Оптика Nikon в руках блогера Ольги Мелекесцевой. Глава вторая

AF-S NIKKOR 24-70MM F/2.8G ED

 

NIKON D800 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED Установки: ISO 400, F3.5, 1/8000 с, 55.0 мм экв.

 

AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED — это мой основной рабочий объектив. Вопреки расхожему мнению, ультраширокий угол в интерьерной съёмке используется не так часто.

 

 

«Рабочие» фокусные расстояния для интерьерного фотографа — 35–45 мм и больше. А штатный объектив с фокусным расстоянием 24–70 мм позволяет снимать как общие планы, так и детали.

 

NIKON D700 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED Установки: ISO 200, F18, 3 с, 38.0 мм экв.

 

Здесь можно спросить, почему я выбрала именно этот объектив, ведь подобные фокусные расстояния можно получить за меньшие деньги. Однако после того, как вы попользовались объективом с золотым ободком, вам не захочется другого: он быстрее и точнее фокусируется, не даёт виньетирования, не искажает геометрию, цвет, лучше держит контровой свет (это важный момент, так как сейчас принято снимать интерьеры с естественным освещением, а окно в кадре появляется нередко) и даже позволяет снимать без штатива.

 

AF-S NIKKOR 80–400MM F/4.5–5.6 G ED VR

 

NIKON D700 / AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR Установки: ISO 250, F8, 1/1600 с, 400.0 мм экв.

 

Объектив AF-S NIKKOR 80–400mm f/4.5–5.6 G ED VR я чаще всего использую, когда получаю доступ на одну из московских крыш. В последнее время очень интересуюсь аккаунтами руферов и других людей, любящих снимать с высоты. Восхищаюсь их умению найти эффектные прострелы, ракурсы. Тут, конечно, без телевика не обойтись, поэтому в моём наборе появился этот объектив. Увы, относительно небольшая светосила не позволяет обойтись без штатива или монопода. Но если вы собираетесь наблюдать за рассветом или закатом на крыше, лучше взять этот зум с собой.

 

 

Для меня основополагающим фактором в выборе именно этого объектива было фокусное расстояние до 400 мм (без телеконвертера). Также я беру его в поездки, где ожидается много пейзажей. Снимала на него в Индии, на Камчатке, на Алтае, в круизах по Волге и Средиземному морю. В путешествии часто бывает так, что ты просто физически не можешь подойти к объекту, зато можешь его приблизить.

Я бы не назвала этот объектив суперрезким, но он отлично работает при идеальном освещении. При недостаточной освещенности, повторюсь, желательно использовать штатив или монопод.

 

 

Здесь отмечу интересный эффект от использования фокусных расстояний от 100 мм и выше: объекты будто бы становятся ближе к друг другу, и пространство «схлопывается».

 

Обновление фотопарка: новые фокусные расстояния для @melekeska

В последние поездки у меня появилась возможность взять объективы с новыми для меня фокусными расстояниями: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4GAF-S NIKKOR 58mm f/1.4G и совсем новый широкоугольный фикс AF-S NIKKOR 28mm f/1.4E ED.

 

 

С этой оптикой я отправилась в Стамбул, Ригу и Санкт-Петербург.

В Стамбуле и Санкт-Петербурге я уже бывала, видела и снимала основные достопримечательности. Мне захотелось увидеть всё это по-новому с помощью новых для меня объективов. С привычным для поездок AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G EDснимать можно было вплотную к объекту: всё помещалось, эффектно «разлетались» диагонали.

 

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED Установки: ISO 400, F4, 1/20 с, 14.0 мм экв.

 

Тут — другая история: если хочешь получить объект в кадре целиком, нужно отойти подальше, найти точку, какие-то интересные мотивы, чтобы обыграть передний план. Но все эти усилия вознаграждаются картинкой с более правильной перспективой и плотной компоновкой объектов.

 

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G Установки: ISO 100, F6.3, 1/1600 с, 58.0 мм экв.

 

Скажу честно, это необычные для меня фокусные расстояния, и фиксами я пользуюсь не так часто, особенно в поездках. Но я была наслышана об их неповторимой картинке (особенно о AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G).

В первые дни увлеклась крупноплановой фотографией и открытой на полную диафрагмой, ведь боке у этих объективов очень красивое. Размытие заднего плана я попробовала ещё в Москве, когда объективы приехали ко мне.

 

 

Давайте поподробнее остановимся на каждом из объективов.

 

AF-S NIKKOR 28MM f/1.4E ED

 

Начну с новинки и более привычного для меня широкого угла. Объектив AF-S NIKKOR 28mm f/1.4E ED летал со мной в Ригу и Питер и немного прогулялся по Москве.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 28mm f/1.4E ED Установки: ISO 160, F3.5, 1/200 с, 28.0 мм экв.

 

Без «ширика» в городском путешествии никуда. Раньше я думала, что это обязательно должен быть сверхширокий угол и зум, но после теста поняла, что и одним фиксом можно решить все вопросы. Фокусное расстояние в 28 мм более интеллигентное. Да, с ним диагонали не так эффектно расходятся, как с AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, но уместить в кадр здание на узкой улочке, красивую лестницу в парадной или своды католического собора не составляет труда.

 

 

Дисторсии отсутствуют, и кадр практически не требует правки геометрии. На такое фокусное комфортно снимать интерьеры (в музеях, например).

 

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 28mm f/1.4E ED Установки: ISO 320, F4.5, 1/30 с, 28.0 мм экв.

 

Объектив оказался довольно удачным для съёмки панорам со смотровой площадки. Это не «сверхширик», с которым у вас получится всё основное мелким и много-много неба, а довольно спокойный широкий угол, позволяющий эффектно вместить в кадр нужные объекты, избежав пустого пространства. Кадры со смотровой церкви Святого Петра в Риге я снимала как на 28, так и на 58 мм.

 

 

Высокая постоянная светосила позволяет снимать и более художественные сюжеты с красиво размытым задним или передним планом, будь то городской пейзаж, натюрморт, портреты или даже репортажные кадры в движении, ведь фокусируется объектив бодро.

 

 

AF-S NIKKOR 58MM f/1.4G

На полноформатной матрице такое фокусное расстояние тоже считается широким, и снимать AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G городские пейзажи — не самая плохая идея.

 

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G Установки: ISO 100, F1.4, 1/2500 с, 58.0 мм экв.

 

Мне очень понравилось фотографировать им извилистые улочки Риги: дома плотно ложились друг на друга, и перспектива получалась интересной.

 

 

Объектив оказался полезен для съёмки деталей и моей любимой съёмки через передний план (хорошо, что в Стамбуле есть фонтаны, а в Риге оказалось невероятное количество цветов).

Возможность открыть диафрагму на F1.4 и необычное боке изначально провоцируют на суперразмытые кадры, но это всё-таки немного не моё, и в итоге я снимала с диафрагмой от F4 до F11. Однако если бы была возможность поставить человека в кадр, сфокусироваться только на нём, размыв передний и задний план, такая оптика была бы кстати.

 

 

Этот объектив очень резкий и быстрый. Думаю, он подойдёт и тем, кто любит снимать город, и любителям портретной или предметной фотографии.

 

AF-S NIKKOR 85MM f/1.4G

Это совсем непривычное для меня фокусное расстояние. Однако в процессе тестирования AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G полюбился мне больше всех. Да, конечно, в условиях города портретник, возможно, не самый удачный попутчик, но с широкоугольником у него получается отличный тандем.

 

 

Объектив очень хорошо держит контровой свет, не давая паразитных бликов и сильных хроматических аберраций. Он идеален для таких сюжетов! А если вы любите снимать портреты или являетесь любителем предметной фотографии, то ему просто не будет равных.

 

 

PC-E Micro NIKKOR 85mm f/2.8D

 

В дороге у меня, конечно, не было возможности оценить этот объектив в полной мере. Поэтому покажем пару кадров в качестве тизера более подробного обзора линейки tilt-shift оптики Nikon.

 

NIKON D810 / PC-E Micro NIKKOR 85mm f/2.8D Установки: ISO 100, 1/1250 с

 

Я использовала объектив как творческий инструмент, сделав фото со смещённой осью и необычным боке.

 

NIKON D810 / PC-E Micro NIKKOR 85mm f/2.8D Установки: ISO 200, 1/200 с

 

Конечно, он предназначен для съёмки архитектуры и тех видов съёмки, где требуется сдвинуть ось объектива. При съёмке интерьеров, например, это те случаи, когда нужно снять зеркало, не отразившись в нём.

 

Как снимать красиво?

Мой главный совет — не следуйте ничьим советам. Слишком уж много их стало. Если фотография для вас как воздух, если вы чувствуете необходимость делиться своим творчеством, просто делайте это.

 

 

Сегодня существует довольно много курсов, статей и даже книг, посвящённых раскрутке в Instagram. Кто-то компетентен больше, кто-то меньше. Я никогда не занималась собственной раскруткой: основная часть моих подписчиков появилась в то время, когда в Instagram были рекомендованные пользователи и публиковались списки с топовыми блогерами Москвы и России.

 

 

На мой взгляд, главное — ваше творчество и искренность. Важно делать то, что действительно интересно.

Что касается выбора техники, всё зависит от ваших задач. Для меня в приоритете остаются зеркальные камеры Nikon с полноформатной матрицей.

 

 

Я предпочитаю объективы с высокой постоянной светосилой (F2.8, F1.4). Фокусные расстояния подбираются в зависимости от задумки, идеи кадра. Когда новички спрашивают меня о том, какой объектив купить, я рекомендую взять универсальный зум, который захватывает и широкий, и портретный сегменты (например, как мой AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED). Чтобы понять, что на самом деле человеку нравится снимать, нужен объектив с широким разлётом фокусных расстояний.

 

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED Установки: ISO 200, F5.6, 1/800 с, 24.0 мм экв.

 

В универсальном наборе должны быть стёкла от широкоугольника до телевика, перекрывающие значениями своих фокусных расстояний друг друга. В мой арсенал входят AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED и AF-S NIKKOR 80–400mm f/4.5–5.6 G ED VR. Да, есть пробел между 70 и 80 мм, но можно заменить последний объектив на оптику с фокусным расстоянием 70–200 мм. У Nikon есть сразу три модели с такой вилкой: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR и AF-S NIKKOR 70–200mm f/4G ED VR. Добавьте к этому ещё телеконвертер, позволяющий увеличить фокусное расстояние в полтора или два раза.

 

 

В построении кадра, конечно, стоит придерживаться базовых правил. Например, вертикали и горизонтали должны быть параллельны краям кадра. Впрочем, это правило можно нарушить, если иное является вашей художественной задумкой. Однако всё это должно хорошо читаться, чтобы зрители увидели вашу идею. Например, если вы хотите снять здание снизу вверх или какой-то ракурс сбоку, желательно, чтобы хотя бы какое-то из измерений было параллельно краю кадра.

 

 

Кстати, блогеры довольно нарушают правила академической фотографии. Например, в интерьерной и архитектурной съёмке применяются строгая симметрия и фронтальные кадры. Как правило, это не раскрывает объёма, но смотрится эффектнее, чем классические ¾. Часто можно увидеть, что линия горизонта или какой-то значимый объект расположен чётко по центру кадра. Это можно объяснить тем, что несколько лет назад в Instagram можно было размещать исключительно квадратные изображения. Симметрия тогда была чуть ли не главным правилом. Прямая или сходящаяся в точку перспектива до сих пор является главной героиней большинства снимков в сети. Это противоречит правилам третей или золотому сечению, но работает, а значит имеет право на жизнь. Ещё можно вспомнить о любимых блогерами кадрах, снятых строго сверху. Раньше считалось, что так делать неправильно.

В кадре очень важен ритм. В городе его создают деревья, фонари, здания, игра света и тени.

Мне интересно использовать в фотографии разные планы и масштабы. Хорошо, когда на первом плане есть объект, за который цепляется взгляд. Например, в городе это может быть клумба с цветами, столик в кафе, лавочка с сидящим на ней человеком.

 

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED Установки: ISO 100, F8, 1/160 с, 24.0 мм экв.

 

Человек в кадре — это очень хорошая история… Вы задумывались о том, почему на снимках в Instagram человек либо очень маленький, либо стоит к нам спиной? Всё просто: маленькие фигурки нужны для масштаба, а отвернувшийся человек усиляет эффект присутствия (разглядывая такие кадры, мы представляем себя этим человеком, смотрящим на красивый пейзаж).

 

NIKON D700 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED Установки: ISO 2000, F5, 1/30 с, 16.0 мм экв.

 

Большую роль играет свет. Лучше снимать в рассветные и закатные часы (режимное время, «золотые» часы), когда солнце низко, тени от него красивые и даже само светило иногда можно впустить в кадр.

Старайтесь не смешивать естественное и искусственное освещение. Например, при включённом в помещении свете днём окна дают синие блики.

Желательно не снимать против света. Если же такая световая схема является частью вашей художественной задумки, то помните, что обычно самыми интересными бывают кадры, снятые под углом 30-45 градусов от источника света. При этом не стоит бояться пересветов или провалов — и то и другое может придать кадру художественности. С тех пор как видео начали снимать на фотокамеры с хорошими линзами, стали модными не только размытия заднего плана, но и красивые блики от солнца в кадре. Они оживляют картинку.

 

 

Приёмы, которые я обычно использую, чтобы разнообразить картинку:

   -   Люди, машины, птицы в кадре — всё это в качестве объекта для привлечения взгляда или создания настроения.

 

NIKON D700 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED Установки: ISO 640, F8, 1/8 с, 14.0 мм экв.

 

   -   Чёткая симметрия: главный объект по центру или диагонали, сходящиеся в точку. А можно, наоборот, сбить симметрию с помощью какого-то объекта.

 

NIKON D800 / AF Zoom-Nikkor 28-200mm f/3.5-5.6G IF-ED Установки: ISO 200, F11, 1/125 с, 70.0 мм экв.

 

   -   Отражения. Они способны сделать эффектную картинку даже из самого банального сюжета. Нужно помнить, что отражает не только вода, но и витрины магазинов, гранитный пол в метро.

 

NIKON D700 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED Установки: ISO 200, F16, 1/250 с, 14.0 мм экв.

 

   -   Фрейминг, то есть заключение основного объекта в «рамку». Ей может служить ограда моста или прорезь в открытке.

 

NIKON D700 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED Установки: ISO 200, F2.8, 1/640 с, 14.0 мм экв.

 

   -   Добавление элементов в кадр, съёмка через что-то. Это могут быть, например, капли воды, листья, иней, оригами.

   -   Съёмка на длинной выдержке. Здесь нужно озаботиться статичностью камеры: штатив, пол, парапет или другая опора. Такой приём позволяет «убрать» лишние объекты из кадра, сделать акцент на чём-то важном.

 

 

Очень важно не зацикливаться на очевидных сюжетах. Важны авторские идеи и решения, необычные ходы по поиску сюжетов и работе с ними.