Фотокамера Sony A9. Молниеносно и без компромиссов!

 

Фотокамера Sony A9. Молниеносно и без компромиссов! 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВНЕШНИЙ ВИД 

КАЧЕСТВО СНИМКОВ 

ДЕТАЛИЗАЦИЯ 

ВЫСОКИЕ ISO 

ДИНАМИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН 

СТАБИЛИЗАТОР 

РЕПОРТАЖНАЯ И СЕРИЙНАЯ СЪЕМКА 

ВЫВОДЫ

 

У каждого производителя фототехники должен быть флагман  - такая камера, в которой собраны лучшие технологии и самые последние разработки компании. Такой продукт, который не оставит ни одного шанса конкурентам.  При этом, у многих производителей флагманы немного разделяются: вот камера с большой матрицей и хорошим динамическим диапазоном - она для пейзажистов, а вот быстрая и точная, но не с такой большой матрицей, зато в «пуленепробиваемом» корпусе - это для репортажных фотографов.

 

Ну а фотографам, в свою очередь, хочется получить все и сразу - компактный корпус, быстродействие, полный кадр со сверхбыстрым считыванием данных, отличную скорость фокусировки, классные фотографии без необходимости обработки, ну и кнопку «шедевр» в придачу.

 

И каждый раз производители и инженеры ломают головы, придумывают все новые и новые фишки и пытаются впихнуть в камеру все больше и больше технологий.

 

24МП, 20 кадров в секунду, полный кадр, пыле-влагозащищенный корпус, двойной буфер памяти, два слота для карт памяти - уже звучит внушительно. Но 24 МП уже никого  особо не удивит, в некоторых телефонах утрамбовали в матрицу больше пикселей, 20 кадров в секунду, это быстро, но насколько важно иметь такую скорость? В любой камере самое главное не технические характеристики, а то, как она работает на самом деле. И, пожалуй, самый важный параметр, по которому стоит оценивать ту или иную камеру - это снимки, которые она позволяет получать или не позволяет.  

 

ВНЕШНИЙ ВИД  

Традиционно начнем обзор с внешнего вида. Тут никаких особых откровений не произошло: внешне камера ничем примечательным не выделяется. Но как всегда, профессионализм кроется в мелочах. То, что для любителя будет несущественным и неважным, для профессионала может оказаться критичным. Профессионалу важно иметь возможность быстро изменять любой из параметров съемки и зачастую делать это вслепую и не глядя в меню; важно чтобы камера удобно лежала в руках, важно чтобы управление ей было интуитивно понятным.

 

Камера выполнена в пыле-влагозащищенном корпусе из магниевого сплава и производит, действительно, солидное впечатление, несмотря на свои относительно компактные размеры. В руках камеру держать удобно, хотя делать это одной рукой довольно тяжело: все-таки тяжелый объектив 24-70 2.8, который весит больше самой камеры, немного перевешивает. Все органы управления расположены удобно для процесса съемки.

Тут есть традиционное для камер Sony кольцо выбора режимов съемки с тремя прогнозируемыми режимами, не которые можно назначить комбинацию пользовательских настроек.

 

Очень удобно то, что экспокоррекция вынесена на отдельное колесо - это действительно позволяет очень оперативно корректировать параметры съемки. Практически во всех условиях можно вести съемку в режиме приоритета диафрагмы и при необходимости вносить изменения с помощью экспокоррекции.

На отдельное колесо вынесено изменение режимов серийной съемки - тоже очень наглядное и удобное решение. Всегда видно, в каком режиме в данный момент находится камера. 

 

 

 

Колесо, отвечающее за серийную съемку, совмещено с переключателем режимов фокусировки. Оба эти переключателя имеют блокираторы, которые исключает случайное изменение параметров во время переноски камеры. 

 

 

 

Стоит заметить, что все кнопки и колесики имеют четкий ход и нажатия, сделаны рельефными, ими удобно пользоваться вслепую.

 

Отдельно пару слов хочется сказать про дисплей и видоискатель. Видоискатель в Sony A9 имеет разрешение 3.6 миллиона точек. Как-то принято считать, что у беззеркальных камер именно видоискатель является слабым местом, и картинка в нем запаздывает, тормозит и вообще плохого качества. Вот это все не про Sony: тут изображение в видоискателе не вызывает вообще никакого дискомфорта, не запаздывает и не притормаживает. И в видоискателе и на дисплее видно именно то, что будет потом на фотографии. Можно еще на этапе съемки оценить освещенность будущего снимка (кстати, в этом отлично поможет “живая” гистограмма), влияние диафрагмы на снимок, резкость и прочее и избежать неприятных сюрпризов, когда из-за ошибки в выставлении параметров важный снимок оказывается испорченным.

 

Дисплей тоже большой и очень резкий, пожалуй, единственная претензия к нему - бликует на солнце, а если поднять яркость дисплея на максимум, то картинка на нем начинает выглядеть светлее, чем будет на самом деле. Поэтому приходится выбирать: либо снимать через видоискатель на ярком солнце, чтобы ничего не бликовало, либо поднимать яркость дисплея, но при оценки кадров делать поправку на то, что снимок отображается ярче примерно на одну ступень экспозиции и контролировать освещенность по гистограмме. Дисплей у камеры откидывается в вертикальной плоскости, что делает удобной съемку с нижней или верхней точки. 

 

 

 

Перемещение точек фокусировки в Sony A9 вынесено на отдельный джойстик - удобное и уже довольно стандартное решение для репортажных камер. Пожалуй, единственный вопрос вызывает кнопка Menu, вынесенная по левую руку - управлять камерой, держа ее одной рукой, не получится. Но с другой стороны, а часто ли вы изменяете какие-то параметры в меню во время съемки? 

 

 

 

За регулировку диафрагмы отвечает управляющий диск, расположенный в правой верхней части корпуса. Конечно, намного удобнее и быстрее менять диафрагму на объективе, но к такому поведению тоже довольно быстро привыкаешь, тем более что временной лаг между моментом прокрутки диска и изменение диафрагмы минимальный, в отличие от более младших моделей Sony. Тут изменение происходит быстро.

 

В камере предусмотрено два слота для карт памяти, при этом алгоритм записи снимков можно менять - на одну карту записывать raw файлы, на другую jpeg, или дублировать информацию. Один из слотов поддерживает супер скоростные карты памяти формата UHS-II, а они вам понадобятся, если захотите выжать из камеры максимум, поверье.

 

Приятной неожиданностью стало время жизни на одной батарейке - камера была на тесте в течении трех дней и батарейка села только вечером третьего дня, при этом было сделано около 2000 кадров в формате raw + jpeg (около 1000 уникальных), при съемке чаще всего использовался дисплей. Очень впечатляюще, особенно если учесть, что камера была новой. Еще кучу времени и ресурса батареи было потрачено на изучение меню и тестирование различных режимов.

 

КАЧЕСТВО СНИМКОВ

За качество снимков в Sony A9 отвечает фирменная полнокадровая CMOS матрица с обратной засветкой в 24МП. Поддерживается 14-разрядный формат RAW без сжатия. Можно выбрать его или текущий формат RAW со сжатием. RAW без сжатия подходит для ситуаций, когда важно задействовать широкий динамический диапазон и передать градацию тончайших оттенков.

Давайте посмотрим подробнее, какие снимки она позволяет делать.

Напомним, что тестировалась камера в связке с объективом G-Master FE 24–70 мм F2.8 GM

 

ДЕТАЛИЗАЦИЯ

Приведем несколько примеров, позволяющих оценить передачу мелких деталей камерой. 

 

 

EXIF 1/400 sec, f/5.6, 70 mm, ISO 100, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

100% кроп из центра кадра выглядит вот так:

 

 

Видно, что никаких вопросов детализация не вызывает: видно каждый листик на дереве.

Еще несколько примеров на различных значениях ISO. 

 

EXIF 1/320 sec, f/10, 24 mm, ISO 800, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

 

EXIF 1/4000 sec, f/3.2, 70 mm, ISO 400, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

 

Будем считать, что вопрос с детализацией можно считать закрытым - ни одна, даже самая мельчайшая деталь не будет потеряна.

 

ВЫСОКИЕ ISO

Не менее интересно будет оценить работу камеры на высоких ISO. Возможность использовать штатив есть не всегда. Да и очень часто приходится снимать репортаж в темном помещении, в этом случае выдержка должна быть достаточно короткой, а значит, придется повышать значения ISO. И тут важно, чтобы даже при повышенных значениях светочувствительности детали на изображении сохранялись. 

Для теста был использован вот такой кадр: 

 

 

EXIF 1/80 sec, f/7.1, 56 mm, ISO 100, 2017:01:01 00:00:26, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

 

Этот сюжет был снят на разных значениях светочувствительности в форматах raw и jpeg. Конвертация raw файлов производилась в Adobe Lightroom CC со сброшенными в 0 параметрами шумоподавления и резкости.  JPEG был получен в камере с настройками по умолчанию. Результаты приведены в таблице. 

 

 

 

Из таблицы видно, что какой-то существенный и заметный шум появляется только на ISO 12800, до этого изображение выглядит чистым. При этом в формате jpeg кадры в принципе выглядят более резкими. Это обусловлено настройками в камере. С повышением ISO уровень шума растет, а jpeg файлы становятся более размытыми. Видно, что наиболее выражена цветная составляющая шума, мешать восприятию она начинает только на iso 51200, на значениях iso ниже шум можно считать некритичным.

 

При этом, даже на запредельном ISO 204800 кадр в формате для интернета выглядит информативным. Да, появляются не нужные цветовые пятна (особенно заметно на траве), да теряется детализация и появляется общее размытие, но не смотря на это листья остаются листьями, белые детали декора на белых стенах дома видны, видны тональные переходы на листве и это на iso 204800. Если честно, даже представить сложно: кому и когда может понадобится такое значение iso.  

 

 

ДИНАМИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН

Очень важный параметр, который отвечает за сохранность деталей в светах и тенях и за то, сколько информации можно будет оттуда восстановить при постобработке. Логично, что чем выше динамический диапазон, тем более приближенный к реальности снимок мы получим и сможем передать максимум информации. Это важно как в пейзажной фотосъемке, когда нужно передать все нюансы освещения, так и в репортаже, который порой приходится снимать при очень жестком освещении.

Пожалуй, самый показательный пример:

 

EXIF 1/250 sec, f/16, 24mm, ISO 800, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

 

Снимок сделан на рассвете, в контровом свете, и перепад яркостей очень большой - небо с солнцем очень яркое, в то время как передний план находится в тени. В качестве примера приведен необработанный кадр, как есть из камеры. Тут не было применено никаких методов восстановления деталей в тенях или светах и можно сказать, что камера отработала на «отлично». Какой-то более лучший “сырой” результат представить себе достаточно трудно.

 

Или вот еще пример, на этот раз сравнение снимка “из камеры” и немного обработанного в Adobe Lightroom CC. В данном случае, обработка заключалась в восстановлении информации в светах с помощью инструмента Highlights и выставлении точки черного.  

ИСХОДНЫЙ СНИМОК    /   ПОДКОРРЕКТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ 

      

 

Основной прием, когда нужно передать детали и в светах и в тенях - снимать с небольшой отрицательной экспокоррекцией. Таким образом, чтобы в светах терялось минимум деталей, а информацию в тенях восстанавливать при постобработке. Давайте посмотрим, как это получается сделать на снимках с Sony A9. 

ИСХОДНЫЙ СНИМОК    /    ПОВЫШЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ НА 2 СТУПЕНИ В ADOBE LIGHTROOM 

     

     

 

Видно, что практически из темноты удалось восстановить всю информацию, при этом детализация сохранилась, цвета остались естественными, артефакты и шумы не появились. Это действительно достойный результат.

Еще один пример, на этот раз с большим значением ISO. 

ОРИГИНАЛЬНЫЙ СНИМОК      /      SHADOWS + 100 B ADOBE LIGHTROOM 

     

     

 

Из примера видно, что всю информацию в тенях удалось восстановить. Да, появился цветовой шум, но детали все равно видно, а шум можно будет убрать при постобработке. 

 

СТАБИЛИЗАТОР 

Sony A9 оснащена встроенным 5-ти осевым стабилизатором. Благодаря которому выдержки при съемке с рук могут быть более длинными.

 

Несколько примеров: 

СТАБИЛИЗАТОР ОТКЛЮЧЕН    /    СТАБИЛИЗАТОР ВКЛЮЧЕН 

     

     

 

И еще один кадр из серии “когда лень доставать штатив”. 

 

 

Если следовать классическому правилу, то при фокусном расстоянии в 70mm безопасная выдержка (без смаза) должна быть короче 1/70. В данном случае без проблем и каких-то специальных задержек дыхания удалось использовать 1/50. Не самая впечатляющая разница, но именно она позволяет сделать кадр на меньшем значении ISO или с большим значением диафрагмы, что довольно существенно при съемке пейзажей.


РЕПОРТАЖНАЯ И СЕРИЙНАЯ СЪЕМКА

Съемка репортажей и спортивных событий как раз то для чего в компании Sony позиционируют эту камеру.

Sony A9 поддерживает съемку с механическим и электронным затвором. При съемке с электронным затвором исключается микро- вибрация и шум, благодаря чему снимки будут более четкими и не помешают в ответственные моменты. Электронный затвор в новой камере оснащен функцией антидисторсии, благодаря которой на снимке не будут заметны артефакты «роллинг-шаттера». Самая короткая выдержка, доступная камере — 1/32000 сек.

При этом задержка при срабатывании кнопки спуска затвора составляет всего 30мс. К слову сказать, в репортажных флагманах конкурентов это время больше на 30 секунд. Эти цифра значат то, что задержка между нажатием на кнопку спуска затвора и самим кадров всего лишь 30 милисекнуд - пропустить что-то не реально, вы только подумали о кадре, мозг послал сигнал пальцу нажать на кнопку, и вот кадр уже сделан. Скажем больше, вы можете молниеносно снимать до 20 кадров в секунду абсолютно беззвучно. На концертах, при съемке спортивных соревнований и в любых других ситуациях, когда фотографу важно не привлекать к себе лишнего внимания и отвлекать героев снимка.

Максимальная скорость механического затвора составляет 5 кадров в секунду.

За точность и скорость фокусировки отвечают 693 точки фазовой автофокусировки, расположенные по всех поверхности сенсора. А это значит, что вне зависимости от того, в какой части кадра происходит действие камера сможет там сфокусироваться.

Непрерывная автофокусировка работает даже при спуске затвора, позволяя следить за движениями объектов. Выглядит все очень впечатляюще.

 

Разбираться, как обстоят дела на практике, мы отправились в уездный город Венев Тульской Губернии на празднование Дня России. Не спортивное мероприятие, конечно, но фотосъемка танцев и концертных выступлений тоже жанр, требующий и от фотографа и от камеры высокой скорости реакции и способности сделать кадр в тот самый единственно нужный момент.

 

Стоит заметить, что все приведенные ниже снимки - это внутрикамерный jpeg без какой либо дополнительной обработки. Ведь в репортаже кроме качества снимков еще очень важна оперативность. А тут снимки сразу с камеры можно отправлять в редакцию.

Сначала приведем кадры из серии  “навелся и снял” - это одиночные снимки, сделанные в толпе. На вскидку по принципу видим сюжет, поднимаем камеру и делаем снимок. 

 

EXIF 1/320 sec, f/2.8, 70 mm, ISO 400, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

 

EXIF 1/1000 sec, f/2.8, 70 mm, ISO 800, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

EXIF 1/400 sec, f/5.6, 70 mm, ISO 100, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

EXIF 1/320 sec, f/2.8, 68 mm, ISO 100, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM

EXIF 1/640 sec, f/2.8, 40 mm, ISO 400, 2017:01:01 05:42:36, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

 

Все снимки получились с первого раза, камера не “елозила” автофокусом, не промахнулась, не задумалась при съемке. В кадры попали именно те моменты, которые вызвали желание сделать фотографию.

Теперь несколько слов про серийную съемку. Sony A9 делает 20 кадров в секунду в режим rаw + jpeg, при этом в серии во время теста получилось 89 кадров непрерывной съемки, прежде чем камера начала немного “задумываться” над следующим кадров. И что самое важно, даже после такой огромной серии можно было без проблем продолжать снимать, без всяких задержек. Это впечатляет. 

 

 

Скорость съемки такова, что можно мультик собирать. И все это raw файлы с высоким разрешением, детализацией, отличной передачей цвета и низким уровнем шума.

А вот еще один пример серийной съемки. 

 

EXIF 1/2500 sec, f/2.8, 34 mm, ISO 400, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

 

Такие серии снимков очень полезны при съемке каких-то динамичных сюжетов чтобы потом выбрать самый впечатляющий и красивый кадр.

Например, при фотосъемке выступлений стоит ориентироваться на позы артистов и выражения лиц. Смотреть чтобы они не перекрывали друг друга, чтобы не получалось что видно только одну ногу или руку или глаза зажмурены. А когда выступающих много, эти все условия должны быть соблюдены для каждого, и чем больше вариантов вы сделаете, тем больше шансов выбрать идеальный кадр, где все улыбаются и никто не закрывает друг друга.

Вот пример, подтверждающий сказанное ранее.

 

 

Обратите внимание на ногу девушки по центру. Она нормально читается только на одной фотографии из серии. Кто-то может сказать, что это не существенно, но для профессионала важны мельчайшие детали и нюансы. И никто не будет спорить, что девушка с двумя ногами лучше девушки с одной :) 

 

EXIF 1/1250 sec, f/2.8, 65 mm, ISO 400, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

 

Еще один впечатляющий нюанс - чувствительность кнопки спуска затвора. При установленной серийной съемке вовсе не обязательно снимать серию: можно снять только один, два, или даже три кадра за секунду - даже если установлен режим 20 к/с. Получается, что нет необходимости переключаться с режима серийной съемки на одиночный, можно просто всегда снимать в режиме серийной съемки. И если нужен один кадр, просто аккуратно нажимать на кнопку спуска; если нужна серия, то держать кнопку спуска нажатой столько сколько нужно.

 

Старший менеджер по продукции Sony, господин Мачитани-Сан, в интервью рассказывал, что они сделали целых семь разных кнопок спуска затвора, пытаясь найти точные ощущения и необходимое давление, чтобы выбрать правильный вариант.

Ниже приведены примеры серий разной длительности и выбранных из них кадров. Стоит заметить, что за все время съемки не было ни одного не резкого кадра или какого-то момента, чтобы камера задумалась, хотя съемка велась сериями практически непрерывно. 

 

EXIF 1/1250 sec, f/2.8, 65 mm, ISO 400, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

 

EXIF 1/800 sec, f/2.8, 70 mm, ISO 400, 2017:01:01 06:15:14, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

 

Следящий автофокус тоже работает очень цепко и продолжает следить за объектом, даже если перемещается или перекрывается другими объектами. 

 

 

EXIF 1/800 sec, f/2.8, 68 mm, ISO 400, 2017:01:01 06:15:25, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

EXIF 1/1000 sec, f/2.8, 67 mm, ISO 400, 2017:01:01 06:00:27, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

EXIF 1/1250 sec, f/2.8, 58 mm, ISO 400, 2017:01:01 06:00:09, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

EXIF 1/1250 sec, f/2.8, 56 mm, ISO 400, 2017:01:01 05:59:29, ILCE-9, FE 24-70mm F2.8 GM 

 

ВЫВОДЫ

В лице Sony A9 мы получили очень мощный профессиональный инструмент. Тут даже больше и не знаешь что сказать. Она снимает молниеносно быстро, при этом идеально фокусируется, серии просто огромные даже при съемке в raw + jpeg, детализация отличная, динамический диапазон позволяет снимать в самых сложных условиях. При этом камера отлично подойдет не только для репортажной съемки (а тут под нее заточено буквально все), но для съемки пейзажей - снимки отличаются плавными тональными переходами, красивой и естественной цветопередачей и высокой детализацией. При этом, стабилизатор позволит делать снимки с даже в самых сложных условиях, а если этого будет недостаточно то без ущерба для качества снимков можно поднимать iso  вплоть до iso 12800 или снимать с отрицательной экспокоррекцией и потом восстанавливать детали в тенях. В любом случае результат будет достойный.

С эргономической точки зрения все в камере сделано удобно и наглядно. Единственное, пожалуй, что можно сделать в качестве недостатков - традиционно для Sony немного запутанное и непонятное меню и бликующий на солнце дисплей. Но в меню не так часто надо лазить, а дисплей можно заменить видоискателем или поднять его яркость. Сюда же можно было добавить то, что диафрагму нужно менять не на объективе и отсутствие отдельного диска для изменения меню, но это будут уже придирки.  Так что по всему выходит, что Sony A9 очень достойный представитель беззеркальных камер.

 

Ознакомиться подробнее с техническими характеристиками, оформить заказ, купить камеру  можно в карточке товара