Nikon ZR: 6K RAW, звук 32-бит и цена ниже Sony FX

photo-1
Nikon представила камеру ZR — первую модель, созданную в тесной связке с Red. Это не просто «очередная беззеркалка», а устройство, ориентированное прежде всего на видео. По сути, это младший «родственник» Z6III, но без механического затвора и видоискателя, зато с рядом уникальных функций, которых раньше на рынке просто не было.
 

Главные фишки:

 
  • 24,5 МП полнокадровый CMOS-сенсор (частично многослойный— как у Z6III).
  • Впечатляющая стабилизация на 7,5 стопов.
  • Запись видео до 6K/60p.
  • Новый кодек R3D (NE), совместимый с LUT’ами от Red.
  • Встроенная запись аудио в 32-бит с плавающей точкой — впервые в индустрии.
  • 4-дюймовый экран с яркостью 1000 нит и поддержкой цветового охвата P3.
  • Отсутствие механического затвора и видоискателя.
  •  
Цена — $2199, на $500 дешевле Z6III. Старт продаж — 20 октября.


 

Новый корпус и дисплей


В отличие от привычных фотокамер Nikon, ZR выглядит скорее как компактная «коробочка» для видео. Нет выступающего видоискателя, минималистичная рукоятка — зато такой корпус отлично чувствует себя на электронном стабилизаторе.

Задняя панель полностью отдана под огромный 4-дюймовый дисплей с разрешением 1280×800 точек и яркостью до 1000 нит. Экран имеет соотношение сторон 16:10 и способен отображать P3-цветовое пространство — то есть цвета будут максимально точными уже на этапе съёмки.


 

Кодек R3D (NE)


Вот где начинается самое интересное. ZR получила новый RAW-кодек R3D (NE). Он не идентичен Redcode, но полностью совместим с ним. Это значит, что LUT’ы, созданные для камер Red, можно использовать и с Nikon ZR.
 

Возможности записи впечатляют:

 
  • 6K и DCI 4K до 60p,
  • UHD 4K до 120p.

При этом RAW можно писать не только в R3D, но и в фирменный Nikon N-Raw или ProRes Raw. Правда, ProRes работает только на более скромных частотах кадров.


 

Cine EI и работа с ISO


В режиме R3D камера использует систему Cine EI, знакомую по Sony. По сути, камера фиксируется на двух уровнях усиления (ISO 800 и ISO 6400), а дальнейшие корректировки выполняются уже на посте. То есть оператор получает максимальный контроль над экспозицией и динамическим диапазоном.


 

32-бит с плавающей точкой


Nikon ZR — первая беззеркальная камера, которая пишет 32-бит float звук прямо в корпусе. Обычно для этого требуется внешний рекордер или адаптер, но здесь всё встроено.

Преимущество очевидно: не нужно ловить идеальный уровень громкости, чтобы избежать клиппинга. Записывать можно как через встроенные микрофоны с технологией Nokia OZO, так и через мини-джек. А позже появятся ещё и аксессуары для цифрового «горячего башмака».


 

Сравнение с конкурентами


Если смотреть на рынок, Nikon ZR прямой конкурент серии Sony FX. Корпус без видоискателя сразу вызывает ассоциации с FX3 или FX30, но по цене новинка ближе к FX2. При этом сенсор у Nikon современнее и лучше заточен под видео, чем у Sony FX2.

Canon тоже не осталась в стороне и буквально в тот же день показала модель C50, но она заметно дороже и больше ориентирована на профессиональные студии. Nikon же делает ставку на продвинутых энтузиастов, фрилансеров и учебные проекты.


 

Корпус и эргономика


ZR собрана из прочного армированного пластика, как и Z6III, что делает её лёгкой (630 г) и достаточно надёжной. Для работы есть привычный набор портов — USB-C, наушники, микрофон. Из неожиданного — micro-HDMI вместо полноразмерного, что не всем понравится.

Запись видео осуществляется CFexpress Type B и… microSD. Последний слот явно «для галочки» — его скорости недостаточно для видео, так что он скорее под LUT’ы и настройки.


 

Видео-возможности


Кроме RAW-режимов, камера пишет и в более привычные форматы:
 
  • ProRes 422,
  • 10- или 8-бит H.265,
  • H.264.

В Full HD доступна съёмка до 240 кадров/с. А для удобства операторов в меню появился выбор экспозиции в градусах затвора, что спасает при частой смене кадровых частот.


 

Первые впечатления


Несмотря на то, что на задней панели красуется логотип Red, в целом ZR ощущается «чистой Nikon». Интерфейс и меню привычны, а интеграция с Red пока скорее маркетинговая. Но появление собственного «киношного» RAW-кодека и подхода Cine EI явно намекает на амбиции компании в киноиндустрии.

Конечно, отсутствие активного охлаждения ограничит её использование на больших площадках. Но за счёт агрессивной цены и мощных функций Nikon ZR вполне может стать «народной» камерой для студентов, независимых операторов и авторов короткого метра.

В каком-то смысле она может повторить успех легендарной Canon 5D Mark II, которая когда-то открыла двери в мир кино многим фотографам. Только теперь — это уже 6K/60p в 12-битном RAW с крутым звуком и автофокусом. И всё это — за $2199.