Тестирование Nikon 1 J5. Неделя с экспертом

photo-1

Знакомство с камерой

Nikon 1 J5 позиционируется как любительская камера для тех, кто уже перерос свой смартфон или компакт и стремится к лучшему качеству снимков, не выкладывая при этом десятки и сотни тысяч рублей на дорогую технику. Эта небольшая на вид камера может показаться излишне простой, однако простота, как известно, это залог успеха. Сочетание минималистичного дизайна, мощной начинки и оптимального набора функций в крохотном корпусе — это хороший повод назвать J5 прекрасной фотокамерой для повседневной съёмки и альтернативой бюджетным DSLR-камерам. Имеем ли мы право это сделать? Разберёмся в рамках традиционного большого обзора «Неделя с экспертом».

При первом взгляде на Nikon 1 J5 обращаешь внимание на миниатюрный корпус — камера выглядит настоящей крошкой, особенно в комплекте с китовым объективом 1 Nikkor 10-30mm f/3.5-5.6.

 

 

По сравнению со своим предшественником J4 камера ушла от вида яркого гладкого бруска и стала выглядеть более традиционно для беззеркалки: её корпус разбавлен вставкой под кожу, что придаёт камере стиля и винтажности. Цвета на выбор также предлагаются исключительно классические: серебристо-чёрный, серебристо-белый и полностью чёрный.

 

 

За качество изображения Nikon 1 J5 отвечает 1-дюймовая КМОП-матрица формата CX с разрешением 20,8 мегапикселя. По размерам она в несколько раз превышает матрицы компактных камер, но уступает сенсорам формата Micro Four Thirds, также используемым в системных камерах. Кроп-фактор при съёмке на сменные объективы составляет 2.7 — так, эквивалентные фокусные расстояния китового объектива 1 Nikkor 10-30mm f/3.5-5.6 будут 27–81 мм.

 

 

В настоящее время J5 имеет самое высокое разрешение из всей линейки Nikon 1, позволяя получать снимки в качестве 5568 x 3712 пикселей при формате 3:2. Кроме того, сенсор изготовлен по технологии с обратной засветкой, что является преимуществом для съёмки при недостаточном освещении. Отсутствие у сенсора сглаживающего фильтра также является приятной особенностью, которая позволяет избежать низкой детализации.

Процессор нового поколения Expeed 5A вдохнул в камеру новую жизнь, улучшив изображения, получаемых как при низких, так и высоких значениях ISO — вплоть до 12800. Кроме того, камера обладает впечатляющей скоростью серийной съёмки — 60 кадров в секунду при фиксированном автофокусе. При работе постоянного автофокуса скорострельность падает до 20 кадров в секунду, что, впрочем, не отменяет зависть многих владельцев зеркальных камер, которые о подобных характеристиках могут лишь мечтать.

 

 

Новый процессор расширил и возможности видеосъёмки — теперь Nikon 1 J5 способен записывать видеоролики в формате 4K. Правда, делает он это с частотой всего 15 кадров в секунду, поэтому насколько популярной окажется функция — вопрос. Зато со съёмкой Full HD 60 p проблем точно не возникнет. Камера поддерживает и съёмку тайм-лапсов вплоть до 300 кадров с возможностью установки временных интервалов.

Затвор в Nikon 1 J5 электронный (в отличие от механики в Nikon 1 V3). Однако в контексте героя нашего обзора это скорее преимущество, позволяющее камере сохранить компактные размеры и беспрецедентно быструю скорость работы. Кроме того, электронный затвор не шумит, что позволит вам стать самым тихим репортажным фотографом в мире.

Одним из главных достоинств Nikon 1 J5 является большой 3-дюймовый дисплей на задней панели. Он имеет разрешение 1 037 000 точек и поворотную функцию, чем не мог похвастаться предшественник J4. Дисплей способен поворачиваться на 180 градусов для съёмки селфи (в таком положении режим активизируется автоматически), а также удобно складываться для съёмки с вытянутых вверх рук. Экран поддерживает сенсорное управление, которое оказывается как нельзя кстати для быстрого наведения на фокус и оперативного доступа к параметрам съёмки. Поддержка функции Multitouch позволит увеличить изображение на экране касанием двух пальцев, а также листать снимки без использования кнопок.

 

 

Как и остальные представители линейки Nikon 1, J5 не имеет встроенного видоискателя. Кроме того, противники использования экрана для композиции и фокусировки будут ещё больше разочарованы, узнав, что использование внешнего видоискателя (по аналогии с Nikon 1 V3) невозможно ввиду отсутствия горячего башмака. Хорошо это или нет — однозначно сказать нельзя. Я, например, постоянно использую видоискатель при съёмке, однако его отсутствие у Nikon 1 J5 не вызывало у меня каких-либо проблем в течение всего теста.

Как и многие современные фотоаппараты, Nikon 1 J5 поддерживает технологию NFC для мгновенного сопряжения камеры с мобильным устройством. Снимки также можно передавать по Wi-Fi, используя специальное приложение Wireless Mobile Utility, а также прибегать к помощи этой утилиты для удалённого управления камерой.

 

Эргономика и удобство управления

 

Редизайн корпуса Nikon 1 J5 пошёл на пользу не только его внешнему виду. На передней панели появилась небольшая выемка под пальцы, благодаря чему камера стала более ухватистой в отличие от своей идеально гладкой предшественницы.

 

 

На задней панели нашлось место и под большой палец руки. Однако, принимая во внимание небольшие размеры камеры, особых удобств этот упор не добавляет.

 

 

Корпус камеры очень лёгкий, и даже несмотря на дополнительные 30 грамм по сравнению с Nikon 1 J4, она остаётся одной из самых лёгких в своём классе. При съёмке с габаритными объективами 1 Nikkor (например, 10-100 mm f/4.5-5.6 VR) такая крошка смотрится довольно забавно — представьте себе птичку колибри, у которой вместо клюва хобот слона. В этом случае компактные размеры камеры заставляют фотографа приспосабливаться и держать камеру преимущественно за объектив. В таких случаях я снимал “от живота”, наклонив сенсорный дисплей на себя и указывая на нем очередную точку фокусировки. Скорость срабатывания автофокуса – мгновенная, спуск затвора происходит также без задержек. Это отличный вариант использования камеры для не привлекающего внимание стрит-фото. Тем не менее, во время теста мне было гораздо приятнее и проще снимать с более лёгкими и компактными линзами.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 800, F1.2, 1/800 с, 86.0 мм экв.

 

Включение камеры осуществляется двумя способами. Первый и основной — с помощью клавиши-качельки, обрамляющей кнопку спуска затвора.

 

 

Второй — с помощью кнопки, которой сейчас оснащаются все зум-объективы Nikon. При нажатии на неё и одновременном повороте кольца зума вы не только разблокируете его, но и активизируете саму камеру. Аналогичным образом происходит и её выключение.

 

 

Функция эта, на мой взгляд, специфическая: если впопыхах вы забудете про кнопку на объективе и активизируете камеру рычажком, то она в любом случае предложит вам отжать вторую кнопку для разблокировки кольца зума. А это драгоценные секунды и упущенные моменты.

Ещё одна особенность камеры во время теста довела меня практически до отчаяния. Дело в том, что рычажок включения камеры имеет значительное сходство с классическим рычажком зуммирования у компактов, суперзумов и других подобных камер. И при работе с зум-объективами я иногда рефлекторно двигал рычажок в надежде изменить фокусное расстояние, выключая таким образом камеру. Особенные сложности доставил уже отмеченный мной объектив Nikon 1 10-100 mm f/4.5-5.6 VR PD-Zoom Nikkor с не очень удачной, на мой взгляд, системой зуммирования посредством клавиши на корпусе. В ходе работы именно с этой линзой мой рефлекс нажатия на злополучный рычажок достиг своего апогея, в результате чего некоторые фотографии так и не были сняты. Это не значит, что подобное техническое решение не имеет права на существование — в конце концов, подобные объективы создаются для видеосъемки, где плавный моторизированный зум дает красивое приближение объекта в кадре, однако к подобной эргономике в фото придётся привыкать. Также у Nikon есть классически работающий зум-объектив с точно такими же фокусными расстояниями, который в силу отсутствия мотора и иной оптической схемы значительно меньше и легче своего моторного коллеги.

Из приятных нововведений в Nikon 1 J5 — кнопка Fn (Function), притаившаяся на передней панели возле байонета.

 

 

Для улучшения эргономики такую полезную клавишу было бы здорово разместить на верхней или задней панели камеры — например, вместо кнопки Wi-Fi. Однако инженеры Nikon не ищут лёгких путей, поэтому придётся запоминать, что при съёмке под средним пальцем правой руки у вас будет находиться полезная кнопка, функцию которой можно задать в меню. Для своего теста я настроил её на изменение параметра ISO, что сделало дальнейшие съёмки очень комфортными.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR VR 6.7-13mm f/3.5-5.6 установки: ISO 200, F4.8, 1/100 с, 27.0 мм экв.

 

Органы управления камерой предельно лаконичны. Селектор режимов съёмки стал более выпуклым, вокруг кнопки видеосъёмки появилось функциональное колесо, отвечающее, в частности, за установку выдержки.

 

 

Диск режимов съёмки теперь не ограничен пятью настройками, как у Nikon 1 J4, а предлагает пользователю десять вариантов на выбор. Наконец-то появились традиционные режимы, включающие полуавтоматические (приоритет выдержки и диафрагмы), а также режим полностью ручного управления, с помощью которого можно расширить возможности съёмки. Учитывая высокие скоростные качества камеры, появление на селекторе режима Спорт вполне логично — достаточно выставить его в настройках, чтобы начать съёмку объектов в движении.

Крепление объективов к байонету осуществляется просто — стоит лишь совместить серебристую отметку с белой точкой на байонете и повернуть против часовой стрелки до щелчка. Камера позволяет использовать не только системные объективы, но и классические линзы Nikkor с помощью специального переходника FT1. Однако не забывайте учитывать кроп-фактор камеры: к примеру, стандартный «полтинник» при съёмке на малыша Nikon 1 J5 превращается уже в средний телевик с фокусным расстоянием в 136 мм.

 

 

Меню камеры под стать её экстерьеру — предельно лаконичное. Оно включает в себя четыре пункта: управление режимом съёмки, режимом просмотра, общие настройки и опции Wi-Fi. Пункты меню управления съёмкой меняются в зависимости от выставленного на селекторе режима — например, в автоматическом режиме набор настроек минимален, поскольку камера делает всю работу за вас. Однако стоит выставить режим полуавтоматики или ручного управления, как у вас появляется россыпь параметров для редактирования. Отличный набор для такой крохи!

 

 

Второй вариант доступа к параметрам съёмки — через кнопку F четырёхпозиционного селектора на задней панели съёмки. Это своего рода быстрое меню, при активизации которого на экране появляется всплывающее окно с активными для редактирования настройками. Например, с помощью этого меню в режиме приоритета диафрагмы вы можете изменить не только значение f и ISO, но и отредактировать баланс белого, выбрать экспозамер, режим и зону фокусировки, а также воспользоваться функцией Picture Control для управления цветами снимка. Очень удобно!

 

 

С помощью меню экрана также можно управлять некоторыми параметрами съёмки (ISO, диафрагма или выдержка), но основное преимущество сенсорного дисплея заключается в выборе точки фокусировки одним касанием пальца. Эта функция станет особенно практичной при съёмке со штатива или из положения, в котором вам неудобно нажимать на кнопку затвора.

 

Съёмка в автоматическом и полуавтоматическом режимах

 

Заряженный аккумулятор занимает своё почётное место в специальном отсеке. Там же находится и слот для карты памяти формата microSD. К слову, такой формат карточек типичен скорее для смартфонов или планшетов, но не для фотокамер, использующих стандартные SD-карты. Если бы не наличие у меня запасных карт памяти для GoPro, пришлось бы бежать в магазин за дополнительной обновкой.

Несмотря на быстрый процессор, включение Nikon 1 J5 мгновенным не назовёшь. Нажатие рычажка включения обдумывается камерой некоторые доли секунд, но за это время понимаешь, что камеры с более быстрым включением существуют, и они уже побывали у нас на тестах.

 

 

Своё знакомство с камерой я начинаю в Ботаническом саду МГУ (он же Аптекарский огород) в Москве. Место с разнообразной цветущей флорой идеально подходит для проверки качества изображения, цветопередачи, точности автофокуса и знакомства с объективами 1 Nikkor. Помимо китового зума Nikon 1 10-30mm f/3.5-5.6 VR Nikkor место в моём рюкзаке дополнительно занял любопытный фикс Nikon 1 32 mm f/1.2 Nikkor, который я планирую использовать для создания объёмных фотографий с малой глубиной резкости.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 200, F2, 1/250 с, 86.0 мм экв.

 

В автоматическом режиме система экспозамера камеры показывает себя на очень хорошем уровне, хотя местами и бывают небольшие люфты, которые без труда исправляются экспокоррекцией.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 200, F4, 1/250 с, 86.0 мм экв.

 

Проблему недостаточной или чрезмерной экспозиции камера способна решать даже в полностью автоматическом режиме с помощью собственного меню «Управление изображением в реальном времени», в котором можно найти функцию управления яркостью. Кроме того, любопытный пользователь найдёт здесь фирменную фишку от Nikon под названием Активный D-Lighting, расширяющую границы динамического диапазона для лучшей проработки теней и борьбы с пересветами. Любителям креатива предложена «Творческая палитра», представляющая из себя круг, каждый сегмент которого влияет на насыщенность цветов изображения, делая их то практически кислотными, то монохромными.

 

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 200, F2.5, 1/800 с, 86.0 мм экв.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 200, F2.8, 1/500 с, 86.0 мм экв.

Насыщенные цвета изображения при съёмке в автоматическом режиме с функцией. Творческая палитра

 

Фокусировка на объекте при дневном свете осуществляется очень быстро благодаря гибридной системе автофокуса. При ухудшении условий освещения автоматике может понадобиться чуть больше времени для фокусировки, но на точности это не сказывается, а дополнительную помощь оказывает встроенная лампа подсветки автофокуса. Особенно актуальна быстрая и точная работа автофокуса при съёмке на малой глубине резкости, но тут всё в порядке — с фиксом Nikon 1 32 mm f/1.2 Nikkor на максимально открытой диафрагме промахов у меня практически не было.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 800, F1.2, 1/800 с, 86.0 мм экв.

 

То, что в предыдущей модели Nikon 1 J4 традиционные PASM-режимы были спрятаны в экранном меню, а не вынесены на диск режимов, доставляло значительные неудобства. Теперь камера стала гораздо ближе к творчеству и предоставляет вам возможность быстрого доступа к ручному и полуавтоматическим режимам. Я очень уважительно отношусь к автоматике современных камер, но всё же предпочитаю работать в режиме приоритета диафрагмы, чтобы больше контролировать процесс съёмки.

При откидывании экрана на 180 градусов Nikon 1 J5 активизирует селфи-режим, без которого, пожалуй, сейчас не обходится ни одна камера. В режиме доступно несколько настроек, включая экспокоррекцию, включение и выключение определения лица в кадре и функцию отложенного спуска затвора.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR VR 6.7-13mm f/3.5-5.6 установки: ISO 200, F5.6, 1/125 с, 35.0 мм экв.

 

Учитывая широкую вариативность меню, вынесенная на экран его небольшая часть может показаться лишней. Однако в ходе теста я нередко прибегал к настройкам посредством экрана — например, при съемке сложных ракурсов, где актуальной становится еще и функция поворота дисплея. Кроме того, экран очень отзывчив — при выставленной соответствующей настройке вам достаточно лишь коснуться на любой точки изображения для быстрой фокусировки и мгновенного снимка. Смутить тут может разве что яркое солнце, при котором экран не застрахован от засвета, а изображение покажется блеклым.

Снимки на экране камеры смотрятся фантастически красиво. Но гораздо интереснее то, соответствуют ли красивые картинки на дисплее изображениям на экране компьютера. Во время теста я специально веду съёмку в формате RAW + JPEG, чтобы вы могли самостоятельно скачать и оценить полноразмерные версии снимков. При их изучении на компьютере обращает на себя внимание высокий для компактной камеры уровень детализации изображения, который достигается благодаря увеличенному размеру и разрешению матрицы, а также отсутствию сглаживающего фильтра. Программные JPEG’и смотрятся отлично. При грамотной работе с экспозицией, а также встроенными фильтрами и режимом Picture Control вам не нужно будет дополнительно редактировать фотографии. При их сравнении с NEF-файлами обращает на себя внимание работа камеры по устранению шумов. Рассматривая NEF-файл, снятый даже с небольшим ISO 400, можно обнаружить лёгкое зерно, которая камера деликатно убирает в JPEG’е, немного смягчая при этом картинку. В меню камеры есть функция шумоподавления на высоких ISO. Если она сильно мешает вам при работе, её лучше отключить, но я бы посоветовал не делать этого ввиду положительного эффекта от работы шумодава.

 

100% кроп из RAW, снятого при ISO 400. Заметен небольшой шум.

 

Полное изображение в JPEG со сглаженным шумом. 

Картинка при этом не теряет в цветах, контрасте и деталях.

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 400, F4, 1/160 с, 86.0 мм экв.

 

RAW-файлы у Nikon 1 J5 12-битные, однако это не станет помехой для тех, кто предпочитает скрупулёзно работать со снимком. Вот пример двух снимков красивого заката. Оба сняты в JPEG, только в первом случае в режиме приоритета диафрагмы без дополнительных настроек, а во втором — с применением фильтра Pop из коллекции режима Творческий снимок.

 

 

Поскольку Nikon придерживается компактной составляющей в своей линейке Nikon 1, первые впечатления от работы с камерой такие, какие и должны быть у любителя. Вам будет казаться, что вы держите в руках качественный компакт (а это, в принципе, так и есть) из серии «навёл и снял». Отличие крохи J5 от своих собратьев из класса пониже в том, что и фокусируется, и снимает он на несколько порядков лучше. После нескольких десятков сделанных кадров в режиме автомата у вас наверняка появится приятное чувство если не эйфории, то глубокого удовлетворения, которое в дальнейшем сподвигнет на творческие эксперименты — к ним эта камера полностью готова.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 200, F1.2, 1/1250 с, 86.0 мм экв.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 200, F1.2, 1/1600 с, 86.0 мм экв.

 

Моя эйфория, к сожалению, закончилась чуть больше чем через пару часов активной съёмки — аккумулятор заявил, что он окончательно и бесповоротно разряжен. Наверное, это была единственная ложка дёгтя первого съёмочного дня. Согласно техническим характеристикам, ресурс батареи рассчитан приблизительно на 250 кадров, но я так увлёкся съёмкой, что не заметил, как достиг лимита. Поэтому для активной фотопрогулки или путешествия с этой камерой желательно приобрести дополнительный аккумулятор для подстраховки.

 

Автофокус и серийная съёмка

 

Быстрая и корректная работа автофокуса — залог успеха любой камеры, особенно если она обладает такими скоростными характеристиками, как у Nikon 1 J5. В камере реализована гибридная система автофокуса. При использовании режима одноточечной фокусировки вам будет доступна аж 171 зона фокусировки, из которых 105 центральных поддерживает определение фазы, а остальные — определение контраста. При автоматическом режиме выбора зоны автофокуса доступное их число составляет лишь 41. Для дополнительной помощи при съёмке в сложных условиях освещения в камере есть лампа подсветки автофокуса.

Автофокусировка в камере осуществляется по уже стандартной схеме притапливания кнопки спуска затвора, которая, к слову, очень чувствительна — можно и не заметить, как кадр уже снимется. Nikon 1 J5 поддерживает четыре режима автофокуса: постоянный, покадровый, непрерывный и ручной. Меня в особенности интересовала непрерывная фокусировка, поскольку далеко не все современные камеры идеально справляются со съёмкой движущихся объектов. Однако Nikon 1 J5 не зря козыряет своими скоростными характеристиками. В качестве движущегося объекта я решил выбрать свою собаку, которая слегка пересидела дома, пока я писал статью. Количество скопившейся у неё энергии как нельзя кстати подошло для теста режима Спорт. В этом режиме камера снимает серии снимков в следящем режиме автофокуса, чтобы обеспечить идеальную резкость главного объекта в кадре. Моё недоверие растворилось довольно быстро, после того как малышка J5 начала стрекотать, будто швейная машинка, и в доли секунды выдала мне серию снимков с бегущим бульдогом. На каждом из кадров собака была в фокусе, хотя бежала она как в последний раз.

 

Следящий автофокус будет полезен не только при съёмке серий, но и в случае работы с любыми подвижными объектами в кадре. Попробуйте-ка снять портрет ребёнка или животного! Они так и норовят повертеться перед объективом.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 200, F1.2, 1/1000 с, 86.0 мм экв.

 

А чуть ниже вы увидите примеры концертных фотографий, где следящая автофокусировка оказалась полезной при съёмке динамичных музыкантов.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR VR 6.7-13mm f/3.5-5.6 установки: ISO 400, F4.5, 1/160 с, 25.0 мм экв.

 

Серийная съёмка у Nikon 1 J5 может достигать сумасшедшей скорости в 60 кадров в секунду, которая падает до 20 при съёмке с постоянной фокусировкой. Однако даже такой показатель оставляет позади все зеркальные камеры. К сожалению, за время тестирования серийной съёмки у Nikon 1 J5 обнаружилась одна досадная особенность: после того как сделана серия из 20 кадров, камера берёт «отпуск» на отгрузку готовых изображений из буфера в карту памяти. Происходит это не так быстро, особенно если вести съёмку в формате RAW+JPEG. Если вы нетерпеливы и любите быструю работу, то найдёте этот факт раздражающим. Тем не менее советую всё-таки сделать скидку на то, что J5 является любительской камерой, а не инструментом профессионального репортажника, поэтому даже серии из 20 кадров будет достаточно для съёмки лучших моментов. Как, например, этих фотографий салюта, которые я сделал с рук.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR VR 10-30mm f/3.5-5.6 PD-ZOOM установки: ISO 1600, F3.5, 1/60 с, 27.0 мм экв.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR VR 10-30mm f/3.5-5.6 PD-ZOOM установки: ISO 1600, F3.5, 1/60 с, 27.0 мм экв.

 

Автофокус камеры прекрасно работает в светлое время суток, но может начать немного смущаться при недостаточном освещении. В комплекте со светосильной оптикой Nikon 1 J5 не подведёт, даже если освещение в кадре минимально — во время теста мне удавалось делать на него снимки чуть ли не в полной темноте, и при этом автофокус храбро выполнял свою работу в сложных для него условиях.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR VR 10-30mm f/3.5-5.6 PD-ZOOM установки: ISO 800, F3.5, 1/8 с, 27.0 мм экв.

 

При съёмке на открытых диафрагмах фокус работает очень точно, акцентируясь именно на том объекте, который был выбран при композиции.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 800, F1.2, 1/1000 с, 86.0 мм экв.

 

Съёмка при недостаточном освещении

 

Красивые фотографии, снятые при дневном освещении, уже могут сложить у покупателя позитивное мнение о камере. Но по-настоящему она раскрывает свои возможности только в условиях недостаточного освещения. Увеличенный датчик изображения Nikon 1 J5, изготовленный по технологии с обратной засветкой, по заверениям разработчиков должен решить проблему чрезмерных шумов на высоких ISO, а диапазон чувствительности матрицы расширен за счёт новейшего процессора Expeed 5A. Я постарался разобраться, насколько хорошо снимает камера в сложных условиях, и способна ли она выдавать приемлемый результат при отсутствии светосильной оптики.

Несмотря на то что камера позиционируется как любительская, в течение теста я заставлял её проделывать профессиональную работу, используя как полноценную «рабочую лошадку». Сначала Nikon 1 J5 побывала со мной в студии на съёмке модельных тестов. Не слишком яркий свет пилотных ламп не смутил камеру. Удивительно, как эта крошка рвётся в бой, храбро фокусируясь при тусклом освещении. При использовании автоматического автофокуса по зонам у меня местами наблюдались проблемы с точностью, поэтому я использовал точечную фокусировку с касанием по экрану и для подстраховки включил функцию определения лица в кадре. Да, к сожалению, не обошлось без высоких ISO, в условиях которых встроенный шумодав сильно снижает детализацию, но, как я уже говорил, эту функцию вы можете отключить в меню. Для придания фотографиям стиля я использовал один из самых лучших фильтров Nikon 1 J5 под названием «Контрастный монохром» из режима Творческий снимок. Подробнее о фильтрах мы поговорим в следующей части нашей статьи, а пока вы можете оценить результат студийной работы. Весьма достойно для такой маленькой камеры, не правда ли?

Фильтр Контрастный монохром:

 

Моя следующая работа предполагала съёмку концерта в одном из московских клубов, поэтому я прихватил с собой малыша Nikon 1 J5 для его проверки в репортажных условиях. Со светом софитов мне повезло — он был очень яркий, поэтому я без труда мог вести съёмку даже на широкоугольный зум-объектив 1 Nikkor 6.7-13mm f/3.5-5.6. Несмотря на малую светосилу, этот объектив имеет систему подавления вибраций (VR), которая помогла мне снимать двигающихся музыкантов с рук на относительно длинных выдержках. Это очень кстати, поскольку сама камера внутренней системы стабилизации изображения не имеет.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR VR 6.7-13mm f/3.5-5.6 установки: ISO 1600, F3.5, 1/20 с, 18.0 мм экв.

 

Можно ли обойтись без сильных шумов при ночных съёмках? Конечно. Но в таком случае лучше всего воспользоваться надёжным упором или штативом, позволяющим вести съёмку на длинных выдержках.

 

Cъёмка со штатива

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR VR 10-30mm f/3.5-5.6 PD-ZOOM установки: ISO 200, F9, 5 с, 81.0 мм экв.

 

Творческие режимы

 

В Nikon 1 J5 кладезь интересных возможностей для креатива находится в режиме Творческий снимок, который легко выбирается поворотом диска на верхней панели камеры. Режим включает в себя 19 различных фильтров, спецэффектов и предустановок, созданных для того, чтобы ваши снимки в буквальном смысле слова заиграли новыми красками. Менять фильтры при съёмке можно как с помощью основного меню камеры, так и с помощью меню быстрого доступа, за которое отвечает кнопка F на задней панели. Во всех этих предустановках есть только один минус — снимки с ними сохраняются исключительно в JPEG.

Являясь большим поклонником чёрно-белой фотографии, я сразу обратил внимание на эффект Контрастный монохром. На мой взгляд, это одно из самых удачных творческих решений для Nikon 1 J5, способное превратить её в полноценный инструмент для стрит- и жанровой фотографии. Мрачноватые, контрастные изображения с густыми тенями вряд ли оставят вас равнодушными и создадут новое настроение в снимках.

 

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 800, F1.2, 1/200 с, 86.0 мм экв.

 

Ещё одним интересным фильтром, на мой взгляд, является Ретро. Он добавляет в кадр «олдскульной» желтизны, характерной для старой плёночной фотографии.

 

Пример снимка с эффектом Ретро

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 220, F2, 1/500 с, 86.0 мм экв.

 

Фильтр Ностальгическая сепия несколько отличается от имитации сепии, которую мы привыкли видеть в компактах. Здесь камера не только изменяет оттенки фотографии, но и примешивает к ним эффект монокля, благодаря чему у вас получается дополнительный вариант снимка в стиле ретро.

 

Режим Ностальгическая сепия

NIKON 1 J5 / 1 NIKKOR 32mm f/1.2 установки: ISO 320, F2, 1/500 с, 86.0 мм экв.

 

Неплохо показывает себя и фильтр HDR. Это ещё один способ расширить динамический диапазон камеры (первый способ — это функция Активный D-Lighting) для создания характерных снимков.

Среди других спецэффектов режима Творческий снимок вы также можете использовать склейку панорам, эффект «рыбьего глаза», эффект миниатюры, кросс-процесс и другие. Здесь же можно найти специальные пресеты для съёмки различных сцен — портрета, пейзажа, макро, ночного портрета или ночного пейзажа.

 

Те, кто хочет снять свою идеальную фотографию, смогут найти интересные фишки Nikon 1 J5 не только в режиме Творческий снимок. Камера предлагает также дополнительную функцию Picture control, с помощью которой вы можете использовать один из цветовых пресетов в различных ситуациях: стандартный, нейтраль<