Panasonic Lumix S1R

photo-1

Одна из последних новинок* в семействе беззеркальных фотокамер, это Panasonic Lumix S1R. Казалось бы, что удивлять уже нечем, но…

Для тех, кто не хочет читать большую статью, а сразу хочет понять что за камера

*информация актуальна на июль 2019г.

ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕР!!!

ОЧЕНЬ НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫГЛЯДЕЛО КАК РЕКЛАМА!!!

На мой взгляд, это один из лучших (если не самый лучший) полнокадровый фотоаппарат, с которым мне приходилось работать. И удобство, и качество снимков очень впечатлили!!!

…давайте разберёмся подробнее.

 

 

Первое на что обращаешь внимание, это габариты камеры. На сегодняшний день аппарат самый большой в своём классе, как по размеру, так и по весу. Если быть точнее, то это 149 × 110 × 97 мм при весе 1020 граммов с аккумулятором. Вес частично обусловлен прекрасной пыле-/влаго-защитой корпуса из магниевого сплава. О компактности говорить не приходится, но если быть объективным, то все современные беззеркальные полнокадровые системы (которым и является Panasonic Lumix S1R), с учётом качественной оптики, не сильно далеко ушли в размерах от привычных полнокадровых зеркалок. Да и стабилизировать в руках тяжёлую тушку, по моему опыту, гораздо проще. Также без этого размера не было бы столь удобной и продвинутой эргономики! На корпусе аппарата есть всё, что может пожелать пользователь!=)

 

 

Как видите, запас органов управления очень большой и удобный. В целом, можно не отрываясь от видоискателя менять практически любые настройки съёмки. Отдельно хочу отметить единственный в своём роде (по конструкции) поворотный и наклонный экран.

 

 

В руке камера лежит уверенно, хват большой и удобный. Весь конструктив аппарата внушает доверие своей прочностью.

 

 

Поскольку камера беззеркальная, то видоискатель у неё электронный, выполненный по технологии OLED. Причём с самым большим разрешением в своём классе- 5.76 мегапикселя. Информация, отображающаяся при съёмке, как и положено настраивается на любой вкус и цвет=)

 

 

Теперь я расскажу вам об основных характеристиках аппарата. Итак, это новейший полнокадровый сенсор (24×36 мм), подвешенный на пятиосевом стабилизаторе, имеющий разрешение 47.3 мегапикселя (расширяется до 187 мегапикселей) с диапазоном чувствительности ISO 50-51 200 и возможностью съёмки до 9 кадров в секунду.

 

До/после обработки RAW. Panasonic S1R + LUMIX S 24-105/F4. Параметры: 1/250s, f/8, ISO 100.

© Павел Молчанов

 

До/после обработки RAW. Panasonic S1R + LUMIX S 24-105/F4. Параметры: 1/200s, f/7.1, ISO 100.

© Павел Молчанов

 

 

До/после обработки RAW. Panasonic S1R + LUMIX S 24-105/F4. Параметры: 1/200s, f/7.1, ISO 100.

© Павел Молчанов

 

До/после обработки RAW. Panasonic S1R + LUMIX S 24-105/F4. Параметры: 1/200s, f/9, ISO 100.

© Павел Молчанов

 

 

Как видите, камера обладает отличным динамическим диапазоном, который позволяет буквально творить чудеса в постобработке RAW снимков. Цветопередача невероятно натуральная не только в светлых, но и в тёмных участках изображения. Про обработку в RAW я написал неслучайно, так как рассматриваю эту камеру как прекраснейший инструмент профессионального сегмента, который от последующей конвертации и обработки неотделим.  Да и, честно говоря, получаешь большое удовольствие от проявки снимков в редакторе. Однако, не могу не упомянуть об очень тонкой дополнительной настройке профилей JPEG, доступной через отдельное быстрое меню. В нём можно настроить не только уровень общего контраста снимка и «расширить динамический диапазон», но и отдельно указать на сколько вы хотите отдельно затемнить/высветлить тёмные/светлые участки изображения. Вот пример ручной настройки расширения динамического диапазона.

 

 

Функционал тонкой настройки не ограничивается контрастом и регулировкой восстановления светов/теней, есть и работа с цветом, профилем камеры, резкостью и прочим.

Нельзя не упомянуть о возможности камеры снимать с разрешением 187 мегапикселей. Осуществляется это путём съёмки панорамы за счёт сдвига матрицы (9 кадров). Важно, что снимок сохраняется одним кадром, причём как в JPG, так и в RAW. Последнее очень важно при желании обработать снимок по своему вкусу позже. Эту возможность обязательно оценят профессиональные пейзажные, архитектурные, интерьерные и предметные фотографы. Стоит понимать, что для подобной съёмки вам обязательно потребуется штатив.

 

 

Panasonic S1R + LUMIX S 24-105/F4. Параметры: 1/200s, f/13, ISO 100. Скачать оригинал. 

© Павел Молчанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь, внимание!!! Все они сняты с рук!!! А в каком шоке был я…

 

О возможностях RAW Panasonic S1R

 

 

Все предыдущие сюжеты были статичными. А как же обстоят дела со съёмкой портретов? На этот вопрос мне также есть что сказать. Первое, что важно при съёмке портретов, это работа автофокуса. К ней у меня особых замечаний не возникло, да, порой ошибается, а кто не ошибается? Практически все съёмки были проведены на полностью открытой диафрагме и процент брака был очень невелик (с учётом очень тусклого освещения в студийных сценах). И это с установленным следящим автофокусом по лицу.

 

 

Стоит отметить, что программное обеспечение камеры позволяет легко переключаться не только с одного лица на другое, но и выбирать, какой глаз должен быть резким (переключение осуществляется джойстиком под большим пальцем, по умолчанию, камера фокусируется на ближайший глаз). Также автофокус легко переключается нажатием на джойстик со следящего по всему кадру на зонный. Относительно оттенков кожи, камера показала себя с очень хорошей стороны — и в светах, и в тенях всё выглядит очень натурально.

 

 

Что касается работы на высоких ISO, то тут я очень хотел увидеть нечто такое же удивительное, но нет, всё оказалось довольно стандартно. Умеренный уровень шума для меня остановился в диапазоне ISO 6400-12800. Тут уже становится очевидна потеря качества цвета и более слабая проработка мелких деталей. Однако, при съёмке чёрно-белой картинки, это помехой назвать сложно, зерно придаёт снимку дополнительный шарм. Да, ни в одном из представленных снимков не применялся шумодав, вообще. Для снимка около 50 мегапикселей такой результат — это хорошо. Ведь в конце концов, это камера не про съёмки в темноте движущихся объектов.

 

 

В контексте того, что камера и её байонет L являются абсолютной новинкой, то нельзя не упомянуть о новых объективах этой системы. На момент написания статьи, это 3 линзы, покрывающие все необходимые фокусные расстояния от 24 мм до 200 мм. Итак, это Panasonic Lumix S PRO 24-105mm f4 O.I.S. , Panasonic Lumix S PRO 70-200mm f4 O.I.S. и Panasonic Lumix S PRO 50mm f1.4. А теперь отдельно о каждом из них.

 

 

Panasonic Lumix S PRO 24-105mm f4 O.I.S — это стандартный (китовый) объектив со встроенным стабилизатором и функцией макросъёмки (возможность фокусироваться от 30 см). Внутреннее устройство линзы это 16 элементов в 13 группах (в числе которых 2 асферический ED линзы, 2 простые асферические линзы, 1 линза UED и 2 ED линзы) и 9-лепестковая круговая диафрагма, всё это упаковано в пыле/влаго защитный корпус. При этом объектив обладает весом 680 грамм, длиной корпуса 118 мм (при фокусном расстоянии 24 мм), резьба под фильтр достаточно большая — 77 мм. На корпусе объектива расположены переключатели ручной и автофокусировки, включения и выключения оптического стабилизатора и блокировка кольца зумирования. Сборка и и эргономика линзы отличные, все материалы качественные, без люфтов. В процессе зумирования объектив изменяет свою длину. Что касается качества снимков, то к нему никаких претензий нет, резкость, контраст и скорость автофокуса хороши настолько, что их работы не замечаешь. Касается это всего диапазона фокусных расстояний. Однако, при съёмке в сверхвысоком разрешении, разрешающей способности линзы немного не хватает (особенно когда знаком с резкостью их Panasonic Lumix S PRO 50mm f1.4.). Встроенный стабилизатор работает прекрасно, и, в паре с пяти ступенчатым стабилизатором камеры, позволяет делать снимки на фокусных расстояниях до 50 мм с рук вплоть до 3,2 секундной выдержке (результат, который я смог получить сам).

Panasonic Lumix S PRO 70-200mm f4 O.I.S. является портретным объективом с приемлемой для таких фокусных расстояний диафрагмой f4 и встроенным оптическим стабилизатором изображения. Его конструктив состоит из 23 элементов в 17 группах (среди которых 1 асферический элемент, 1 UED, 3 ED и 1 UHR линзы), диафрагма состоит из 9 лепестков, резьба под фильтр, так же, как и у стандартного Panasonic Lumix S PRO 24-105mm f4 O.I.S 77 мм (что очень удобно при использовании фильтров). Ближайшая дистанция фокусировки составляет 92 сантиметра, чего более чем достаточно не только для съёмки портретов, но и для умеренного макро и предметной фотографии. Длина объектива без бленды составляет 179 мм, а весит он 985 грамм. Корпус также имеет пыле-/влагозащиту, и, стандартную для подобного класса линз, штативную лапку. На объективе предусмотрен только один переключатель — включения/выключения стабилизации, подобное ограничение не совсем понятно. При фокусировке и зуммировании никакие из внешних элементов не курятся/выдвигаются. Конструктив отличный, все кольца вращаются плавно и относительно туго, без люфтов. Качество изображения также не вызывает нареканий, и резкость, и контрастность прекрасно себя показывают на 47.3 мегапиксельном сенсоре, скорость и точность фокусировки, также не заставляет обращать на себя внимание. Виньетирование на открытой диафрагме очень слабо заметно на любых фокусных расстояниях. Встроенный стабилизатор работает прекрасно, снимки на 200 мм при выдержке 1/15 секунды получились без смазов (скорее всего, можно было работать и с ещё более длинной выдержкой).

 

 

Объектив Panasonic Lumix S PRO 50mm f1.4 состоит из 13 элементов в 11 группах (среди которых 2 асферические линзы и 3 ED элемента) и 11-лепестковой круговой диафрагмы. Минимальное значение диафрагмы f16, что, на мой взгляд, кажется недостаточным. Диаметр фильтра 77 мм, так же как и в остальных объективах системы. Линза обладает внушительными размерами, это 130 мм длинны при весе 955 грамм! Конструктив пыле-/влагозащищённого корпуса состоит только из ручного кольца диафрагмы (с возможностью установки автоматического значения), никакого люфта нет. Этот объектив меня очень приятно удивил своим качеством снимков. Резкость просто потрясающая (возможности объектива раскрываются на 187 мегапиксельных снимках)! Скорость и точность фокусировки, с учётом полностью открытой диафрагмы, и порой сложных условий освещения, не вызывает нареканий (конечно, говорить о 100% результате невозможно). Хроматических аберраций мной замечено не было, хотя контрастных границ в сюжетах хватало. Геометрия объектива даже позволяет снимать крупные планы в портрете!

 

 

Важно отметить, что все портретные съёмки проходили в режиме следящего автофокуса по лицу модели с областью по всему кадру.

Подводя итоги, хочу выделить следующие важные моменты.

 

 

Положительные стороны:

   - Эргономика и возможность очень тонкой настройки под себя всех функций
   - Сборка и конструктив
   - Реализация поворотного экрана
   - Подсветка кнопок
   - Возможность блокировать отдельных кнопок тумблером Lock
   - Верхний внешний монохромный экран с настройками
   - Качество снимков RAW и отдельно JPG
   - Возможность тонкой настройки динамического диапазона для JPG снимков
   - Цветопередача
   - Просто невероятный стабилизатор
   - Очень податливый RAW формат
   - Возможность съёмки 187 мегапикселей (в том числе и в RAW)
   - Скорость и точность фокусировки в условиях недостаточного освещения
   - В целом очень умная и шустрая программная часть
   - Большой электронный видоискатель
   - Синхронизация со студийными приборами на 1/320 секунды (а при наличии ISO 50 это даёт огромный плюс при съёмке на улице)
   - При подключении синхронизатора к горячему башмаку камера автоматически выключает симуляцию экспозиции снимка, что невероятно удобно в студийной съёмке (по желанию можно отключить)
   - Очень ёмкий аккумулятор (на одной из съёмок осталось порядка 1/3 заряда после более 800 снимков в RAW + JPG)
   - Возможность зарядки и одновременной работы не только от ноутбука/компьютера, но и от power bank
   - Поддержка как SD карт, так и более быстрых XQD

 

Отрицательные стороны:

   - Непривычное меню
   - Сложности при подключении к компьютеру для съёмки на экран (на момент написания статьи)
   - Хотелось бы увеличить качество снимков на высоких ISO
   - Не хватает wafeform scopes вместо стандартной гистограммы (хотя этого до сих пор нет ни у одного другого производителя)
   - Малый парк оптики (на момент написания статьи это 50 мм 1.4, 24-105 мм 4.0, 70-200 мм 4.0)
   - Очень хотелось бы добавить во все бленды окошко для вращения поляризационных или переменных ND фильтров.

 

Выводы

 

Всё очень просто, эта камера прекрасный инструмент профессионального фотографа. Конкурентом, на мой взгляд, станут только среднеформатные системы, но это уже другая вселенная со своим ценником. Что касается любителей и энтузиастов, то абсолютно все их задачи камера выполнит на отлично!

P.S. Ещё раз хочу отметить, что это не рекламная статья, а целиком и полностью моё честное мнение об этой камере. Если сомневаетесь — пишите мне напрямую со своими вопросами и комментариями=)