0
0 Й
0 Й

Войти / Регистрация

Войти в личный кабинет

Я не помню пароль

зарегистрироваться

Или авторизуйтесь через социальные сети

Регистрация

войти
каталог товаров

    Сравнительный тест объективов Sony SEL85F14GM, SEL85F18 и SEL100F28GM

    Этот тест продолжает цикл публикаций, в которых мы сравниваем топовую линейку оптики G Master с более «простыми» моделями. Сегодня речь пойдёт о портретниках. Мы взяли два 85-мм объектива с трёхкратной разницей в цене и всего на треть ступени различающейся светосилой: SEL85F14GM и SEL85F18. Посмотрим, в чём будут заключаться различия в качестве изображения? Компанию этим подопытным составит самый доступный и самый необычный объектив серии G Master — SEL100F28GM, выполненный по технологии STF (Smooth Trans Focus).

    Объектив Sony FE 85 mm f/1.4 GM (SEL-85F14GM) является первым по хронологии появления 85-мм портретником Sony с байонетом E, а также одним из первых в серии G Master. Можно сказать, что на его примере компания представила публике новую серию оптики. Уже по этой причине он просто не имеет права быть «неудачным» объективом.

    ILCE-7RM2 / FE 85mm F1.4 GM установки: ISO 100, F2.2, 1/200 с, 85.0 мм экв.

    SEL85F14GM получился довольно крупным (диаметр светофильтра 77 мм) и тяжёлым (820 граммов). Корпус выполнен из пластика и металла и оснащён всеми органами управления, которые только можно реализовать в подобном объективе. Здесь есть отдельное кольцо для установки диафрагмы. С помощью специального переключателя фотограф может выбрать ступенчатый (через ⅓ ступени) или бесступенчатый ход кольца. Последнее особенно актуально для видеографов. На корпусе также расположен выключатель автофокуса и одна программируемая кнопка. Ход кольца фокусировки линейный (это тоже реверанс в сторону видеосъёмки) и составляет около 120 градусов.

    Для наведения на резкость в SEL85F14GM применяется ультразвуковой привод SSM кольцевого типа (RDSSM). Однако фокусировочное кольцо электронное: подправить в любой момент положение фокусировочного элемента руками не получится. Фокусировка происходит не беззвучно, а с небольшим шуршанием. В целом она довольно быстрая для столь светосильной оптики, но всё же объектив уступает более современным собратьям (например, SEL135F18GM).

    Система автофокусировки Sony FE 85 mm f/1.4 GM (SEL-85F14GM)

    Оптическая схема SEL85F14GM состоит из 11 элементов в 9 группах. В ней применяются сразу три линзы из низкодисперсионного стекла, а также одна асферическая XA-линза. Подобные линзы стали визитной карточкой серии G Master и отличаются точностью обработки поверхности до сотых долей микрона. В мире фотографии бытует мнение, что асферика может негативно влиять на рисунок объектива. Что ж, уделим этому аспекту особое внимание.

    А пока познакомимся со вторым 85-мм портретником — Sony FE 85mm f/1.8 (SEL85F18). Он даже на вид существенно «проще» своего более именитого собрата: меньше (диаметр фильтра 67 мм) и легче (371 грамм). Однако, как и во всех тестируемых нами сегодня объективах, здесь применена защита от пыли и влаги.

    На корпусе есть выключатель автофокуса и программируемая кнопка (неплохо для сравнительно доступного объектива). Кольцо фокусировки также электронное с длинным линейным ходом. Для фокусировки применяется двойной линейный привод, который работает практически беззвучно и субъективно чуть-чуть быстрее, чем у SEL85F14GM.

    ILCE-7RM2 / FE 85mm F1.8 установки: ISO 100, F2.8, 1/200 с, 85.0 мм экв.

    В оптической схеме применяются девять элементов в восьми группах. Лишь одна линза выполнена из низкодисперсионного стекла, а асферика вовсе отсутствует.

    Оптическая схема SEL85F18

    Справится ли столь простая по современным меркам схема с высоким разрешением камер Sony? Проверим…

    Наконец, Sony FE 100mm f/2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM) — это самый необычный объектив, который есть на данный момент в линейке G Master. Основная его особенность — применение аподизационного фильтра в оптической схеме.

    Аподизационный фильтр

    Он имеет градиентное затемнение от центра к краю и таким образом смягчает форму блика боке, а также понижает светопропускание объектива. Поэтому при геометрической светосиле f/2,8 на открытой диафрагме SEL100F28GM будет требовать таких же выдержек, как другие объективы при f/5,6. Влияние фильтра сходит на нет при f/8. Это очень наглядно отражено на кольце установки диафрагмы на самом объективе. Проградуировано оно не в единицах F, а в единицах T, характеризующих именно светопропускание.

    ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS установки: ISO 400, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.

    На корпусе нашлось место выключателю автофокуса и выключателю стабилизатора (этот фикс оснащён ещё и встроенным стабилизатором!), переключателю ступенчатого и бесступенчатого хода кольца диафрагмы и даже особому кольцу-селектору, отвечающему за диапазон фокусировки.

    В «обычном» режиме минимальная дистанция фокусировки SEL100F28GM составляет 85 см (у SEL85F14GM столько же, у SEL85F18 — 80 см). В «макрорежиме» минимальная дистанция сокращается до 57 см, а максимальный масштаб съёмки увеличивается до 0,25х.

    ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS установки: ISO 100, F5.6, 1/500 с, 100.0 мм экв.

    При умеренном диаметре фильтра (72 мм) объектив получился сравнительно длинным и тяжёлым (700 грамм). В оптической схеме используется 13 элементов в 10 группах без учёта аподизационного фильтра. Есть одна асферическая и одна низкодисперсионная линза. За фокусировку отвечает бесшумный ультразвуковой прямой привод — DDSSM (Direct Drive SSM). Кольцо электронное с линейным ходом.

    ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS установки: ISO 400, F5.6, 1/2000 с, 100.0 мм экв.

    В работе этот объектив оказался самым капризным. Если два предыдущих буквально не оставили никаких эмоций — они просто снимают, не отвлекая фотографа на свои особенности, то SEL100F28GM удивил требовательностью к свету. Светопропускание на уровне T5,6 создаёт сложности при съёмке в помещении и даже на улице в пасмурный день, заставляет удлинять выдержку или повышать ISO. Зато для предметной съёмки, когда нужно взять крупный план и получить идеальную детализацию, он подошёл очень хорошо. Например, мы использовали этот сверхрезкий объектив для теста режима высокого разрешения в новой Sony ILCE-7RM4.

    Качество изображения
    Детализация

    Детализация традиционно не являлась сильной стороной портретной оптики. Однако в последние десять лет резкость для многих фотографов стала чуть ли не синонимом качества изображения, и производителям пришлось с этим считаться. Если раньше они могли выдерживать определённый баланс между качеством боке и резкостью, то сейчас рынок требует от разработчиков бескомпромиссных решений. Так что ставим все три объектива по очереди на камеру и смотрим, как они отработают один и тот же сюжет. Естественно, мы используем тяжёлый штатив, задержку спуска затвора и отключаем стабилизатор.

    ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM установки: ISO 100, F1.4, 1/15 с, 85.0 мм экв.

    Наше соревнование в гордом одиночестве начинает SEL85F14GM на диафрагме f/1,4. Его резкость в центре кадра достаточна не только чтобы разрешить 42-мегапиксельную матрицу, но и вызвать муар! К краю кадра детализация незначительно снижается, но остаётся высокой. Однако отметим присутствие хроматических аберраций на отдельных контрастных границах.

    ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 установки: ISO 100, F1.8, 1/13 с, 85.0 мм экв.

    Стартовавший с f/1,8 SEL85F18 даёт существенно более низкую детализацию, а по краям кадра и вовсе уводит картинку в лёгкое размытие, даже блики в боке читаются! Скорее всего, такая ситуация указывает на непланарность плоскости фокусировки.

    ILCE-7M2 / FE 85mm F1.8 установки: ISO 400, F1.8, 1/2000 с, 85.0 мм экв.

    Впрочем, как ни странно, для портрета это может не иметь никакого значения: в этом жанре резкость нужна лишь в одной точке — на глазах. Незначительные хроматические аберрации также присутствуют.

    На f/2 к детализации SEL85F14GM уже нет никаких претензий: он резок от края до края. Хроматические аберрации вокруг ярких огней всё ещё заметны при 100% увеличении и детальном изучении снимка, но уже не оказывают никакого влияния на изображение. SEL85F18 демонстрирует картинку практически без изменений: сравнительно резкий центр и размытые края.

    Начиная с f/2,8 SEL85F14GM выходит на очень высокое техническое качество: хроматика исчезает, а резкость можно назвать идеальной. SEL85F18 тоже хорош, но лишь по центру кадра. Края по-прежнему заметно размыты. И здесь к ним присоединяется SEL100F28GM. Пусть его светопропускание соответствует T5,6, но геометрическая светосила на открытой диафрагме будет всё равно как у f/2,8. Его детализация не столь идеальна, как у чуть задиафрагмированного собрата по серии GM, но очень высока и сравнительно равномерна по полю кадра. Хроматических аберраций не видно.

    Диафрагмируем объективы на ступень! Кстати, для SEL100F28GM это будет уже T6,3. Его резкость существенно возрастает. Но субъективно кажется, что SEL85F14GM всё же резче — картинка с него технически идеальна. SEL85F18 уже очень хорош в центральной части кадра, но по правому краю видно, что тот находится вне ГРИП. Левый (расположенный ближе к камере) край смотрится уже довольно резким.

    Диафрагма f/5,6 не привносит ничего нового в картинку SEL85F14GM — она по-прежнему идеальна. SEL100F28GM на своей диафрагме T7,1 тоже резок. Но SEL85F18 всё ещё уступает на периферии в детализации, хотя центр давно стал резким до звона.

    Диафрагма f/8 почти уравнивает двух представителей G Master в споре за резкость. Более доступный SEL85F18 почти догоняет их. Но в этом «почти» и заключается видимое различие между оптикой разных классов. Та картинка, которую топовый объектив может дать на f/1,4, оказывается не по зубам менее именитому собрату даже на f/8. Их уравнивает лишь диафрагма f/11. А после f/11 разница между оптикой стирается из-за дифракции.

    Боке

    Если боке двух 85-мм объективов сравнительно схожее, то характер размытия SEL100F28GM существенно отличается буквально всем! Во-первых, он слабее размывает фон: сказывается и меньшая светосила, и применение аподизационного фильтра. Этот объектив требует намного более высоких ISO, если вы снимаете в помещении.

    Во-вторых, существенно отличается одиночный блик — он более мягкий, с градиентной заливкой от центра к краю и всегда правильной круглой формы. Такое боке смотрится более выверенным, но вместе с тем и более скучным.

    ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM установки: ISO 100, F1.4, 1/320 с, 85.0 мм экв.

    ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 установки: ISO 100, F1.8, 1/160 с, 85.0 мм экв.

    ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS установки: ISO 320, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.

    На контрасте с идеально правильным боке SEL100F28GM заметны формальные недостатки характера размытия 85-мм объективов. Здесь и «лимоны» из бликов ближе к краю кадра (будем честными, SEL100F28GM — первый прошедший через нашу редакцию объектив, который их не нарисовал), и более жёсткая и контрастная каёмка блика, которая может делать кадр пестрящим.

    SEL85F14GM из битвы 85-мм объективов опять выходит победителем: его размытие смотрится спокойнее и благороднее, чем у SEL85F18. Но давайте отдадим должное бюджетному портретнику: разница заметна лишь в попарном сравнении!

    Эта пара объективов также развеивает миф о том, что применение асферики в оптической схеме определяет характер боке. Высокоточный XA-элемент в SEL85F14GM не оказал никакого негативного влияния на рисунок оптики.

    Однако наиболее наглядно разница в характере трёх этих объективов становится заметна при диафрагмировании до f/2,8. Обратите внимание, как накладывают друг на друга блики в центре кадра два 85-мм объектива. И посмотрите, как это место прорисовывает SEL100F28GM. Его математически правильное боке даже в таком провокационном сюжете смотрится безупречно. Также отметим, что SEL85F18 даже на f/2,8 позволяет себе чуть обрезать часть блика, что на реальных сюжетах может привести к эффекту закручивания боке.

    ILCE-7M2 / FE 85mm F1.8 установки: ISO 100, F1.8, 1/400 с, 85.0 мм экв.

    Многие фотографы зададутся вопросом: а для чего же нужен SEL100F28GM, который слабее и иногда даже скучнее размывает фон? Там, где в кадре много бликующих поверхностей, этот объектив даст более спокойную, сдержанную и красивую картинку.

    ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS установки: ISO 250, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.

    Выводы

    Вполне закономерно топовый портретник системы Sony FE 85 мм F1.4 GM (SEL85F14GM) показал очень высокий результат почти по всем критериям и существенно обошёл более бюджетный Sony FE 85mm F1.8 (SEL85F18) по детализации и мягкости рисунка.

    ILCE-7RM2 / FE 85mm F1.4 GM установки: ISO 100, F2, 1/500 с, 85.0 мм экв.

    На технически сложных сюжетах, таких как пейзаж, SEL85F18 подвела непланарность плоскости фокусировки: края кадра могут буквально выпадать из резкости. Если же вы снимаете портрет, то это как раз не является проблемой. В одной конкретной точке даже на открытой диафрагме доступный SEL85F18 может дать очень приличную резкость.

    ILCE-7RM2 / FE 85mm F1.8 установки: ISO 100, F1.8, 1/1600 с, 85.0 мм экв.

    В отношении боке разница очевидна, и она не в пользу младшего портретника. Но стоит отметить, что она и не трёхкратная (если исходить из соотношения цены).

    Объективы G Master имеют свой собственный узнаваемый рисунок. Их боке отличается от объективов сторонних производителей, обладающих порой слишком сухим и однообразным размытием. При этом явных недостатков в боке не видно даже в самых сложных условиях съемки.

    ILCE-7RM2 / FE 85mm F1.4 GM установки: ISO 100, F1.4, 1/1250 с, 85.0 мм экв.

    Учитывая стоимость, Sony FE 85mm F1.8 можно простить и чуть более жёсткий (но всё равно красивый) рисунок, и неидеальную форму бликов по краям кадра.

    ILCE-7RM2 / FE 85mm F1.8 установки: ISO 100, F1.8, 1/4000 с, 85.0 мм экв.

    В плане удобства использования G Master с его отдельным кольцом для установки диафрагмы (да ещё и с возможностью бесступенчатого хода!) обеспечивает большее удобство, особенно если использовать его для видеосъёмки. Но SEL85F18 и тут есть что противопоставить: он чуть-чуть расторопнее и тише фокусируется.

    ILCE-7M2 / FE 85mm F1.8 установки: ISO 100, F1.8, 1/320 с, 85.0 мм экв.

    Особняком в этом тесте стоит Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM). Сравнительно низкая светосила и ещё более низкое светопропускание существенно ограничивают его применение. Он не способен так же сильно размывать фон, как это делают 85-мм собратья. Но его размытие имеет принципиально другой характер: боке идеально мягкое и ровное, без каких-либо формальных недостатков. В этом моменте он превосходит даже SEL85F14GM.

    ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS установки: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 100.0 мм экв.

    Он — ещё более профессиональный и узкоспециализированный инструмент для тех съёмок, где необходимо получить идеальный рисунок оптики несмотря на бо́льшую ГРИП и требуемое количество света.

     


    Источник: prophotos.ru

    Товары, относящиеся к данной статье

    Читайте также

    вернуться ко всем обзорам