Тест цифровой кинокамеры Canon XC15. Глава вторая

Качество. Режимы съёмки

Canon XC15 предлагает несколько пользовательских режимов съёмки (тут они называются видами), пригодных для моментального использования и создающих запас, который при необходимости позволит доработать видео: подкорректировать цвета, усилить контраст, изменить яркость, добавить или убрать насыщенность цвета. Эти режимы полезны как для создания собственного фильма с определённым характером картинки, так и максимально близкого «подгона» видеоматериала под съёмку, произведённую другим устройством и в другом режиме.

Перед тем как начать съёмку, надо разобраться, для чего она производится, куда пойдёт материал, нужно ли его дополнительно обрабатывать или же ролик сразу должен из камеры отправиться в эфир. Так как камера для меня была новой, перед конкретной съёмкой я решил посмотреть на все доступные варианты, чтобы в дальнейшем понимать потенциал камеры, скрытый в настройках.

 

 

Режим (вид) «Стандартный» показал вполне обычную картинку.

 

 

Виды Cinema EOS Std., «Нейтральный», Production Camera и Color Matrix Off отличаются цветовой палитрой, настройками яркости и контрастности, но выдают изображение, совместимое с производимым всей линейкой камер EOS в тех же режимах (видах).

 

 

При съёмке на спортивной площадке с использованием сюжетной программы «Спорт» в качестве вида изображения я выбрал, как мне кажется, наиболее подходящий — Production Camera. У него широкий динамический диапазон, как у вида Wide DR, и его можно использовать без изменений или немного «подкрасив» и подкорректировав параметры яркости и контрастности, если это необходимо.

 

 

Дюймовый сенсор камеры способен обеспечить динамический диапазон в 12 ступеней. Показатель не рекордный, но кодек камеры записывает чистую, чёткую картинку в 4К, и уже на экране камеры видно, что она качественная, с высокой детализацией и хорошим цветом, большой глубиной резкости. Для репортажной камеры, материалы которой могут пойти в телеэфир, это наиболее подходящее решение.

Приятно было увидеть, что все пользовательские режимы съёмки (виды) создают качественное изображение.

 

 

Являясь большим любителем красивого боке и малой глубины резкости, я не рассчитывал, что с помощью XC15 можно выделить объект съёмки и даже получить эффектное размытие фона. Но это произошло. Логично, что лучше всего камере это удалось при съёмке объекта с небольшого расстояния.

 

 

Камера очень хорошо передаёт полутона даже в автоматическом режиме при работе со стандартным профилем изображения. На видео хорошо читается структура тумана, видны струящиеся потоки, камера хорошо передаёт атмосферу. Видео ниже записано в режиме 24 кадров в секунду. Эта частота используется в кино, и видео, снятое в этом режиме, воспринимается как кинофильм.

 

 

Для переключения камеры в режим киносъёмки необходимо в меню изменить системную частоту с 50 Гц на 24 Гц.

 

 

К сожалению, при этом придётся заново отформатировать (инициализировать) карту памяти в камере (вся записанная на неё информация пропадёт). Для записи в рамках одной съёмки роликов HD-разрешения с частотой 50 кадров в секунду, а также роликов в 4K с частотой 24 кадра в секунду я немного схитрил. Переключив системную частоту на 50 Гц, я отформатировал SD-карту памяти, а затем, переключив частоту системы на 24 Гц, отформатировал карту CFast. Теперь стало возможным записывать разный контент.

 

Съёмка в C-Log

Вид изображения, представляющий для меня наибольший интерес, — Canon Log. В кино, кроме игры актёров и самого действия, большую роль играет звуковое сопровождение, шумы и тщательно подобранная фонограмма. Но не менее важной составляющей передачи настроения в кадре является цвет.

Например, в легендарной трилогии «Матрица» это характерная чёрно-зелёная гамма, отсылающая нас к первым монохромным компьютерным мониторам на электронно-лучевых трубках с зелёным люминофором для отображения экранного текста. В фильме Mad Max действие происходит в постапокалиптическом мире, в безводной пустыне, и основная гамма фильма выполнена в тёплых ярких жёлто-оранжевых тонах. Цвет — очень важная составляющая для передачи атмосферы фильма.

Вид изображения Canon Log записывает максимальный динамический диапазон, на который способна камера, сохранив и света, и тени. Полученное обесцвеченное и малоконтрастное изображение не годится для моментального использования — полностью раскрыть его потенциал можно при дальнейшей обработке. Она сродни проявке, во время которой добавляются необходимый цвет, контраст, меняется цветовая гамма при помощи LUT-таблиц, а на выходе получается видео с необходимым цветом и гаммой, как в кино. Процесс этот кропотливый, во многом надо разобраться перед тем, как использовать этот режим изображения, но результат того стоит.

 

 

При съёмке в режиме С-Log крайне желательно контролировать экспозицию изображения при помощи монитора формы сигнала (зелёная гистограмма), так как автоматика не всегда может верно оценить экспозицию кадра, а экран показывает слишком плоскую и серую картинку, не подходящую для оценки на глаз. Монитор формы сигнала точно покажет недостаточную экспозицию или переэкспозицию кадра. Очень рекомендую начинающим кинематографистам изучить работу этого инструмента и всегда с ним сверяться даже при использовании других режимов съёмки.

 

 

Придать видео с танцевальной площадки вид «как в кино»? Пожалуйста! Режим съёмки C-Log, применение специального плагина в монтажной программе — несколько минут, и готово!

Из личного опыта также могу сказать, что лучший результат при последующей обработке получается при переэкспонировании кадра на 1 или 2 ступени в зависимости от параметров объекта (его цвет, отражает или поглощает свет, больше тёмных или светлых тонов) и освещённости сцены.

 

 

Очень хорошо режим С-Log подходит и для съёмки природы, позволяя при обработке контролировать цветовую гамму, насыщенность, проводить тонкую работу с цветом. Нет выбитых светов, тени не провалены, а вид как в кино.

 

 

Ролик ниже отснят с коррекцией +2 EV и «покрашен» в яркие тона. Прекрасный монитор видеосигнала, по которому в любом режиме можно оценить правильность экспозиции, помог сделать поправку с учётом его показаний.

 

 

Съёмка при низкой освещённости

Чтобы понять, насколько хорошо камера справляется со съёмкой в условиях низкой освещённости, я провёл отдельный тест. Выбор плана для съёмки не случаен: фокус настроен на объект с высокой детализацией, в расфокусе остаются объекты с большой площадью, занятой серым и чёрным цветом. Это не очень удачное построение кадра отлично подходит для оценки шумов сенсора и изменений в детализации изображения.

Чистая картинка наблюдается на значениях ISO вплоть до 2000. На отрезке между ISO 2000 и 5000 шумы становятся всё заметнее, но они вполне контролируемы при постобработке. Далее передача деталей ухудшается, от ISO 6400 уровень шума и потеря чёткости картинки заметнее. Я бы назвал ISO 6400 предельным для получения качественного видео, но в репортаже, когда важно зафиксировать событие, проблема уровня шумов уходит на второй план. При необходимости я согласился бы и на «шумные» ISO 20 000.

 

 

При съёмке в сумерках камера неплохо передала цвет, мелкие детали также хорошо различимы. Цифровой шум кое-где заметен, но не существенен. К монтажным программам разработано несколько плагинов для подавления шумов в видео, но здесь я не вижу повода для их использования.

 

 

При съёмке в сумерках урбанистического пейзажа мне понравилось то, что детали остаются на своих местах, а цветопередача не становится хуже. Картинка чёткая, прозрачная, нет рыхлости, которая обычно появляется при съёмке на высоких значениях ISO.

 

 

Динамический диапазон

Видео, снятые в режиме широкого динамического диапазона — Wide DR (вид 8), готовы к моментальному использованию без дополнительной обработки. Информация в тенях и светах сохранена, картинка контрастная, цвет на месте. Выглядит такое видео, как обработанный в камере C-Log с готовыми предустановками.

 

 

Видео с пускающими мыльные пузыри детьми не постановочное, это настоящий сюжет из жизни, который пришлось фиксировать как есть — со съёмкой в контровом солнечном свете. Для вытягивания теней и получения более светлой картинки, чем предлагала автоматика камеры, я воспользовался настройкой компенсации экспозиции. К сожалению, такая полезная функция спрятана далеко в меню, а на её вызов невозможно запрограммировать ни одну клавишу или колесо. Надеюсь, этот недочёт будет исправлен в будущем, в новой прошивке камеры.

 

 

Режим Wide DR также использовался для съёмки бэкстейджа фотосъёмки. Синее платье и зелёная листва хорошо контрастируют, высокая детализация создаёт впечатление живой фотографии — настолько изображение прозрачное и чёткое.

 

 

Таймлапс и замедленная съёмка

Обожаю и то и другое. При съёмке таймлапса (ускоренного видео, которое монтируется из фотографий, сделанных с интервалом) на зеркальную фотокамеру приходится очень тщательно выбирать сюжет и десять раз подумать, прежде чем укоротить жизнь затвора своей камеры на несколько тысяч срабатываний для получения трёхминутного видео. Да, отснятые фото можно будет пакетно обработать и придать ролику отличный вид, но всё же это удел профессионалов, специализирующихся на таком виде съёмки. Скорее всего, это видео будут смотреть в HD-качестве, и использование зеркальной камеры с более высоким разрешением сенсора должно быть очень оправданно.

Canon XC15 умеет создавать таймлапсы в видеорежиме, выдавая уже готовый для просмотра ролик. Таймлапс можно записать с качеством 4К, а вот замедленная съёмка в этом формате не поддерживается.

 

 

При создании таймлапса я использовал параметры ускорения x60 и x120. Мне они показались оптимальными для съёмки движения облаков и заката солнца. Скорость x20 хочется поторопить, а x1200 «летит» слишком быстро, хотя всё зависит от настроения, конкретного сюжета и задачи — камера даёт возможность экспериментировать.

 

 

 

Ничто не может показать красоту движения так, как замедленная съёмка. Можно рассмотреть быстро ускользающие при обычном темпе съёмки взгляды, и самому на мгновение замедлиться вместе с героями ролика про танцевальную площадку. Замедленное видео всегда несёт магию, особое состояние, которое мгновенно передаётся и производит сильное впечатление даже на самого искушённого зрителя.

 

 

Режим замедленной съёмки очень полезен для спортивных сюжетов. То, что при обычной скорости записи происходит стремительно, при замедлении можно рассмотреть внимательнее.

 

 

Запись звука

Качественная запись звука очень важна для восприятия фильма. Что же предлагает нам в этом плане ХС15?

Сбоку на рукоятке расположен разъём для наушников. Хотя камера и снабжена индикацией уровня записи звука, контроль записи через наушники поможет и профессионалу, и новичку избежать ошибок и повысить качество контента. Наушники позволяют заметить задувание ветром внешнего микрофона, задевание микрофона-петлички за одежду интервьюируемого, а также посторонние шумы, которые не услышит ухо и не покажет индикатор уровня (наводки от радиоустройств или мобильного телефона, паразитные шумы и прочее). Громкость наушников настраивается в меню камеры.

 

 

Сверху на корпусе размещён стереомикрофон, обеспечивающий качественную запись стереозвука, а также «холодный башмак» для крепления различных аксессуаров, таких как накамерный источник дополнительного света или внешний монитор.

 

 

В коробке уже есть адаптер MA-400, расширяющий возможности звукозаписи камеры.

 

 

Он снабжён специальным кабелем для соединения его с камерой. Поначалу это немного раздражает: зачем нужен кабель, если всё можно было соединить через мультиинтерфейс?

 

 

Но при реальной работе с камерой оказывается, что это удобно. Что бы ни случилось с внешним микрофоном или устройством, подключённым к адаптеру, можно без лишних кнопок перейти на запись звука через встроенный микрофон — просто отсоединив кабель. Фиксатор кабеля позволяет сделать это моментально, а камера автоматически переключится на внутренний микрофон, и тратить время на демонтаж адаптера не придётся. При использовании накамерного света или монитора аудиоадаптер можно закрепить на «руке» или на дополнительном штативе, оставив только проводное соединение.

 

 

MA-400 обеспечивает подключение двух источников звукового сигнала напрямую. Это могут быть микрофоны, музыкальные инструменты, то есть совершенно разнообразные устройства, имеющие балансный линейный выход. Адаптер также поддерживает микрофоны, для которых необходимо фантомное питание +48 В. Нужные настройки можно сделать при помощи панели управления на адаптере, а с помощью меню камеры при необходимости выполнить более тонкую подстройку.

 

 

Всё вышесказанное не означает, что в камеру можно «завести» только два источника звука. При помощи адаптера MA-400 можно записать гораздо больше, если подключиться к выходу микшерного пульта. В этом случае количество записанных источников будет ограничиваться только возможностью последнего. Это может быть и 60-канальный студийный пульт и 24-канальный концертный… или сразу оба, ведь в адаптере MA-400 два входа.

Качество встроенного микрофона мне понравилось: звук объёмный, автоматика точно устанавливает уровень записи, при его использовании ни разу не пришлось переходить в ручной режим для коррекции.

 

 

Качественная запись звука прямо в камеру экономит не только бюджет и место в сумке (не надо покупать дополнительные рекордеры и аксессуары), но и облегчает обработку и монтаж отснятого материала, решает проблему с синхронизацией звуковой и видеодорожек, даёт возможность избежать ошибок, к которым относятся не нажатая на внешнем рекордере кнопка записи, севшая не вовремя батарейка и так далее.

Canon XC15 позволяет записывать качественный звук синхронно с видеосигналом и предоставляет контроль и возможность оперативной коррекции уровня записи с микрофонным адаптером MA-400.

Практически во всех случаях я использовал MA-400 в автоматическом режиме. Уровень записи не вызывал нареканий, только при съёмке колокольного звона я столкнулся с необходимостью перейти в ручной режим и понизить уровень сигнала микрофона буквально на одно деление шкалы, используя соответствующее колесо на панели управления адаптером.

 

 

Очень важным является качество используемого микрофона. У меня был довольно бюджетный микрофон, обеспечивающий, как я считаю, качество звучания немного выше среднего, что неплохо для начинающего фильммейкера. Для профессионального использования лучше подобрать микрофон из более высокого ценового диапазона. На нём точно не стоит экономить.

 

 

При съёмке видео с поющим зябликом мною был использован целый ряд возможностей камеры: зум-объектив выкручен на максимальное фокусное расстояние, включён цифровой 2х телеконвертер, использован улучшенный стабилизатор изображения. Съёмку с удвоенным фокусным расстоянием лучше доверить штативу, но бывают моменты, когда нужно включить камеру сейчас и успеть запечатлеть момент, снимая с рук. Рукоятка позволила мне сохранить привычное положение кисти руки при повёрнутой почти вертикально вверх камере, наклонный экран избавил от необходимости задирать голову высоко вверх — пару минут, конечно, так можно было простоять, но зачем? Звук зафиксирован при помощи адаптера MA-400 и микрофона-пушки.

 

 

Запись уличных музыкантов была сделана при помощи микрофонного адаптера в авторежиме, хотя в данном случае всё же следовало перейти в ручной режим и немного понизить уровень микрофона. Так как действие происходило на закате, при чистом небе, я решил использовать сцену «Закат», которая лучше передаёт цвета и настроение этого момента.

 

 

Возможность записывать видео и звук отличного качества пригодились при съёмке небольшого деморолика для продвижения певицы. Этот сюжет подтвердил, что прикладные возможности использования камеры и адаптера действительно очень широки.

Ролики сняты с использованием сюжетной программы «Портрет», в котором лучше передаётся тон кожи. Видео можно использовать сразу после съёмки. Так как это демовидео для оценки вокальных данных, особый вид съёмки не понадобился.

 

 

 

 

Следующее видео позволяет оценить разницу между встроенным в камеру стереомикрофоном и внешним микрофоном-пушкой. Я не могу в данном случае отдать предпочтение какому-то из вариантов: встроенный микрофон передаёт стереозвук, и хотя переход в метро нельзя назвать акустически идеальным, всё же стереокартина звучит интересно. Внешний микрофон-пушка передаёт монофонический звук, и его качество всё же лучше. Хорошо, что можно выбрать подходящее решение в зависимости от ситуации, задачи и условий съёмки.

 

 

Следующий ролик снят с использованием вида Wide DR. Искусственный свет в переходе метро даёт рассеянный свет, картинка по свету очень плоская, но использование этого пресета позволило мне при монтаже немного подкрасить и оживить видео, оригинальный цвет которого был холодным и безжизненным.