Достойный объектив для универсальных решений

photo-1

Знакомство с объективом

 

Canon EOS 5D Mark III / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 250, F4, 1/30 с

 

Обладатели фототехники Canon давно знакомы с предыдущей версией этого объектива — Canon EF 24-105mm/4L IS USM. Это отличный универсальный объектив, резкий и с удобным диапазоном фокусных расстояний. Да, не такой светосильный, как Canon EF 24-70mm/2.8 L USM, но у него больший диапазон фокусных расстояний и есть стабилизатор. Чего скрывать: благодаря соотношению цены и возможностей Canon EF 24-105mm/4L IS USM — один из самых популярных зумов для полнокадровых камер Canon. Но прогресс не стоит на месте, и новые камеры Canon EOS 5D Mark IV, EOS 5DS и EOS 5DS R предъявляют более высокие требования к оптическим характеристикам объективов. Поэтому в последнее время в модельном ряду Canon всё чаще появляются объективы с индексом II в названии. Итак, в нашей тестовой студии новый Canon EF 24-105mm/4L IS II USM.

 

 

Конструкция 

 

Первое, на что интересно обратить внимание — новая оптическая схема. Она состоит из 17 линз в 12 группах, содержит четыре асферических элемента, образующих пять асферических поверхностей. Сделано это для того, чтобы повысить яркость на периферии кадра, уменьшить дисторсию, обеспечить высокие показатели микроконтраста и разрешающей способности. Для уменьшения ореолов при внутренних переотражениях света линзы покрыты новым просветлением ASC — Air Sphere Coating.

 

 

По сравнению с предшественником в диафрагме новичка прибавилось лепестков — теперь их 10. Отверстие диафрагмы ещё более приблизилось к круглому, и это должно улучшить форму бликов и повысить качество боке. Что ж, проверим.

Ход колец плавный и ровный, без рывков. При некотором навыке можно даже снимать видео с зумированием, но придётся следить за фокусировкой, поскольку при этом фокус немного смещается. Кроме того, при зумировании объектив довольно ощутимо шуршит, что тоже придётся учесть при видеосъёмке. В положении зума 105 мм объектив длиннее на 4 см, чем в положении 24 мм. При фокусировке движется только шкала расстояний в прозрачном окошке, передний линзоблок не вращается, размер объектива остаётся без изменений. Если потребуется ручная доводка фокуса, выключать автофокус не обязательно.

 

 

 

Внешне новый Canon EF 24-105mm/4L IS II USM похож на предшественника Canon EF 24-105mm/4L IS USM. Почти такой же чёрный пластиковый корпус, хотя кольца фокусировки и зума стали чуть шире и ухватистее. Диаметр объектива не изменился — 83,5 мм, как и диаметр резьбы для светофильтров — те же 77 мм. Длина нового объектива — 118 мм, вес — 795 г, т. е. по сравнению с предшественником модель Canon EF 24-105mm/4L IS II USM стала немного длиннее и тяжелее.

Как и положено оптике такого класса, Canon EF 24-105mm/4L IS II USM надёжно защищён от дождя и пыли. Под воду с ним нырять не стоит, но дождь и снег объектив переносит спокойно.

 

 

Бленда Canon EW 83M входит в комплект объектива. Она выполнена из толстого матового пластика, имеет четырёхлепестковую форму и снабжена кнопочным фиксатором, благодаря которому крепится на объективе легко и надёжно.

 

 

Лучше стала даже передняя крышка объектива — Canon E 77II. Благодаря новой конструкции её замков, надетая бленда не помешает снять или установить крышку даже в перчатках.

 

 

Объектив в работе

 

Когда речь идёт о профессиональной оптике, субъективные впечатления фотографа сводятся к качеству изображения, массогабаритным характеристикам и удобству в обращении.

 

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM установки: ISO 100, F22, 30 с

 

Лёгким 795-граммовый объектив назвать нельзя, но его центр масс расположен ближе к корпусу камеры при любом положении зума, в т. ч. в телеположении, и на общую балансировку не влияет. Поэтому снимать достаточно удобно, даже удерживая камеру одной рукой.

 

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM установки: ISO 100, F4.5, 1/100 с

 

Автофокус не мгновенный, но весь диапазон от 45 см до бесконечности и обратно объектив прогоняет менее чем за секунду. Скорости АФ достаточно, чтобы при серийной съёмке с частотой 7 кадров в секунду второй снимок в серии получился резким при старте из любого положения шкалы расстояний. Работает автофокус практически бесшумно, характерный шелест слышен только в полной тишине. Ещё тише работает стабилизатор, которого вообще не слышно.

 

Качество изображения

 

Разрешающая способность камер растёт от поколения к поколению, и это предъявляет новые требования к объективам. Поэтому решено было тестировать EF 24-105mm f/4L IS II USM в том числе в паре с новой камерой Canon EOS 5D Mark IV.

 

Фокусное расстояние 45 мм

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM установки: ISO 320, F6.3, 1/25 с

 

Её 30-мегапиксельный сенсор сегодня уже не ставит рекордов разрешающей способности, однако работать с ним объективам не так-то просто — нужно доказать своё соответствие. К тому же именно четвёртое поколение камеры EOS 5D со временем станет основной «рабочей лошадкой» профессиональных фотографов.

 

Фокусное расстояние 40 мм

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 200, F8, 1/250 с

 

Фокусное расстояние 24 мм

 

В положении 24 мм на открытой диафрагме объектив демонстрирует заметное виньетирование, что вполне предсказуемо — законы оптики не обманешь. По мере диафрагмирования затемнение по краям ослабевает, хотя и не пропадает полностью. Хроматическая аберрация заметна, но сильной её назвать нельзя — ширина цветовой каймы не превышает 5 пикселей на 30-мегапиксельном изображении. Разрешающая способность объектива высока: на тестовых снимках различимы отдельные иголки на соснах и тонкие веточки деревьев в сотне метров от камеры. Микроконтраст растёт по мере диафрагмирования и максимален при средних диафрагмах — от f/5.6 до 8. Далее он несколько снижается из-за дифракции. По сравнению с предшественником — EF 24-105mm f/4L IS USM — новый объектив демонстрирует более равномерный рисунок по полю кадра: на всех фокусных расстояниях даже на открытой диафрагме в углах кадра детали не замылены, хотя заметна хроматическая аберрация.

 

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 100, F4, 1/400 с

 

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 100, F22, 1/13 с

 

Прямые линии искажает бочкообразная дисторсия, которая хоть и заметна, но по меркам широкоугольной оптики довольно умеренна.

 

Пример умеренной бочкообразной дисторсии при ФР 24 мм

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 800, F4, 1/50 с

 

По мере закрытия диафрагмы изменяется не столько резкость и детализация, сколько вид бликов и ореолов.

 

На диафрагмах f/16 и f/22 вокруг ярких источников света образуется красивая десятилучевая звезда

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 200, F16, 15 с

 

Фокусное расстояние 50-70 мм

 

В среднем положении зума виньетирование становится пренебрежимо малым уже при диафрагме f/5.6, а хроматической аберрации практически не видно при любом значении диафрагмы. В среднем положении EF 24-105mm f/4L IS II USM представляет собой практически идеальный объектив — равномерно резкий по всему полю и свободный от искажений.

 

Фокусное расстояние 50 мм

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM установки: ISO 200, F4, 1/40 с

 

Фокусное расстояние 62 мм

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 200, F9, 30 с

 

Фокусное расстояние 105 мм 

 

В другом крайнем положении — 105 мм — хроматическая аберрация вновь заметна, а дисторсия становится слабой подушкообразной. Детализация по полю кадра равномерная и лишь к краям несколько снижается. Микроконтраст, как и в широкоугольном положении, растёт до диафрагмы f/8, а далее, по мере её закрытия, снижается из-за дифракции.

 

Пример умеренной подушкообразной дисторсии при ФР 105 мм

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 640, F4.5, 1/50 с

 

Контровый свет

 

Благодаря покрытию ASC, которого не было у предыдущей модели, объектив Canon EF 24-105mm/4L IS II USM чрезвычайно устойчив к контровому свету. Наиболее яркие блики удалось поймать только в телеположении, и то лишь когда яркий источник света располагался близко к центру кадра.

 

Это сложнейший сюжет для любого объектива, и только так удалось получить достаточно яркие блики. Во многих других объективах лобовой свет от прожектора электропоезда образует гораздо более яркие блики, иной раз видимые даже днём

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 640, F4.5, 1/100 с

 

Это сложнейший сюжет для любого объектива, и только так удалось получить достаточно яркие блики. Во многих других объективах лобовой свет от прожектора электропоезда образует гораздо более яркие блики, иной раз видимые даже днём

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 640, F4.5, 1/100 с

 

Боке

 

Боке у Canon EF 24-105mm/4L IS II USM обладает поистине математическим совершенством. Размытие близко к идеальному: блики в боке ровно заполненные, без ярких каёмок, округлые. Нет никаких раздражающих двоений.

 

Canon EOS 5D Mark III / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 250, F4, 1/30 с

 

Своего уникального характера боке объектива не имеет. Фон просто равномерно размывается пропорционально удалению от камеры. Пожалуй, именно таким боке и должно быть у профессиональной оптики общего назначения.

 

При фокусном расстоянии 105 мм глубина резкости достаточно мала, чтобы отбить главный объект от фона, однако размытие не настолько сильное, чтобы превратить фон в абстрактный набор пятен

Canon EOS 5D Mark III / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 250, F4, 1/50 с

 

Невзирая на сравнительно невысокую светосилу объектива, при съёмке на открытой диафрагме на каждом снимке размытие так или иначе присутствует, независимо от дистанции, фокусного расстояния и сюжета.

 

Боке просматривается и в этом примере, хотя фокусное расстояние всего 38 мм

Canon EOS 5D Mark III / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 250, F4, 1/50 с

 

Фокусное расстояние 105 мм

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM установки: ISO 3200, F4, 1/200 с

 

Автофокус

 

Новый объектив по качеству работы автофокуса принял эстафету у старого — он работает быстро, точно и бесшумно. Его скорости более чем достаточно для репортажной съёмки даже навскидку. На практике иной раз больше времени отнимало совмещение нужной точки фокусировки с объектом съёмки, а уж автофокус по скорости реакции не подвёл ни разу. По точности работы претензий тоже не возникло: подтверждение автофокуса всегда означало зону резкости именно там, куда наведена точка автофокуса.

Минимальная дистанция фокусировки составляет 0,45 м при любом положении зума. Для макросъёмки ювелирных изделий такое увеличение не годится, но для съёмки крупным планом объектов размером с кредитную карту возможностей объектива вполне достаточно.

 

Canon EOS 5D Mark III / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 100, F8, 1/100 с

 

Стабилизатор

 

С плёночных времён бытует правило определения самой длинной выдержки, на которой можно снимать с рук без смаза — такая выдержка примерно равна единице, делённой на фокусное расстояние в миллиметрах. На сайте производителя заявлена способность стабилизатора держать картинку при выдержках в 16 раз (на 4 ступени) длиннее оптимальной. Чтобы проверить это утверждение, я использовал такую методику: на разных выдержках снимал в серийном режиме по 3 кадра и смотрел на результат. Почему так? На длинной выдержке нажатие пальца на кнопку спуска может привести к смазу, зато остальные кадры в серии получатся резкими. Если все три кадра вышли резкими, это отличный результат. Если два — приемлемый, а если один или вовсе ни одного — выдержка слишком длинная для корректной работы стабилизатора.

В широкоугольном положении в серии при выдержке 1/1,7 с приемлемыми получались 3 кадра из 4 — такой результат получен из съёмки нескольких серий. В положении 70 мм уверенно получается снимать при выдержке 1/2 с. Для встроенного в объектив стабилизатора — внушительный результат, особенно если учесть, что в тесте была использована 30-мегапиксельная камера Canon EOS 5D Mark IV.

 

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM установки: ISO 100, F8, 1/2 с

 

В положении 105 мм иногда получались чёткие кадры на выдержке 1/3 с, но регулярно избежать смаза удалось только при ⅙ с. Однако будем справедливы: ⅙ секунды при фокусном расстоянии 105 мм — это 5 ступеней относительно оптимальной выдержки, и на 30-мегапиксельной камере это особенно много. Заявленные компанией Canon 4 ступени выдержки стабилизатор отрабатывает во всём диапазоне фокусных расстояний.

 

Выводы

 

Новый Canon EF 24-105mm/4L IS II USM — крепкий, надёжный и ещё более удобный по сравнению с предшественником рабочий инструмент. В паре с современной высокочувствительной камерой Canon EF 24-105mm/4L IS II USM позволяет снимать различные сюжеты — от пейзажа с мириадами мелких деталей до репортажа в ночном городе. Сказывается взвешенный набор характеристик: высокая резкость, удобный диапазон фокусных расстояний, быстрый автофокус, наличие стабилизатора.

 

 

Объектив будет интересен и видеооператорам, снимающим полнокадровой зеркалкой: равномерный по полю кадра рисунок, неплохо исправленные аберрации, постоянная диафрагма и бесшумный привод автофокуса.

 

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 200, F7.1, 1/200 с

 

Есть ли смысл менять объектив Canon EF 24-105mm/4L IS USM на новый Canon EF 24-105mm/4L IS II USM? Ведь старый тоже резкий, с быстрым автофокусом и хорошо держит контровый свет.

Хотя Canon EF 24-105mm/4L IS II USM стоит заметно больше, его приобретение следует рассматривать как задел на будущее. Благодаря существенно улучшенным оптическим характеристикам он переживёт не одно поколение камер и с каждой из них выдаст достойные результаты.

 

Canon EOS 5D Mark IV / Canon EF 24-105 f/4L IS II USM установки: ISO 200, F4, 1/15 с

 

Разрешающая способность Canon EF 24-105mm/4L IS II USM была повышена за счёт изменения оптической схемы, и её хватит для работы в паре с любым современным многомегапиксельным сенсором, а также с теми, которые появятся позже. Серьёзной доработке подвергся и стабилизатор изображения. Он честно отрабатывает до 4 ступеней выдержки относительного критического значения, а иногда и больше.

 

Canon EOS 5D Mark IV / EF24-105mm f/4L IS II USM установки: ISO 1600, F4, 1/30 с

 

Кроме того, у Canon EF 24-105mm/4L IS II USM стало заметно красивее боке. Возможно, это не самый сильный аргумент в пользу замены старого объектива на новый. Но чем совершеннее боке, тем меньше фон отвлекает от основного объекта съёмки, поэтому есть смысл выбрать объектив нового поколения, если вы планируете часто снимать портреты и другие подобные сюжеты.

 

ПЛЮСЫ:

 - повышенная разрешающая способность соответствует современным многомегапиксельным сенсорам;
 - детализация равномерна по полю кадра, начиная с открытой диафрагмы;
 - отсутствие дисторсий и аберраций в среднем положении зума;
 - уверенная работа в контровом свете;
 - улучшенные показатели скорости и точности автофокусировки;
 - высокоэффективная система оптической стабилизации (до 4 ступеней);
 - красивое боке;
 - пыле- и влагозащита;
 - бленда в комплекте.

МИНУСЫ:

 - слабо выраженные дисторсии в крайних положениях зума;
 - небольшая хроматическая аберрация в крайних положениях зума.