Обзор камкордера JVC GY-LS300CHE

photo-1

GY-LS300 - новый камкордер от японской компании JVC Kenwood, занявший отдельную нишу в классах компактных видеокамер. В первую очередь он будет интересен тем видеографам, которые планируют переходить с DSLR - на профессиональные видеокамеры формата 4K со сменной оптикой. Так же камкордер наверняка будет интересен видеооператорам, желающим расширить свои возможности и повысить уровень и функционал работы на съемках. 
В конце зимы 2015 года, камкордер был анонсирован компанией JVC, в апреле вышел на мировой рынок и уже с июня этого года камера официально поступила в продажу на российский рынок.

Камкордер записывает видео в формате 4K или Ultra HD 4K (3840 х 2160 пикселей) и при этом находится в компактном, легком корпусе. Вес камеры всего лишь 1700 грамм. Камера использует стандарт Micro Four Thirds (MFT или Микро 4/3) для сменной оптики. При таком форм-факторе и весе, она делает большой шаг навстречу репортажникам и документалистам, свадебным видеографам, словом, людям, работающим здесь и сейчас, без сценария и подготовки. На российском рынке в свободной продаже можно приобрести бюджетные и качественные MFT-объективы и пользоваться преимуществами автофокуса, зума и оптической стабилизации камеры, словом, всем тем функционалом, который необходим для работы в репортажном режиме. Все это позволяет иметь в арсенале оператора любой ниши - исключительный инструмент - полноценную репортажную видеокамеру 4K, с полным управлением съемкой с тела камеры и в то же время, при необходимости, полностью настраиваемый мануальный аппарат со съемными фото или кино объективами под любые творческие задачи!

Одной из уникальных особенностей камеры является то, что она оснащена сенсором Super35mm с разрешением 13.5 млн.пикселей CMOS с прогрессивной разверткой датчика. Камера GY-LS300 имеет встроенные ND-фильтры, профессиональный аудио контроль с XLR-входами и хороший выбор внутренних аудио кодеков. В камкордер встроена система оптической стабилизации изображения.

Любопытно, что инженеры JVC решили использовать в камере LS-300 активное Микро 4/3 крепление для объективов. Почти все линзы MFT не предназначены для полного покрытия датчика размером Super35mm, поэтому этот выбор стандарта объективов, поначалу, кажется как минимум странным. Однако на практике - объединение работы датчика Super35mm и MFT-крепления объектива дает отличный компромисс между профессиональным видео изображением и финансовой доступностью стекол. Десятки высококачественных MFT-объективов доступны по цене и не требуют адаптера при креплении к камкордеру. Почти на всех из них работает автофокус и на некоторых - зум (в свободном доступе на официальном сайте есть таблица совместимости). Все известные кино линзы также могут быть адаптированы для использования с GY-LS300. А с помощью монтажа различных адаптеров (PL-mount, Canon EF mount, Nikon, и C-Mount) становится доступным использование самого широкого спектра любых других объективов. Электрические соединения на адаптерах совместимы со многими линзами с автофокусом и регулировкой диафрагмы, в том числе топовых зум-объективов.

Еще одним важным отличием от большинства MFT-камер является то, что GY-LS300 использует сенсор формата Super35mm, который примерно на 35% больше, чем стандартный MFT-сенсор у камер этого стандарта. Крепление JVC обеспечивает полный охват видимого диапазона, поэтому линзы стандарта Super35mm могут быть также использованы при работе с камерой без эффекта виньетирования. И это прорыв! Для профессиональной работы на видео проекте при ограниченном бюджете, имея в арсенале данный камкордер, можно сэкономить солидную сумму на аренде и тем более покупке новой оптики. Возможность выбора - это всегда хорошо.

GY-LS300 имеет уникальную технологию Variable Scan Mapping. Она включает в себя обрезку или масштабирование датчика в зависимости от того, какой формат линзы установлен на камеру. Технология поддерживает родной угол зрения для различных типов объективов, в том числе Super35, MFT и Super16. Таким образом можно использовать не только 4/3 MFT линзы, но старые Супер 16 мм объективы. Однако следует учесть, что объективы стандарта Супер 16 мм будут работать только при записи в формате HD.
Как работает технология? При использовании различных типов объективов с помощью адаптора, VSM-технология разумно перераспределяет пиксели на сенсорном чипе в соответствии с родным полем зрения объектива, так, что пиксели заполняют все поле видимой области, тем самым устраняя виньетирование. В результате - выбор вариантов линз для камеры - практически безграничен.

На рынке модель JVC GY-LS300 не позиционируется как кинокамера и не продается в специализированных магазинах с высокобюджетной кинотехникой. Тем не менее, качество получаемого изображения на выходе вполне может конкурировать с изображениями, получаемых с камер, стоимостью, превышающей стоимость LS-300 в несколько раз. 

GY-LS300 - это творческая камера среднего ценового сегмента, предназначеная для самого широкого спектра покупателей. Камера будет интересна для использования в образовательных целях, сбора новостей и в качестве альтернативы обычным DSLR-камерам. Вот цитата с тренинга по профессиональному видеооборудованию от ведущего продакт-менеджера корпорации JVC Густава Вернера Эмриха: "DSLR-камеры просто не могут сочетать вместе высокую надежность, долгое время записи и эргономику для съемки качественного видео, как у GY-LS300 от JVC. Ни один другой камкордер со съемными объективами не предлагает столько гибкости в таком компактном, удобном в обращении форм-факторе. Я уже сейчас вижу, как эта камера будет работать в документальных средах, короткометражных фильмах и репортажных сюжетах, так что я просто беру эту камеру, штатив и всего в 3 объектива и выхожу в поля, работать по сценарию." (перевод с английского).

Качество изображения

Камера на самом деле удивила меня изображением, которое она производит. Несмотря на то, что она не в нише кинематографии с высокобюджетными кинокамерами, за стоимость, по которой она продается в розницу, на мой взгляд, это оптимальное соотношение - изображение-возможности-цена. Ниже - пример съемки данной камерой от бельгийской продакшн-компании "DELIMEXvideo". Просмотр доступен в 4K.

ISO

Камкордер включает 12 предустановок динамического диапазона и базовой ISO 400. Вы можете вполне комфортно работать при ISO 3200, но не более, т.к. шумы начинают заметно искажать изображение. Для большинства задач камера подходит идеально. В промежутке допустимых рабочих ISO, камера производит очень чистые, резкие, детальные изображения, пример можно увидеть ниже. Прогуливаясь по Красной площади, я протестировал камеру на предмет шумов при съемке ночью в диапазоне ISO 400 до ISO 6400.

Оптический стабилизатор изображения

Камера оснащена встроенным стабилизатором изображения. На сегодняшний день эта функция реализована совместно с объективами Panasonic Lumix. На официальном сайте компании JVC постоянно появляются новые прошивки в бесплатном доступе и вполне возможно, что в скором времени для работы стабилизатора станут доступны не только линзы Lumix. 
Ниже по ссылке доступна для скачивания таблица всех, протестированных японцами объективов, с описанием доступных функций и возможностей камеры с каждым из них. К сожалению, на мой тест камера была предоставлена с объективами Olympus 12mm, 45mm и 12-40mm, поэтому протестировать работу стабилизатора не получилось. Но все впереди, скоро новый тест с данной камерой!

Запись видео

Одной из самых сильных сторон камеры является то, что она может записывать видео 4K UHD при частоте 24,25 и 30 кадров в секунду с кодеком H264 в формате MOV со скоростью потока 150Мб/с. И все это прямо на скоростную карту памяти, без использования внешних рекордеров! В формате HD вы можете записывать поток 50 Mb/с 4:2:2 до 60P в MOV. Улучшенный видеокодек высокого разрешения AVCHD также доступен для записи. LS-300 поддерживает кодек двойной записи, позволяющий писать как в MOV и AVCHD одновременно на его двойные SDHC/SDXC слоты с картами памяти.

Автофокусировка

Камкордер оснащен отключаемой функцией автофокуса, которая работает практически с любыми MFT-объективами. Работа автофокуса впечатлила, фокус резвый и четкий. Следящий автофокус работает не хуже, даже в сумерках (пример ниже). Ночью - фокусировка работает только на статичных, хорошо освещенных объектах.

Форматы записи

Камера имеет множество способов записи на карты памяти. И это сильно выделяет ее на фоне конкурентов, подобным разнообразием режимов могут похвастать не многие из них.

1. Последовательная запись.
Способ позволяет записывать на одну SD карту и сразу после ее заполненения автоматически записывать на вторую, в том числе с горячей заменой карт. Эта функция доступна во всех режимах 4К UHD, HD, SD и Web.

2. Двойная/параллельная запись.
Вы можете записывать видео одновременно две карты SD сразу в 4K UHD, HD, SD и Web. Также есть возможность вести запись в разных форматах и разрешениях на каждую из карт. 

3. Резервное копирование.
Очень умная и полезная функция, которая позволяет писать видео на первую SD карту в режиме "Старт" и "Стоп", в то время как на вторую карту пишется весь материал непрерывно, независимо от того, остановлена ли запись или нет. Пока камера включена, то на нее будет идти запись. Это великолепная функция для съемки новостей или документальной работы, где вы не хотите пропустить что-то. В ситуации съемки военных конфликтов операторы часто пропускают лучшие кадры, потому что многие вещи происходят без предупреждения и подготовки. Возможность оставить свою камеру на записи иногда может иметь решающее значение при съемке неожиданных моментов. Существует также функция предварительной записи, которая позволяет записать до 15 секунд в HD и 5 секунд в 4K UHD, прежде чем вы нажмете на кнопку записи.

4. Особые типы записи.

В видеокамере GY-LS300 предусмотрено четыре специальных метода записи. Это Pre Rec (предварительная запись), Clip Continuous (непрерывная запись роликов), Frame Rec (запись кадров) и Splitting the Clip Freely (свободное разделение роликов).

Предварительная запись.
При включенном режиме ожидания камеры, запись может начинаться на несколько секунд (функция программируется) раньше нажатия кнопки Rec. Использование данного режима позволяет не упустить нужный момент сцены, даже если кнопка "Запись" нажата с опозданием.

Непрерывная запись роликов.
Во время записи видео, при остановках, отрезки отснятого материала (любые по длительности) соединяются в один ролик.

Запись кадров.
Вы можете указать нужное количество кадров, и каждый раз, во время нажатия кнопки Rec, камера будет записывать только заданное в меню количество кадров. В конечном итоге, получится один ролик из некоторого количества серий кадров.

Свободное разделение роликов.
Камера позволяет свободно резать ролик прямо во время записи, сохраняя его отдельным видеофайлом на карту. Очень удобная функция для разделения материала в режиме реального времени, не прерывая текущую запись.

Профили изображений

В настройках камеры их два - "Стандартный" и "Кино". На первый взгляд скромный выбор очень ограничивает, но это готовые предустановки для новичков! Если покопаться глубже в системе меню GY-LS300, то мы обнаружим, что камера позволяет настроить практически все. Плюс, понятное дело, что вторая часть работы со светом, цветами и контрастом в любом случае будет на постпродакшене. В камере вы можете изменить ISO, гамму, детали и множество других настроек, чтобы создать ту идеальную картинку, которая вам нужна под текущие задачи.

ЖК-дисплей и видоискатель

Поле зрения видоискателя охватывает всю захватываемую область изображения. В солнечную погоду на открытом воздухе - это едиственный способ целиком четко видеть картинку. Угол подъема видоискателя не превышает 50 градусов, поэтому снимать, например с земли, смотря в видоискатель не получится, но для этого есть внешний откидывающийся монитор.
Поворотный ЖК-дисплей размером 3.5 дюйма. Диапазон регулировок наклона экрана не ограничивает вас, если вы находитесь слева, сверху или снизу относительно камеры. При работе в солнечную погоду изображение на экране видно с трудом, однако, если в меню настроек включена функция повышенной яркости монитора, то снимать становится вполне комфортно. Практически все время использования на тесте данного камкордера, я пользовался только откидным монитором. Очень понравилась работа с помощью фунции Focus Assist показывающей на мониторе пиковые значения фокусируемых объектов и позволяющей с бритвенной точностью вручную фокусироваться даже на полностью открытой диафрагме.

Качество сборки

Качество камеры сборки вполне приемлемое для задач современного видеографа. Материал вокруг датчика крепления объективов и место регулировки нейтральных фильтров на вид намного прочнее, чем в остальной части тушки. И это понятно, так как в месте крепления съемных объективов (особенно зумов), корпус должен быть максимально прочным и жестким. ЖК-экран, кажется, довольно прочным, но увлекаться дополнительной нагрузкой на него не стоит. Очень понравилась эргономичная верхняя ручка, прочная, легкая и надежная. Она легко монтируется к тушке камеры с помощью ручного болта и очень удобна при съемке и переноске. Сверху ручки расположен "холодный башмак" для крепления таких аксессуаров, как свет, приемник для петличного микрофона и др.

Меню и настройки

С помощью меню и внешних регулировочных клавиш в мануальном режиме можно тонко настроить все параметры камеры для необходимой задачи. Очень понравилась возможность камеры менять названия и значения настраиваемых параметров. Например, если вы опытный видеооператор и вам давно привычны кинооператорские значения настроек - "гейны" и "шаттеры" - пожалуйста! Если же вы DSLR-оператор - с помощью меню легко установить настройку параметров, как на зеркалке - ISO и скорость срабатывания затвора.

Аудио

Съемная ручка имеет два XLR-аудио входа, каждый с фантомным питанием. Все силовые и звуковые сигналы передаются через тип "горячий башмак", который находится внутри корпуса камеры. Если вы снимите верхнюю ручку камеры, то она будет писать звук на встроенный микрофон.

На ручке есть регуляторы поканального усиления и расширенной работы с входящим аудиопотоком. Регулировка микрофона позволяет менять чувствительность и он может работать как пушка, точечно собирая звук, так и для записи всех окружающих фоновых звуков. Работе микрофона и качеству записи звука можно смело поставить твердую пятерку.

Удобство использования

Это очень легкий, и компактный камкордер, держа в руке который, можно легко провести весь день на съемке. Расположение внешних кнопок хорошо продумано, управление просто и понятно в использовании. Ручка ND фильтров с шагом 1/4, 1/16, 1/32, 1/64 удобно расположена близко к объективу под левую руку. При тестировании с объективом 4/3 Olympus, я был приятно удивлен, что диафрагма под электронным управлением камеры работает очень плавно, без раздражающих, заметных глазу рывков. Что касаемо работы с монитором, то я бы советовал использовать дополнительный внешний монитор, чтобы получить лучшие результаты при использовании этой камеры, особенно на открытом воздухе. При съемке в 4K,  сигнал на внешний монитор автоматически преобразуется в формат HD и выводит его через SDI или DMI интерфейсы.

Потоковое вещание и передача данных

Одной из ключевых особенностей камкордера GY-LS300 является то, что он поддерживает подключения различных USB-сетевых адаптеров для потоковой передачи на различные видеохостинги и серверы напрямую, например, на Youtube и UStream без участия дополнительных компьютеров. Одновременно может происходить запись в формате HD на карту памяти. GY-LS300 также поддерживает дистанционный просмотр видео и управление процессом съемки со смартфона или планшета. Функции управления включают в себя объектив (зум, фокус, диафрагма) и настройки камеры (усиление, затвор, ББ, и т.д.). В камере есть возможности удаленного просмотра, редактирования метаданных, и передачи клипов по FTP.
Запись и потоковое вещание может быть также активировано удаленно - неоценимая функция, когда один репортер работает на камеру.

Вывод

Несмотря на цену в России - 258300 рублей, именно такова официальная розничная цена на тушку, JVC наносит серьезный удар по зеркальным камерам пишущим в 4K. Да и стоит ли сравнивать ее с "зеркалками"? 
Видеокамера твердо занимает отдельную нишу на рынке, имея небольшие размеры, легкий вес, наличие сенсора Super35 и профессиональные возможности аудиоконтроля и выхода изображения. XLR-разъемы и встроенные ND-фильтры это то, чего так не хватает всем DSLR-камерам. Конечно, вы могли бы купить GH4, A7S, BMCC 4K, NX1 за меньшие деньги, но ни одна из этих камер не даст вам все те возможности, которые предлагает JVC GY-LS300E. Качество изображения на выходе очень достойное (скоро новые тесты и сравнения), как видно из множества уже отснятых живых примеров. Возможности огромного выбора опций для записи и вещания, а так же тот факт, что камера все пишет сама на себя, очень впечатляет. Данная камера придется по душе стримерам и документалистам, а так же всем творческим людям, кто работает с профессиональным художественным видео высокого разрешения и ценит мобильность и компактность. Работа со всеми видами оптики, а также наличие сенсора Super35 делают ее поистине уникальной. 
GY-LS300 действительно может стать не только хорошей альтернативой DSLR, но и полностью заменить зеркальные фотоаппараты, пишущие в 4K, учитывая ее уровень универсальности и имеющихся возможностей. Я думаю, в итоге эта камера найдет своих покупателей и приятно удивит немало людей.