Разбор полетов. Советы по фотосъемке и построению кадра

Для того, чтобы принять участие в разборе, нужно подписаться на наш аккаунт в любой из социальных сетей и прислать в личные сообщения ссылки на свои работы. Если будет прислан raw файл, то Елена приведет пример обработки снимка в Adobe Lightroom с подробным пошаговым описанием.
Приводим разбор снимков с комментариями Елены и еще раз напоминаем, что любое мнение Елены является субъективным.
Фотография 1.
Автор: Сергей Ерзиков

На этой фотографии хороший свет, мне нравится, что тут какая-то дымка и туман. Композиция тоже, вроде бы, выстроена грамотно: все по правилу третей (синие линии), акценты есть, перспектива присутствует. Но без огрехов не обошлось.

Первое, что бросается в глаза - небольшие ореолы вокруг веточек сосны (области 1 и 2). Я допускаю, что это было сделано специально при обработке, чтобы придать некоторое свечение работе, но у меня такие артефакты ассоциируются с неудачным подавлением шума.
Также смущает то, что верхушка левой сосны визуально практически сливается с деревьями на заднем плане (область 2), этого можно было избежать, изменив точку съемки: например, снимать с более низкой точки.
Небольшой хаос и мельтешение вносят травинки в правом нижнем углу. С одной стороны, они отвлекают и мешают, а с другой - если их убрать, то этот угол станет совсем пустым.
Как вариант решения этого снимка, я бы попробовала использовать более широкоугольную оптику и низкую точку съемки, чтобы расширить пространство и разделить планы.
Фотография 2
Автор: Алексей Сим

Очень атмосферный снимок: хорошо передано состояние природы. Тут чувствуется и ветер и холод. Мне очень нравится тут цветовой контраст желтого и синего - он всегда выигрышно смотрится на снимках. Нравится, что деревья на переднем плане отделены от заднего - дымкой, а дымка, в свою очередь, подсвечивается солнцем. Это создает в кадре объем.
Немного смущает яркое пятно солнца почти по центру кадра. Возможно, стоило чуть-чуть подождать, пока солнце частично скроется за облаком. Или попытаться кадрировать немного правее, чтобы солнце сместилось в левую часть снимка.
Еще как вариант развития этого сюжета - можно было попытаться снимать с низкой точки, и вывести на передний план тени от деревьев: тогда, кстати, солнце было бы частично закрыто ветками деревьев и не так доминировало.
Фотография 3
Автор: Даниил Останин

Хороший жанровый снимок, и перевод в «черно-белое» тут к месту и только добавляет настроения. Точка съемки выбрана очень правильно. Меня немного смущает отрезанная лапа справа (область 1), хочется ее включить целиком и тогда, заодно, морда собаки сместится левее и будет больше соответствовать правилу золотого сечения.

Кроме этого, я бы немного затемнила края снимка, чтобы добавить еще больше объема, и добавила бы небольшие блики в глаза собаки, но уже мелочи и вкусовщина.

Фотография 4.
Автор: Сергей Карась

Композиционно хороший снимок. Тут есть ведущая линия, само пространство кадра замкнуто и грамотно выстроено. Но есть несколько вопросов. Про что этот кадр? Если это пейзаж, тот тут не хватает света - свет здесь слишком жесткий и плоский для пейзажа; если это жанровый снимок (а на это намекает черно-белое решение), то не хватает действующего лица какого-то.
Сам кадр немного не резкий, в принципе, в нерезкости нет ничего плохого, но в данном случае это смотрится как небольшой промах по фокусу или смаз от неправильно подобранной выдержки.
А из-за плоского света и черно-белого решения сам кадр смотрится довольно хаотично. Мне кажется, тут стоило расставить больше акцентов или увеличить контраст. Линия дороги с мостиком (1) очень хорошо уводит взгляд зрителя вглубь кадра, но для хорошего снимка одной линии мало. Мне очень хочется как-то акцентировать стволы деревьев (2), сделать их контрастнее и заметнее, потому что в таком решении как сейчас они сливаются с травой и создается “мельтешение”.

Простым повышением контраста эту ситуацию не исправить: контраст будет повышаться равномерно и в светлых частях изображения и в темных, и акценты не появятся. Единственный вариант - сделать это вручную. Осветлить одни части изображения и притемнить другие.
На рисунке синим цветом я обозначила те области которые надо сделать темнее (кроме стволов деревьев), а мост и трава должны стать чуть-чуть светлее. Таким образом, акцентов станет больше и снимок станет более объемным.


Но все равно, для развития сюжета очень не хватает фигурки человека (кошечки, собачки, не важно) на дорожке, тогда бы получился хороший жанровый снимок. Даже несмотря на нерезкость.