/250 с, 70.0 мм экв.

 

При съёмке в JPEG с максимальным размером и качеством длина серии составит порядка 50 кадров.

 

 

При полунажатии кнопки спуска в видоискателе и на информационном дисплее отображается, сколько кадров осталось до переполнения буфера. Это позволяет с большей эффективностью производить серийную съёмку. Сейчас аппарат показывает, что до заполнения буфера осталось 27 кадров.

 

При тестировании камера задумалась на несколько секунд только при использовании медленной карты памяти при серийной съёмке. Пока переполненный буфер не освободится для того, чтобы сделать хотя бы один кадр, снимать не получится. 45-Мп RAW весит 50–100 МБ, и карты памяти должны позволять быстро записывать такие объёмы информации. Лучшую скорость записи обеспечат карты стандарта XQD. У нас на тесте была карта со скоростью записи до 150 МБ/с, и это не предел. Хорошо себя показали и SD-карты класса UHS-I и UHS-II.

 

NIKON D850 / AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II Установки: ISO 200, F2.8, 1/320 с, 200.0 мм экв.

 

Автофокус

Важнее серийной съёмки, пожалуй, только точная фокусировка. Nikon D850 получил модуль автофокуса от топовой репортёрской камеры Nikon D5. Датчики модуля фазовой фокусировки обычно сгруппированы в центре кадра — этим грешат многие зеркалки начального и среднего уровня. В Nikon D850 точками фокусировки покрыта значительная площадь кадра, она достаточна для эффективной работы с автофокусом.

 

 

Модуль фазовой фокусировки располагает 153 датчиками, 99 из них — крестовые. К выбору доступно 55 точек, остальные работают как вспомогательные, увеличивая точность наводки на резкость.

 

NIKON D850 / AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II Установки: ISO 360, F3.2, 1/160 с, 70.0 мм экв.

 

Чувствительность центральной точки автофокуса равна -4EV, у остальных этот показатель составляет -3EV. Уровень освещённости, соответствующий этим значениям — лунная ночь за городом. Автофокус будет работать даже в самых сложных световых условиях.

Nikon D850 фокусируется быстро и точно даже при использовании сверхсветосильной портретной оптики.

 

NIKON D850 / 105.0 mm f/1.4 Установки: ISO 250, F1.6, 1/200 с, 105.0 мм экв.

 

То же касается и следящей фокусировки: благодаря функции 3D-треккинга, камера способна следить за объектом съёмки, как бы он ни перемещался.

 

NIKON D850 / AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II Установки: ISO 560, F2.8, 1/1600 с, 200.0 мм экв.

 

По сравнению с предшественником D810, в Nikon D850 значительно сокращён блэкаут — время, на которое в видоискателе пропадает изображение при серийной съёмке.

В условиях слабого освещения Nikon D850 тоже способен быстро и точно фокусироваться, следить за объектом.

 

Съёмка в режиме Live View

Благодаря новому наклонному сенсорному экрану, съёмка в режиме Live View стала ещё удобнее. Теперь для фокусировки в нужном месте и съёмки достаточно тапа по экрану.

Фокусировка в Live View по-прежнему только контрастного типа, так что она будет проигрывать в скорости фокусировки через оптический видоискатель. Зато она точна и позволяет сфокусироваться даже на самом краю кадра.

Теперь область фокусировки может быть трёх размеров: к широкой и нормальной зоне, которые были у D810, добавилась фокусировка по точке. Это оценят все, кому нужна безукоризненно точная фокусировка — pin. Нам понравилось снимать с точечной контрастной фокусировкой при работе со сверхсветосильной оптикой. Она позволяет сфокусироваться там, где необходимо, удобна при пейзажной и предметной съёмке.

 

 

Здесь реализована функция распознавания лиц: она распознаёт в кадре лицо начиная с масштаба примерно поясного портрета. С ней удобно снимать портреты, даже с использованием светосильных портретных объективов камера старается фокусироваться точно на глазах.

 

Фокусировка по лицу

 

По сравнению с Nikon D810, чувствуется, что алгоритмы контрастной фокусировки были улучшены. D850 фокусируется в Live View увереннее, особенно при слабом освещении. Хорошо контрастный автофокус работает при использовании светосильной оптики.

 

 

Бесшумная съёмка

Nikon D850 стал тише предшественника благодаря новому затвору. Никуда не делись и режимы тихой съёмки Q и Qc, доступные при съёмке через оптический видоискатель. Но речь пойдёт не о них. В Nikon D850 появился режим бесшумной съёмки, доступный при работе через Live View.

Его можно активировать в любой момент, выбрав опцию SL1. Съёмка абсолютно бесшумная — механический затвор в этом режиме не задействован вообще.

 

NIKON D850 / 105.0 mm f/1.4 Установки: ISO 280, F1.6, 1/2000 с, 105.0 мм экв.

 

Раз нет звуков и вибраций, значит и проблема микросмаза пропадает сама собой. Этот режим отлично подходит для съёмки пейзажей, архитектуры, предметов — тех сюжетов, где нужна высочайшая детализация. Ограничение одно: как и на всех прочих фотоаппаратах, имеющих бесшумный режим, невозможно использование вспышек (студийных, накамерных). Пусть это станет ещё одним доводом за съёмку с постоянным и естественным светом. В режиме SL1 скорость серийной съёмки достигает 5 кадров в секунду.

Но при съёмке динамики есть некоторые ограничения. Помимо неспешного контрастного автофокуса, может проявиться и эффект rolling shutter — искажение движущихся объектов в кадре.

 

 

Несмотря на некоторые ограничения, режим бесшумной съёмки — полезнейшее нововведение! Он позволит фотографу быть незаметным при репортажной работе в театре, на улице, свадьбе. А для пейзажистов и фотографов, снимающих с постоянным светом, это возможность получать снимки максимального качества, избавившись от проблемы микросмаза.

 

NIKON D850 / 24.0-70.0 mm f/2.8 Установки: ISO 64, F8, 1/4 с, 70.0 мм экв.

 

Автоматическая подстройка автофокуса

Пожалуй, каждый фотограф сталкивался с проблемами бэк- и фронт-фокуса. Особенно они заметны при работе со светосильной оптикой, при съёмке через видоискатель. Аппарат систематически промахивается, фокусируясь перед объектом съёмки или за ним. Эту проблему можно решить юстировкой в сервисном центре. Также можно произвести ручную подстройку фокусировки для каждого из ваших объективов через меню. Такая возможность есть во всех продвинутых аппаратах Nikon.

 

 

Кстати, теперь фотографу не придётся снимать мишени и самостоятельно что-то настраивать для точной фокусировки. Достаточно активировать режим автоматической подстройки автофокуса. Для начала поставим аппарат на штатив и сфокусируемся по центральной точке на чём-либо. Для фокусировки лучше найти объект, находящийся на самой «ходовой» дистанции во время съёмки. Мы настраивали подобным образом объектив Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor и искали для фокусировки объект, расположенный на дистанции съёмки поясного портрета.

 

 

Теперь, не выходя из Live View, зажимаем одновременно кнопку на рычажке переключения фокусировки и кнопку записи видео — активируется функция подстройки автофокуса. После этой простой процедуры, будет создан профиль объектива, доступный теперь в уже знакомом меню «Тонкая настройка АФ».

 

NIKON D850 / 24.0-70.0 mm f/2.8 Установки: ISO 31, F11, 20 с, 50.0 мм экв.

 

Nikon D850 показал себя как аппарат, готовый к динамичным съёмкам. Если режим Live View в большей степени создан для размеренной, вдумчивой съёмки, то съёмка с фазовым автофокусом через видоискатель открывает отличные возможности. Этому способствуют модуль автофокуса от Nikon D5, быстрая серийная съёмка, ёмкий буфер. Уверены, такую производительность оценят не только репортёры, но и свадебные фотографы, путешественники — все, кто хоть иногда сталкивается со съёмкой динамичных сюжетов.

 

Предыдущаяледующая страница   

 

 ...   3