8 рецептов идеального пейзажа от Елены Петровой. Законы композиции
Эти нехитрые правила отлично работают в 90% случаев и помогают сделать фотографию более интересной и запоминающейся. Их можно смело комбинировать друг с другом. Более того, их можно и нужно нарушать, потому что они не являются истинной в последней инстанции. Но прежде чем нарушать, было бы неплохо знать, что именно нарушать. И делать это осознанно и понимая, к какому эффекту это приведет.
Очень часто бывает ситуация, что вы оказываетесь в каком-нибудь великолепном месте в правильное время, в правильных погодных условиях, с правильным освещением. Но абсолютно не представляете с какой стороны подступится к съемке пейзажа. Как найти тот самый идеальный ракурс или вид? Как снять так, чтобы потом не было обидно за упущенные возможности?
Задача автора заставить зрителя смотреть как можно дольше на фотографию.
То как мы разглядываем изображение зависит от нашей задачи и от накопленного визуального опыта. Если стоит задача оценить возраст людей, то мы будем более пристально разглядывать лица. Если надо оценить благосостояние, то будем обращать внимание на одежду. Женщины разглядывают изображение не так как мужчины.
Но есть общие принципы которым подчиняется восприятие. И именно на этих принципах основываются “законы композиции”, о которых пишут в книжках по фотографии.
В этой статье мы постарались наглядно сгруппировать и показать на примерах основные композиционные приемы, которые могут достаточно эффективно работать в пейзажной фотосъемке.
Ритм
Ритм - это повторяющиеся формы и элементы. В пейзажной съемке это могут быть ступеньки, забор, стволы деревьев, колоски на поле и даже птицы. Ритм создает впечатление упорядоченного пространства. Человеческое восприятие тоже подчинено ритмам - ритмически организованная информация воспринимается более легко, чем информация в которой ритма нет.
В тоже время, фотография в которой все ритмически организовано, может показаться скучной и статичной, поэтому наряду с использованием ритма стоит стремится к тому чтобы этот ритм нарушить.
Линии
С помощью линий можно управлять взглядом зрителя и заставлять его рассматривать фотографию и изучать детали. Прямые линии помогут показать перспективу и объему, и увести взгляд вглубь изображения.
На приведенном примере линии сходятся, благодаря чему снимок приобретает объем и взгляд от края кадра переходит к монастырю на заднем плане.
Прямая линия, как бы она ни была направлена, довольно статична. Намного больше динамики несут кривые линии. Самые динамичные это S-линия и C-линия.
Геометрические фигуры
Кроме ярко выраженных линий (дорога, забор, берег реки), могут быть неявные линии. В этом случае объекты на фотографии организуются таким образом, чтобы получались геометрические фигуры - треугольники, прямоугольники, круги. Эти фигуры будут в мозгу зрителя ассоциироваться друг с другом и повышать "разглядывательность" фотографии.
При этом, есть такой небольшой трюк - намного лучше в композиционном плане такие геометрические объекты работают если организованным группами с нечетным количеством элементов, например по три или пять штук.
Правило третей
Про то что сюжетно значимые объекты надо располагать по правилу золотого сечения, наверное, знает каждый кто увлекается фотографией. Во многих фотоаппаратах сетка с нужными линиями уже сразу есть в видоискателе.
Практически во всех книгах по фотографии это правило упоминается в качестве базового принципа композиции. Сейчас стало модным спорить о том, работает или это правило или нет, приводить в пример известные картины и фотографии, где этого правила нет. Я предпочитаю считать его не правилом, а больше приемом, который может работать, но вполне можно обойтись и без него если ваша задумка того требует. Линия горизонта вполне может быть по центру, объект тоже может быть в центре при условии, что этого требует авторский замысел. Но правило третьей вполне может стать неплохой отправной точкой в поиске сюжета на локации. Например, вы долго лезли в гору на рассвет, дошли и увидели умопомрачительный пейзаж, яркое рассветное небо,, вот-вот взойдет солнце, а идей по композиции в голове ноль, мозг отключился от восторга. Вот тут трети и придут на помощь. Попытка найти сюжет под них может стать отправной точкой для других композиционных решений. Смысл в том, что не надо бездумно следовать этим правилам, всегда надо оценивать то, что мы видим в реальности и соотносить с тем что хотим получить на снимке. И в зависимости от задумки использовать или нет тот или иной композиционный прием.
Кроме известной всем схемы, есть еще одна. И она, на мой взгляд, намного более интересная, чем обычная, потому что добавляет в снимок больше динамики.
А теперь несколько "шаблонов" по которым можно попробовать выстраивать пейзажную фотографию
Передний план - какой-то объект (или несколько) который вы поместите на передний план и который будет притягивать внимание зрителя и служить отправной точной для взгляда. Это может быть коряга, куст, какие-то цветы, даже пучок травы. Но наличие переднего плана позволяет придать фотографии объем и сделать пейзаж более интересным.
Такие снимки обычно делают на широкоугольную оптику, используя низкую точку съемки.
Естественная рамка
На снимках в роли рамки может быть оконный проем, деревья или ветки - какие-то элементы которые будут ограничивать пространство вокруг главного объекта съемки и не давать взгляду зрителя "уходить из кадра".
На данном примере, дерево справа и ветка слева, вместе со своими отражениями, ограничивают кадр с боков. Взгляд первым делом фокусируется на солнце - это самое яркое место изображения, после этого по лучам солнца следует до монастыря, после чего упирается в дерево и спускается по стволу вниз, по нижней границе кадра (линия берега ее поддерживает) следует до отражения ветки, после чего поднимается вверх и снова упирается в солнце. Взгляд не ушел из кадра, а остался внутри и это хорошо. :)
“Слои” и использование нескольких планов помогают передать воздух и объем на фотографии. Это могут быть планы, разделенные туманом или облаками и связанные между собой повторяющимися формами.
При попытке использовать этот “шаблон” важно следить чтобы между “слоями” была воздушная перспектива. Это может быть туман или дымка. Чаще всего подобные композиции снимают с какой-то возвышенности, используя телевик.
Отражение.
Использование отражений практически всегда идет на пользу пейзажному снимку и позволяет сделать картинку более нарядной и интересной. Высший пилотаж - снять так чтобы отражение не было полным повторением главного объекта, а дополняло его и давало дополнительную информацию.
Как и в случае с ярко выраженным передним планом, подобные кадры чаще всего снимают на широкий угол и практически с уровня земли.
Все вышеизложенные приемы и "правила" не более чем попытка систематизировать подход к построению пейзажного снимка и выделить элементы включение которых в кадр позволит сделать его более интересным и запоминающимся. Эти правила можно и нужно комбинировать между собой чтобы управлять эмоциями и взглядом зрителя. Не стоит это все воспринимать в качестве правил которым надо непременно следовать, но я надеюсь, знание этих приемов поможет вам на локации найти свой идеальный кадр и интересно его построить.
Удачных снимков! А мы позаботимся о технической стороне вашего творчества!
Пейзажному фотографу могут пригодится:
- Спусковой тросик (например, Phottix TR-90). Он поможет избежать дрожания камеры при съемке и смаза при длинной выдержке.
- Штатив (например, Manfrotto MT055X) позволит ставить эксперименты с длинной выдержкой.
- Поляризационные и градиентные фильтры. Градиентные фильтры позволяют затемнить небо в пейзаже, а поляризационный фильтр сделает отражение более выраженным.
- Рюкзак для фототехники (например, Manfrotto Pro Light Camera Backpack). Работа пейзажного фотографа немыслима без постоянного передвижения и длительной ходьбы в поисках нужной локации и ракурса, поэтому удобный рюкзак, который не только надежно защищает технику, но позволяет с комфортом ее переносить является одним из основных помощников пейзажистов.
Обзор подготовила амбассадор компании Fujifilm Елена Петрова