Фотовспышки Sony: иметь или не иметь?

photo-1

ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВСПЫШЕК SONY

 

Вспышка для съёмки дома

В этой статье речь пойдёт о накамерной системной вспышке — аксессуаре, во многом непонятном и даже загадочном для начинающего фотографа. На примере актуального модельного ряда вспышек Sony мы шаг за шагом, от простого к сложному разберём ситуации, когда их нужно применять. Отдельно будем отмечать, какие функции и свойства вспышек важны в тех или иных условиях: когда можно сэкономить и купить самую дешёвую модель, а когда придётся раскошелиться на профессиональную.

 

 

Совсем недавно почти все фотоаппараты, включая самые бюджетные, имели встроенную вспышку. Если целью съёмки является фиксация момента, то такое нехитрое устройство выручит практически в любой ситуации, даже в абсолютной темноте. Единственным минусом этого решения является крайне некрасивый светотеневой рисунок с пересвеченным передним и проваленным в тень задним планом. Профессионалы редко довольствуются таким результатом, поэтому из камер топового, а затем и среднего ценового сегмента встроенные вспышки постепенно исчезли. Вместо них применяются внешние.

 

 

 

В чём отличие? Если направить вспышку фронтально, вперёд, то в темноте любая, даже самая дорогая работает не лучше встроенной из камеры. Разве что светить будет дальше и перезаряжаться быстрее. Это, к слову, часто бывает востребовано репортажными фотографами, которым нужно получить кадр любой ценой. Ну и ещё накамерные вспышки из нашего обзора умеют синхронизироваться на всех выдержках. Совсем другое дело, если направить вспышку не прямо на снимаемый объект, а отразить её свет от стены или потолка… Отражённый и рассеянный свет позволит ровнее осветить всю сцену, получить естественное освещение, как днём.

С такой задачей способна справиться даже самая доступная модель типа Sony HVL-F20M. Она не имеет дополнительных кнопок и регулировок, включается простым поднятием вверх. Её головка может быть направлена вперёд или вверх — только два положения. Но иногда для повседневной съёмки дома этого вполне достаточно.

 

 

С её помощью можно снимать предметы, детей, питомцев: просто направляем головку вверх (надеюсь, у вас дома белый потолок) и забываем о нехватке света раз и навсегда. Минус HVL-F20M очевиден: это самая слабая вспышка в модельном ряду. Её мощности может оказаться недостаточно для работы с отражённым от высокого потолка светом, а время перезарядки будет большим. И ещё её нельзя направить вбок…

 

 

Дело в том, что далеко не всегда мы снимаем с горизонтальной ориентацией кадра. Если камеру повернуть вертикально, головка Sony HVL-F20M будет светить в стену, которая далеко не всегда бывает белой. Да и характер освещения при этом меняется… Лучше, если вспышка имеет дополнительную степень свободы для поворота головы.

 

 

Например, Sony HVL-F32M может поворачиваться не только вверх, но и вбок: на 90 градусов влево и на 180 вправо.

 

 

Более того, голову можно повернуть даже чуть назад, направив за спину фотографа на стену или потолок, и тогда рассеянный свет буквально зальёт сцену перед камерой.

 

 

Обладая очень взвешенным набором функций и возможностей, Sony HVL-F32M всё равно относится к вспышкам средне-начального уровня. Почему? Давайте начнём с мощности. Традиционно она указывается в виде ведущего числа. У Sony HVL-F20M — 20 единиц, у Sony HVL-F32M — правильно, 32!

 

 

Ведущее число показывает, на сколько метров вспышка способна эффективно «светить» при съёмке на ISO 100 объективом со светосилой f/1. Но в жизни мы снимаем куда менее светосильной оптикой, например, зумом f/4 или f/2,8. Уже только это сократит эффективную дистанцию. А если используется отражённый свет, то даже в просторной комнате вспышка будет работать на пределе. Чем ближе мощность импульса к максимальной, тем больше времени требуется на перезарядку, ведь питаются Sony HVL-F20M и Sony HVL-F32M всего от двух батареек. Так что если хочется запаса возможностей, лучше смотреть на две старших модели: Sony HVL-F45M и Sony HVL-F60M. О них — на следующей странице.

 

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА И ТОПОВЫЙ КЛАСС

 

Золотая середина

Sony HVL-F45RM отличается от двух предыдущих моделей даже внешне — она чуть больше за счёт питания от четырёх батарей типа АА.

 

 

Но и гигантской её назвать нельзя: конструкторы смогли сделать её достаточно компактной для работы с беззеркальными камерами Alpha. Голова этой модели поворачивается и вправо, и влево на 180 градусов, назад на 150 градусов. То есть в любой момент её можно направить на нужную отражающую поверхность.

 

 

Мощности достаточно для работы в средних и сравнительно просторных помещениях. Со скоростью перезарядки проблем также не возникает: на небольших дистанциях и при открытой диафрагме вспышка позволяет снимать сериями до 40 срабатываний по 8–10 в секунду! Если «отпустить» ISO и поставить его на «авто», то при диафрагме f/2,8 вспышка вполне способна обеспечить такую серию даже при съёмке с отражённым от потолка светом.

 

 

Для управления здесь предусмотрен монохромный графический дисплей с полноценным меню, в качестве основного элемента управления выступает навипад с управляющим кольцом.

 

 

Дело в том, что Sony HVL-F45RM намного больше ориентирована на творческую работу, нежели две предыдущие модели. Она предназначена не столько для того, чтобы гарантированно запечатлеть момент, сколько для создания красивых кадров. С её помощью фотограф может быстро регулировать мощность и в автоматическом, и в ручном режиме, чётко дозировать количество света.

 

 

Наконец, в качестве «вишенки на торте» — беспроводная синхронизация по радиоканалу. Эта модель может как управлять другими вспышками, так и быть ведомой. То есть это уже полноценная основа системы, которую фотограф может развить в будущем.

 

 

 

Справедливости ради нужно отметить, что и более доступная по цене Sony HVL-F32M умеет управлять без проводов другими вспышками, но только по оптическому каналу (при помощи светового импульса). Это менее надёжный и менее удобный способ синхронизации. Например, он не работает, когда одна вспышка «не видит» другую.

Sony HVL-F45RM имеет встроенный светодиодный осветитель для видеосъёмки. Выглядит этот единственный светодиод скромно… до тех пор, пока вы его не включили. Его яркости достаточно, чтобы подсветить тени при репортажной видеосъёмке с расстояния 2–3 метров или обеспечить видеофиксацию момента в полной темноте. Кроме того, этот мощный светодиод используется для подсветки автофокуса в темноте (его можно отключить в меню камеры или отрегулировать мощность в меню вспышки).

 

 

Sony HVL-F45RM — модель «выше среднего». Если хотите, вспышка на вырост или инструмент для увлечённого фотографа. Её характеристик с избытком хватит для семейной и бытовой съёмки; в отдельных случаях она справится с коммерческим репортажем (свадьба или корпоратив); Sony HVL-F45RM способна стать основой системы из нескольких вспышек, так как в полном объёме поддерживает беспроводную синхронизацию по радиоканалу. Жаль лишь, что у такой продвинутой вспышки нет в комплекте конверсионных фильтров для выравнивания цветовой температуры при съёмке с искусственным светом.

 

Топовая вспышка — для чего она нужна?

Обладая столь мощной начинкой, Sony HVL-F45RM не является топовой моделью линейки. Она всё же представляет собой некий компромисс между возможностями, размерами и ценой. Бескомпромиссный вариант внешней вспышки в системе Sony — это HVL-F60RM.

 

 

Если посмотреть на цену, то она ненамного больше, чем у «средней» модели — сказывается их близость по возможностям. Однако Sony HVL-F60RM имеет бóльшую мощность, а значит, в большинстве случаев будет быстрее перезаряжаться. У неё крупнее и удобнее дисплей, ручная регулировка мощности вынесена на отдельные кнопки.

 

 

По сравнению с HVL-F45RM здесь есть дополнительные разъёмы: для подключения стандартного синхроконтакта и внешнего блока питания FA-EBA1. С последним время полной перезарядки сокращается с 1,7 до 0,6 секунды. И светодиодный источник света здесь также имеется.

 

 

Стихия этой модели — репортажная съёмка, где нельзя упустить ни одного кадра. Производитель заявляет, что максимальная длина непрерывной серии может достигать 220 кадров. В нашем тесте при направлении вспышки в потолок в небольшом помещении (умеренный свет из окна), используя диафрагму f/2,8 и серийную съёмку 8 кадров/с, мы получали длину непрерывной серии порядка 50 кадров, потом вспышка начинала пропускать отдельные снимки, не успевая перезарядиться. Солидный результат!

 

 

Интереса заслуживает также конструкция головы этой вспышки — Quick Shift Bounce. При съёмке с отражённым светом при перевороте камеры из горизонтального в вертикальное положение для поворота головы требуется лишь одно движение руки, а не два.

 

 

Конструкция, хоть и смотрится непривычно, очень удобна для репортажной съёмки. И ещё в комплект поставки HVL-F60RM входят конверсионные светофильтры для выравнивания цветовой температуры при съемке со смешанным светом.

 

 

Безусловно, в Sony HVL-F60RM реализована функция беспроводной синхронизации как по радио-, так и по оптическому каналу. Она может выступать как ведущей, так и ведомой. Но об этой функции вспышек Sony мы расскажем отдельно в следующей главе.

 

БЕСПРОВОДНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ

 

Кто сказал, что вспышка всегда должна стоять только на камере? Свет — это кисть фотографа, здесь не должно быть никаких ограничений. Творческие фотосессии с интересным светом можно снимать даже дома без использования сложных приборов — техника Sony это позволяет как никакая другая! Все без исключения вспышки, участвующие в нашем обзоре (даже совсем бюджетная Sony HVL-F20M), могут дистанционно управлять другими системными вспышками по оптическому каналу. В самом простом случае это будет автоматический TTL-режим, когда камера сама определит необходимую мощность импульса для правильной экспозиции. HVL-F45RM и HVL-F60RM, выступая в роли ведомых, позволят вручную задать мощность импульса. Кроме того, все беспроводные вспышки должны быть в зоне видимости управляющей. Этих ограничений нет, если вы используете радиосинхронизацию.

В системе Sony только две вспышки поддерживают радиосинхронизацию: HVL-F45RM и HVL-F60RM. Но кроме них есть также комплект радиосинхронизации из передатчика Sony FA-WRC1M и приёмника FA-WRR1.

 

 

Sony FA-WRC1M позволяет одновременно управлять 15 приёмниками (FA-WRR1, HVL-F45RM или HVL-F60RM).

 

 

В свою очередь, приёмник FA-WRR1 даёт возможность установить в его горячий башмак любую системную вспышку, например, не имеющую радиосинхронизации Sony HVL-F32M или что-то из «старых» моделей — HVL-F60M или HVL-F43M.

 

 

Вспышки можно разбивать на группы (максимум пять групп, но для ручного режима — три группы) и дистанционно задавать мощность в ручном режиме или коррекцию в TTL-режиме для каждой из групп. Для каждого ведомого устройства можно дистанционно менять зум головы. Такие же возможности даёт HVL-F45RM и HVL-F60RM, используемая в роли ведущей. Дистанция беспроводной работы — до 30 метров.

 

 

Справедливости ради отметим, что управление по оптическому каналу с помощью HVL-F45RM и HVL-F60RM тоже позволяет реализовать дистанционное управление вспышками в группах. Но настройки могут быть заданы только для трёх групп (CMD, RMT1 и RMT2) и не так гибко. Кроме того, дистанция синхронизации составляет около 5 метров.

В заключении этого краткого обзора возможностей радиосинхронизации спешим рассказать об одном неочевидном её применении. При помощи мультиинтерфейсного терминала (проще говоря, наличия разъёма MULTI/MICRO USB) ко вспышкам HVL-F45RM и HVL-F60RM, а также радиоприёмнику FA-WRR1 можно подключать камеры Sony для дистанционного спуска затвора, синхронизированного с ведущей камерой через передатчик Sony FA-WRC1M. Это актуально в многокамерных съёмках, особенно в спорте.

 

ВЫВОДЫ

 

 

Актуальный модельный ряд вспышек Sony выгодно отличается тем, что даже самые бюджетные его представители имеют максимальную для своего класса функциональность.

Так, бюджетная Sony HVL-F20M вполне справится с ролью первой внешней вспышки, если вы снимаете дома для семейного альбома: она умеет главное — направлять поток света вверх для создания рассеянного света от потолка. В будущем, при покупке более продвинутых вспышек, она не останется лежать на полке, так как может выступать ведущей в системе беспроводной синхронизации по оптическому каналу.

 

Плюсы Sony HVL-F20M:

   - компактность и простота конструкции;
   - возможность направлять свет вверх;
   - можно использовать как ведущую вспышку при синхронизации по оптическому каналу;
   - есть зум светового пучка.

Минусы Sony HVL-F20M:

   - голова не поворачивается в стороны;
   - сравнительно низкая мощность.

 

Sony HVL-F32M — это уже более функциональный вариант с большей мощностью, возможностью поворота головы в стороны и вверх под произвольным углом. Это открывает больше возможностей при съёмке с отражённым светом. Кроме автоматического, вспышка имеет ручной режим, а в системах беспроводной синхронизации по оптическому каналу она может выступать и ведущей, и ведомой.

 

Плюсы Sony HVL-F32M:

   - можно повернуть голову вбок (до 180 градусов вправо, до 90 влево) или наверх;
   - есть ручной режим;
   - может выступать ведущей и ведомой при синхронизации по оптическому каналу;
   - встроенный выдвижной отражатель.

Минусы Sony HVL-F32M:

   - сравнительно низкая мощность.

 

На их фоне Sony HVL-F45RM выглядит уже инструментом совершенно другого уровня. Здесь и более продвинутое управление, и бóльшая мощность, и высокая скорость работы при съёмке сериями. Но главное — встроенный радиосинхронизатор. HVL-F45RM может быть и отличной накамерной вспышкой, и основой системы с беспроводной радиосинхронизацией. Она способна управлять группами вспышек, быть ведомой, то есть обладает полной функциональностью топовых инструментов. Такой инструмент не только ни в чём не ограничит фотолюбителя в простых ситуациях, но и сможет в будущем быть использован для решения значительно более сложных задач.

 

Плюсы Sony HVL-F45RM:

   - возможность поворота головы вперёд, назад и в обе стороны на 180 градусов;
   - очень компактный размер для вспышки этого уровня;
   - достаточная для большинства задач мощность;
   - есть ручной режим;
   - есть радио- и оптическая синхронизация;
   - может выступать и ведущей, и ведомой;
   - есть постоянный светодиодный свет/подсветка автофокуса;
   - есть MULTI/MICRO USB-разъем;
   - встроенный выдвижной отражатель.

Минусы:

   - в комплекте нет конверсионных фильтров.

 

 

Sony HVL-F60RM — это топовая накамерная вспышка, какой ей положено быть: с большой мощностью, с высокой скоростью работы, с возможностью подключения внешнего батарейного блока. Отдельно нужно выделить удобную конструкцию поворотной головы, идеально подходящую для репортажной съёмки, а также чуть более развитое управление по сравнению с остальными представителями линейки. По своим беспроводным возможностям она не уступает Sony HVL-F45RM — обе модели могут быть ведущими и ведомыми как при оптической, так и при радиосинхронизации.

 

Плюсы Sony HVL-F60RM:

   - большая мощность и короткое время перезарядки;
   - удобная для репортажной съёмки конструкция головы;
   - возможность подключения внешнего батарейного блока для ускорения перезарядки;
   - большой и удобный монохромный дисплей;
   - есть постоянный светодиодный свет/подсветка автофокуса;
   - есть ручной режим;
   - есть радио- и оптическая синхронизация;
   - может выступать и ведущей, и ведомой;
   - есть разъём синхроконтакта;
   - есть MULTI/MICRO USB-разъём;
   - встроенный выдвижной отражатель;
   - конверсионные фильтры в комплекте.

Минусы Sony HVL-F60RM:

   - сравнительно большой вес и цена.

 

Если же вас «зацепила» тема съёмки с несколькими вспышками, то передатчик Sony FA-WRC1M и приёмник FA-WRR1 позволят расширить вашу систему. В плане радиосинхронизации они умеют почти всё то же самое, что и две последних вспышки — HVL-F45RM и HVL-F60RM. Однако передатчик FA-WRC1M позволяет дополнительно управлять группой камер, обеспечивая спуск затвора по радиоканалу. Приёмник FA-WRR1 будет удачным решением, если у вас уже есть вспышки Sony, но они не поддерживают работу по радиоканалу.