Обзор Nikon Z7 от Росса Харви

photo-1

Обзор Nikon Z7 от Росса Харви, известного свадебного и стрит-фотографа из Великобритании.

“Ожидание окончено: Nikon вышла на беззеркальную арену. И вот мой обзор Nikon Z7"

Примечание — это не полноценный обзор, скорее, впечатления после пяти дней съемки стрит-фотографии по заказу (главным образом в ручном режиме, с использованием фокус-пикинга).

Мои знакомые знают, как сильно я ждал этого! Мне посчастливилось стать одним из тех немногих фотографов, которые смогли поработать с Nikon Z7 до ее выхода (и первым человеком в Европе, кто увидел эту камеру лично). Так как же все прошло?

 

 

Сперва несколько оговорок:

   1. Я недавно был выбран амбассадором Nikon (ура!); полагаю, кто-то может подумать, что мне заказали хвалебные отзывы. Нет. Я всегда буду честен. Все, что здесь сказано — это мое личное мнение, основанное на опыте работы с камерой и объективом.

   2. Nikon Japan поручила мне демонстрацию технических аспектов нового объектива 35mm ƒ1.8 и заказала снимки для показа в качестве примеров при официальном релизе. Мы с небольшой командой прошлись по улицам Милана, снимая стрит-фотографию в строго заданных рамках (фокус, объекты, композиция и т.д.). Очень сложно, но это того стоило.

   3. Поскольку задание касалось объектива, требовалось максимальное разрешение, и мне дали поработать с 45,7-мегапиксельным монстром, Nikon Z7. Это была предпроизводственная модель, так что некоторые характеристики с тех пор претерпели изменения.

   4. Пока у меня не было возможности поработать с 24,5-мегапиксельной Z6. Как только она появится, я обязательно протестирую ее на свадьбе и напишу обзор.

   5. Поскольку я снимал на предпроизводственную модель, у меня не было программного обеспечения для открытия файлов RAW. Все фото в статье — JPG из камеры (RAW-файлы записывались тоже, после обновления Adobe Camera RAW у меня будет к ним доступ).

   6. Как обычно, я уделяю все внимание только работе камеры — ее детальные характеристики и фотографии можно найти в сети.

   7. Из-за специфики задания я не достаточно хорошо изучил систему автофокуса (слежение и т.д.), чтобы подробно писать здесь о ней. Я опробовал ее лишь очень коротко, и результаты были отличные. Ограниченное время и поставленные задачи не позволили в деталях исследовать работу камеры. То же самое касается и серийной съемки, поскольку в стрит-фотографии я предпочитаю делать только один кадр.

Итак, к делу.

 

Автофокус

Я ожидал чего-то мощного в этом плане, ведь автофокус всегда был сильной стороной камер Nikon. Рад отметить, что ожидания оправдались. Центральная точка была точной практически всегда (и я говорю об ОЧЕНЬ большом проценте случаев). Ниже — снимок для примера. Рядом со мной на крышу машины села птица, и я навел на нее камеру, прикинув, где будет центральная точка на птице, и щелкнул затвором. Весь процесс занял, наверно, самое большее четверть секунды, а результат вы видите.

 

 

Граничные точки автофокуса превзошли мои ожидания. У Nikon Z7 чуть меньше 500 точек фокусировки. Оба кадра ниже были сняты с использованием граничных точек, и в каждом случае фокус был точен в каждом кадре серии.

 

 

Одна из самых больших сложностей для автофокуса — это контровый свет. Рад сообщить, что Nikon Z7 с нею справился. На этом снимке, сделанном на закате, мужчина играет с детьми и бежит через фонтан. Быстро! Nikon Z7 сфокусировалась четко.

 

 

Автофокус в условиях слабого освещения также работает отлично, с чувствительностью до -4EV. Но у меня не было времени протестировать его как следует, так что многого сказать здесь не могу.

 

ISO

Поскольку основное внимание уделялось объективу, у меня не было времени как следует протестировать и ISO. Плюс не было доступа к файлам RAW. Но, ориентируясь только на изображение на заднем дисплее, могу сказать — ISO на высоте. Я как-то снимал автомобиль ночью, значение ISO было 25 000, но картинка выглядела, как будто выставлено 3200. До сих пор не могу поверить в это. Поищу тот кадр, если найду, выложу его.

 

Динамический диапазон

Исключительный. Даже на JPG прямо из камеры. Способность камеры воспроизводить сцену исключительна. Не могу дождаться, когда можно будет поиграть с RAW и посмотреть, что он сможет дать при обработке. Как и в случае с автофокусом, контровый свет — это лакмусовая бумажка, которая позволяет выяснить, с каким динамическим диапазоном может справиться камера, и что она может воспроизвести. Более дешевые матрицы очень легко теряют детали и цвет.

Взгляните на этот портрет (эту пару я остановил на улице на полминутки, они не модели) — солнце находится за людьми и светит прямо в объектив…

 

 

Передача тонов кожи просто невероятная. Помню, как я просматривал этот кадр на дисплее камеры, и у меня просто отвисла челюсть. Все детали кожи были сохранены, а также свет и цвета.

Еще один кадр, снятый прямо против солнца…

 

 

Заметьте детали в тенях в правой части кадра, а также детали в светах вокруг солнца и облаков. Потрясающе. Четкость и микроконтраст остаются превосходными. И обратите внимание на качество бликов (включая блики от солнца в окне).

Фокус-пикинг

Я большой — большой — поклонник функции фокус-пикинга. Это мой излюбленный метод съемки стрит фотографии (гиперфокальная резкость / полностью ручное управление). Из всех опробованных беззеркалок на сегодняшний день для меня на первом месте находилась Fuji. Sony хороша, но не настолько точна, как XT2. Так что перед тестом Nikon Z7 я и радовался, и нервничал.

 

 

Nikon Z7 уверенно прошла испытания. Великолепный фокус-пикинг (ура!). Я всегда тестирую эту функцию на максимально открытой диафрагме и в сложных ситуациях (с движением) — это действенный способ отделить зерна от плевел. И мне с легкостью удавалось сфокусироваться на 1.8, снова и снова. При более закрытых диафрагмах (большую часть времени я снимал на улице с ƒ8-11) все было даже еще проще.

 

Резкость

Мне говорили, что Nikon разработала новый байонет для беззеркалок ради качества изображения. Я думал, это такая маркетинговая штука, не больше. Но я ошибался. Качество изображения просто безумное. И я не говорю о ƒ8, когда большинство объективов покажет хорошие результаты, нет, я говорю о максимально открытых значениях. Вам не придется прикрывать диафрагму, чтобы получить нужную резкость. Этот кадр, например, сделан на ƒ1.8…

 

 

Вот приближенный участок из угла кадра…

 

 

который занимает вот такую часть снимка…

 

 

И помните, это JPG прямо из камеры, сжатый и оптимизированный для сети. На моем основном экране, в полном разрешении, он выглядит изумительно — и это без обработки! Очень хочется скорее поработать с резкостью в RAW-файлах. Матрица в этой камере гигантская, и теперь я вижу, почему. Ребята, это реально новый уровень для камер такого размера.

Для тех, кому требуется высочайшее качество изображения — вы его нашли. Эта камера будет идеальна для съемки натюрмортов, пейзажей, портретов. И это все — в эргономичном и функциональном корпусе.

 

Боке

И снова новый уровень. Вернемся к птице. Помните, что мы смотрим на кадр, сделанный на 35-мм объектив…

 

 

Обратите внимание на совершенно плавный переход от переднего плана к заднему (когда боке становится более выраженным). А также на мягкость боке как в тенях, так и в светах (смотрим на деревья). Добиться этого непросто. Я никогда не видел такого красивого боке на 35 мм. Жду не дождусь, чтобы опробовать его с 50-мм и 58-мм объективами на ƒ0.95.

А теперь — фарфоровый пингвин…

 

 

Исключительная плавность. Переход при углублении в кадр феноменален. Этот объектив — что-то невероятное, от него просто исходит ощущение качества. А система “матрица-объектив” — это новая разработка, близкая к среднему формату в плане формирования боке.

Помнится, я слышал, что ƒ1.8 в этой системе примерно равняется ƒ1.4 на полном кадре. Это будет исключительно полезно для ожидаемого 24-70mm ƒ2.8 (что будет выглядеть как ƒ2). И я даже представить себе не могу, какое боке даст Noct 58mm ƒ0.95.

 

Примечание от редакции fototips.ru. Предыдущий абзац переведен правильно. Скорее всего ошибка автора связана со спешкой.

 

Эргономика

Переходим к мелким подробностям. Как камера ощущается в руках? Эргономика — издавна сильная сторона Nikon, и Z7 следует традиции. Камера крепкая, серьезная, выглядит профессионально. Признаюсь, я облизывался на нее в тизере. Кто еще хочет серебристую версию? Как и у D750, хват глубокий и обеспечивает отличный контроль и устойчивость. Баланс корпуса и объектива идеален.

 

 

 

Срок службы батареи

Повторюсь — я пользовался предпроизводственной моделью. Работа батареи еще не была полностью оптимизирована; мне обещали, что к релизу она будет улучшена. При всем при этом я снимал около 800-1000 снимков на одном заряде. Но официально при анонсе камеры было заявлено около 330 кадров на одном заряде аккумулятора. Понятия не имею, как у них появилась такая цифра. На одном мероприятии я как-то сделал около 500 снимков, и заряд был израсходован только на 1/5. Так что тут все хорошо.

 

 

Видоискатель

Большой, яркий, быстрый, резкий и очень плавный. По-моему, это лучший электронный видоискатель на сегодняшний день. С ним строить и снимать такие кадры веселее…

 

 

 

Тихий затвор

Большой плюс электронного затвора! Исключительно удобно, когда нужно снимать с близкого расстояния, но как можно незаметнее. И это относится не только к съемкам на улице, но и к эмоциональным моментам на свадьбах.

 

 

У Nikon Z7 и Z6 есть и механический затвор, который не подвержен обычным проблемам электронного затвора (таким как бандинг), то есть вы получаете лучшее от обоих миров. И раз уж речь зашла об этом…

 

Подавление мерцания

Мы снимали на железнодорожной станции в Милане, под теми самыми жуткими флуоресцентными лампами. Зелено-фиолетовые полосы и все прочее. Коллега взял у меня камеру и сказал, что включит систему подавления мерцания. Я подумал, это какая-то рекламная фишка. Как я ошибался…

 

 

Идеально. Никаких полос, вообще! В этом режиме камера автоматически определяет частоту мерцания света и мгновенно подстраивает затвор так, чтобы он совпадал с нею. Волшебство.

 

Стабилизация изображения

Встроенная система подавления вибраций с пятью стопами компенсации. И не только. Эта встроенная система работает совместно с системой подавления вибрации объектива. С ума сойти. Вот ночной пейзаж, снятый с рук. Диафрагма — ƒ1.8, ISO — 1600, выдержка — 1/20 секунды.

 

 

Изумительно! 100% кропы этой картинки — просто что-то невероятное, но пока их не покажу — нет времени, уезжаю на съемку на озеро Комо, да и исходных файлов нет.

 

Другие характеристики

   - Объективы маленькие, легкие; кольцо фокусировки у 35-миллиметрового производит впечатление дорогого и серьезного.
   - Новые возможности мультиэкспозиции.
   - Один слот для карты памяти. Это единственный минус; я бы предпочел на всякий случай иметь дополнительную готовую к работе карту. XQD — очень надежный формат, но тем не менее, отказ от второго слота (видимо, для уменьшения размера корпуса) — странное решение, учитывая ценовую категорию и целевую аудиторию. Об этом будут говорить многие профессиональные фотографы, особенно те, кто снимает на выезде и/или в путешествии. Двойной слот памяти = спокойствие. (О картах памяти — в конце статьи).
   - Существующая цена исключительно выгодна.
   - Адаптер FTZ, который позволяет использовать с Nikon Z7 все существующие объективы Nikkor с креплением F. Причем с полным функционалом (автофокус и так далее).
   - Все вспышки Nikon совместимы с Z6 и Z7 без каких-либо дополнительных требований. Вам не нужно вкладывать деньги в новую систему вспышек. Будет очень просто для начала добавить Nikon Z7 или Z6 в уже имеющийся набор оборудования, а затем со временем полностью перейти на эти новые камеры.
   - Разница между Nikon Z7 и Z6, краткая версия: матрица — 45,7 Мп и 24,5 Мп, скорость съемки — 9 к/с и 12 к/с, диапазон ISO — 50-25000 и 100-50000. Это напомнило мне сравнение D750 и D800/D850. Максимальные разрешение и качество изображения для первой камеры, максимальные скорость и ISO для другой.

Встретил в Милане королеву Англии, она мне помахала…

 

 

 

 

 

Заключение

Будущее Nikon началось здесь — с фантастической беззеркальной камеры и революционной системы “матрица-объектив”. Жду не дождусь опробовать всю оптику. Никогда не видел изображений такого качества у камеры с такой ценой.

Это как (мини) средний формат в маленьком беззеркальном корпусе, с великолепным автофокусом, эргономикой и ISO. Соотношение цена-качество просто зашкаливает.

Nikon, пожалуйста, в следующей версии предусмотрите два слота для карт памяти. При всей инновационности системы в целом, один слот — это шаг назад. К сожалению, он отвлечет много внимания от этого исключительного произведения технологии.

Куплю ли новинку? Да. Nikon Z6, 35-миллиметровый и 50-миллиметровый объективы; сразу, как только это станет возможно. Скорее всего, возьму и Nikon Z7, как только выйдет 24-70mm ƒ2.8.

О картах памяти

Как и ожидалось, одиночный слот для карты памяти вызвал много обсуждений в сети. “Один слот?!” — этот вопрос везде. И я понимаю людей; это был один из первых моих комментариев после того, как я взял камеру в руки (до этого я не видел ее характеристик). Для кого-то это будет поводом сразу отказаться от покупки; но тем, кто сомневается, я рекомендую все же опробовать новую систему. Через пять дней работы с камерой я едва ли задумывался о количестве слотов.

Один мой технически подкованный друг опубликовал вот что, и я подумал, что этим стоит поделиться:

Инженеры знали, что делали, когда создавали камеру с одним слотом. Для этого обязана быть веская причина. Я знаю, как проходят такие технические обсуждения во время разработки продукта, и это не то, о чем могли забыть или сделать для прикола. Это подробнейшим образом обсуждалось. 1) Возможно, статистика наработки на отказ для XQD-карт настолько хороша, что они решили, что второй слот просто не нужен. 2) Возможно, у карты есть какая-то умная система проверки, которая постоянно контролирует ее целостность и оповещает о возможных проблемах. Уверен, должно быть технически обоснованное решение для такого на первый взгляд странного решения”.

Раз речь зашла об этом, то я слежу за компаниями-конкурентами, и слышал о нескольких случаях отказа карт у одного бренда с двумя слотами. Лично у меня проблем с картами не было, но у друзей такое случалось. Так что, к сожалению, здесь не все понятно. Хотелось бы услышать пояснения от Nikon по этому поводу.

Если забыть об отказах карт, то лично мне два слота удобны в путешествиях, поскольку так я могу хранить карты раздельно — одну в багаже, одну при себе. Можно, конечно, делать резервные копии на переносной жесткий диск, но это значит, что с собой в дорогу придется захватывать ноутбук и другое оборудование (я редко беру с собой MacBook, если еду снимать свадьбу на один уик-энд).

 

Немного подробнее о формате XQD

Впервые я услышал о нем от нескольких профессиональных фотографов, которые пользуются им с тех пор, как Nikon впервые начала его использовать. Ни один из них ни разу не сталкивался с поломкой карты; при этом двое занимаются тревел-фотографией и снимают дикую природу, и порой полный рабочий день проводят на сильнейшем зное или сильнейшем холоде. SD-карты их подводили, XQD — никогда.

Чего я не знал, так это того, что XQD используют интерфейс PCI-Express. Это очень важный момент, потому что PCI-e — исключительно стабильная и оптимизированная архитектура. Все современные компьютеры используют ее для хранения и передачи любого типа данных.

То есть это не SD-карты, разработанные для временного хранения небольших объемов данных. PCI-e — серьезная, “взрослая”, надежная архитектура, для которой сохранность и передача данных — основной момент. У меня степень магистра по современным компьютерным технологиями, так что мой восторг имеет техническое основание.

И что остается в итоге? В итоге — “А что, если?”. Поскольку мы во многом руководствуемся эмоциями, это “если” может с легкостью перевесить статистику. Я с удовольствием буду использовать Z6. Единственный недостаток — необходимость копировать данные на жесткий диск, а не просто иметь дополнительный набор карт памяти. Не оптимально, но мы профессионалы, резервные копии — дело необходимое.

Больше всего я боюсь потерять или повредить камеру во время съемок. Это действительно будет проблема, и не важно, два слота у камеры или один. Что касается повреждений, то тут карты XQD более надежны. Во время путешествий я так и так копирую данные на внешний диск, поэтому, по большому счету, особо ничего не изменится.

Буду ли я нервничать на первой паре-тройке свадеб из-за одиночного слота? Да, но я доверяю Nikon, а теперь больше доверяю и формату XQD. Хочу ли я по-прежнему двойной слот? Да, конечно.

Это урок для Nikon. Никогда не ставьте статистику выше эмоций. Большинство решений принимаются именно на эмоциях, и этого нельзя недооценивать. Не важно, как хороша статистика. Если есть хоть доля сомнений, то она очень сильно скажется на уверенности покупателя».