Тест цифровой кинокамеры Canon XC15

photo-1

Обзор видеокамеры Canon XC15 от профессионального фотографа и видеографа, Василия Буланова.

 

Уже несколько лет я занимаюсь профессиональной видеосъёмкой, поэтому мне было интересно познакомиться с репортажной видеокамерой XA35. Теперь у меня появилась возможность попробовать в деле камеру другого уровня и предназначения. Итак, что же может предложить профессионалам новая Canon XC15?

«Компактная цифровая кинокамера» — именно так называет её производитель. Она предназначена для съёмки видео с разрешением до и UHD с высоким битрейтом и записи материала на карту памяти внутри камеры. Также XC15 позволяет использовать профессиональное оборудование для записи звука, что является главным отличием новинки от предыдущей модели Canon XC10.

 

 

Камера ориентирована на продвинутых видеографов и профессионалов, независимых кинематографистов и журналистов, которым нужен инструмент, способный обеспечить высококачественный материал для производства фильмов и телерепортажей при оперативной съёмке сюжетов и динамичных сцен без использования штатива и дополнительного оборудования. Она снабжена функциями, которые помогут легко и быстро получать качественное изображение, в том числе начинающим фильммейкерам.

Высокое качество изображения гарантирует запись видеопотока с битрейтом до 305 Мбит в секунду. Встроенные профили позволяют использовать камеру в роли второй или третьей и органично вписать отснятый материал в проекты, созданные как при помощи старших моделей камер линейки Cinema EOS, так и камкордеров серий XF и XA.

Canon XC15 может снимать фотографии с разрешением до 12 мегапикселей или прямо в камере сохранять в виде фотографий кадры из видео, отснятого в формате 4К.

 

Дизайн, эргономика, управление

Получив в руки огромную коробку, я приготовился извлечь из неё что-то громоздкое и тяжёлое, но опасения не оправдались: её внутренности были заняты в основном аксессуарами, а сама камера оказалась компактной.

Её дизайн почти полностью повторяет Canon XC10, за исключением разъёма в верхней части корпуса для подключения аудиоадаптера MA-400. По дизайну все камеры семейства XC напоминают сильно упрощённую версию Сanon Cinema EOS C100 — без «надстройки» с электронным видоискателем, но с похожими обводами корпуса слева; с несъёмной поворотной рукояткой справа; с наклонным, а не поворотным, сенсорным экраном и с меньшим количеством кнопок и переключателей на корпусе.

Для переноски Canon XC15 подошла небольшая сумка-слинг, в которую уместились и сама камера, и аксессуары, включая дополнительные аккумуляторы и флешки, адаптер MA-400 с кабелем для подключения внешних микрофонов, оптическую насадку-видоискатель, которая крепится на экран, и бленду объектива. Внешний микрофон и кабель для его подключения к адаптеру MA-400 с камерой не поставляются — их необходимо приобрести отдельно, как и карты памяти.

 

 

Слева сверху на корпусе расположен разъём для подключения аудиоадаптера MA-400. Он закрыт резиновой накладкой и не мешается, когда адаптер не подключён. Место для него выбрано удачное. Также понравились крепления наплечного ремня — в них нет движущихся «брякающих» частей, которые издавали бы шум прямо в микрофон, находящийся рядом.

 

 

На левом боку — переключатель режима автофокуса (авто или ручной) и две программируемые кнопки. По умолчанию они отвечают за отображение информации на экране и кратковременное включение автофокуса, если система фокусировки переведена на ручное управление. Удобно, что переключение режима фокусировки производится не кнопкой, а сдвижным переключателем. Его сложно нажать случайно, а при необходимости проще найти на ощупь, не отвлекаясь от съёмки.

 

 

Рядом с переключателем и кнопками под заглушками спрятаны 3,5-мм разъём для подключения микрофона без использования аудиоадаптера, HDMI-выход, USB-разъём и гнездо для подключения блока питания.

 

 

Компоновка выходов довольно плотная, и при подборе кабелей USB и HDMI нужно учитывать толщину пластиковой отливки вокруг разъёма, иначе они могут мешать друг другу при подключении.

 

 

Слева на корпусе также имеется вентиляционная решётка. Через неё при помощи встроенного вентилятора выгоняется воздух из системы охлаждения светочувствительного сенсора камеры, а с противоположной стороны через такую же решётку происходит забор воздуха. Вентилятор работает очень тихо. Тем не менее есть возможность отключить его в меню.

 

 

Расположенный на задней панели камеры сенсорный экран поднимается на 90 градусов, а опускается на чуть меньший угол, но это не затрудняло съёмку на вытянутых над головой руках. Наклонный экран также оказался удобен при использовании штатива и съёмке от уровня пояса.

 

 

Сенсорная панель экрана помогала мне легко и быстро перемещаться по меню, включать и выключать нужные функции и изменять необходимые параметры. Чувствительность и скорость отклика панели достаточные для комфортной работы.

Экран имеет глянцевую поверхность. Её несложно поддерживать в чистоте, однако при съёмке на ярком солнце и с пёстрым фоном экран бликует, мешая визировать картинку.

 

 

Для решения этой проблемы и повышения удобства работы с камерой в комплекте есть видоискатель-оптическая насадка на экран. Она помогла мне не только убрать нежелательную засветку и блики, но и обеспечить дополнительную стабильность при съёмке с рук — немного прижавшись бровью к наглазнику насадки, я получил уверенную дополнительную опору.

 

 

Наглазник крепится быстро и просто при помощи одного фиксатора. Экран при этом сохраняет функцию наклона, насадку также можно «подогнуть», учитывая индивидуальные особенности оператора и вид съёмки. Однако в отличие от таких видеокамер, как XA35, снабжённых и поворотным экраном, и видоискателем, XC15 всегда остаётся только с одним инструментом для визирования.

 

 

Справа на камере есть по-настоящему многофункциональная вещь — поворотная рукоятка, несущая внутри аккумулятор питания и основные органы управления снаружи. Она способна поворачиваться на 180 градусов и позволяет работать с камерой практически из любого положения. Резиновые накладки почти на всей её поверхности добавляют уверенности в хвате. Рукоятка фиксируется в трёх положениях: в более привычном вертикальном и в двух горизонтальных — кнопкой пуска записи вперёд или назад. Также я использовал её в удобных для текущей ситуации промежуточных положениях с разным углом поворота, но без фиксации. Удерживать в руках камеру таким образом не очень комфортно, зато можно держать поблизости нужные органы управления при съёмке, сидя или стоя за штативом.

 

 

На наклонном участке рукоятки удобно расположена под указательным пальцем кнопка спуска затвора/начала записи. Она окружена кольцом переключения режимов «Фото»/«Видео». Сверху, тоже в хорошей доступности, находятся кнопки включения камеры и просмотра отснятого материала, колесо выбора параметров и диск выбора режима съёмки с фиксатором, исключающим случайное проворачивание. Спереди на рукоятке — датчик приёма сигналов от пульта дистанционного управления и индикатор записи (та самая красная лампочка, подсказывающая окружающим, что их снимают).

 

 

На задней панели рукоятки тоже есть органы управления. Сверху — программируемая кнопка, которой по умолчанию присвоена функция увеличения изображения. Я переназначил её на вызов монитора формы сигнала. Это крайне полезная вещь для любителя снимать в логарифмических режимах. Посередине — кнопка вызова меню и джойстик навигации по нему. Последний очень пригодился при использовании оптической насадки-видоискателя, когда нет доступа к сенсорному экрану. Джойстик находится в зоне риска: кажется, что он всё время должен случайно задеваться. Но на практике такого не произошло. При нормальном удержании камеры джойстик доступен для управления большим пальцем, что очень удобно.

 

 

Дизайн камеры позволяет быстро производить замену карт памяти, даже если она установлена на штатив. На задней панели под крышкой спрятаны два слота: один для карты стандарта CFast, на которую записываются 4K-ролики, второй — для карты памяти стандарта SD. На неё записываются видео в формате HD и фотографии.

 

 

Замена аккумулятора в XC15 стала проще: поворотная рукоятка, в которой находится аккумулятор, позволяет извлечь его при любом её положении.

Удобство замены аккумулятора или карты памяти при установленной на штатив камере — роскошь, доступная далеко не каждой фото- или видеокамере. Например, в модели XA35 штативная площадка перекрывает доступ к защёлке аккумулятора. Для Canon XC15 возможность доступа к картам памяти может быть жизненно необходима, ведь в режиме записи с максимальным битрейтом в 305 Мбит в секунду на карту CFast 2.0 объёмом 64 ГБ помещается всего 27 минут видео. Поэтому при ограниченном количестве карт CFast на продолжительную съёмку понадобится брать технику для сброса отснятого материала.

 

Управление

Кнопок и переключателей на камере немного, освоить управление сможет и новичок. Среди них — три программируемые кнопки, которые могут вызывать различные функции.

 

 

Набор доступных функций для всех трёх кнопок одинаков: кратковременное включение автофокусировки в ручном режиме работы, увеличение области экрана, использование шаблона «зебры», выделение цветным контуром объекта, находящегося в резкости (фокус-пикинг), включение двукратного цифрового телеконвертера, использование улучшенного стабилизатора изображения, встроенный фильтр нейтральной плотности, переназначение кнопки старта и остановки записи, назначение кнопки спуска затвора в фоторежиме, вызов индикатора формы сигнала.

Забегая вперёд, скажу, что для меня самыми полезными оказались две. Первая — функция индикации формы сигнала (для контроля над экспозицией и получения хорошего результата в любом режиме записи, особенно в режимах C-Log и в режиме широкого динамического диапазона, когда визирование непосредственно по картинке не даёт правильного представления об экспозиции сцены). Вторая — цифровой телеконвертер и фильтр нейтральной плотности. Очень хотелось бы, чтобы функция компенсации экспозиции была также под рукой, но за ней, к сожалению, нужно «ходить» в меню.

 

Камера в работе

Время готовности камеры к работе составляет около 5 секунд. Для заранее организованной или постановочной съёмки это неважно, а вот для репортажной, где каждая секунда на счету, это существенное время.

 

Зум-объектив

Выхожу на первую съёмку. Сумка с видеокамерой лёгкая как никогда, ведь кроме самой камеры и легковесных аксессуаров, включая адаптер для микрофона и сам микрофон, в ней ничего нет. Никаких дополнительных объективов. Меня наличие встроенного объектива даже успокаивает. Во-первых, он рассчитан и приспособлен именно для этой камеры, а диапазон его фокусных расстояний годится для всех случаев жизни. Во-вторых, отсутствие выбора исключает суету с подбором или сменой оптики и помогает сконцентрировать внимание непосредственно на съёмке — просто крути кольцо зума.

 

 

Камера Canon XC15 оснащена несменным 10-кратным зум-объективом с диапазоном фокусных расстояний 27,3–273 мм (в эквиваленте для 35-мм плёнки), чего мне было вполне достаточно для съёмки разных сюжетов. Объектив довольно компактный как в широкоугольном, так и в телеположении. Светосила изменяется в процессе зумирования от f/2.8 в широкоугольном до f/5.6 в максимальном телеположении. Встроенный в объектив оптический стабилизатор способен работать совместно с электронным стабилизатором камеры и рассчитан на съёмку качественного 4K-видео.

Для работы с зум-объективом камера снабжена двукратным цифровым конвертером. В отличие от плавного электронного зума, его можно или включить, или выключить. С включённым конвертером максимальное фокусное расстояние объектива возрастает до внушительных 546 мм.

 

 

Объектив также оснащён встроенным ND-фильтром, поглощающим световой поток на 3 ступени (снижающим до ⅛ от яркости исходного). Он оказался полезен в солнечный день при использовании логарифмического режима съёмки C-Log, в котором значение ISO не может быть меньше 500, а выдержка ограничена 1/2000 секунды.

Конструкция привода зума механическая и, к сожалению, не обладает достаточной мягкостью хода. Даже потренировавшись, требуемой плавности достичь не удалось. Однако эффект зумирования в кино не является излюбленным операторским приёмом. Если он всё же востребован, то наш объектив, не имеющий электрического привода зума, кое-что может предложить. На кольцах зумирования и фокусировки есть глубокая насечка, с помощью которой возможно использование специальных дополнительных приводов для плавного изменения фокусировки или зумирования.

 

 

Идущая в комплекте бленда очень пригодилась при съёмке на ярком солнце, а также как дополнительная защита от случайного попадания рук в кадр. Она отлично сидит на объективе в нормальном и перевёрнутом положении, что упрощает транспортировку камеры и лишает необходимости поиска бленды в сумке — она всегда на месте.

 

 

10-кратного зум-объектива вполне достаточно для съёмки разнообразных сюжетов: от широкоугольной панорамы набережной и реки с мостом до приближения, при котором видно, что на арке моста стоят люди. Зумирование ручное, и во время видеосъёмки пользоваться им без сноровки не слишком удобно, нужно тренировать этот навык.

 

 

Когда оптического зума мало, можно воспользоваться электронным двукратным телеконвертером. Функцию его вызова я назначил на одну из программируемых кнопок и включал его при необходимости. Конвертер жёстко включает двукратное дополнительное увеличение, которое работает во всём диапазоне фокусных расстояний зума. Очень удобный инструмент!

 

 

Управление диафрагмой

В режиме Av возможно управление диафрагмой во время съёмки. При изменении её значения на ходу заметны скачки. При съёмке близко расположенного объекта даже на прикрытой диафрагме фон остаётся размытым. Качество изображения хорошее во всём диапазоне значений диафрагмы.

 

 

Оказалось, что даже при включённом фильтре нейтральной плотности (ND) в солнечный день не получается использовать полностью открытую диафрагму — слишком ярко. Так что для этой камеры хотелось бы более тёмный ND-фильтр. В отличие от XA35, им можно воспользоваться при любом значении диафрагмы, а не только от f/4. Ролик ниже снят с применением вида (так называется предустановка режима изображения в меню) Wide DR (широкий динамический диапазон). Самая открытая диафрагма для съёмки без пересвета — f/3.4. При постепенном закрытии диафрагмы видно, что края кадра становятся резче, растёт глубина резкости по всему кадру.

 

 

Оптическая стабилизация

Встроенный стабилизатор изображения позволил мне успешно вести репортажную съёмку с рук, в том числе при максимальном значении фокусного расстояния и даже при использовании двукратного цифрового конвертера. Такая возможность пригодилась при съёмке концерта с достаточно большого расстояния.

 

 

 

 

 

Автофокусировка

Работа системы автофокуса мне показалась не быстрой, но и не медленной.

 

 

В ролике с лебедями я использовал автоматическую фокусировку. На видео заметно, как плавно фокус переходит с одного лебедя на другого и обратно. Эта плавность смотрится гармонично и не вызывает дискомфорта. В меню камеры можно выбрать скорость работы автофокуса из трёх вариантов: медленный, нормальный и быстрый.

 

 

При помощи переключателя на левой стороне корпуса активируется ручной режим фокусировки. Кольцо ручной фокусировки с соответствующим блоком линз связано электронно, что и позволяет производить фокусировку с разной скоростью. При медленном вращении кольца механизм медленно и плавно переводит фокус, а при резком повороте фокус смещается так же быстро и резко. Угол поворота кольца при резком повороте как бы сокращается, что очень удобно, если необходимо резко изменить точку фокусировки — не нужно крутить кольцо на 360 градусов. При плавном вращении кольца угол поворота, наоборот, как будто увеличивается. Кстати, перефокусировку можно сделать кнопкой на левом торце камеры и (если перепрограммировать эту функцию) кнопкой на рукоятке. Так как кольцо фокусировки электронное, можно изменить направление его работы на более привычное.

 

 

Сразу три полезных возможности объектива я использовал при съёмке дельфина. Большое фокусное расстояние зума позволило дотянуться до дельфина и снять его крупным планом, автофокус помог не потерять чёткость картинки, а встроенный оптический стабилизатор поддержал моё стремление во что бы то ни стало снять эту сцену с рук. Ролик получился резкий, с плавным перемещением камеры за объектом съёмки.

 

 

При съёмке прохожих, благодаря зум-объективу и фокусному расстоянию ближе к телеположению, мне удалось немного сжать перспективу. Плавность работы автофокуса меня вполне устроила. Ещё понравилось, что фокус не скачет при распознавании лиц и при потере человека, когда тот выходит из кадра, не рыскает в поисках новой «жертвы».