Сравнение вспышек Canon Speedlite 600EX II-RT и 600EX-RT

photo-1

Первое знакомство

 

 

Моя самая первая вспышка («Электроника ФЭ-27») не имела автономного питания. Работать с ней было настоящим испытанием: зарядив её от сети 220 В, нужно было вынуть вилку из розетки и, пока вспышка не успела разрядиться, сделать всего один снимок, а затем — снова бежать к розетке… Вспышка каждый раз выдавала импульс фиксированной мощности, которую невозможно было изменить. Чтобы получить правильно экспонированный снимок, приходилось, согласно табличке, размещённой на вспышке, настраивать камеру. Учитывая чувствительность плёнки и расстояние до объекта, следовало установить правильную экспопару (значение диафрагмы и выдержки). Ни о какой автоматике речи даже не шло. То, что вспышка была недорогой, компактной, при этом достаточно мощной и многоразовой — уже было счастьем.

Современные фотовспышки существенно отличаются от своих предшественниц и предоставляют широкие возможности для ежедневной и творческой работы как любителям, так и профессионалам. Фотовспышками под маркой Canon я пользуюсь около 12 лет, в моём арсенале есть и младшие, и старшие модели — все они отлично выполняют свою работу.

 

 

Недавно компания Canon выпустила фотовспышку Speedlite 600EX II-RT, которая пришла на смену модели Speedlite 600EX-RT — первой вспышке фирмы Canon, снабжённой встроенной системой беспроводной синхронизации по радиоканалу. Новинка является развитием профессиональной линейки вспышек и стала самой быстрой в стане Canon. Модель Speedlite 600EX II-RT позиционируется производителем как идеальный аксессуар для камеры EOS-1D X Mark II.

 

Дизайн

 

В дизайне вспышки практически ничего не изменилось: все органы управления и разъёмы остались на своих местах, разве что головка стала на три миллиметра короче, на два уже, но и на два толще, из-за чего немного изменилось соотношение сторон стекла-рассеивателя лампы.

 

 

Стекло-рассеиватель лампы стало более высоким и не таким вытянутым, как раньше, а также получило новый рисунок рифления. Корпус новинки, как и у предшественницы, имеет пыле- и влагозащиту, а её вес увеличился на 10 г.

 

 

Для питания вспышки, как и прежде, используются четыре элемента стандарта AA/HR6. Для уменьшения времени перезарядки и увеличения срока службы батареек или аккумуляторов рекомендуется использовать батарейный блок Canon CP-E4/CP-E4N. Под крышкой батарейного отсека, кроме памятки о правильной установке батареек, появилось предупреждение о том, что элементы питания могут быть горячими — и это чистая правда: даже с предыдущей моделью вспышки при съёмке насыщенного событиями репортажа удавалось раскалить отдающие свою энергию батарейки до температуры, при которой их было не удержать в руке.

 

Аксессуары

 

Моё знакомство с Canon Speedlite 600EX II-RT началось с очень приятного занятия — распаковки. Отличия от предыдущей версии заметны уже по комплектации — вспышка получила новый чехол, выполненный в непривычном форм-факторе «кубика» вместо старого проверенного «пенала». Вспышка в нём уложена с поворотом головки на 90 градусов, что обеспечивает рядом с нею место для дополнительных аксессуаров. О них следует рассказать подробнее, но сначала — предыстория.

 

 

Я очень часто снимаю в помещениях с тёплыми источниками света (2700–3000K), работая со вспышками, у которых цветовая температура равна 5500–5600K. Поэтому для изменения цветовой температуры вспышки (что нужно для согласования с освещением в помещении) изготовляю фильтры самостоятельно, по старинке, используя оранжевую плёнку и гели (CTO) для концертных и киноосветителей.

Предшественница новинки, вспышка Canon Speedlite 600EX-RT, снабжалась двумя цветными гелями-фильтрами для выравнивания цветовой температуры, но на практике использовать их было затруднительно — светофильтр не полностью покрывал собой держатель, при помощи которого устанавливался на вспышку, держатель с одной из сторон имел острые углы и неплотно прилегал к корпусу вспышки. В результате свет от вспышки был смешанным: сверху — прошедшим через фильтр, тёплым; а по бокам, где нет фильтра — холодным, что неприемлемо. Устанавливать/снимать фильтр в держателе было неудобно, иногда он просто выпадал. А хранить фильтры приходилось в небольшом альбоме.

 

Слева — обновлённый светофильтр для Canon 600EX Speedlite II-RT; справа — держатель для Canon Speedlite 600EX-RT с установленным в него фильтром

 

При помощи держателя для Speedlite 600EX-RT можно использовать самодельные фильтры или фильтры и гели других производителей и всевозможных цветов. Однако держатель с фильтрами не помещается в чехол для вспышки, и идущий в комплекте мешочек для хранения нужно куда-то пристраивать. Использование дополнительных световых модификаторов вместе с держателем затруднительно, и в итоге я отказался от этих аксессуаров.

 

Слева — Canon 600EX II-RT с обновлённым светофильтром, полностью закрывающим головку вспышки; справа — Canon 600EX-RT с держателем и установленным в него фильтром, который не полностью покрывает головку вспышки и допускает прохождение света вспышки по двум сторонам от держателя.

 

Я был приятно удивлён, обнаружив упакованные в один чехол со вспышкой новые фильтры. Это полностью переработанная конструкция: фильтр выполнен в виде пластиковой насадки, которая полностью окрашена в оранжевый цвет и при установке плотно прилегает к головке вспышки, отлично фиксируется и не оставляет никаких зазоров. Фильтров, как и прежде, два: оранжевый (понижает температуру со стандартной для вспышки до соответствущей лампам накаливания) и такой же, но меньшей плотности (снижает температуру со стандартной для вспышки до типичной для ламп дневного света). Также в аксессуарах имеется матовый колпачок-рассеиватель, который можно надеть на вспышку как без установленного фильтра — для съёмки сцен с цветовой температурой дневного освещения или в темноте, так и на установленный фильтр — для одновременной компенсации температуры и смягчения света вспышки.

 

 

В предыдущей версии вспышки (при установленном держателе с фильтром) магнитом на держателе активировалась сложная система с датчиком, оценивающим температуру светофильтра для управления установками баланса белого на камере. В новой Canon Speedlite 600EX II-RT этот датчик отсутствует, а вспышка узнаёт об установленном фильтре или рассеивающей насадке по трём контактам на задней части головки вспышки.

В специальном отделении чехла также спрятана мини-подставка (лапка), при помощи которой вспышку можно установить на плоскость (стол, табурет или пол) при удалённом использовании. С обратной стороны мини-подставки (лапки) имеется резьба, которая позволяет установить вспышку на штатив для камеры или стойку для светового оборудования со стандартной резьбой 5/8”. Зонт или другой модификатор света мини-подставка (лапка) не удержит, для их использования лучше приобрести специальный крепёж.

 

 

Функциональныеы возможности и управление

 

Несмотря на ряд заметных улучшений в новой модели вспышки, по многим характеристикам она и её предшественница схожи.

 

 

Основные технические характеристики вспышек Speedlite 600EX II-RT и Speedlite 600EX-RT:

   - ведущее число 60 (м, ISO 100, при 200 мм);
   - система экспозамера E-TTL II;
   - поворотная головка и изменяемый угол освечивания 20–200 мм;
   - управление по радиоканалу;
   - дистанционное управление камерой по радиоканалу;
   - встроенная система оптической синхронизации;
   - фильтры, корректирующие цветовую температуру;
   - высокоскоростная синхронизация (до 1/8000 с);
   - быстрая и бесшумная перезарядка;
   - разъём для питания от внешнего источника (батарейный блок Canon CP-E4/ CP-E4N).

Основным отличием Speedlite 600EX II-RT от предшественницы является в 1,5 раза большее время работы при непрерывной съёмке, которое при использовании батарейного блока Canon CP-E4N увеличивается до двукратного. Улучшенный алгоритм управления вспышкой предотвращает её перегрев. Переработанное меню обеспечивает более быстрый и эффективный доступ и контроль режимов и настроек вспышки.

Canon Speedlite 600EX II-RT, как и её предшественница, может предложить несколько режимов работы:

   - E-TTL / E-TTL II — полностью автоматический режим;
   - M — режим для ручного управления параметрами съёмки;
   - MULTI — режим стробоскопической вспышки с возможностью установки частоты и количества срабатываний;
   - Ext.A / Ext.M — автоматический и ручной режим работы с внешним замером экспозиции при помощи датчика на вспышке.

Ещё в ней имеются функции брекетинга и компенсации экспозиции, режимы высокоскоростной синхронизации и синхронизации по второй шторке.

Также вспышка обладает развитой системой дистанционного управления по оптическому и радиоканалам, как в роли ведомой, так и ведущей вспышки, причём в различных режимах, в том числе TTL. Canon Speedlite 600EX II-RT способна управлять группами вспышек с возможностью выбора режима работы и изменения мощности для каждой группы отдельно.

Новая вспышка оснащена системой защиты от перегрева, несколько уровней которой последовательно активируются при многократном срабатывании вспышки. Интервал срабатывания автоматически увеличивается на время от 4 до 20 секунд. Об опасности перегрева вспышка сообщает путём изменения цвета подсветки экрана с зелёного на красный и отображением значка перегрева.

Клавиши управления и индикация режимов вспышки остались прежними, но добавлено отображение процесса зарядки вспышки, который стал более наглядным. А вот работа с меню немного изменилась. В Speedlite 600EX-RT при последовательном нажатии кнопки MODE режимы работы сменяли друг друга; остановившись на нужном, можно было продолжить съёмку. То же происходило с кнопкой выбора способа и порядка синхронизации — при каждом нажатии вспышка переходила в новый режим; проходя их все по циклу, можно было вернуться в исходное положение. Для выбора нужной функции использовалась всего одна клавиша.

 

Панель управления вспышкой Speedlite 600EX-RT

 

В модели Speedlite 600EX II-RT клавишей MODE или клавишей выбора режима синхронизации вызывается меню, в котором при помощи колеса и его центральной клавиши можно выбрать и подтвердить использование нового режима. Если честно, для меня это немного усложнило способ вызова нужной функции. Теперь вместо использования одной клавиши необходимо нажать один орган управления, повернуть второй, а потом нажать третий. Более привычное и предсказуемое циклическое меню не требовало столько внимания, сколько список режимов, который необходимо прочитать, чтобы выбрать нужный пункт.

 

Панель управления вспышкой Speedlite 600EX II-RT

 

Возможно, я оценю эти изменения позже, при длительной непосредственной работе со вспышкой в реальных условиях. Нужные навыки придут с опытом, и выработается новая привычка.

 

Вспышка в работе

 

 

Первые снимки со вспышкой Speedlite 600EX II-RT я сделал, конечно же, с использованием нового оранжевого фильтра в паре с рассеивателем — всё из комплекта.

Это была съёмка портрета, которая проводилась в помещении с заполняющим тёплым светом: потолочные галогеновые лампы, люстра с лампами накаливания, настольные лампы. Оранжевый фильтр понижает цветовую температуру вспышки со стандартной до соответствующей свету ламп накаливания, которая в реальных условиях может сильно варьироваться, как и общий характер и температура освещения. В данном случае, значение баланса белого было установлено в камере вручную на 3100К для последующей коррекции в RAW-конвертере.

 

На представленном фото температура белого скорректирована, её значение составляет 2700K. Вспышка закреплена на камере, головка направлена в белый потолок

Canon EOS 6D / 50mm установки: ISO 640, F2, 1/160 с

 

Результат меня порадовал: фильтр хорошо прилегает к головке вспышки и не допускает прохождения света мимо себя. Рассеиватель, закреплённый поверх фильтра, держится очень прочно и, несмотря на небольшие размеры, достаточно эффективен. Глядя на снимок, можно даже подумать, что рассеиватель был значительно больше по площади, чем он есть на самом деле.

При съёмке я использовал свежезаряженные аккумуляторы ёмкостью 2500 мАч. В данном случае обошлось без серийной съёмки, но вспышка перезаряжалась мгновенно. Оказалось, вспышка отлично помещается в чехол с закреплёнными на ней аксессуарами (фильтр + рассеиватель). Это значит, что при однотипном использовании такой комплект можно вообще не разбирать. Прекрасное законченное решение прямо из коробки!

 

 

Оригинальные ёлочные игрушки я снимал уже с двумя вспышками. Старую Speedlite 600EX-RT закрепил на камере и включил в режиме синхронизации по радиоканалу в роли ведущей вспышки (MASTER), но отключил срабатывание её лампы. Фактически вспышка стала TTL-радиотриггером. Новую вспышку Canon Speedlite 600EX II-RT я установил на штатив, закрепил на ней штатный рассеиватель и установил зонт для получения ещё более мягкого света.

Ёлка с украшениями стояла в помещении с тёплыми источниками света. Для получения крупных планов игрушек стойка со вспышкой была установлена в непосредственной близости от них. Температура вспышки в данном случае не компенсирована фильтрами: вспышка выдаёт достаточно мощный импульс, чтобы перебить освещение помещения. Белый свет позволяет более точно передать оттенки дерева — материала, из которого изготовлены игрушки, при этом не искажать цветовую температуру ёлочных гирлянд.

 

Canon EOS 6D / EF24-70mm f/2.8L USM установки: ISO 1250, F2.8, 1/125 с

 

Настройка вспышек на составила труда: при включении режима синхронизации они сразу увидели друг друга и уже были готовы к работе. Вспышка реагировала как положено, работала точно и чётко, перезаряжалась практически мгновенно и, как любой хороший инструмент, не требовала к себе большого внимания.

 

Canon EOS 6D / EF24-70mm f/2.8L USM установки: ISO 1250, F3.5, 1/125 с

 

Такие же установки и настройки я использовал для съёмки портретов одних из авторов игрушек и декораторов ёлки: вспышка на стойке с зонтом в качестве ведомой по радиоканалу, в автоматическом E-TTL-режиме.

 

 

На фото ниже хорошо видна разница между цветовой температурой вспышки и освещения в помещении.

 

Для съёмки 4-метровой красавицы-ёлки в полный рост к стандартному рассеивателю был добавлен оранжевый фильтр для приведения цветовой температуры вспышки Speedlite 600EX II-RT к температуре освещения в помещении

 

Следующее фото сделано с надетым на Speedlite 600EX II-RT оранжевым фильтром. Цветовая температура источников почти одинаковая, и у камеры не возникает проблем с выбором правильного значения баланса белого.

 

Мощности вспышки Speedlite 600EX II-RT хватило, чтобы осветить большой объект с расстояния 5–7 м. Дистанция до камеры со вспышкой-пускателем — около 10 м. Запуск вспышки был такой же уверенный, как и с близкого расстояния

 

Фото ёлки в полный рост сделано в режиме ручной настройки вспышки, который установлен при помощи управляющей вспышки 600EX-RT на камере. Так что установленную на стойке вспышку Speedlite 600EX II-RT тревожить не пришлось. Эта вспышка настроена на ½ мощности. Примерно через 15 срабатываний с интервалом в 1 с на дисплее появился значок предупреждения о перегреве, но съёмка уже была завершена, и автоматике не пришлось увеличивать время срабатывания вспышки для сохранения устройства в рабочем состоянии. Во всех режимах и при любой мощности импульса, вплоть до 1/1, вспышка Speedlite 600EX II-RT не издаёт характерного звука при перезарядке — это происходит бесшумно. Если новая вспышка и её предшественница установлены на стойки и обе работают, то на слух совершенно точно можно определить, где какая. И как теперь в кинофильмах будут озвучивать работу вспышки — непонятно…

 

 

Высокоскоростная синхронизация может помочь фотографу в решении многих задач, для которых необходимо использование короткой выдержки: заморозить движение, сделать драматичный кадр в солнечный день, подсветить объект в тени, но при этом не закрывать диафрагму объектива и не засветить более яркий фон.

Мне режим высокоскоростной синхронизации пригодился при съёмке арт-объекта на выставке. Внутри пенала установлено фото с подсветкой, на торце имеется окуляр, заглянуть в который можно, только присев на корточки. Источник света в пенале достаточно яркий, чтобы, заглянув фотоаппаратом в окуляр, можно было получить изображение фотографии внутри, при этом оставив небольшую глубину резкости. Но ещё нужно подсветить пенал и не смазать фото, находясь в неудобной позе. Для решения этой нетривиальной задачи я переключил вспышку в режим высокоскоростной синхронизации, при этом камера автоматически позволила установить выдержку короче 1/180 с (кратчайшая выдержка синхронизации для Canon EOS 6D). В данном случае понадобилось лишь немного выйти за этот предел — кадр сделан при выдержке 1/200 с. Для получения необходимого результата этого было достаточно.

 

 

Для съёмки событий и мероприятий обновлённая вспышка стала ещё более привлекательной. Повторюсь, работает она теперь бесшумно и, если мощность импульса не превышает 1/16 от максимального, перезаряжается практически моментально. При этом аккумуляторы, которые я обычно использовал со старой Speedlite 600EX-RT, стали расходоваться более экономно: для съёмки мероприятия в том же помещении и той же продолжительности предыдущая модель вспышки требовала два комплекта аккумуляторов (при совместном использовании с батарейным блоком), а Speedlite 600EX II-RT продержалась на одном комплекте.

Отсутствие лишних манипуляций, таких как замена батареек, несомненно положительно сказывается на результате, особенно во время интенсивной съёмки, где каждый момент — на вес золота. Во время съёмки я пользовался как внешним замером (режим Ext.A), так и обычным E-TTL-режимом. Условия съёмки не были какими-то особенными, поэтому в обоих случаях был получен отличный результат. Мощность импульса вспышки и экспозиция кадра были одинаковы.

 

Canon EOS 6D / 50mm установки: ISO 1250, F1.8, 1/100 с

 

 

Режим стробоскопической вспышки — MULTI — превращает вспышку в инструмент для настоящего творчества. За сухим описанием «…позволяет получать изображения последовательного движения на одном кадре, аналогичные покадровой съёмке» скрывается огромный потенциал, раскрыть который позволит фантазия.

Для съёмки своего домашнего питомца я выбрал чёрный фон, чтобы получить только изображения кота с минимальной прорисовкой фона. Каждый новый импульс вспышки заполняет собой помещение, и объекты отражают свет в камеру, где он накапливается на сенсоре, в результате чего можно получить пересвеченные участки. Сложность настройки этого режима заключается в правильном ручном подборе мощности вспышки и настройке камеры — так, чтобы соотношение яркости объекта съёмки и фона было оптимальным или соответствовало предполагаемому результату.

В съёмке были задействованы три вспышки. Одна Canon Speedlite 600EX-RT — на камере в роли ведущей вспышки (MASTER) с управлением по радиоканалу (без срабатывания собственной лампы, только как триггер). Вторая Speedlite 600EX-RT — слева от подиума с котом. И третья — уже Speedlite 600EX II-RT — справа от подиума. Импульсы вспышек очень короткие, поэтому при отсутствии заполняющего постоянного освещения движения кота не смазаны, несмотря на то что затвор камеры открывался на две секунды. Чёрный бумажный фон стал немного заметен в кадре, что придало снимкам некоторую атмосферность. Вспышки работали точно и чётко, настройка их параметров велась с управляющей вспышки на камере.

 

Выдержка 2 c, сила импульса 1/64, обе вспышки производили 5 импульсов в секунду (5 Гц)

Canon EOS 6D / EF24-70mm f/2.8L USM установки: ISO 640, F11, 2 с

 

Canon EOS 6D / EF24-70mm f/2.8L USM установки: ISO 640, F11, 2 с

 

Фото ниже сделано с использованием света всего от одной вспышки, оснащённой комплектом аксессуаров «из коробки». Всё дополнительное оборудование (помимо камеры), которое понадобилось для получения такого снимка: картонная коробка, фон и вспышка.

 

Световой импульс даёт только вспышка Canon Speedlite 600EX II-RT, а вторая, Canon Speedlite 600EX-RT, работает в роли триггера на камере 

Canon EOS 6D / EF24-70mm f/2.8L USM установки: ISO 400, F5.6, 1/125 с

 

Вспышка Canon Speedlite 600EX II-RT включена в режиме E-TTL, является ведомой и управляется по радиоканалу. Она установлена на пол за коробкой-подиумом, по центру, при помощи мини-подставки из комплекта аксессуаров. Так как вспышка установлена ниже подиума с предметами, свет от неё попадает только на фон, а установленный штатный рассеиватель создаёт на нём мягкое пятно. Отражённый от фона контровый свет прорисовывает объекты.

 

 

Для съёмки непрозрачных объектов я перенес Canon Speedlite 600EX II-RT на подиум к объекту съёмки, а на подсветку фона поставил Canon 600EX-RT: заливка фона с мягким ровным пятном в этом случае мне не понадобилась, Canon Speedlite 600EX-RTустановлена без отражателя, а для подсветки самого объекта я установил отражатель.

 

 

Для объективного сравнения старой и новой модели вспышек по скорости перезарядки и длительности работы в серии, я провёл небольшое стендовое испытание, состоящее из двух тестов. Вспышки по очереди были установлены на камеру и переведены в ручной режим М. Для первого теста я установил мощность срабатывания ¼ от максимальной и записал звук затвора камеры, который срабатывал только при готовности вспышки.

Как видно из снимка экрана звукозаписывающей программы, непрерывная серия у Canon 600EX II-RT получилась длиннее, чем у её предшественницы. Хотя время между срабатываниями стало увеличиваться, но вспышка работала. Подключение внешнего батарейного блока к Canon 600EX II-RT дало небольшое ускорение при перезарядке. Не столь существенное, но всё же заметное. А для Canon 600EX-RT подключение внешнего блока не дало такого эффекта, и результат получился даже хуже, чем без блока.

 

Первая строка — Canon Speedlite 600EX II-RT без батарейного блока 
Вторая строка — Canon Speedlite 600EX II-RT с батарейным блоком 
Третья строка — Canon Speedlite 600EX-RT без батарейного блока 
Четвёртая строка — Canon Speedlite 600EX-RT с батарейным блоком

 

Для второго теста я тоже выбрал ручной режим М, но силу импульса уменьшил до 1/16 от полной мощности для каждой вспышки. На изображении видно, что обе вспышки показали достаточно хорошие результаты по длине серии срабатываний. При подключенном батарейном блоке вспышки получают небольшое преимущество при перезарядке, которое к концу серии увеличивается и становится заметным. Обе модели идут почти ноздря в ноздрю, но 600EX II-RT всё же выигрывает это соревнование.

 

Первая строка — Canon Speedlite 600EX II-RT без батарейного блока 
Вторая строка — Canon Speedlite 600EX II-RT с батарейным блоком 
Третья строка — Canon Speedlite 600EX-RT без батарейного блока 
Четвёртая строка — Canon Speedlite 600EX-RT с батарейным блоком

 

Выводы

 

 

В непрерывной серии с большей мощностью импульса Canon Speedlite 600EX II-RTпоказала результат лучше, чем предшественница, продемонстрировав готовность к тяжёлой работе. Новое меню вспышки остаётся единственным спорным вопросом, но это несущественный минус на фоне остальных преимуществ. Более быстрая перезарядка при использовании с батарейным блоком, более экономный расход заряда батарей, бесшумная работа, устойчивость к перегреву и защита от него, переработанная и эффективная система светофильтров и штатный рассеиватель дополняют функциональность и облегчают использование вспышки, предоставляя фотографу больше свободы для творчества и позволяя не отвлекаться лишний раз на технические моменты. Canon 600EX II RT — то, что нужно профессионалу.

 

ПЛЮСЫ

   - увеличенная продолжительность серии при непрерывной съёмке;
   - значительно уменьшенное энергопотребление;
   - более быстрая перезарядка;
   - бесшумная работа;
   - улучшенный контроль перегрева;
   - новые, более функциональные аксессуары;
   - новый, более удобный чехол с возможностью хранения аксессуаров.

МИНУСЫ

   - немалая цена;
   - обновлённое меню требует больше внимания; непривычно.