0
0 Й
0 Й

Войти / Регистрация

Войти в личный кабинет

Я не помню пароль

зарегистрироваться

Или авторизуйтесь через социальные сети

Регистрация

войти
каталог товаров

    Зум против фикса: Canon EF 16-35mm f/4L IS USM и Canon EF 35mm f/1.4L II USM

    Знакомство с объективами

     

    Этот тест будет немного отличаться от множества других статей об объективах. Когда речь заходит о современной оптике, все труднее бывает спроецировать на нее привычные шаблоны. Новые технологии позволяют полностью избавиться от некоторых искажений, оценке которых раньше посвящались огромные статьи. Авторы раз за разом терпят фиаско в поисках недостатков новой «линзы», вынужденно занося в минусы лишь один пункт — цену. В мире фотографии наступила эпоха возможностей, когда фотограф может больше не задумываться о многочисленных ограничениях и надоевшем за десятилетия «так снять не получится». За деньги, хоть порой немалые, он получает лекарство от всех фотопроблем: можно снимать против света, на открытой диафрагме, с рук на длинной выдержке, да как угодно!

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 1000, F2.8, 1/40 с

     

    Мы решили взять два современных объектива и сравнить их возможности. Героями нашего теста на этот раз станут очень разные Canon EF 16-35mm f/4L IS USM и Canon EF 35mm f/1.4L II USM: зум и фикс, объединяет которые лишь сходное фокусное расстояние и принадлежность к L-серии Canon. На примере очень короткого фотопутешествия мы попытаемся раскрыть весь потенциал каждого из объективов, рассказать об их индивидуальных особенностях, характерных сферах применения. Впрочем, будем честными, об аберрациях, искажениях, резкости мы тоже поговорим.

     

    Оба объектива — представители топовой L-серии от Canon. Их объединяет сходный дизайн с узнаваемой красной полоской, наличие пыле— и влагозащиты, использование ультразвуковых моторов автофокуса (USM). Конструкция EF 35mm f/1.4L II USM монолитна. В процесс фокусировки ни одна внешняя часть объектива не двигается. Наведение EF 16-35mm f/4L IS USM на резкость также происходит без перемещения внешних деталей, зато в процессе зумирования передний линзоблок ходит вперед-назад в пределах тубуса корпуса объектива. Для лучшей пыле— и влагозащиты здесь можно использовать светофильтр, полностью закрывающий объектив спереди.

     

     

    Для некоторых пейзажей я применял с этим объективом поляризационный фильтр. Насыщенный оттенок неба — это его заслуга, ведь для наших тестов мы не обрабатываем снимки в графическом редакторе, а предоставляем оригиналы фотографий в JPEG прямо из камеры.

     

    Снимок сделан с поляризационным фильтром без компьютерной обработки

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F8, 1/50 с

     

    Габариты светосильного фикса и сверхширокоугольного зума практически идентичны. Лишь диаметр резьбы светофильтра у Canon EF 16-35mm f/4L IS USM чуть больше — 77 мм против 72 у EF 35mm f/1.4L II USM. Но хоть зум и кажется больше, по массе он уступает фиксу. Canon EF 35mm f/1.4L II USM — это настоящий тяжеловес: 764 грамма без крышек против 620 у EF 16-35mm f/4L IS USM.

     

     

    Здесь свою роль сыграла сложная оптическая схема: 14 элементов в 11 группах, в том числе один сверхнизкодисперсный элемент Super UD. Также в объективе используется новая технология Blue Spectrum Refractive Optics. Это элемент из органического материала, который за счет повышенного коэффициента преломления в синей части спектра позволяет бороться с хроматическими аберрациями эффективнее, чем флюоритовые линзы. Применение новых технологий сильно сказалось на ценнике новинки: объектив почти вдвое дороже и своего предшественника Canon EF 35mm f/1.4L USM и оппонента по тесту — Canon EF 16-35mm f/4L IS USM.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F11, 10 с

     

    Canon EF 35mm f/1.4L II USM: сколько стоит совершенство?

     

    Я решил не откладывать в долгий ящик вопрос о том, за что же фотограф должен заплатить столь большие деньги. Canon EF 35mm f/1.4L II USM способен ответить сам за себя. Это один из немногих объективов в мире, который может обеспечить высокую резкость при диафрагме f/1,4 на полнокадровой матрице.

     

    Уже на открытой диафрагме объектив дает высокую резкость и в то же время позволяет разделять планы за счет размытия фона

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 100, F1.4, 1/250 с

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 100, F1.4, 1/2500 с

     

    Безусловно, закрытие диафрагмы на ступень — две благоприятно скажется на повышении детализации. Но для матрицы Canon EOS 5D Mark III вполне достаточно того качества, которое обеспечивает объектив на f/1,4. Снимать ночью с рук — не проблема. ISO при этом можно не задирать до космических высот.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 1600, F1.4, 1/40 с

     

    А теперь самое интересное: попробуйте отыскать на этих кадрах хроматические аберрации. Они незаметны даже на участках с контровой подсветкой.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 400, F1.4, 1/40 с

     

    Canon EF 35mm f/1.4L II USM стал для меня основным инструментом для ночных съемок, избавив от необходимости носить с собой штатив. Признаться, я все же закрывал иногда диафрагму, но делал это скорее по привычке, а не для устранения искажений или повышения резкости.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 400, F2.2, 1/40 с

     

    Однако съемка с размытым фоном на открытой диафрагме на Canon EF 35mm f/1.4L II USM — это отдельное удовольствие. По характеру размытия он очень похож на своего прародителя Canon EF 35mm f/1.4L USM.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 100, F1.4, 1/1250 с

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 100, F1.4, 1/640 с

     

    Но в соответствии с общей для всей современной оптики тенденцией его рисунок стал чуть мягче и правильнее. Свою роль сыграло отсутствие хроматических аберраций. Боке — одна из самых сильных сторон этого фикса. Нет двоений, эффекта чешуи. И в то же время объекты в зоне нерезкости не теряют своих очертаний, распознаются зрителем.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 400, F1.4, 1/40 с

     

    Canon EF 35mm f/1.4L II USM стал моим верным помощником на выставке Canon EXPO 2015. Удобное для большинства сюжетов фокусное расстояние и высокая светосила позволили использовать его как единственный объектив для репортажной съемки.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 100, F2.2, 1/100 с

     

    Рабочий прототип 8K-видеокамеры. Вы когда-нибудь видели 35-мегапиксельное видео?

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 320, F2.5, 1/40 с

     

    Здесь же мне пригодилась еще одна особенность EF 35mm f/1.4L II USM — сравнительно небольшая минимальная дистанция фокусировки, всего 28 см от плоскости матрицы. Она вполне позволяет снять широкоугольником такие мелкие объекты, как новейшие матрицы фотоаппаратов.

     

    Новый 250-мегапиксельный сенсор Canon формата APS-H. Снимок сделан с минимальной дистанции фокусировки.

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 100, F2, 1/125 с

     

    К скорости автофокуса и его точности нет никаких претензий. Объектив наводится на резкость молниеносно и абсолютно бесшумно, как и положено устройству с USM-мотором. Так что ловить интересный момент, снимая навскидку, — это его стихия. Фотограф может просто расслабиться и довериться технике.

     

    На новейшем 8К-дисплее отдельные пиксели невозможно различить даже при просмотре через лупу

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 500, F2.5, 1/30 с

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 100, F4.5, 1/60 с

     

    До этого момента мы ставили перед объективом довольно сложные задачи: нехватка света, съемка на открытой диафрагме… Если же света достаточно и диафрагма прикрыта до средних значений (f/7,1-f/9), то к техническому результату съемки не сможет придраться ни один, даже самый требовательный критик.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 100, F8, 1/200 с

     

    Высокий контраст в кадре, отличная детализация в центре и по краям, отсутствие паразитных засветок — все это позволяет применять EF 35mm f/1.4L II USM в пейзажной съемке и других жанрах, где техническое качество выходит на первое место.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 100, F8, 1/400 с

     

    Canon EF 16-35mm f/4L IS USM: взглянуть на мир шире!

     

    Оппонентом светосильного фикса в нашем тесте выступает сверхширокоугольный зум Canon EF 16-35mm f/4L IS USM. Обладая тем же фокусным расстоянием в телеположении, он отчасти пересекается по сфере применения с EF 35mm f/1.4L II USM.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F8, 1/100 с

     

    Пейзажные кадры и жанровые зарисовки, интересные фрагменты — это ему по плечу. Однако более низкая светосила значительно снижает шансы фотографа на удачный снимок с недостаточным освещением и не позволяет получать эффектное размытие фона. Но все это может показаться мизерной платой за возможность взглянуть на мир шире, увеличив угол обзора до совершенно нереальных 108 градусов!

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F8, 1/80 с

     

    Слово «нереальный» здесь употребляется в буквальном смысле. Сверхширокоугольники способны до неузнаваемости изменять привычные объекты, усиливая перспективные искажения на фото, за что их и любят фотографы. Необычные ракурсы — вот стихия этого объектива.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 125, F8, 1/30 с

     

    Второе достоинство широкого угла обзора — возможность уместить в кадр все то, что раньше не умещалось. Например, вы можете подойти к Эйфелевой башне на расстояние сотни метров и сфотографировать ее вместе с эффектными облаками и кустами роз на переднем плане.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F8, 1/40 с

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 160, F8, 1/40 с

     

    А можно перейти через мост и снять символ Парижа с чуть большим фокусным расстоянием, сохранив оптимальную крупность плана. И это бесспорный плюс зума, за что ему можно простить даже не слишком высокую светосилу.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 1250, F4, 1/40 с

     

    Кстати, отчасти недостаток светосилы может быть скомпенсирован оптическим стабилизатором изображения. При съемке с рук он способен эффективно бороться с колебаниями рук фотографа, позволяя увеличивать выдержку. Однако есть у него и второе предназначение, о котором фотографы задумываются гораздо реже — борьба с микросмазом в момент спуска затвора. Хлопка зеркала, вибраций затвора да и просто колебаний камеры от нажатия спуска пока никто не отменял. И уже на 1/30 с они становятся заметны, если вы не используете стабилизатор.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F11, 13 с

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F11, 10 с

     

    Однако время применения Canon EF 16-35mm f/4L IS USM при съемке с рук ограничивается моментом захода солнца. С наступлением сумерек зажигаются фонари на улицах, а фотографу самое время отправляться за штативом. Здесь Canon EF 16-35mm f/4L IS USM не конкурент своему светосильному собрату, который справляется со съемкой ночью и без треноги.

    Несмотря на различия, у объективов немало общего. Например, уровень хроматических аберраций. Найти этот вид искажений на снимках с Canon EF 16-35mm f/4L IS USM почти так же сложно, как в случае EF 35mm f/1.4L II USM. Хорошо обстоят дела и с контрастом: он не падает даже в сильном контровом свете.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F8, 1/100 с

     

    Геометрические искажения в широкоугольном положении зума пытливый зритель сможет найти. Но для этого вам придется снять сюжет с прямыми линиями, расположенными близко к краю кадра. Бочкообразная дисторсия выражена неярко и в абсолютном большинстве сюжетов не видна.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 1250, F4, 1/40 с

     

    О диафрагмировании для получения оптимального результата все же придется вспомнить. Canon EF 16-35mm f/4L IS USM чрезвычайно хорош оптически, он обеспечивает высочайшую резкость в любом положении зума в центре кадра. Но на 16 мм на открытой диафрагме края снимка могут потерять детализацию. Это та причина, по которой я закрывал диафрагму до f/5,6-f/8 при съемке пейзажей. Так что расхожее мнение о превосходстве фиксов над зумами — это не миф даже в XXI веке. И пусть эта разница стала чрезвычайно мала, но она до сих пор присутствует.

     

    Один из немногих сюжетов, где по углам кадра присутствует нерезкость

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F4, 1/800 с

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F5.6, 1/60 с

     

    Резкость, бликозащита, хроматические аберрации, виньетирование

     

    Если мой субъективный опыт использования объективов вам показался недостаточным для того, чтобы составить собственное мнение о Canon EF 16-35mm f/4L IS USM и EF 35mm f/1.4L II USM, то самое время сравнить оба объектива в идентичных условиях. Посмотрим, насколько они хороши? Начнем с резкости.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F4, 1/800 с

     

    Наш тест начинает Canon EF 16-35mm f/4L IS USM. Его широкий угол обзора при 16 мм вне конкуренции, и в этой дисциплине он соревнуется сам с собой. Уже на открытой диафрагме при f/4 он обеспечивает высокую резкость по центру кадра, лишь немного снижая ее к краю и углам. Мне не удалось найти хроматические аберрации на этом снимке. А вот легкое виньетирование присутствует. Впрочем, ситуация с виньетирование практически полностью исправляется уже при f/5,6. То же происходит и с резкостью. Разница между детализацией в центре и по краям практически исчезает. Тем не менее в ряде сюжетов я все же закрываю диафрагму до f/8 — в большей степени для самоуспокоения.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F4, 1/1000 с

     

    В положении 35 мм ситуация повторяется. На снимках присутствует виньетирование, которое является чуть ли не единственным объективным техническим недостатком. Хроматических аберраций, свойственных многим другим широкоугольникам, не видно. Резкость высока по всему полю кадра. Однако ситуация на периферии может быть улучшена после диафрагмирования до f/5,6. Это также позволит снизить виньетирование. Окончательно затемнение углов уходит лишь при f/8.

    Что же в этой ситуации может противопоставить отличному зуму наш идеальный фикс? В первую очередь — светосилу. Canon EF 35mm f/1.4L II USM вступает в борьбу, имея в запасе три ступени экспозиции. И уже на диафрагме f/1,4 он показывает детализацию, близкую к той, что зум демонстрирует на f/4. Резкость ровная по всему полю кадра. Из-за малой глубины резкости может создаться впечатление, что снимок не совсем «звенит». Фокусировка осуществлялась по скульптурной композиции с золотой арфой в правом верхнем углу снимка. В этом участке кадра с детализацией проблем нет! И лишь довольно сильное виньетирование не позволяет сказать, что этот объектив лишен недостатков на открытой диафрагме.

    Детализация еще несколько повышается при диафрагмировании до f/2, а виньетирование постепенно уходит, становясь практически незаметным уже при f/2,8 и полностью исчезая при f/4. Дальнейшее диафрагмирование никак не сказывается на качестве изображения, за исключением снижения резкости из-за дифракции после f/16.

     

    Canon EOS 5D Mark III / EF35mm f/1.4L II USM установки: ISO 100, F16, 1/200 с

     

    Но это не все испытания, которые мы уготовили объективам. Осеннее солнце так и просится в кадр, добавляя своим появлением сложностей фотографу. Мы уже писали выше, что обе «линзы» стойко переносят испытания контровым светом, но настало время подтвердить эти слова живыми примерами.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 35mm f/1.4L II USM установки: ISO 100, F1.4, 1/800 с

     

    Canon EF 35mm f/1.4L II USM отлично держит контраст, давая лишь очень небольшую засветку непосредственно вокруг восходящего солнца. После f/8 засветка трансформируется в эффектные лучики, которые становятся более различимыми по мере дальнейшего диафрагмирования. Небольшие блики этот объектив все же поймал. Вы их заметите в центре кадра. Но уверен, если их специально не искать, в глаза они не бросятся. Примечательно, что даже на открытой диафрагме светосильный фикс в столь сложных световых условиях не дал ни единого шанса хроматическим аберрациям. Технология Blue Spectrum Refractive Optics — не пустой маркетинговый ход, а действительно эффективный способ борьбы с искажениями.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F4, 1/125 с

     

    Canon EF 16-35mm f/4L IS USM ни в широкоугольном, ни в телеположении не теряет контраста и не ловит бликов при расположении яркого источника света в кадре. Небольшая засветка в виде отдельных лучиков появляется при диафрагмировании, становясь заметной после f/8. Впрочем, многим сюжетам такие лучики идут только на пользу. Показательно, что даже с жестким контровым светом хроматические аберрации себя не проявляют.

     

    Выводы

     

    В этом тесте мы сравнили два практически несравнимых объектива: сверхширокоугольный зум и светосильный широкоугольный фикс. Наш тест лишь наполовину подтвердил прописные истины: зум всегда будет удобнее в простых съемочных ситуациях, превосходя фикс по количеству доступных сюжетов. Однако утверждение, что объектив с переменным фокусным расстоянием — это всегда компромисс между удобством и качеством, к оптике XXI века применимо с большой натяжкой. Безусловно, разница в резкости между зумом и фиксом присутствовала. Но найти ее мы смогли лишь на краю кадра на открытой диафрагме. Что касается других искажений, то по уровню хроматических аберраций оба объектива абсолютно равны. А бликозащита зума оказалась даже чуть лучше.

     

    Canon EF 35mm f/1.4L II USM

    Если взглянуть на цену этого объектива, то сразу становится понятно все: перед нами «линза» не просто высокого, а топового класса. Это подтверждает и опыт съемки. Например, я впервые вижу полнокадровый светосильный объектив, лишенный хроматических аберраций, обладающий высокой резкостью с открытой диафрагмы, да вдобавок имеющий очень приятный и мягкий рисунок размытия. Снимать им можно буквально в любых условиях. От идеальной и пока не существующей в природе оптики эту модель отделяет лишь наличие виньетирования на диафрагмах до f/2,8 включительно и вероятность поймать очень небольшие блики, если солнце заглянет к вам в кадр.

     

    Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 16-35 f/4L IS USM установки: ISO 100, F8, 1/80 с

     

    Это профессиональный инструмент, созданный для получения качественного результата вне зависимости от сложности сюжет. Стоит ли он своих денег? Здесь нет одного-единственного ответа, но всегда есть встречный вопрос: а сколько стоит гарантия качественных снимков в любой ситуации?..

     

     

    Плюсы Canon EF 35mm f/1.4L II USM:

         наличие пыле- и влагозащиты;
         быстрый и бесшумный USM-автофокус;
         абсолютно рабочая открытая диафрагма;
         практически полное отсутствие хроматических аберраций;
         высокий контраст даже в контровом свете;
         приятное и очень мягкое размытие фона.

    Минусы Canon EF 35mm f/1.4L II USM:

         сравнительно большой вес;
         виньетирование до f/2,8;
         вероятность поймать небольшие блики в сложных ситуациях.

     

     

    Canon EF 16-35mm f/4L IS USM

    Canon EF 16-35mm f/4L IS USM — это сверхширокоугольный зум, который «излечен» практически от всех болезней данного класса оптики. Он резок с открытой диафрагмы, лишь незначительно теряя резкость по периферии кадра на f/4. Небольшое диафрагмирование легко исправляет этот мелкий недостаток. Объектив не подвержен хроматическим аберрациям, засветкам, падению контраста в контровом свете. Он не ловит бликов, даже если в кадре присутствуют яркие источники света. При съемке с недостаточным освещением фотографу помогает встроенный стабилизатор изображения. И лишь не слишком высокая светосила может ограничить сферу применения Canon EF 16-35mm f/4L IS USM, не позволяя вести съемку с рук со скудным освещением, например, после захода солнца. Почти догнав фиксы по качеству снимков, зумы все еще не способны конкурировать с ними в светосиле.

     

     

    Плюсы Canon EF 16-35mm f/4L IS USM:

         пыле- и влагозащита;
         быстрый и бесшумный USM-автофокус;
         высокая резкость с открытой диафрагмы;
         отсутствие хроматических аберраций;
         отличная бликозащита;
         слабое виньетирование;
         оптический стабилизатор.

    Минусы Canon EF 16-35mm f/4L IS USM:

         небольшое падение резкости по краям кадра на открытой диафрагме;
         присутствует незначительная бочкообразная дисторсия;
         присутствует виньетирование.

     


    Источник: prophotos.ru

    Читайте также

    вернуться ко всем обзорам