Гибридные впечатления от гибридной камеры - обзор Nikon D780

photo-1

В 2018-м году я написал текст-размышление «На что сменить Nikon D600». Я сформулировал для себя основные претензии к текущей камере и решил, что Nikon D850 будет как раз тем инструментом, к которому я предъявить их не смогу.

 

Так в итоге и вышло: я купил D850 и был в восторге. Число ситуаций, в которых камера бы меня подвела, стало минимальным. Больше всего меня покорил автофокус:

У Nikon D850 реакция как у 14-и летнего геймера, высадившего 3 банки редбула. Другие камеры рядом с ней выглядят как твой батя, включивший FIFA впервые в жизни.

Приличный задел под кроп, адекватные шумы вплоть до 16к ISO, скорострельность и синхронизация со смартфоном тоже были даже не приятным дополнением – всем этим я регулярно пользовался. Но всё равно продал камеру через полтора года.

Я решил, что стаб, ещё более шустрый коннект со смартфоном, ещё менее шумная матрица, ещё большая скорострельность, общая убористость, поддержка новых стёкол, бодрый фокус через Live View и айтрекинг для меня важнее поддержки олдовых стёкол и 45 Мп. И купил Nikon Z6. 

В отличие от D850, отношения с Z6 сложились не сразу. Пятничными вечерами так и хотелось написать человеку, которому я продал D850, и предложить махнуться обратно.

Nikon Z6 – замечательная камера, но после перехода с D600 на D850 привыкал я только к хорошему, а тут было не так. Беззеркалка быстрее садилась, дольше включалась и была не такой цепкой. И тогда я вспомнил о существовании Nikon D780.

Если вы собираетесь купить Nikon D780, то наверняка это не единственная статья, которую вы прочитаете. Предупреждаю, тестов ISO с мишенями и замеров скорости автофокуса с секундомером здесь не будет. Здесь будут мои личные впечатления от того, как идея гибридной камеры была реализована на практике.

Слово «обзор» я ставлю в заголовок исключительно ради поисковиков. По факту это больше эссе.


Почему в теории Nikon D780 – идеальная камера
Nikon D780 – это как если бы беззеркалка посмотрелась в кривое зеркало. Такой Nikon Zd.

В ней тот же сенсор, что и в Nikon Z6, то есть, лучший 24 Мп на рынке. Такой же, но с другим обвесом, стоит на Sony α7 III. В только-только вышедшем Nikon Z6 Mark II – тоже он. В конце 2020-го чего-то существенно круче не найти. Разве что разрешение компромиссное, но для веб-фотографов такого хватает. Говорю как бывший владелец D850.

На ISO 51200 шумы, естественно, есть, но не такие, чтобы изображение было стыдно публиковать или отдавать заказчику.

После обработки снимки можно выкладывать куда угодно, и с умным видом писать, что хорошую фотографию шумами не испортить.

Динамический диапазон заметно лучше только у Sony α7r IV: камеры для других задач и за другую стоимость. В 2020-м в принципе с нехваткой динамического диапазона на актуальных камерах надо ещё умудриться столкнуться.

Цвет новых никоновских сенсоров тоже принято хвалить, но я в этот кружок не впишусь: хороший цвет это в первую очередь свет, схема в исходнике, осмысленная обработка и грамотная подача. До нюансов цветопередачи конкретных матриц дело обычно не доходит.

Автофокус же на бумаге выглядит как сочетание лучших качеств зеркалок и беззеркалок. 

С одной стороны, это старое доброе аналоговое зеркальце, которое:
1. Не жрёт батарейку
2. Не фризится при скоростной съёмке
3. Не отключает дисплей, если поднести к нему слишком близко руку
4. Всё ещё приятней глазу, чем пиксели
5. Экономит пару секунд на включении камеры

С другой – шустрый лайв вью, благодаря которому:

1. Сразу видно, какая картинка получится в плане света и цвета
2. Глаза людей автоматически определяются, и камера за ними следит
3. Можно фокусироваться, ткнув в любое место пальцем как на смартфоне
4. Снимать детей с уровня их глаз, можно не ползая по полу.
5. Выше скорострельность

Но в реальном использовании Nikon D780 ощущается как ультрасовременный Макбук с дисководом под флоппи-дискету.


Почему на практике оказалось не так?


Чтобы было повеселее, я протестировал Nikon D780 c Nikon 500/5.6. Краткие впечатления об это стекле:


Мне было интересно, что представляет собой этот гибрид зеркалки и беззеркалки, и не зря ли я взял Nikon Z6 вместо неё.

Спойлер: нет, не зря. Но сейчас не об этом.

Вместе с Nikon D780 мне выдали Nikon 500/5.6, и, в отличие от камеры, он мне понравился однозначно.

Во-первых, он неадекватно лёгкий. Им можно снимать как обычным телевиком с рук. Он даже легче 70-200/2.8 и примерно такой же по длине.

Во-вторых, компрессия заднего плана на портретах смотрится как на среднем формате. Очень объёмненько получается.

В-третьих, меня в новой технике привлекает не номинальная возможность снять то же самое, но чуточку покруче, а новые сюжеты, которые с ней становятся доступны. Тут их вал.

Позволить себе точно такой же я не могу, но задумался о 200-500/5.6 под следующую Чукотку. Он хоть и на полкило тяжелее, но дешевле втрое. Будни фуллфреймоводов, ага.

Но лучшее, что он мне дал, это инфа о том, как видят мир люди с тёмной оптикой.

У меня уже лет 7 вся оптика с f/2.8 и светлее, поэтому я уже успел подзабыть, что в темноте через те же f/5.6 уже ничего не видно. Слева зеркалка, справа - беззеркалка.

Со оптикой посветлее дела получше, но если света мало, снимать с оптическим видоискателем всё равно будет сложнее, чем через дисплей.

В Nikon D780, увы, не такая продвинутая система автофокуса как в Nikon D5 или D850. Камера в темноте будет рыскать, промахиваться и смотреть на вас как грустный пёсик, который не понимает, куда ему кинули мячик.

Если добавить к этому проседающую через оптику скорострельность с 12-и до максимум 7-и кадров в секунду, то для репортажки вариант с лайв вью становится напрашивающимся. А он не всегда уместен.

Я поснимал на Nikon D780 и Nikon Z6 матч ЦСКА с «Сочи» и, в отличие от «коней», Z6 победила. Именно благодаря электронному видоискателю. 

Помимо падения скорострельности, а оптическом видоискателе ещё и точки фокусировки кучкуются в центре кадра, плюс сложнее контролировать экспозицию. Через экран снимать – руки через полчаса отваливаются, и мяч постоянно из виду теряется. Почему-то через глазок проще за ним следить.

Получается, что вместо двух равноценных вариантов, которые дополняют друг друга, в Nikon D780 одни проблемы решены за счёт создания других.

Если бы в камере стоял автофокус как в 850-й, вопросов бы не было: он был бы достаточно хорош, чтобы им хотелось пользоваться постоянно. С 780-й не так.

Камера всё ещё отличная, но она точно не настолько хороша, чтобы всех порвать.


Так и чего – брать?
Чтобы ответить на вопрос, кому вообще может понадобиться такая камера, нарисую такую вот табличку преимуществ и недостатков перед Nikon Z6 Mark I/Mark II:

Пояснения по поводу плюсов. Сначала к тем, про которые забываешь через неделю:

1. Две SD-карточки. Поскольку D780 типа наследница народной D750, логично, что в оба слота можно сунуть что подешевле. От цен на XQD у многих зубы скрипят

2. Можно ставить старую оптику. Если не заниматься пиксель хантингом, то можно за недорого закрыться светлыми AF-стёклами и кайфовать. Nikon 85/1.4, Nikon 80-200/2.8 и Nikon 35/2 окупятся за полторы свадьбы.

Занёс 1 и 2 в «забудется через неделю», потому что D780 стоит в полтора раза дороже Z6, а если что-то и получится в итоге сэкономить, ты всё равно потратишь на пиццу и такси 

3. Оптический видоискатель приятней глазу, чем электронный. Но и к электронному можно привыкнуть. Я вот привык.

6. Быстро включается. Беззеркалки тоже можно не выключать после каждой серии снимков, но пользоваться кнопкой выключения как кнопкой блокировки было прикольно.

Теперь о том, что после беззеркалки радует постоянно:

4. В оптический видоискатель всегда хоть что-то видно. На Z6 меня бесило, что я ничего не вижу, пока камера не прожуёт серию снимков, а на D780 я в это же время могу построить композицию и сфокусироваться. Частино решается более быстрой XQD-карточкой.

3. Нет ложных переключений между видоискателем и дисплеем. На зетке я постоянно сталкиваюсь с тем, что включается НЕ ТО. С другой стороны, я уже как-то привык, что дисплей сам включается, когда я отдаляю камеру от лица.

5. Дольше работает. Вроде как на Z6 Mark II с этим получше, а с первой да, не очень уверенно себя чувствуешь


Теперь о минусах:

1. Z6 поменьше. Но разница не драматическая. Особенно если повесить на Nikon Z6 переходник FTZ. Ну меньше и меньше.

2. Только SD. У фотографов есть ритуал: купить камеру за 2500$ и выделить 50$ на карту памяти. Сам такой был. Потом купил XQD и прозрел: оказывается, с хорошей флешкой у камеры не появляется одышки через 10 кадров.

Моя XQD даёт 440 Мб/c на запись. А когда я поснимал на 1000 Мб/c, то понял, что даже такие скорости иногда не лишние. Что уж говорить о SD карточках, которые потворствуют скупым фотографам и не выжимают таких скоростей.

3. Фокусировка через оптический видоискатель слабенькая. Собственно, об этом я говорил в своём эссе больше всего. Точками фокусировки покрыт только центр кадра, в темноте не цепкая. После Nikon 850-й работать с такой сложнее.

4. На тёмных стёклах ничего не видно. Но это проблема абсолютно всех оптических видоискателей, D850 в этом смысле ничем не лучше. А на Z6 без разницы, что вешать.

5. Ниже скорострельность через оптику. Решается батарейным блоком, но тогда Z6 становится очевидно меньше и легче.

6. Нет стаба. Не сказал бы, что на Z6 я могу снимать с выдержкой в пол минуты, но на стоп длиннее по сравнению с обычными выдержками я снимать могу.

7. Не поддерживаются новые стёкла. Если какие-то вложения в камеру после покупки всё-таки подразумеваются, логичней брать новую систему, которая ещё и дешеветь будет медленней старой.

Nikon Z6, выдержка 1 секунда с рук

 

Суммируя, мне кажется, что Nikon D780 хороша для тех, кто хочет мягко обновиться на новую камеру. И хочет от этой новой камеры, чтобы:

1. Старая оптика без встроенного автофокуса продолжала фокусироваться
2. Появился шустрый лайв вью
3. Рабочие ISO улетели до 51-й тысячи
4. Всё было лучше

На D780 всё будет лучше, чем на 750-й, но не всё на столько, насколько могло бы быть.