"Обзор и тест профессиональной беззеркальной фотокамеры Fujifilm X-Pro2 и объектива Fujinon XF16-55mm F2.8 R LM WR"
Предшественница героини нашего теста появилась в начале 2012 года. И тогда ее представили как Rangefinder-style mirrorless, то есть «беззеркалка в стиле дальномерки». Так же можно представить многие модели Fujifilm — внешне они похожи на дальномерки, но только Fujifilm X-Pro1 или просто Fujifilm X-Pro была оснащена гибридным видоискателем Hybrid Multi Viewfinder, который мог работать в оптическом режиме, а мог — в электронном. И хотя оптический видоискатель Fujifilm X-Pro1 не увеличивал картинку при зумировании (он же не TTL), он отображал электронную рамку, которая с точностью 90% показывала, как будет выполнено кадрирование.
Здесь может возникнуть закономерный вопрос — а зачем такой видоискатель нужен, ведь электронные визиры отображают 100% кадра, позволяют оценить размытие кадра и вообще стали привычными «глазками» для многих. Моя версия такая: беззеркалки пока не могут похвастаться высоким ресурсом аккумулятора, количество кадров, которое можно «отщелкать» на одной зарядке редко доходит до 400 — если визирование производится по большому ЖК-экрану. Если же визирование производится с помощью видоискателя, максимальное количество кадров уменьшается до 300 (а для большинства моделей — еще меньше). Оптический видоискатель позволяет экономить электричество — с этим достоинством можно не спорить.
Кроме того, есть еще разумные соображения:
1) При долгой съемке глаз фотографа может устать от электронной картинки и отдохнуть на оптической.
2) Оптическая картинка не стробит, не перекрывается в момент съемки. Вообще выглядит для глаза привычнее. Хотя от дальномерного «глазка» глаз за последние годы отвык.
3) Оптический «глазок» дает очень широкий угол обзора, гораздо шире того, что можно было получить на широком угле объектива Fujinon XF16-55mm. А это — возможность вовремя увидеть что-то интересное, не пропустить кадр в стрит- или репортажной съемке.
В общем, Fujifilm не зря придумала гибридный видоискатель. Насколько я знаю, такого больше ни у кого нет, и Fujifilm гордо заявляет, что «X-Pro1 и X-Pro2 на данный момент единственные в мире камеры с гибридным видоискателем».
Новую камеру оснастили более мощным процессором X-Processor Pro, что позволило улучшить многие параметры, от частоты кадров в видеосъемке до возможности производить фокусировку по глазам модели. Fujifilm X-Pro2 получила матрицу X-Trans CMOS III (третьего поколения), в которой, в частности, фазовые датчики АФ распределены по полю 40% от площади матрицы. Разрешение ЖК-экрана и электронного видоискателя заметно выросло. У Fujifilm X-Pro2 появился механический затвор с профессиональными параметрами. А к нему добавили электронный затвор с минимальной выдержкой 1/32000 секунды. Заметно выросла скорость серийной съемки.
Конструкция, дизайн, управление
Внешне найти отличия от Fujifilm X-Pro 1 и Fujifilm X-Pro2 не так просто. Но это не так важно. Важнее то, что производитель при очень существенных изменениях «начинки» решил практически не трогать «оболочку». Значит, считает дизайн X-Pro удачным — тем более, что Fujifilm всегда собирает мнения фотографов и обозревателей, и, если считает их разумными, очень быстро меняет возможности/функции своих фотокамер.
И все же дизайн Fujifilm X-Pro 1 / 2 кажется мне странным. Всем фотолюбителям знакомо чувство «камера в руке». Одни любят в руке тяжелую зеркалку, другие — компактную. Я согласен, что небольшой «кирпичик» вроде Fujifilm X-T10 довольно удобен в съемке. Но корпус Fujifilm X-Pro 1 / 2 это не «кирпичик» — это почти 500 граммов в форме «кирпича» с довольно маленьким хватом. Если добавить к «тушке» небольшой и легкий объектив, работать с камерой относительно удобно. Но если прицепить 655-граммовый Fujinon XF16-55mm F2.8 R LM WR, испытания для кисти руки становятся нешуточными. Приходится перестраиваться, работать двумя руками (левая под объективом, правая — на хвате) как с крупной зеркалкой. Только, повторюсь, хват крупной зеркалки и хват Fujifilm X-Pro 1 / 2 - вещи несравнимые.
Я не говорю о том, что камера вообще непригодна к работе, но к ней приходится привыкать. Работу двумя руками можно сделать довольно удобной. Работу одной рукой может сделать удобной человек с железной хваткой.
Хотя Fujifilm предлагает неплохое решение этой проблемы: установку съемной рукоятки (без батарей). Это решение предлагается к нескольким моделям, конкретно к Fujifilm X-Pro 2 это рукоятка или хват MHG-XPRO2 (см. закладку «Дополнительные хваты»).





Конструкция и дизайн Fujifilm X-Pro2 нетрадиционны, впрочем, как и многих других беззеркальных камер Fujifilm. В частности это проявляется в том, что режимы PASM не задаются напрямую, а получаются с помощью комбинации автоматических режимов для диафрагмы и выдержки. Если выдержка и диафрагма установлены в положение «А» (авто), мы получаем программный режим. Если только выдержка в положении «А», мы получаем приоритет диафрагмы. Если оба параметра не на автомате, у нас получается ручной режим.
Два управляющих колеса и шесть программируемых кнопок дают в сумме исключительную гибкость управления.
Одно из «слабых звеньев» камеры — небольшой заряд аккумулятора, который очень быстро расходуется при визировании черед видоискатель. Но здесь спасти положение может оптический режим видоискателя. Если вы оправляетесь на долгую съемку, лучше смотреть в оптический «глазок» и нечасто использовать следящий автофокус.
Некоторые вопросы вызывает «хват» камеры. Мы их обозначили, и возможные решения тоже обозначили (либо работа двумя руками, либо приобретение рукоятки-хвата). Fujifilm X-Pro2 выделяется двойным видоискателем (оптическим и электронным).
Меню камеры

Качество изображения — разрешение и шумы
После тестирования мы некоторое время думали — какую фотокамеру взять для сравнения с Fujifilm X-Pro2 . По идее надо было взять какую-нибудь очень качественную зеркалку формата APS-C, но здесь мы могли выставить только Canon EOS 7D Mark II — она сопоставима с героиней теста по цене. Но оказалось, что 7D Mark II проигрывает нашей героине, причем довольно заметно. И тогда мы решились выставить полнокадровую зеркалку. Не самого высокого полета, но все же полнокадровую, 24-мегапиксельную Nikon D610.

В диапазоне ISO 100 — 6400 Fujifilm X-Pro2 держит довольно высокое разрешение, RAW с выключенным фильтром шумов дает в среднем 20,5 различимых мегапикселя на свету и 17,3 мегапикселя в затемненной сцене (левый график, верхние кривые). У JPG с включенным шумодавом эти цифры чуть падают — до 20 различимых мегапикселей на свету и до 16,5 мегапикселя в затемненной сцене (правый график, верхние кривые). Шумы в сцене RAW Light достигают очень скромного уровня 1,2 балла. Шумы в сцене JPG Light чуть выше, но ненамного — 1,6 балла. Что говорит о довольно высоком уровне фильтра шумов. В темной сцене (Dark) RAW дает уровень шума 3,3 балла, а JPG — 3,5. Это результаты, которые мы привыкли видеть, тестируя полнокадровые камеры, а не «кропнутые» APS-C.
Количество различимых пикселей в светлых сценах у Fujifilm X-Pro2 — 84% против 77% у полнокадровой зеркалки начального уровня. Количество различимых пикселей в темных сценах примерно одинаково — 70 процентов. Уровень шума в светлых сценах у Fujifilm X-Pro2 чуть ниже: 1,38 балла против 1,6 балла у Nikon D610. Уровень шума в темных сценах одинаковый — 3,4 балла. И наконец, общий показатель Fujifilm X-Pro2 чуть выше — 7,77 против 7,23. Здесь сказалось чуть более высокое разрешение и чуть менее высокий уровень шума.
По большому счету, качество картинки у Fujifilm X-Pro2 и Nikon D610 одинаковое. Но характерный почерк (вид шумов) немного разный. Давайте посмотрим, как камеры справились с тестом RAW Light (RAW с выключенным фильтром шумов, светлая сцена).

Здесь преимущество Fujifilm X-Pro2 очевидно — и разрешение выше, и шумы ниже. Картинку X-Pro2 дает менее зернистую, скорее всего, потому что фильтр шумов совсем не отключается, он не отключается в принципе, только выводится на минимум (как у многих фотокамер Fujifilm). Но на разрешении это не сказывается — только не надо путать резкость с разрешением. Картинка Nikon D610 выглядит более резкой, но различимых линий в ней чуть-чуть меньше, чем в картинке Fujifilm X-Pro2.
Теперь «выключим свет» и рассмотрим работу камер в темной сцене:

Здесь мы столкнулись с малообъяснимым фактом. Визуально картинка Fujifilm X-Pro2 намного темнее, чем картинка Nikon D610, и можно подумать, что мы просто «недокрутили» калиброванные источники света или выставили иные параметры съемки. На самом деле мы все докрутили и выставили: освещенность стенда проверяется перед тестом каждой камеры, и параметры съемки очень близки. Снимки сделаны при матричном замере, экспокоррекции –1EV и диафрагме f/9,0. Режим съемки — приоритет диафрагмы. Порой мы наблюдаем незначительные отклонения выдержки в этом режиме, но согласитесь, 1/75 секунды у Fujifilm X-Pro2 и 1/80 секунды у Nikon D610 очень близки. А это максимальное расхождение в приведенной таблице.
Объяснить же, почему картинка Fujifilm X-Pro2 намного темнее, довольно сложно. Можно предположить, что электронный затвор X-Pro2 сильно «врет», но это очень слабое предположение. Хотя в режиме автоматического выбора Fujifilm X-Pro2 выбрала электронный затвора, едва ли он такой неточный. Скорее, напрашивается другое предположение: что Fujifilm X-Pro2 вот так понимает темную картинку. Вот как видите на семплах, так и понимает.
Поскольку количество света обе камеры получили одинаковое (практически одинаковое). Поскольку серая шкала Kodak Gray Scale #13 находится не на периферии, а ближе к центру тестового стенда, объяснить затемненную картинку можно только тем, что Fujifilm X-Pro2 пытается вытянуть максимальный динамический диапазон и меняет яркость пикселей по своему усмотрению, хотя установка Dynamic Range была выставлена на 100%. Ведь фотокамера - это не прибор для измерения яркостей. Это прибор для создания фотореалистичной картинки. А каждый производитель понимает фотореализм по-своему.
А на фотографической практике особенности Fujifilm X-Pro2 едва ли скажутся. Ну, если покажется вам снимок темным, поднимете яркость с помощью экспокоррекции или при обработке снимка. Владелец дорогой камеры всегда такие вещи изучает и быстро учится, как их можно поправить.
Но уровень шумов Fujifilm X-Pro2 получился более высоким, чем у Nikon D610. Это и визуально можно заметить (красный кружок вокруг буквы R превратился в многоугольник на чувствительности ISO 12800; это работа невыключаемого шумодава). К такому же выводу (что уровень шумов Fujifilm X-Pro2 более высокий) пришел наш измеритель шумов — программа, обрабатывающая тестовые снимки. Эта программа шумами считает любые отклонения от снимка, сделанного на минимальной чувствительности. Так что ей почти «по барабану», насколько снимок темный или светлый.
Как работает шумодав двух камер в светлой сцене

А работает он хорошо — даже на ISO 12800 картинка остается чистой, скажем так, — условной чистой, с поправкой на очень высокую чувствительность. Причем здесь Fujifilm X-Pro2 также выдала более низкий уровень шума — 1,6 балла против 1,8 балла у Nikon D610. Хотя формально получила больше света, ее экспонометр поставил более длинную выдержку.
Выдержку и диафрагму каждого снимка можно увидеть во всплывающей подсказке при наведении мыши. Но не будем придавать этому слишком большое значение. Уровень шумов, конечно, зависит от выдержки, но не настолько, чтобы 30-процентный разрыв привел к 30-процентному падению или росту шума. По нашим оценкам, 30-процентный разрыв (т. е. разница в 1/3 ступени EV) может привести максимум к 5-процентным изменениям, соизмеримым с погрешностью измерений и расчетов.
И, наконец, нам осталось посмотреть, как работает шумодав Fujifilm X-Pro2 в затемненной сцене:

И здесь, несмотря на затемненную картинку, мы видим явное преимущество Fujifilm X-Pro2. Не очень сильное — наша программа оценила уровень шумов в 3,5 балла, а Nikon D610 поставила оценку 3,9 баллов. Но все-таки это преимущество, видимое невооруженным глазом. Мы можем констатировать, что шумодав Fujifilm X-Pro2 работает лучше, чем шумодав Nikon D610. Правда (здесь надо оговориться), мы видим это на лабораторной фотографии, где нет живых лиц (недавно мы тестировали Fujifilm X-A2, которая показала прекрасные результаты в лаборатории, но живые лица очень сильно фотошопила). Так что окончательный вывод мы сделаем после просмотра «Галереи».
А пока рассмотрим другие фрагменты нашего стенда, снятые в разных условиях:

Как видите, Fujifilm X-Pro2 в светлой сцене шумит чуть меньше, чем обе зеркалки. Но в затемненной сцене — заметно сильнее, чем Canon 6D. Но примерно так же, как Nikon D610. В RAW уровень шума Fujifilm X-Pro2 выше, в JPG — ниже (за счет современного шумодава).
И в любом случае, если результаты Fujifilm X-Pro2 сравнимы с результатами полнокадровых зеркалок — это очень хороший показатель. Даже с учетом того, что зеркалки начального уровня и не очень молодые.
Напомню, что наша методика определяет уровень шумов и разрешения на разных значениях чувствительности в диапазоне ISO 100 — 6400. Как несложно догадаться, качество тестовых снимков прямо пропорционально разрешению и обратно пропорционально уровню шумов.

Оптика — Fujinon XF16-55mm F2.8 R LM WR
Он довольно тяжелый, весит больше самой тяжелой беззеркалки Fujifilm. Но зато защищен от влаги, пыли и мороза. Постоянная светосила во всем диапазоне фокусных расстояний, бесспорно, вызывает уважение, а отсутствие стабилизатора — легкую грусть. Скорость автофокуса довольно велика, в точности соответствует скорости автофокуса камеры (все это по данным производителя). И, что еще вызывает легкую грусть, — это цена объектива. Но, будем надеяться, его характеристики эту цену оправдают.
.jpg)
На «коротком» фокусе мы видим практически незаметную «бочку» с дисторсией меньше 1 (по модулю). Разрешение в рабочем диапазоне f/2,8 — f/16 можно считать очень высоким: в центре кадра оно держится выше отметки 0,8 линии на пиксель, на краю — выше 0,6 линии. А дальше, по мере закрытия диафрагмы дифракция заметно смазывает картинку. Создатели объектива утверждают, что применение технологии LMO (оптимизация модуляции света) позволяет заметно снизить дифракционное размытие, но этот момент требует отдельного исследования, которому мы, возможно, посвятим отдельную статью.

И еще, несложно заметить, что уровень «хроматики» на краю кадра довольно заметен — порядка 8%. Конечно, это зло небольшое (правится в постобработке или при создании JPG прямо в камере), но оно есть.
.jpg)
Мы переходим к «среднему фокусу» и видим почти несуществующую дисторсию. «Подушку» можно разглядеть на тестовом снимке, но, если бы не рамка по периметру кадра, разглядеть было бы намного сложнее.
Разрешение на «среднем фокусе» практически одинаковое в центре кадра и на краю. Но здесь открытая диафрагма не дает такого же высокого разрешения, как на «коротком фокусе». Так что если есть замысел сделать «звенящую» резкость кадра, лучше выбирать диафрагму в диапазоне f/5,6 — f11. За пределом этого диапазона картинка несильно, но будет размываться.

Если вы внимательно рассмотрите миры на краю кадра, то увидите, что на широкой диафрагме появляется странный артефакт («восьмерка» вокруг цента миры). На практике эта особенность объектива едва ли сильно скажется, для этого у края кадра должна быть контрастная точка, важная для композиции (сложно себе представить такой вариант).
Зато «хроматика» на «среднем фокусе» практически незаметна — колеблется на уровне 1 — 2 процентов.


«Хроматика» на «длинном фокусе» опять становится заметна. Не так сильно, как на коротком, но заметна: в центре кадра порядка 3%, на краю кадра порядка 6%. И артефакт, который мы заметили на «среднем фокусе» здесь также проявился — на диафрагме f/5,6 у края кадра.
Плюсы объектива:
- Высокое и очень высокое разрешение в диапазоне f/2,8 — f/16.
- Практически несуществующая дисторсия, что для стандартного объектива очень важно.
- Высокая и постоянная светосила во всем диапазоне фокусных расстояний.
- Защищенность от влаги, брызг, пыли и мороза.
- Быстрая и бесшумная фокусировка.
Минусы:
- Заметный уровень «хроматики» на среднем и длинном «фокусе».
- Не очень высокое разрешение на открытой диафрагме на среднем «фокусе».
- Отсутствие стабилизатора.
- Большой вес (по меркам беззеркалок).
Fujinon XF16-55mm F2.8 R LM WR — очень хороший объектив и стоит своих денег.
Особенности Fujifilm X-Pro2
Работа автофокуса при пониженной освещенности

Средняя точность = 9,4 балла Средняя точность = 9,1 балла
Сумма баллов = 282 (из 300) Сумма баллов = 274 (из 300)
Время теста = 39,9 секунды Время теста = 41,9 секунды
И, надо сказать, результаты тестирования нас удивили. Fujifilm X-Pro2 показала очень хорошую скорость АФ и рекордно высокую точность. Вполне возможно, если бы приоритет фокусировки был выставлен на скорость, результаты были бы другие: рекордная скорость и высокая точность. Но вы всегда ставим приоритет на точность фокусировки (если камера позволяет).
Итак, точность фокусировки рекордная, более высокая, чем у гибридного АФ Canon 7D Mark II. А по скорости героиня нашего теста уступает только Sony RX-100 IV. Но значительно выигрывает у нее по точности.

Автофокус и серийная съемка

Средняя точность АФ — 9,8 балла Средняя точность АФ — 9,4 балла
Скорость до заполнения буфера — 2,7 fps / ∞ Скорость до заполнения буфера — 8,2 fps / ∞
У камеры два режима: низкоскоростной (Low-Speed) и высокоскоростной (High-Speed). На низкой камера может «щелкать» JPG лучшего качества (Fine) до бесконечности со скоростью 2,7 fps. На высокой — тоже до бесконечности со скорость 8,2 fps.
Графики изображают, как ведет себя автофокус. На низкой скорости он допускает очень редкие незначительные промахи. Средний балл в серии из 100 кадров — 9,8. Почти идеально.
На высокой скорости ошибки автофокуса более частые и серьезные. Но средний балл все равно выше «девятки» — 9,4. Это высокая точность.

Средняя точность АФ — 9,9 балла Средняя точность АФ — 9,8 балла
Скорость до заполнения буфера — 2,7 fps / 50 кадров Скорость до заполнения буфера — 7,9 fps / 31 кадр
Скорость после заполнения буфера — 1,6 fps / ∞ Скорость после заполнения буфера — 2,5 fps / ∞
Переходим к съемке RAW. В Low-Speed камера «отщелкивает» 50 кадров со скоростью 2,7 fps, а потом переходит в медленный режим 1,6 fps, в котором может «щелкать» до бесконечности.
В High-Speed скорость быстрой серии возрастает до 7,9 fps, а количество кадров остается весьма внушительным — 31 кадр. Потом буфер заполняется и камера переходит в медленный бесконечный режим 2,5 fps. Но этот медленный — быстрее, чем в Low-Speed.
По графикам видно, что камера очень редко промахивается, в основном фокусируется идеально точно: средний балл в Low-Speed — 9,9, средний балл в High-Speed — 9,9 балла из 10 возможных.

Средняя точность АФ — 9,8 балла Средняя точность АФ — 9,7 балла
Скорость до заполнения буфера — 2,7 fps / 50 кадров Скорость до заполнения буфера — 7,9 fps / 23 кадра
Скорость после заполнения буфера — 1,6 fps / ∞ Скорость после заполнения буфера — 2,7 fps / ∞
Съемка RAW и JPG в режиме Low-Speed точно такая же, как как съемка одного RAW. Камера может «отщелкать» 50 кадров со скоростью 2,7 fps, а потом переходит в медленный режим 1,6 fps.
На быстрой скорости Fujifilm X-Pro2 снимает 23 кадра со скоростью 7,9 fps, а потом переходит в медленный режим 2,7 fps (почему-то более быстрый, чем при съемке одного RAW).
Что касается точности в Low-Speed, она очень высока и не страдает глубокими промахами.
Но в тесте RAW+JPG на высокой скорости следящий автофокус Fujifilm X-Pro2 на время «потерялся», сбился до 5 баллов (на левом графике мы видим провал). Причем это произошло во время быстрой серии, самой ценной. Очень похожий сбой мы наблюдали в тесте Sony RX100 IV. Видно, когда камера работает на пределе (быстрый режим, быстрая серия, съемка RAW + JPG, следящий автофокус) вероятность сбоя повышается. Это не значит, что он обязательно появится, но может появиться.
В общем, испытания следящего автофокуса подтвердили, Fujifilm X-Pro2 быстрый и точный, способный на высокой скорости «отщелкать» большое количество кадров.
Бесконечностью в этом тесте мы считаем возможность сделать в установившемся режиме 100 и более кадров. Съемка производилась с выдержкой 1/160 — 1/200 секунды, со скоростной картой памяти SanDisk Extreme Pro SDHC UHS-I 16 ГБ (скорость записи до 95 МБ/с).
Итоги
Посмотрите на этот портрет, сделанный на короткой выдержке на чувствительности ISO 3200. Вариант слева — это проявка RAW (без всякой коррекции, с настройками «как снято»). Вариант справа — это JPG от Fujifilm X-Pro2 (стандартная «пленка», фильтр шумов нормальный — уровень ноль).
.jpg)
Если вы хорошо знаете, как снимает полнокадровая зеркалка, вы увидите, что шумы «левого портрета» примерно такие, как полнокадровая зеркалка выдаст на чувствительности ISO 6400. И чтобы их замаскировать, Fujifilm X-Pro2 включает шумодав, который превосходно обрабатывает искусственные поверхности, но человеческие лица очень заметно фотошопит.
Конечно, с этим можно бороться. Можно работать только с RAW или выводить шумодав на минимум (уровень «минус два»). Но факт остается фактом: по лабораторным тестам результаты Fujifilm X-Pro2 были не хуже, а то и лучше, чем у полнокадровых зеркалок начального уровня. А по результатам живой съемки, в первую очередь портретной, результат получился как у продвинутой зеркалки формата APS-C. Что, на самом деле, очень и очень немало.
Примеры фотографий, сделанных на профессиональную беззеркальную фотокамеру Fujifilm X-Pro2 и объектив Fujinon XF16-55mm F2.8 R LM WR"



.jpg)
.jpg)

.jpg)


Обзор взят из источника www.ixbt.com Более подробный тест можно увидеть, пройдя по ссылке.