Panasonic Lumix DC-G9. Тест фотоаппарата

photo-1

Обзор камеры от фотографа Антона Шарапова.

 

Первое знакомство

 

Panasonic Lumix DC-G9 это беззеркальная гибридная камера, которая, благодаря целому ряду характеристик, в том числе уникальных, весьма обоснованно претендует на высокий профессиональный статус репортажной камеры. И у меня появилась возможность это проверить на личном опыте.

 

 

Производитель позиционирует эту камеру для съёмки дикой природы и экшн-фотографии, куда можно отнести спорт и любые шоу с динамичным действием. Поэтому в тесте я сделаю акцент именно на те характеристики камеры, которые обеспечивают такие возможности. Что же это за характеристики?

Начнём с серийной съёмки. Камера способна выполнять её в режиме непрерывной фокусировки с очень высокой скоростью — 20 кадров/с. Большинство профессиональных камер не способны выдать такую же скорость даже в режиме покадрового автофокуса. А с Lumix DC-G9 при использовании режима 4К-фото получится снимать серии со скоростью даже до 60 кадров/с.

Такая высокая скорость съёмки поддержана наличием двух слотов для быстрых карт памяти SDXC типа UHS-II class 3, очень быстрой контрастной автофокусировкой с фирменной технологией DFD (Depth from Defocus) и вместительным буфером памяти.

 

DC-G9 установки: ISO 200, F3.2, 1/1300 с, 400.0 мм экв.

 

Съёмка спорта и дикой природы с использования телеобъективов будет поддержана системой оптической стабилизации изображения в камере, которая основана на сдвиге сенсора. В паре с объективами, в которые встроена собственная система стабилизации, камера способна работать в 5-осевом гибридном режиме стабилизации с заявленной эффективностью 6,5 ступеней экспозиции.

Panasonic Lumix DC-G9 оснащена сенсором Live MOS формата Micro Four Thirds с эффективным разрешением 20,3 Мп, на который не установлен сглаживающий фильтр, что повышает разрешающую способность камеры.

 

 

Для удобного визирования эта беззеркалка оснащена поворотным 3-дюймовым ЖК-экраном с сенсорным слоем, а также большим электронным видоискателем с матрицей OLED, разрешением 3,68 Мп и большим увеличением (0,83х для 35-мм эквивалента).

Для оперативных настроек камера имеет большое количество перепрограммируемых органов управления, что делает её такой же удобной как топовые зеркальные камеры. Перед тем как перейти к подробному знакомству с Panasonic Lumix DC-G9, также упомяну о возможности записывать 4К-видео и наличии беспроводных функций.

 

Констркция и эргономика

 

Когда на рынке только появлялись беззеркальные камеры, маркетологи одним из их преимуществ непременно называли малые размеры и вес как самих камер, так и сменной оптики для них. Такие модели существуют и сейчас, и этими преимуществами с удовольствием пользуются фотолюбители, которые хотят путешествовать или просто гулять в выходной день налегке.

Но в профессиональных моделях беззеркальных камер, как и в зеркальных, в первую очередь, ценятся максимальное удобство управления съёмкой и работы со светосильными объективами, которые порой обладают внушительной массой и размерами.

 

 

Корпус Lumix DC-G9 на основе литого магниевого каркаса имеет средства влаго- и пылезащиты, к тому же, камера способна работать при температурах до -10° С. Значит, брать Lumix DC-G9 в турпоездки и экспедиции можно без опаски — плохие погодные условия она выдержит.

По размерам (136,9х97,3х91,6 мм) и весу (658 г) Panasonic Lumix DC-G9 мало отличается от зеркальных камер с сенсорами APS-С — разве что высота у этой камеры немного меньше, а глубина (за счёт крупной ручки-хвата), наоборот, больше. Думаю, что владельцам зеркалок снимать камерой Lumix DC-G9 будет комфортно и они очень быстро к ней привыкнут. К тому же, ухватистость и солидность камеры можно повысить за счёт присоединения батарейного блока.

 

 

С профессиональными зеркальными камерами нашу беззеркалку роднит и верхний ЖК-экран с подсветкой, на который выводится информация о всех основных настройках: баланс белого, тип экспозамера, значение ISO, диафрагма, выдержка, экспокоррекция, суммарное количество оставшихся кадров на картах памяти, их наличие и режим записи. Такой экран бывает очень удобен при съёмке с крупным объективом, поскольку камеру не требуется опускать и поднимать лишний раз. К тому же, вспомогательный экран помогает экономить заряд батареи — не нужно вызывать информацию о настройках на основной, более «прожорливый» цветной ЖК-экран.

 

 

Кстати, вспомогательного экрана нет в модели Lumix DC-GH5. В «девятке» место для него нашлось благодаря переносу диска выбора режимов с правого края на левый, о чём я расскажу ниже.

 

 

Конструкция основного ЖК-экрана позволяет работать с ним в любом удобном положении, что обеспечивает высокую гибкость при выборе ракурса съёмки.

 

 

В нерабочем положении, например, при транспортировке, его можно спрятать, повернув к «телу» камеры. Размер экрана — 3 дюйма по диагонали, а разрешение — 1,04 млн точек. Важно, что он сенсорный, — это обеспечивает удобное управление настройками, фокусировкой, просмотр отснятого материала и его редактирование.

 

 

На правом боку корпуса расположен отсек с двумя слотами для карт памяти. Как уже было сказано, поддерживаются карты формата SD, причём обоими слотами — самые быстрые на настоящее время: UHS-II class 3. Также с правой стороны под маленькой заглушкой инженеры разместили гнездо для подключения проводного пульта ДУ.

 

 

На левой боковине корпуса под гибкими заглушками находятся гнёзда для подключения микрофона и наушников, а также разъёмы Mini-HDMI и Micro-USB (для обмена информацией и подзарядки).

 

 

Остановлюсь подробнее на последнем разъёме. Подзарядка по USB — очень полезная функция, так как позволяет продлить автономность камеры вдали от розеток. Вот только в нашем случае есть нюансы. Разработчики оборудовали камеру гнездом типа Micro B для быстрого интерфейса USB 3.0.

 

 

Ещё одна необычная, но крайне удобная вещь — питание зарядного устройства для аккумулятора от всё того же USB. Таким образом, подзарядить аккумулятор Panasonic Lumix DC-G9 можно от любого стандартного USB-порта.

 

 

Отсек для аккумулятора расположен снизу, в основании ручки-хвата. Отмечу, что в его крышке есть специальное отверстие для кабеля питания от внешнего источника — в этом случае вместо аккумулятора в отсек вставляется специальный модуль.

 

 

Дверка батарейного отсека не перекрывается штативной площадкой, поэтому заменять аккумуляторы во время ночной или студийной съёмки со штатива можно без проблем.

 

 

Между штативным гнездом и аккумуляторным отсеком расположена группа контактов для электрического подключения батарейного блока (приобретается отдельно).

 

Управление и функции

 

При первом же внимательном осмотре Panasonic Lumix DC-G9 становится ясно, что это камера для подготовленного фотографа, которая обеспечит ему высокую гибкость управления — на корпусе для этого много кнопок, дисков и переключателей. Более плотное знакомство позволяет понять, насколько всё здорово продумано — зачастую управление даже более удобное, чем во многих профессиональных зеркалках.

 

 

Аппарат оснащён тремя управляющими дисками, которые позволяют быстро менять главные настройки съёмки (программный сдвиг, диафрагму, выдержку, экспокоррекцию), а также, в сочетании с расположенными рядом кнопками, регулировать ISO, баланс белого, экспокоррекцию. Ещё они могут применяться для навигации по меню и просмотра/масштабирования отснятого материала. Два диска расположены на верхней панели справа — в зоне действия указательного и большого пальца. В качестве третьего диска выступает лимб навипада, расположенного на задней панели.

 

 

Среди органов, обеспечивающих быстрые настройки параметров съёмки, также отмечу отдельный рычажок переключения метода автофокусировки (покадровая AFS/AFF, непрерывная AFC, ручная MF) — он совмещён с кнопкой фиксации фокуса/экспозиции (AF/AE Lock). Рядом с ним расположен джойстик для прямого выбора точки фокусировки (также может использоваться для навигации по меню) и функциональная кнопка Fn1, которая по умолчанию вызывает меню выбора режима АФ.

 

 

Расположение кнопки активации видеосъёмки довольно спорное. С одной стороны, непросто научиться включать и выключать запись так, чтобы не сотрясалась камера. С другой — случайно нажать эту кнопку тоже вряд ли получится: этому мешает расположенная рядом «ступенька» и задний управляющий диск.

 

 

Расположенный слева от центрального выступа верхней панели диск выбора режимов съёмки можно назвать стандартным по своим функциям, а вот размещение под ним рычажка для быстрой смены типа «протяжки» (одиночная и серийная съёмка, режимы 4К- и 6К-фото, пост-фокус, автоспуск) — решение не слишком распространенное и весьма полезное с точки зрения оперативности управления.

 

 

 

Например, можно сменить режим автофокусировки или работы затвора, переключиться между двумя фотостилями, активировать стабилизатор, заблокировать/разблокировать тачскрин или какой-то из управляющих дисков, включить автотаймер. Всего таких параметров 16. По умолчанию рычажку назначена активация бесшумного режима.

 

 

Panasonic Lumix DC-G9 — камера с широкими возможностями кастомизации. Всего на её корпусе расположено 5 функциональных кнопок Fn, к ним добавляются ещё 14 экранных, и все можно перепрограммировать. Кроме того, в зависимости от съёмочной ситуации, переназначаются и функции дисков/лимбов.

 

 

Функции

 

Функция автоматического выбора значений ISO — вещь привычная для продвинутых фотографов. В Lumix DC-G9, помимо возможности установить нижний и верхний порог светочувствительности, а также шаг изменения (⅓ или 1 ступень EV), она позволяет задать самую длинную выдержку, которую может использовать автоматика. Так можно подстраховаться от смаза, например, при съёмке движущегося объекта.

 

 

Поскольку я рассматриваю данную камеру с точки зрения репортажника или фотографа дикой природы, некоторые интересные и полезные функции Lumix DC-G9 я упомяну только вскользь, тем более, что они ранее уже появлялись в других моделях беззеркалок.

Среди них — «Пост-фокус», режим, в котором используется видеосъёмка в 4К, при которой каждый кадр сохраняется с некоторым смещением дистанции фокусировки. Это позволяет уже после съёмки выбрать из последовательности кадров тот, в котором фокусировка выполнена там, где нужно фотографу.

На том же принципе — съёмки видеоролика — основана функция «Фокус-стекинг», только в ней не выбирается один кадр, а все склеиваются для получения большой глубины резкости.

Также упомяну бесшумный режим, в котором камера использует электронный затвор; функцию помощника при ручной фокусировке (увеличение фрагмента или выделение резких границ контуром — фокус-пикинг); индикатор «зебра», показывающий пересвеченные участки снимаемой на видео сцены; фильтры эффектов, которые можно наложить на кадры при съёмке; настраиваемое пользовательское меню.

 

КАМЕРА В РАБОТЕ

 

Скорость и удобство

 

Возможность среагировать на событие зависит от того, как быстро можно перевести камеру в рабочее состояние. Panasonic Lumix DC-G9 включается рычажком, который совмещён с кнопкой спуска затвора. Камера готова к съёмке менее чем через секунду, а кнопка спуска такая чувствительная, что с непривычки вместо полунажатия делаешь кадр. Возможно, так и задумано — в репортаже лучше сделать лишний кадр, чем упустить что-то важное.

Практически сразу понимаешь, что механический затвор камеры работает очень тихо и мягко — почти бесшумно. Если же переключиться на электронный затвор, съёмка происходит полностью бесшумно.

 

Видоискатель

 

 

Электронный видоискатель не хочется называть иначе как «шикарный». Он оснащён матрицей OLED, обеспечивающей высокую яркость и точную цветопередачу, а высокое разрешение 3,68 Мп и большое увеличение (0,83х для 35-мм эквивалента) позволяют видеть самые мелкие детали снимаемой сцены. По сравнению с ЭВИ прошлого поколения с разрешением 2,36 Мп, данный — большой скачок в комфорте. Упомяну и высокую скорость обновления информации в видоискателе, удобный мягкий наглазник и диоптрийную коррекцию.

 

Автофокусировка

 

В камере Panasonic Lumix DC-G9 применяется автофокусировка контрастного типа, но не обычная, а с фирменной технологией DFD (Depth from Defocus), которая использует базу характера размытия для всех совместимых объективов Panasonic на всех дистанциях фокусировки. Поэтому по предварительно сделанным снимкам автоматика мгновенно вычисляет необходимые направление и дистанцию перемещения фокусирующей группы линз. Благодаря этому автофокусировка в нашей камере предельно быстрая и чёткая.

 

DC-G9 установки: ISO 200, F4, 1/320 с, 170.0 мм экв.

 

Область автофокусировки покрывает почти всю площадь кадра и разбита на 225 зон/точек. Кроме мультизонного режима АФ (Multi AF), который использует все эти точки, имеется три мультизонных режима Custom Multi AF, в которых используется определённая группа точек. Горизонтальная удобна для съёмки таких объектов, как корабли, поезда и т.п., вертикальная — для съёмки высоких зданий, башен и др., а центральная пригодна для фотографирования многих объектов расположенных в середине кадра. Помимо этих определённых форм (паттернов) есть возможность сохранить ещё три пользовательские, просто нарисовав пальцем их форму на экране.

 

 

Кроме указанных, имеются режимы автофокусировки по одной зоне (точке), со слежением за выбранным объектом, с определением лиц/глаз, точной фокусировки по очень маленькой области (Pinpoint).

Прямой выбор положения точки фокусировки можно выполнить при помощи джойстика, а кроме того, для перемещения области АФ использовать кнопки навипада или вращение его лимба, касание сенсорного экрана, вращение переднего и заднего управляющего диска — кому как удобнее.

 

 

Ещё одна полезная функция — запоминание отдельных позиций зоны фокусировки для горизонтального и вертикального положения камеры. Так, для съёмки портретов область АФ может располагаться ближе к краю кадра, а для съёмки горизонтальных композиций (пейзажей, архитектуры и др.) — по центру.

 

DC-G9 установки: ISO 200, F5.6, 1/2500 с, 24.0 мм экв.

 

Среди настроек фокусировки есть те, что часто называют «олимпийскими» — это четыре пресета для автофокусировки, оптимизированные под разные типы движения объекта. «Установка 1» — базовая, предназначенная для широкого круга сюжетов. «Установка 2» — для объектов, движущихся в одном направлении с постоянной скоростью. Идеальна для съёмки с проводкой (бобслей, скачки, прыжки в длину, спринт и т.п.). «Установка 3» — для слежения за объектами, несмотря на препятствия. Хорошо подходит для съёмки бегунов, лыжников, авторалли и т.п. «Установка 4» — для съёмки объектов, движущихся непредсказуемо и с разной скоростью. Идеальна для съёмки групповых соревнований (футбол, хоккей, баскетбол и т.п.). Пресеты отличаются такими параметрами, как чувствительность АФ, чувствительность переключения области АФ, интенсивность функции прогноза движения.

 

 

Во время репортажной съёмки в солнечный день при использовании автофокусировки по одной точке у меня не возникло никаких проблем с попаданием в резкость лиц танцующих людей.

 

DC-G9 установки: ISO 200, F5.6, 1/1300 с, 60.0 мм экв.

 

 

Отлично фокусировалась камера и при съёмке уток мощным телевиком Panasonic Leica DG Elmarit 200mm f/2.8 POWER O.I.S.

 

DC-G9 установки: ISO 200, F4, 1/1300 с, 400.0 мм экв.

 

Съёмка модели в студии с более приглушённым, а также цветным, освещением тоже не создала для системы автофокуса каких-либо сложностей.

 

 

И, наконец, концертная съёмка с весьма приглушённым освещением тоже удалась: сфокусироваться на руках гитариста-виртуоза Христо Кирилова и его лице было несложно, автофокус практически не ошибался.

 

DC-G9 установки: ISO 6400, F2.8, 1/250 с, 80.0 мм экв.

 

Серийная съёмка

 

Способности камеры Panasonic Lumix DC-G9 снимать сериями зависят от используемого типа затвора (механический или электронный), выбранного метода фокусировки (покадровый/ручной или следящий/непрерывный) и выбранной скорости съёмки (высокая, средняя и низкая).

При использовании механического затвора скорость серийной съёмки при покадровой АФ (AFS) достигает 12 кадров/с (есть настройки 7 и 2 к/с) и 9 кадров/с (есть настройки 7 и 2 к/с) — при непрерывной АФ (AFC). Электронный затвор расширяет эти возможности до 60 кадров/с в режиме AFS и 20 кадров/с — в режиме AFС.

 

 

Точность и цепкость непрерывной автофокусировки я проверил дважды. Сначала — при использовании механического затвора и средней скорости съёмки — 7 кадров/с. При этом съёмка велась мощным телеобъективом Panasonic Leica DG Elmarit 200mm f/2.8 POWER O.I.S. Удерживать спортсменку в кадре оказалось непростой задачей, а вот автофокус справился на «отлично» — все кадры чёткие.

 

 

В следующей серийной съёмке я перешёл на электронный затвор, поставил на камеру зум-объектив Panasonic 35-100mm f/2.8 II ASPH. O.I.S. Lumix G X Vario и выбрал его максимальное фокусное расстояние (200 мм в эквиваленте). Уменьшившееся вдвое фокусное расстояние позволило комфортно сопровождать лыжника. Камера отработала абсолютно бесшумно и точно по фокусировке.

 

 

Если репортажному фотографу вдруг покажется недостаточной скорость серийной съёмки 20 кадров/с, то он может либо выбрать (при использовании электронного затвора) режим покадровой автофокусировки, чтобы получить скорость 60 кадров/с, либо переключиться со съёмки в полном разрешении сенсора в режимы «4К фото» (8 Мп) и «6К фото» (18 Мп). По сути, в них Panasonic Lumix DC-G9 снимает видеоролики, из которых потом, прямо в камере, можно достать любой из кадров и сохранить как фотоснимок.

Режим «4К фото» обеспечивает, уже при непрерывной автофокусировке, скорость серийной съёмки до 60 кадров/с, а режим «6К фото» — до 30 кадров/с.

 

 

Важно отметить, что для всех режимов серийной съёмки с электронным затвором существуют отдельные версии с приставкой PRE — в них камера начинает записывать видео ещё до полного нажатия кнопки спуска (при полунажатии). Таким образом можно зафиксировать нужный момент, даже если не успел на него среагировать — предварительная запись в буфер сохранит до 0,4 секунды события (не менее 8 кадров) даже в режиме непрерывной фокусировки.

 

 

Такие возможности серийной съёмки нереализуемы без большого буфера памяти. В режимах высокоскоростной съёмки с электронным затвором (включая те, что с приставкой PRE) буфер Lumix DC-G9 позволяет записывать до 50 кадров (затем съёмка останавливается). В остальных режимах (при высокой, средней и низкой скорости серийной съёмки) буфер способен вместить не менее 60 кадров, если съёмка ведётся в RAW, и вплоть до 600 кадров, если записываются только JPG-файлы. Правда, с определённого момента (он зависит от режима и используемой карты памяти) скорость серийной съёмки снизится вдвое.

 

Стабилизация

 

Как уже сказано во вступлении, камера Panasonic Lumix DC-G9 оснащена собственной системой оптической стабилизации Dual IS, основанной на сдвиге сенсора изображения. Такая функция появилась в камерах Panasonic относительно недавно. До этого многие годы владельцам беззеркальных камер этой марки приходилось полагаться только на стабилизатор, встроенный в объективы. Теперь же оба стабилизатора (в камере и объективе) умеют дополнять друг друга, что по заявлению производителя обеспечивает эффективность до 6,5 ступеней EV.

 

DC-G9 установки: ISO 200, F2.8, 1/6 с, 42.0 мм экв.

 

Во время ночной съёмки универсальным зум-объективом без стабилизатора мне легко удавалось делать снимки с отступом до 3 ступеней EV от так называемой безопасной выдержки.

 

DC-G9 установки: ISO 800, F2.8, 1/8 с, 92.0 мм экв.

 

При использовании 200-мм телевика и активности только стабилизатора в камере получалось комфортно снимать на выдержке до 1/30 с.

 

DC-G9 установки: ISO 800, F2.8, 1/30 с, 400.0 мм экв.

 

Для более длинных выдержек уже требовалось задействовать и стабилизатор в самом объективе — при больших фокусных расстояниях сдвиги сенсора в камере не могут полностью компенсировать колебания объектива. Однако достигнуть заявленных 6,5 ступеней мне не удалось. Смаз заметен при увеличении выдержки на 5 ступеней относительно критической.

 

DC-G9 установки: ISO 800, F2.8, 1/10 с, 200.0 мм экв.

 

Особенно наглядно эффективность совместной работы двух стабилизаторов проявилась при съёмке уток тем же 200-мм телеобъективом из неудобного положения (сидя на корточках, с визированием по ЖК-экрану). При двух включенных стабилизаторах картинка оставалась плавной, несмотря на то, что я почти непрерывно переводил объектив с одной птицы на другую. Но стоило отключить стабилизатор в объективе, как картинка явно «запрыгала».

 

 

 

Цветопередача

 

В процессе тестирования камеры никаких нареканий к работе автоматического баланса белого у меня не возникло.

 

DC-G9 установки: ISO 200, F5.6, 1/2000 с, 50.0 мм экв.

 

При дневном, тёплом вечернем, смешанном искусственном и вечернем городском освещении цвета на снимках выглядят в меру насыщенными и естественными.

 

DC-G9 установки: ISO 200, F4, 1/100 с, 24.0 мм экв.

 

Съёмка при низкой освещённости

 

Для оценки качества изображения, выдаваемого Lumix DC-G9, я также использовал результаты съёмки городского пейзажа в ранних сумерках на разных значениях светочувствительности.

Начну с результата, полученного при значении ISO 200. На снимке нет никакого намёка на цифровой шум, все монотонно окрашенные тона гладкие, мелкая детализация на высоком уровне, цвета переданы точно.

 

DC-G9 установки: ISO 200, F3.2, 1/25 с, 38.0 мм экв.

 

Практически такая же картина наблюдается при ISO 400 и 800. Качества снимков достаточно для печати на больших форматах, вплоть до А2. Конечно, при ISO 800 на небе и других участках (при сильном увеличении) можно отыскать лёгкие признаки неоднородности, но самые мелкие контрастные детали такие же чёткие, как на ISO 200.

 

На ISO 1600 неравномерность средних тонов (небо, лёд, светлые стены) становится более очевидной, но главное, начинают деградировать самые мелкие детали. На ISO 3200 упомянутые однотонные области остаются практически такими же, а вот мелкие детали замыливаются сильнее. При отступе ещё на ступень — до ISO 6400 — заметно дальнейшее повышение неравномерности (рыхлости) тонов и усиление деградации мелких деталей. По характеру всех этих изменений очевидно, что довольно активно работает шумоподавление. Оно эффективно противостоит появлению контрастных артефактов яркостного шума, но зато постепенно приводит к замыливанию картинки.

 

Если при ISO 6400 детализации ещё достаточно для печати фото ночного города на формате А4, то при ISO 12800 даже крупные среднеконтрастные детали (например, светлые колонны) начинают расплываться, а также деградируют цвета. При ISO 25600 «шумодав» уже не справляется с устранением цветного шума, наблюдается размывание теперь и высококонтрастных деталей (оконные проёмы, рамы, перила). Так что при записи в JPG с чувствительностью 12800 единиц снимки годятся только для публикации в интернете или просмотра на ПК после даунсэмплинга (понижения разрешения), скажем, до Full HD. Если же поработать с форматом RAW, то при уменьшении снимков можно получить приемлемую детализацию даже после съёмки с ISO 25600.

 

Конечно, влияние цифрового шума при съёмке на высоких значениях ISO зависит от условий освещения и характера изображения. Например, при съёмке старинной книги в музее даже на ISO 10000 получился очень хороший результат: сохранились почти все мелкие детали гравюр.

 

DC-G9 установки: ISO 10000, F5.6, 1/60 с, 58.0 мм экв.

 

Динамический диапазон 

 

Без какого-либо вмешательства в передачу полутонов и при установках по умолчанию, камера довольно хорошо справляется со съёмкой контрастных сцен, часто передавая практически все тона, от самых светлых, до самых тёмных.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В ИСТОЧНИКЕ