Тест объектива Sony FE 50mm f/2.8 Macro (SEL50M28)

photo-1

Внешность у SEL50M28 классическая для «макрополтинника»: сильно утопленная маленькая передняя линза, сравнительно небольшие размеры (особенно на фоне SEL-50F14Z). Дизайн строг и лаконичен — чёрный металлический корпус без лишних деталей в оформлении.

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro  УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.8, 1/125 с, 50.0 мм экв

Органов управления для этого класса оптики много. Здесь есть не только вынесенный на корпус выключатель автофокуса (в первых объективах системы его не было), но и кнопка блокировки фокусировки, и трёхпозиционный лимитер дистанций.

Кольцо фокусировки сделано из рифлёного чёрного металла, у него очень мягкий и приятный ход. Оно электронное. Вращая кольцо с разной скоростью, можно влиять на скорость ручной фокусировки. Плавное перемещение позволяет добиться очень высокой точности наведения на резкость.

 

Объектив в работе

Первое, что бросается в глаза в конструкции Sony FE 50mm f/2.8 Macro — качество сборки. В Sony умеют делать действительно приятные вещи: и тактильно, и для глаза. Почти монолитный чёрный металл корпуса не допускает никаких люфтов. Часть объектива, обращённая к байонету, отделана бархатистым покрытием для минимизации паразитных отражений.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 1000, F3.5, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Из пластика сделаны только кнопки и селекторы, а также встроенная глубокая бленда вместе с выдвижным передним линзоблоком. Да, объектив имеет раздвижную конструкцию. При фокусировке на минимальной дистанции передний линзоблок выдвигается на 2,5 см. Если поусердствовать и чуть подвигать его пальцами, то можно увидеть небольшой люфт. Впрочем, объектив сконструирован таким образом, чтобы фотограф этого не делал.

Минимальная дистанция фокусировки составляет 28 см от плоскости матрицы или около 16,5 см от переднего края объектива. Сравнительно небольшая дистанция фокусировки — особенность многих «макрополтинников». Она может ограничивать их применение при съёмке живой природы: зачастую на таких малых дистанциях фотограф рискует спугнуть снимаемое насекомое. Зато для съёмки цветов и небольших предметов он очень удобен. Можно снимать с близкого расстояния, что немаловажно в условиях помещения.

 

Скорость автофокуса, как и в случае большинства других макрообъективов, не слишком высока, ведь ход линз объектива очень большой. Так, прогон от минимальной дистанции фокусировки до бесконечности занимает целых пять секунд! Поэтому разработчики предусмотрели в объективе ограничитель дистанции фокусировки с двумя диапазонами: от 30 см (считается от переднего края объектива) до бесконечности и от 16 до 30 см.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro  УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/6 с, 50.0 мм экв.

При использовании лимитера в положении от 30 см до бесконечности полный прогон автофокуса занимает около полутора секунд — не слишком быстро, но работать с таким автофокусом намного комфортнее! В среднем же фокусировка занимает около полусекунды. Выигрыш достигается за счёт предварительной фокусировки объектива. Примерно такие же характеристики и в макродиапазоне.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 640, F5, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Важно отметить две особенности. Во-первых, при диафрагмировании скорость наведения на резкость ощутимо снижается, ведь в системе Sony FE предпросмотр изображения осуществляется уже при установленной диафрагме. Это очень удобно для фотографа, но неудобно для автоматики — ей может не хватать света.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro  УСТАНОВКИ: ISO 250, F5, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Во-вторых, камера активно использует доводку автофокуса по контрастному принципу. Это заметно даже визуально: сначала объектив чуть «перебегает» за точку фокусировки и затем возвращается. Отчасти с этим связана не слишком высокая скорость наводки на резкость.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro  УСТАНОВКИ: ISO 320, F5.6, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Использовать автофокус SEL50M28 при макросъёмке удобнее, чем с большинством других «макрополтинников». Серьёзное преимущество обеспечивает ограничитель дистанций. Особенно удобно работать с непрерывным автофокусом, останавливая при необходимости фокусировку кнопкой блокировки на объективе. Но всё же в ряде случаев для макросъёмки в крупном масштабе фотограф вынужден переключаться в ручной режим.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro  УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Ручной автофокус очень точный (с малым шагом), но от этого очень медленный. Чтобы перефокусировать объектив с МДФ на бесконечность, понадобится более десятка энергичных поворотов кольца.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro   УСТАНОВКИ: ISO 1250, F5, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Максимальный масштаб съёмки 1:1. Этого достаточно для фотографирования очень мелких предметов. Потери света при фокусировке на МДФ составляют примерно 2,5 ступени экспозиции.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro   УСТАНОВКИ: ISO 2000, F3.5, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Например, если с зафиксированной чувствительностью и диафрагмой при фокусировке на бесконечность требуется выдержка в 1/50 с, то при фокусировке на МДФ потребуется 1/10 с. Это типичная ситуация для большинства макрообъективов.

 

Качество изображения

РЕЗКОСТЬ

Уже на открытой диафрагме SEL50M28 обеспечивает высочайшую детализацию по всему полю кадра. При 100% увеличении снимка найти разницу в резкости между центром и углами кадра практически невозможно. Это хорошо видно на примере троллейбусных проводов на нашем снимке. Единственным существенным техническим минусом изображения становится виньетирование: оно довольно сильно на f/2.8. Данному сюжету это только на пользу, но в других случаях оно может сыграть и негативную роль.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro   УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/15 с, 50.0 мм экв.

Закрываем диафрагму до f/4. Виньетирование существенно ослабевает, но ещё заметно в углах снимка. Резкость всё же немного возрастает: видимо, максимум на f/2.8 достигнут не был и достигается на f/4.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro  УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/10 с, 50.0 мм экв.

Диафрагма f/5.6 позволяет фотографу полностью забыть о виньетировании. Резкость остаётся такой же высокой по всему полю кадра. Эта ситуация сохраняется и при f/8, и при f/11. После f/11 дифракция даёт о себе знать: детализация незначительно снижается, но заметить это можно только при попарном сравнении снимков.

       

(1) ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/3 с, 50.0 мм экв.

(2) ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1 с, 50.0 мм экв.

(3) ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 2 с, 50.0 мм экв.

Примечательно, что минимальная диафрагма у этого объектива — f/16. Вероятно, его создатели пошли на такой шаг осознанно: во всём диапазоне диафрагм Sony FE 50mm f/2.8 Macro обеспечивает практически идеальную резкость по всей площади кадра, без оглядки на дифракцию и другие факторы. Нерабочие для многомегапиксельных матриц значения диафрагмы типа f/32 просто не используются.

 

КОНТРОВЫЙ СВЕТ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ АБЕРРАЦИИ

Закатное солнце и лёд — с таким сюжетом справится не каждый объектив. Но если в столь сложных условиях оптика способна дать качественный результат, то в любых других она тоже не подведёт. На открытой диафрагме Sony FE 50mm f/2.8 Macro прекрасно держит контровый свет. Бликов и паразитных засветок не образуется. Контраст в кадре высокий. Хроматические аберрации видны лишь в самых сложных областях по кромке льдин, но уровень их низок. В RAW сиреневых каёмок чуть больше, а в JPEG они почти отсутствуют: камера активно применяет программные алгоритмы оптимизации изображения.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/4000 с, 50.0 мм экв.

При f/4 уровень хроматических аберраций снижается и дальше остаётся на приемлемо низком уровне. Для макрообъектива это очень хороший результат. Обычно этот класс оптики склонен к хроматике.

    

(1) ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2500 с, 50.0 мм экв.

(2) ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/1250 с, 50.0 мм экв.

При f/8 в кадре появляется первый ненавязчивый блик зелёного цвета. При f/11 и f/16 он сохраняется, но новых бликов не образуется.

БОКЕ

Боке Sony FE 50mm f/2.8 Macro сильно зависит от специфики снимаемого сюжета. Если на фоне нет ярких бликов и одиночных источников света, то боке смело можно назвать мягким, кремовым. Двоений линий не заметно, но основные контуры в зоне нерезкости читаются. Переход от зоны резкости к зоне нерезкости плавный, что важно для макрообъектива.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Сложность может возникнуть лишь тогда, когда на фоне появляются одиночные яркие огни и блики. Они имеют чётко очерченную контрастную границу, а при диафрагмировании перестают быть круглыми. Мягкость рисунка теряется.

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИСКАЖЕНИЯ

Разработчики этого объектива позаботились о фотографах, которые будут работать в «технических» жанрах. Геометрические искажения Sony FE 50mm f/2.8 Macro сведены к минимуму. Найти их на реальных снимках практически невозможно. Это касается и RAW, и JPEG.

 

 

Выводы

Sony FE 50mm f/2.8 Macro (SEL50M28) — это очень качественный, но узкоспециализированный инструмент. Он идеально подойдёт для макросъёмки, особенно если в ваших сюжетах преобладают цветы и небольшие предметы, будет очень полезен в стоковой и рекламной фотографии. Идеальная резкость по всему полю кадра и на всех диафрагмах, низкий уровень хроматических аберраций, отличная работа в контровом свете позволят получить технически очень качественный результат.

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro  УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Наличие лимитера дистанций фокусировки и превосходное качество изображения позволяют сделать шаг в сторону от предметной фотографии и заняться пейзажной и любой другой съёмкой, не требующей высокой оперативности.

Однако не стоит рассматривать этот объектив как абсолютно универсальный инструмент на каждый день. Из-за не слишком быстрого автофокуса он вряд ли подойдёт для событийных съёмок, а характер размытия фона при выходе за границы классических макросюжетов может становиться излишне жёстким, особенно для портрета.

Сильные стороны этой модели — высочайшая детализация, низкий уровень всех видов искажений (от геометрических до хроматических), компактность и лёгкость, хорошо контролируемое виньетирование. К объективным минусам же стоит отнести заметное виньетирование на открытой диафрагме, излишнюю жёсткость бликов в боке, не самую быструю фокусировку (по сравнению с обычными объективами). 

 

ILCE-7RM2 / FE 50mm F2.8 Macro  УСТАНОВКИ: ISO 1250, F5, 1/125 с, 50.0 мм экв.