«Nikon D5 – уверен в себе. Качество без компромиссов»

 

Такие камеры как Nikon D5 выпускают специально к олимпиадам и значимым спортивным событиям, они воплощают в себе все лучшие и современные технологии, доступные производителя и неспроста называются флагманским. Вся суть их существования и  работы проходит под девизом “не упустить момент”.

В работе репортажного фотографа важна каждая секунда - немного замешкался, нащупывая кнопку изменения ISO, и кадр упущен, камера лишний раз “поерзала” автофокусом - кадр упущен, серийная съемка “заткнулась” после 15 кадров и надо ждать пока освободится буфер - задание провалено. Поэтому тут как на соревнованиях - “быстрее, выше, сильнее” и без права на ошибку.

Примерно поэтому же в таких камерах очень редко происходят какие-то внешние революционные изменения. Тут надо, чтобы фотограф просто взял в руки инструмент и начал работать привычным образом, не теряя времени на привыкание к новым органам управления, поэтому в таких камерах революцию не видно невооруженным глазом и все новшества скрываются внутри.

Внутри Nikon D5 прячется современный процессор EXPEED 5 - именно он отвечает за скорость работы.

Матрица камеры - это КМОП-сенсор с разрешением 20,8 мегапикселя. Это абсолютно новый сенсор. Об этом говорит хотя бы максимально возможное значение светочувствительности — ISO 3 280 000 в расширенном диапазоне Hi-5. Сырые RAW-файлы могут записываться на карту памяти в 12- или 14-битном формате, со сжатием и без.

За точность фокусировки отвечают новый сенсор фазовой фокусировки. В нем 153 точки, и 99 из которых крестовые. Наибольшей чувствительностью обладает центральная точка - она позволяет осуществлять фокусировку при уровне освещенности -4EV, остальные точки работают до -3EV. 



Новая матрица и мощный процессор сделали возможным запись видео высокой четкости 4K (3840×2160 при 30 кадрах в секунду). Кроме этого поддерживается Full HD с частотой до 60 кадров в секунду.

 

Эргономика 

Да, Никон D5 большой и тяжелый. И этим все сказано. Камера весит больше 1.4 килограмма, а вместе со светосильным объективом Nikkor 24-70mm F2,8 VR общий вес составляет более 2,5 килограмм.

Но самое удивительное, что вес перестает чувствоваться стоит только камеру взять в руки. Даже одной рукой камеру держать очень удобно - большой широкий хват, все органы управления оказываются именно там, где их ожидаешь найти. Как только камера оказывается в руках, вы уже заранее интуитивно знаете, где какая настройка изменяется.

 

Камера имеет встроенный дополнительный хват с большой и емкой батареей - 3780 снимков можно сделать на одном заряде. Основные органы управления продублированы на хвате, чтобы было удобно ими пользоваться в вертикальном положении камеры.

Большой и светлый видоискатель оснащен дополнительной шторкой, которая позволит избежать засветки при съемке на длинных выдержках. Видоискатель в режиме FX покрывает 100% площади кадра и имеет коэффициент увеличения 0.7x. 

  

Но, несмотря на большую функциональность камеры и доступность всех органов управления инженерам Никона удалось сделать очень эргономичный дизайн - камера абсолютно не перегружена органами управления.

Под указательный палец попадают кнопки изменения ISO и экспокоррекции, управляющий диск.

Основные съемочные параметры удобно менять даже вслепую, не отрываясь от видоискателя. 

   

На задней панели для вертикального и горизонтального хвата есть два джойстика выбора точки автофокуса, два управляющих диска и две кнопки AF-ON. Этого достаточно, чтобы комфортно работать с предварительно настроенной камерой, подолгу не перекладывая её из горизонтального в вертикальное положение и вообще не отрывая от глаза.

Но управлять камерой одной рукой не получится -  баланс белого, режим работы затвора, качество и размер файлов, стиль изображения, экспокоррекция вспышки - эти настройки вынесены на отдельные кнопки на задней панели. Под левой рукой находятся кнопки брекетинга, тип экспозамера, селектор режимов съемки. 

 

Назначение основных кнопок можно переопределить по своему усмотрению. 

    

Управление автофокусом производится так же, как и в остальных камерах Nikon - нужно нажать на кнопку и покрутить управляющее колесо. Одно из них отвечает за выбор зон фокусировки, а второе позволяет выбрать покадровый или непрерывный режим автофокуса.

Расположением точки фокусировки можно управлять с помощью джойстика.

Большая и производительная камера для репортажной съемки просто обязана быть с двумя слотами для карт памяти. Поведение камеры при записи можно настроить по своему усмотрению - можно зеркалировать снимки на обе карты памяти, можно задать режим непрерывной записи, а можно сделать так чтобы на одну карту записывались Raw снимки, а на другую Jpeg.

Больше того, можно выбрать модификацию камеры со слотами XQD или CF или же заменить отсек для карт памяти в сервисе. 

    

Камера позволяет задавать очень гибкие настройки сохранения снимков. Например, можно сжимать или не сжимать RAW файлы, и сохранять в 12-бит или 14-бит. 

    

Поворотного дисплея в D5 не появилось - считается, что это снизило бы влагозащищенность камеры и ее ударопрочность. Но теперь дисплей реагирует на нажатия и можно жестами перелистывать фотографии или изменять точку фокусировки. 

 

Встроенного wifi и gps в камере также не предусмотрено (их можно подключить через специальный разъем), но есть все прочие интерфейсы, необходимые профессиональному репортажному фотографу: Ethernet со скоростью 400 Мбит/с, скоростной USB 3.0, разъемы HDMI, наушники и микрофон. 

 

Качество снимков

Основной особенностью Никон D5 является возможность работы в любых условиях. Даже самых сложных и темных.

Диапазон ISO в Никон D5 изменяется в пределах 100 - 102400 (или 50 - 3280000 в расширенном режиме).

Самая дорогая и самая навороченная камера в линейке просто не может плохо снимать, особенно в нормальных условиях. Поэтому рассматривать снимки на низких iso бессмысленно - там все без нареканий, можете поверить на слово.

Поэтому начинаем сразу же с ISO 800.

Тут надо сделать небольшую оговорку - все снимки в этом обзоре были сняты в RAW, сконвертированы в Lightroom CC c настройками по умолчанию, за исключением того что ползунки шумоподавления и резкости сдвинуты на 0.

Вид с Останкинской телебашни - отличный пример, чтобы оценить детализацию. 

 

ISO 800, f/4.5, 1/1600s 

А вот и 100% кусочек из центра кадра 

 

С детализацией тут все просто отлично. 

Немного усложняем задачу, посмотрим что будет если увеличивать ISO.

 

ISO 1600, f/7.1, 1/10сек 

 

Из-за поднятия iso качество снимка не пострадало и шума практически не видно. 

 

ISO 3200, f/4.5, 1/100 сек 

 

Тут уже шум чуть более заметен, но он не влияет на детализацию. 

 

ISO 6400, f/2.8, 1/80 сек. 

 

Здесь уже шум становится заметным, но его видно только на однородных поверхностях, таких как стены или небо. И если воспользоваться шумодавом (хотя бы тем, что в Лайтруме), то его не будет заметно вовсе.

Вот еще один пример со сложным освещением, который позволяет оценить детализацию снимка на высоких ISO.

 

ISO 6400, f/2.8, 1/400 сек 

 

Тут, несмотря на то, что шум на однородных поверхностях заметен, видно каждый листик на дереве. Детализация даже при поднятии ISO остается на высоте. 

Ну а теперь самое-самое интересное - высокие iso.

Ниже приведены 100% кропы из кадров, сделанных на разных ISO в режиме приоритета диафрагмы. 

 

Из этих примеров видно, что все значения ISO вплоть до 25600 являются вполне рабочими. Изображение приемлемого качества, детализация не потеряна. Если вы считаете, что шум все-таки мешает то его можно без проблем убрать при обработке снимка или в конвертере.

ISO 102400 можно считать условно рабочим - шум заметен, но и детали снимка можно рассмотреть. При этом цветовая составляющая шума выделяется намного отчетливее, чем яркостная.

А вот ISO выше 819200 уже трудно назвать рабочими, их имеет смысл использовать только в тех случаях, когда снять хоть как-то важнее, чем не снять.

Т.е. получается, что с помощью Nikon D5 можно смело снимать динамичный репортаж в ночном городе и не переживать за качество снимков.

Динамический диапазон 

Для проверки динамического диапазона камеры мы выбрали ночной городской снимок. Он очень контрастный и тут большой перепад яркостей - все вокруг темное, и только лампочки новогодней иллюминации создают подсветку.

В таких снимках обычно камнем преткновения становятся именно лампочки и фонари - матрицы фотокамер не позволяют снять одним кадром подобные сюжеты без пересвета и провалов в тенях.

 

Оба снимка сделаны в режиме приоритета диафрагмы, и во время съемки изменялось только ISO. Тут видно, что по детализации и наличию шумов снимки практически идентичны. 

Что только подтверждают 100% фрагменты 

  

Но все изменяется, если попытаться вытянуть детали из теней и пересвеченных областей.

К обоим кадрам применяем вот такие настройки конвертации

 

 

Если посмотреть 100% увеличение каждого снимка, видно, что на высоких ISO в осветленных тенях появляется довольно сильный шум, но, тем не менее, пару стопов из теней можно вытянуть.

Со светами все значительно хуже - пересвеченные области не удалось восстановить, детали в них были безвозвратно утеряны, а конвертер при попытке экстраполировать информацию о цвете только внес серую компоненту. Удалось восстановить буквально 1 стоп экспозиции в светах. 

 

Еще одна попытка восстановления пересвеченных областей 

        

Динамический диапазон - не сильная сторона этой камеры, и он был принесен в жертву производительности, возможности выдавать качественное изображение на запредельных iso, скорости фокусировки и серийной съемки. И если за тени еще можно попробовать побороться, то снимать с сильным пересветом не стоит, только если вы не задумали сделать несколько кадров с брекетингом по экспозиции. С другой стороны,  много ли вы знаете репортажных фотографов скрупулезно восстанавливающих пересветы?

В большинстве случаев снимки сразу из камеры отправляются редактору. Больше того - многие редакции не приемлют обработку изображений и кадрирование больше чем на 30% от исходного. И у этой камеры четкое позиционирование - бескомпромиссный репортаж.

Серийная съемка 

Максимальная скорость серийной съемки с подвижным зеркалом и следящим автофокусом составляет 12 кадров в секунду, с блокировкой зеркала — до 14 кадров в секунду.

А в серии может быть до 200 снимков в RAW. Естественно, что тут свою лепту будут вносить карты памяти. Если карта памяти “медленная”, то и серия будет короче, потому что надо будет подождать, пока снимки из буфера запишутся на карту памяти. 

Выглядит это примерно вот так 

 

На то, чтобы сделать эти 43 кадра в условиях недостатка света (а для нормальной экспозиции и выдержки понадобилось ISO 12800) в RAW формате камере понадобилось 3 секунды.

Итого, все как и заявляют производители - 14 кадров в секунду. И шансов упустить момент нет вообще. При этом, на каждом снимке из серии фокус на месте - все резко.

В Nikon D5 установлен совершенно новый модуль фазового автофокуса Multi-CAM 20K. При визировании через видоискатель точки автофокуса перекрывают достаточно большую для комфортной съемки площадь кадра. Выбирать можно между 55 или 15 точками (настраивается в меню). Но мы-то помним, что всего точек — 153. 

    

Вот пример съемки хаотично движущихся объектов, один из которых перекрывает другой. 

 

Вывод

В ежедневной съемке вы вряд ли заметите какие-то революционные изменения в своих снимках. Матрица в D5 не отличается широким динамическим диапазоном или огромным количеством мегапикселей, не поражает воображение невероятной детализацией или цветами (они тут вполне стандартные для полнокадровых зеркалок), она тяжелая и громоздкая.  А если попытаетесь снимать, используя Life View, вообще, рискуете проклясть все на свете из-за его медлительности и нерасторопности при работе с автофокусом.

 

Но все меняется, когда вам нужно БЫСТРО снимать  в действительно сложных условиях - спортивные соревнования или репортаж в темноте - вот те условия, в которых эта камера показывает себя во всей красе и полностью раскрывается. Она безошибочно фокусируется и удерживает объект в фокусе несмотря ни на что, она делает серию кадров, из которых потом смело можно монтировать кино. 

А еще - D5 просто работает, несмотря на пыль, дождь, снег, морозы. Чтобы не происходило вокруг, она просто позволяет фотографу выполнять свою работу и не подводит.

И продолжает работать в тех ситуациях, в которых прочие камеры отказываются включаться или беспомощно ерзают автофокусом пытаясь нащупать точку фокусировки. 

Купить камеру можно в магазине Pixel24.ru