Nikon D750 одинаково хорош и для продвинутого любителя и для коммерческого фотографа!

ЗНАКОМСТВО С КАМЕРОЙ  D750

Уже не один год приверженцы системы Nikon мечтают о выпуске замены легендарной Nikon D700 — быстрой репортажной камеры с доступной ценой и в то же время развитым функционалом. Весьма удачные камеры Nikon D610 и Nikon D810 устроили не всех: первая кому-то показалось несколько простоватой, вторая же — наоборот, слишком навороченной и дорогой. В образовавшуюся в модельном ряду узкую брешь маркетологи и инженеры компании ювелирно вписали новинку осени 2014 — зеркалку Nikon D750.

В Nikon D750 установлен полнокадровый датчик изображения с размером 24х36 мм и разрешением 24,3 мегапикселя. В характеристиках матрицы есть некоторое преимущество перед D610. Верхняя граница ISO выше на ступень — 12800 единиц с возможностью расширения до ISO 51200. Вполне закономерно, что есть и некоторые недостатки на фоне старшего брата D810. Минимальная граница ISO у новинки составляет 100 единиц против 64 у Nikon D810.

Затвор Nikon D750 имеет гарантированный ресурс 150 000 срабатываний и может отсекать выдержки до 1/4000 с. Жаль, но выдержка 1/8000 не перешла по наследству от D810.

Зато скорострельность Nikon D750 выше, чем у собратьев. Она составляет 6,5 кадров/с. Это, кстати, даже выше, чем у легендарного D700 при условии работы без батарейного блока (5 кадров/с). С дополнительным батарейным блоком старичок Nikon D700 кладет на лопатки всю современную линейку полупрофессиональных зеркалок, выдавая рекордные 8 кадров/с.

Будучи самой новой камерой в линейке, Nikon D750 обзавелся современным RGB-датчиком экспозамера с 91000 точек на борту.

Еще лучше дела обстоят с модулем автофокуса. В камере применяется обновленный датчик Multi-CAM 3500 II с увеличенной до -3EV чувствительностью, а значит — с увеличенной точностью работы. Система автофокуса состоит из 51 точки, 15 из которых — крестового типа. Если судить по формальным характеристикам, то автофокус у Nikon D750 даже лучше, нежели у D810 (в ней применяется датчик Multi-CAM 3500 прошлой версии). Но пусть камера расскажет сама за себя: один из дней нашего теста мы полностью посвятим работе с системой автоматической фокусировки.

Новые модные веяния не обошли стороной D750. Nikon традиционно считается консервативным брендом, но именно Nikon оказался первой компанией, установившей Wi-Fi модуль в корпус столь высококлассной зеркалки. Внимательным читателям нашего журнала уже хорошо знакомы возможности, которые обеспечивает Wi-Fi интерфейс. Это удаленное управление камерой с планшетов и смартфонов и быстрый обмен файлами между устройствами.

Самым заметным внешне новшеством стало применение наклонного дисплея. Разработчики компании год от года избегали использования подобного конструкторского решения в профессиональных и полупрофессиональных зеркалках. Однако, в Nikon D750 такой дисплей появился. Возможно, создателям камеры просто удалось спроектировать конструкцию, к надежности которой у них нет претензий.

Все видеовозможности Nikon D750 позаимствовал у старшего брата D810. Он так же умеет записывать Full HD видеоролики с частотой до 60 кадров/с, имеет разъемы для внешнего микрофона и наушников, позволяет снимать несжатый HDMI-сигнал, для видеосъемки с последующей постобработкой предусмотрена особая настройка Picture Control с расширенным динамическим диапазоном — Flat.

КОНСТРУКЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Если вы до этого снимали на камеры Nikon, то, взяв в руки D750, заметите, что эта модель и внешне, и тактильно отличается от собратьев. Безусловно, разработчики верны традициям, и разница все же не гигантская. Но она есть…

Во-первых, камера получилась как бы более стройной и утонченной. Визуально ее корпус воспринимается не таким массивным, как у того же Nikon D810. Хотя на эргономике это никак не сказалось: удерживать D750 одной рукой потрясающе удобно, камера лежит как влитая.

Во-вторых, значительно уменьшился верхний монохромный дисплей. Из-за этого и вся верхняя панель фотоаппарата стала значительно меньше. Причина такого изменения — несколько пересмотренная концепция управления. 

Наконец, дисплей… Очень непривычно видеть наклонную конструкцию дисплея в камере Nikon столь высокого уровня. До этого момента подобные зеркалки отличались исключительно встроенными, зафиксированными экранами. Нравится вам это или нет, но D750 — это новый Nikon, в котором консерватизм отошел на второй план, уступив место современным актуальным решениям.

Вероятно, приняв во внимание тот факт, что сегодня полнокадровая зеркалка — это не только профессиональный инструмент опытного фотографа, но и средство самовыражения творческого человека, разработчики наконец отошли от старой концепции управления. Напомню, что в том же Nikon D810 или Nikon D7100 для смены абсолютного большинства съемочных параметров использовались пиктограммы на верхнем монохромном дисплее. Сами параметры менялись при помощи селекторов или нажатия на кнопку с одновременным вращением одного или сразу двух управляющих дисков. Это было удобно и оперативно, но не всегда понятно для новичка. Для стопроцентного контроля над камерой требовалось выучить пару десятков пиктограмм, а также логику работы с управляющими колесами: какое вращать для смены нужного параметра.

В Nikon D750 оперативность никуда не делась. Набор органов управления остался примерно тем же. Но кое-что стало чуть понятнее. Например, баланс белого теперь меняется с помощью большого цветного дисплея. И если пиктограммы остались без изменений (в конце концов, каждый поймет, что означает рисунок с облачком или солнышком), то коррекция баланса белого по шкале A-B, ранее присутствовавшая лишь в виде абстрактных букв и цифр, стала однозначно нагляднее. Чтобы фотограф не путался, на экране показано, за какую регулировку отвечает передний, а за какую — задний управляющий диск.

Однозначно понятной стала и установка ISO, раньше вызывавшая вопросы у новичков. Напомню, что в камерах Nikon можно задать ISO по умолчанию, которое будет скорректировано автоматикой, если в меню включена автоустановка ISO. Многих фотографов это сбивало с толку: они ставили, например, ISO 100, а реальная чувствительность на снимках получалась куда более высокой. Теперь “промахнуться” будет чуть сложнее: на экране сразу видно, какая настройка стоит сейчас и включено ли автоISO. Кстати, настройка ISO все же дублируется на монохромном дисплее и в видоискателе, так что приверженцы старых традиций не останутся обиженными.

Размер изображения также устанавливается с помощью большого цветного экрана. Туда же, хоть и с дублирование на монохромном дисплее, переместились настройки брекетинга и настройки вспышки, вызываемые отдельными кнопками. Верхнему дисплею достались лишь классические экспопараметры, ISO, режим экспозамера, индикация заряда батареи, числа оставшихся кадров и активной флешки.

Единственная настройка, которая в подобной концепции управления вызывает вопрос, — это режимы работы автофокуса. Они по-прежнему выставляются лишь с помощью видоискателя или монохромного дисплея. Интересно, почему разработчики не решились сделать эту настройку более наглядной, вынеся ее на цветной экран и снабдив пояснениями?

Внимания также заслуживает кнопка i: она отвечает за установку ряда второстепенных параметров, собранных в экранном меню. Например, с ее помощью можно оперативнее всего получить доступ к установке Picture Control и ряду других настроек.

К изменениям в управлении камерой привыкаешь быстро. Я бы сказал, что в целом управление стало нагляднее и при этом не потеряло в оперативности. Такой обновленный Nikon мне однозначно нравится!

А теперь пришло время поговорить о том, как можно дополнительно настроить камеру под свой стиль съемки. Также я поделюсь с вами своим набором настроек. Возможно, кому-то он будет полезен. Два десятка кнопок на корпусе камеры преимущественно имеют жестко закрепленные за ними функции. Но есть и исключения. Например, первой в списке настройки стоит кнопка OK. Если в режиме съемки с ней все ясно (большинство фотографов, в том числе и я, используют ее для быстрого выбора центральной точки автофокуса), то в режиме просмотра я назначаю ей увеличение снимка до 100% одним нажатием — идеально удобный инструмент проверки резкости.

Кнопке Fn я назначаю индикацию электронного уровня. Он появляется в видоискателе в виде горизонтальной шкалы. К сожалению, в отличие от D810, в Nikon D750 вертикальный уровень в видоискателе не показывается. Хотя при визировании по дисплею положение камеры в пространстве показывается относительно двух осей.

Дополнительно можно перепрограммировать кнопку просмотра глубины резкости. Но чтобы подобрать для нее функцию, у меня просто не хватило фантазии. К тому же репетиром я все же иногда пользуюсь. Если вы снимаете в фоторежиме, то можете также использовать кнопку старта видеозаписи для вызова альтернативных функций. Например, ей можно назначить выбор светочувствительности, чтобы менять этот параметр, не отрываясь от видоискателя. Ведь “оригинальная” кнопка ISO находится на задней панели, и при визировании через видоискатель эта настройка не слишком легко доступна.

Наконец, я задаю логику работы для карт памяти. Я использую второй слот в качестве резервного на тот случай, если на первой карте у меня закончится место. Также на вторую флешку я буду записывать видеоролики. Впрочем, вы можете выбрать и другой вариант. Например, записывать все файлы одновременно на две флешки или разделить RAW и JPG, выбрав для них разные карты памяти.

Разработчики Nikon D750 создали не просто фотоаппарат. Это полноценный гибрид фото- и видеокамеры. О видеографах и удобстве их работы они хорошенько позаботились. Большинство видеонастроек собрано в отдельном пункте меню. Это позволяет сохранять отдельные настройки для видеорежима: от области изображения (FX или DX с полуторным кроп-фактором) до настройки баланса белого и Picture Control. Аналогично ряд органов управления может быть перепрограммирован на альтернативные функции исключительно в видеорежиме. Все это позволяет не перестраивать подолгу камеру каждый раз, когда ее обладатель переходит от одного вида съемки к другому.

КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ. СЪЕМКА НА ВЫСОКИХ ISO

В Nikon D750 применяется 24-мегапиксельная матрица с размерами 24х36 мм. Примечательно, что матрица используется вопреки современным тенденциям в связке с противомуарным фильтром. Например, в Nikon D5300, Nikon D3300, Nikon D810 такой фильтр отсутствует, что позволяет несколько повысить детализацию изображения. Однако, не будем забывать, что в D750 плотность пикселей существенно ниже, и лучше совсем немного потерять в детализации, чем получить высокий риск появления муара на снимках.

Еще один интересный момент — цветопередача. Она отличается от того, что мы видели, например, в Nikon D5300. Даже при использовании режима Picture Control “насыщенный” цвета не теряют своей естественности, но картинка получается сочной и яркой. 

Не будем забывать, что перед нами полнокадровый фотоаппарат, а значит фотограф может вдоволь поиграть с малой глубиной резкости. Например, за счет большого размера матрицы можно добиться эффектного размытия фона даже при использовании широкоугольника. Получить красивое боке можно почти с любым объективом.

Признаться, поначалу меня несколько настораживало ограничение минимальной выдержки величиной 1/4000 с. При работе со светосильной оптикой это может существенно сузить возможности съемки на открытой диафрагме. Однако, на практике все оказалось не так страшно. Во-первых, 1/4000 с при ISO 100 и диафрагме f/1,4 вполне позволяют снимать с утренним или вечерним солнечным светом.

Во-вторых, у фотографа есть возможность расширить диапазон ISO вниз до 50 единиц. Да-да, такая настройка в камере присутствует. Однако, при использовании ISO 50 динамический диапазон в светах несколько сужается. Это хорошо заметно в нашем тесте ISO. Для его проведения я отправляюсь в центр Москвы, чтобы сделать серию снимков сразу после захода солнца с эффектной иллюминацией и красивым темно-синим небом. Я использую задиафрагмированный до f/8 широкоугольный фикс-объектив Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor, чтобы получить максимальную резкость в кадре. Несмотря на то, что у меня довольно крепкий и тяжелый металлический штатив, съемку я веду с задержкой срабатывания затвора, чтобы не качнуть случайно камеру в момент нажатия на спуск.

Реальный диапазон значений светочувствительности матрицы Nikon D750 начинается от ISO 100. И именно при данном значении камера показывает оптимальное качество изображения. Детализация снимка очень высокая, хорошо различимы все мелкие элементы изображения. При этом шума в кадре нет даже на монотонных участках. При ISO 200 и ISO 400 в характере изображения существенных изменений не происходит. И лишь при ISO 800 на максимальном увеличении монотонные участки снимка теряют свою гладкость, на них становятся заметны следу цифрового шума в виде отдельных очень мелких зерен. Детализация от этого не страдает и все еще остается высокой. Легкое снижение детализации происходит лишь при ISO 1600. Но и это значение чувствительности остается полностью рабочим. При ISO 3200 уровень шумов начинает расти, в тенях ухудшается передача полутонов. Однако, и такие снимки можно печатать сравнительно крупным форматом, тем более после некоторой постобработки. На ISO 6400 уже отчетливо видна потеря деталей в тенях, а цвета начинают деградировать. Но и это значение вполне пригодно, если вы собираетесь публиковать фото в сети или печатать не слишком большим форматом.

ISO 12800 условно применимо на практике. Оно поможет запечатлеть тот или иной сюжет даже при очень плохом освещении. Но о полиграфическом качестве речи уже не идет. А вот ISO 25600 и 56200 я бы не рекомендовал к применению. Уж слишком сильно деградирует изображение.

Nikon D750 показал очень неплохой результат в отношении шумов на высоких ISO. Мало какие современные камеры могут похвастаться таким же качеством изображения. Диапазон рабочих значений большинства конкурентов заканчивается на величине ISO 3200.

АВТОФОКУС, СКОРОСТЬ СЪЕМКИ

В Nikon D750 применяется модуль Multi-CAM 3500 II. Это дальнейшее развитие модуля автофокуса Multi-CAM 3500, который мы видели в Nikon D700, Nikon D800 и Nikon D810. Модуль состоит из 51 точки, 15 из которых крестовые.

Камера уверенно наводится на резкость даже при очень скудном освещении, когда съемка с рук уже почти невозможна. Кадр ниже сделан при тусклом свете закопченной керосиновой лампы на полностью открытой диафрагме и при высоко ISO.

Одно из главных достоинств модуля фокусировки Nikon D750 — покрытие большой площади кадра. Разница особенно заметна по сравнению с более бюджетным Nikon D610, в котором стоит модуль Multi-CAM4800. Такое широкое расположение точек автофокуса имеет целый ряд преимуществ, первое из которых — возможность комфортной работы со светосильной оптикой.

Если вы компонуете свой снимок, например, по правилу третей, то с большой степенью вероятности сможете выбрать подходящую точку фокусировки и совместить ее с объектом съемки без необходимости фиксации фокуса и последующего перекадрирования. Это помогает существенно снизить процент брака из-за промахов с фокусировкой или просто из-за упущенного момента.

Второе преимущество большой площади модуля автофокуса — комфортная съемка со следящей фокусировкой. В Nikon D750 вы можете использовать непрерывный фокус, постоянно удерживающий объект съемки в резкости, с использованием разного количества точек. К вашим услугам одна точка; группа из четырех точек; динамическая зона из 9, 21 или 51 точки. При работе с динамической зоной после предварительной фокусировки на объекте камера будет удерживать его в фокусе и не “отвлекаться” ни на что другое до тех пор, пока снимаемый объект не покинет выделенную область. Но также есть и 3D-фокусировка. Последний режим является самым сложным технически, но самым простым в работе.

Все, что вам нужно, это предварительно выбрать точку фокусировки и сфокусироваться на объекте. Дальше, до тех пор, пока вы удерживаете полунажатой или нажатой кнопку спуска, камера будет “следить” за объектом, автоматически выбирая одну из 51 точки и наводя резкость по ней. Чтобы отличить нужный объект от других деталей в кадре, автоматика использует данные с модуля экспозамера. И вот здесь его чувствительность к цвету и разрешение 91000 точек перестают быть для фотографа пустыми словами: камера действительно способна “видеть” и анализировать все происходящее в кадре, следить за объектом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Nikon D750 в линейке камер занимает место строго между профессиональным Nikon D810 и полнокадровым, но все же скорее любительским, Nikon D610. Вполне логично, что набор функций он позаимствовал от обоих классов фотоаппаратов. Например, от любительских камер ему достался режим съемки Effects. Несколько нехитрых, но симпатичных цифровых фильтров способны расширить творческий потенциал начинающего фотографа.

Что примечательно, большинство этих эффектов можно повторить при обычной съемке, используя штатные настройки камеры. Но для этого нужно досконально знать все возможности, которые реализованы в фотоаппараты. Тех же эффектов, которые требуют некоторой обработки снимка, можно достичь, воспользовавшись “меню обработки”. Nikon D750 имеет настоящий встроенный графический редактор, в том числе позволяющий конвертировать RAW-файлы с пользовательскими настройками непосредственно в камере.

Nikon D750, как и большинство зеркалок Nikon, может записывать сырые RAW (или как они называются в камере — NEF) файлы как в 12, так и в 14-битном формате, позволяя сохранить максимум информации об изображении для последующего редактирования. 

Есть в камере и классическая мультиэкспозиция. Два или три кадра, снятые последовательно, накладываются друг на друга. Как применять этот эффект на практике — решать вам. Но для многих фотографов именно мультиэкспозиция становится мощным творческим инструментом, позволяющим добавить в фотографию немного загадочности.

Nikon D750 стал первым полнокадровым фотоаппаратом Nikon со встроенным Wi-Fi модулем. Большинство других камер позволяло подключать внешние беспроводные модули. Но на мой взгляд решение с внутренним и присутствующим по умолчанию Wi-Fi модулем куда удачнее. Ведь никогда не знаешь, в какой момент эта функция понадобится. Например, я использовал беспроводную связь со смартфоном для удаленного управления камерой во время ночной съемки. Смартфон выполнял роль пульта дистанционного управления, позволяя спускать затвор без касания камеры, не раскачивая ее на штативе. Эта же функция пригодится и при дистанционной съемке, и при съемке автопортретов.

От старших собратьев Nikon D750 позаимствовал цейтраферную (интервальную) видеосъемку. Напомню, что данная функция не представлена в бюджетных зеркалках Nikon. Но при этом нужно отметить, что в некоторых моделях, не имеющих функции интервальной видеосъемки, реализован сам интервалометр. Он позволяет снимать определенное число кадров с заданной частотой и временем старта. Собрать их потом в видеоролик можно на компьютере. В Nikon D750 есть и интервалометр, и интервальная видеосъемка, позволяющая сразу в камере создавать готовый видеоролик.

ВЫВОДЫ

Nikon D750 — это все же не замена легендарного Nikon D700, а абсолютно новый фотоаппарат, ориентированный на современные потребности фотографов. На сегодняшний день это самый удачный компромисс на рынке зеркалок. Создателям этой модели удалось найти тонкий баланс между множеством характеристик и ценой. Камера имеет широкий функционал, но в то же время не слишком дорога. D750 получил оперативное и тонко настраиваемое управление, которое стало намного понятнее новичкам. Новая для топовых зеркалок конструкция с откидным дисплеем добавила камере удобства в работе. Скоростные характеристики D750 и его объем буфера, пусть формально и уступают более дорогим моделям, не ограничивают применение фотоаппарата в большинстве коммерческих жанров. D750 отлично подойдет для свадебной, событийной съемки. Разрешение матрицы достаточно высоко для печати фото большим форматом, и при этом найден удачный компромисс с уровнем шумов на высоких ISO. Во время теста я применял чувствительность до 6400 единиц абсолютно свободно. А возможность расширения диапазона ISO вниз до 50 единиц частично компенсирует отсутствие в арсенале фотоаппарата выдержки 1/8000 с.

К бесспорным плюсам Nikon D750 стоит отнести отличный автофокус, пригодный для любых динамичных съемок, доведенный до совершенства видеорежим, широкий набор набор дополнительных функций. Например, во время теста я активно пользовался встроенным в камеру Wi-Fi модулем, снимал интервальные видеоролики, делал HDR-снимки.

Плюсы:

  • развитая эргономика и настраиваемое управление;
  • понятный интерфейс;
  • наклонный дисплей;
  • пыле- и влагозащищенный корпус;
  • скорострельность до 6,5 кадров/с;
  • отличный автофокус;
  • высокие рабочие ISO;
  • отличный видеорежим со съемкой Full HD при 60 кадрах/с;
  • широкий набор дополнительных функций;
  • встроенный Wi-Fi;
  • работа с двумя картами памяти;

Минусы:

  • отсутствие выдержки 1/8000;
  • объем серии на максимальной скорости в RAW ограничен 15 кадрами;
  • уменьшенный монохромный дисплей на верхней панели.

НАШЕ РЕЗЮМЕ

Nikon D750 одинаково хорош и для продвинутого любителя, решившего перейти на полный кадр, и для коммерческого фотографа, зарабатывающего событийными или художественными съемками, в том числе и съемками видео. Фотоаппарат имеет отличное соотношение цены и качества, понятный интерфейс управления, хороший автофокус и неплохую скорострельность. Его сферу применения может ограничить разве что минимальная выдержка 1/4000, не слишком короткая для работы со сверхсветосильной оптикой, и достаточный для большинства съемок, но не очень большой объем буфера.