Обзор и тест фотовспышки Canon Speedlite 470EX-AI

photo-1

Вспышка Canon Speedlite 470EX-AI была протестирована известным фотографом Алексеем Довгулей. 

Совпадут ли её действия с видением профессионального фотографа?

 

 

Много лет назад, когда я был начинающим фотографом, мне довелось снимать репортаж, ради которого взял у знакомого вспышку. Так произошло моё знакомство с импульсным светом. Вспышка имела только ручное управление, для «съёмки в потолок» поворачивалась с хрустом, управлять я ей не умел, ну и результат получился отвратительным. Благо денег за съёмку не брал.

 

Canon EOS 5D Mark IV / EF 85mm f/1.2L II USM Установки: ISO 400, F2, 1/200 с, 85.0 мм экв.

 

С тех пор прошло более десяти лет, я отснял, наверное, тысячу подобных съёмок, набрался опыта. А ещё за это время техника значительно поумнела и научилась кое-что делать за фотографа.

Ко мне на тест попала первая в своём роде вспышка Canon Speedlite 470EX-AI с приводом автоматического изменения угла наклона и поворота для съёмки в отражённом свете. Гордая аббревиатура AI в названии расшифровывается как Auto Intelligent.

 

 

Speedlite 470EX-AI внешне мало чем отличается от предшественников, однако основное её отличие заложено внутри — функция AI Bounce, которая позволяет с помощью привода автоматически настраивать положение головки вспышки для достижения оптимального угла освещения в отражённом свете. 

 

 

Функция имеет как полностью автоматический режим, так и полуавтоматический с возможностью выбора угла наклона и поворота. В последнем случае при смене ориентации камеры с пейзажной на портретную происходит автоматическое смещение головки вспышки.

Привод Speedlite 470EX-AI работает отлично, вспышка поворачивается пусть и не мгновенно, но достаточно быстро, чётко фиксируя необходимый угол. Жужжит ли он при этом? Что ж, жужжание слышно в тишине, но если вы находитесь в помещении, где разговаривают люди, то никто ничего не заметит. Скорость полного поворота примерно 2 секунды. Вспышка разворачивается дольше, чем я делал бы это своими руками, но для начинающего фотографа или фотографа-любителя такой скорости достаточно.

В полуавтоматическом режиме она поворачивается рукой без усилий, но сохраняет заданный угол даже если её потрясти — удобно! Если вы случайно повернёте вспышку в авторежиме, ничего страшного не случится: она повернётся, но для возврата в исходное положение придётся нажать кнопку AI.B ещё раз.

Вспышка получила больший угол наклона, чем другие из линейки Canon — 120 градусов. Это хорошо видно при сравнении со Speedlite 430EX III-RT и 600EX II-RT

 

 

Новинка имеет средние размеры: между топовой Speedlite 600EX II-RT и любительской Speedlite 430EX III-RT.

 

 

Органы управления во многом схожи с другими моделями вспышек Canon, но есть и изменения. На месте кнопки тестового срабатывания появилась кнопка включения функции съёмки в отражённом свете AI Bounce. Интерфейс не загромождён, так как был упрощён разработчиками в угоду начинающим фотографам. Конечно, если вы впервые сталкиваетесь со вспышкой, то прочесть инструкцию будет не лишним.

 

 

Питание осуществляется от 4 батарей АА, разъёма для внешнего питания нет. Нет и радиосинхронизации. Синхронизация по оптическому каналу ограничена, вспышка может работать только в режиме ведомой. Но она и не позиционируется как профессиональный продукт, для этого есть Speedlite 600EX II-RT.

Рассеиватель для широкого угла съёмки присутствует, как и у других вспышек Canon, а вот встроенного отражателя («белой карточки») нет. Кстати, в комплекте есть белый матовый рассеиватель для более мягкого света, что является приятным бонусом.

 

 

Важное дополнение: вспышка поддерживает полностью автоматический режим только с камерами, выпущенными со второй половины 2014 года. Но некоторые современные камеры, такие как EOS 2000D, EOS 4000D, EOS 1300D, EOS M6, EOS M5 и EOS M3, работать в автоматическом режиме не будут, но смогут функционировать в полуавтоматическом.

 

Автоматический режим AI.B-F

Надев вспышку Canon Speedlite 470EX-AI на камеру, я, естественно, начал проверять самое интересное: как она работает в полностью автоматическом режиме при съёмке с отражённым светом и как отрабатывает искусственный интеллект. Выставил режим AI.B-F и приступил к съёмке.

 

 

Первое, что привлекает внимание, это то, как вспышка сама меняет угол наклона и поворота. Она выполняет два последовательных срабатывания для оценки расстояния до объекта и потолка, первое по направлению к объекту съёмки (в лоб) и второе в потолок. И только после этого принимает решение о том, на какой угол выставить наклон и поворот. Со стороны кажется, будто кто-то невидимой рукой крутит вспышку то в одну, то в другую сторону. Внимание к фотографу на съёмке обеспечено. :)

А если серьёзно, то работа со вспышкой очень комфортна. При повороте камеры в вертикальное положение и обратно вспышка каждый раз меняет положение согласно ориентации камеры. При изменении расстояния между камерой и снимаемым объектом (подошли ближе к объекту съёмки или, наоборот, отдалились) вспышка логично подбирает угол наклона. Что удивительно, результат почти всегда отличный!

Я использовал два объектива, чтобы проверить, как вспышка отрабатывает изменение угла наклона в разных условиях. С объективом 85 мм вспышка делает всё о-о-очень хорошо, но с 35-мм оптикой результат не столь стабилен: виден градиент освещённости. Но стоит отметить, что тут даже с ручным управлением не всегда можно отработать ровно.

Съёмка на фокусном расстоянии 85 мм — ближе и дальше:

 

Canon EOS 5D Mark IV / EF 85mm f/1.2L II USM Установки: ISO 400, F2, 1/200 с, 85.0 мм экв.

 

Съёмка на фокусном расстоянии 35 мм — ближе и дальше:

 

Canon EOS 5D Mark IV / EF 35mm f/1.4L USM Установки: ISO 400, F2, 1/200 с, 35.0 мм экв.

 

Здесь я и вспышка независимо друг от друга подбирали угол. Как ни странно, наши мнения совпали.

 

На этом снимке я настроил положение вспышки сам.

Canon EOS 5D Mark IV / EF 35mm f/1.4L USM Установки: ISO 400, F2, 1/200 с, 35.0 мм экв.

 

А тут доверился автоматике.

Canon EOS 5D Mark IV / EF 35mm f/1.4L USM Установки: ISO 400, F2, 1/200 с, 35.0 мм экв.

 

«Классическое» положение в потолок и авторежим:

 

Пример, как настраивают вспышку подавляющее большинство фотографов (с небольшим наклоном вперёд). Такая световая схема часто даёт тень под подбородком из-за попадания прямых лучей на лицо.

Canon EOS 5D Mark IV / EF 85mm f/1.2L II USM Установки: ISO 400, F2, 1/200 с, 85.0 мм экв.

 

Этот снимок вспышка выполнила без участия фотографа в автоматическом режиме. Разница очевидна.

Canon EOS 5D Mark IV / EF 85mm f/1.2L II USM Установки: ISO 400, F2, 1/200 с, 85.0 мм экв.

 

На мой взгляд, инженеры очень серьёзно работали над алгоритмами, так как автоматика вспышки не допустила попадания направленного света на модель.

При просмотре получившегося результата я отметил стабильность освещения. Вспышка каждый раз корректно подбирала угол поворота и наклона головы, промахов по экспозиции почти нет. Тут стоит сказать спасибо замеру экспозиции вспышки E-TTL II.

Во время съёмки я привык пользоваться функцией фиксации экспозиции FEL. Это необходимо для того, чтобы сложные случаи (например, сюжеты напротив окна) отрабатывались хорошо. Но во время теста я специально избегал этой привычки, чтобы проверить, как работает вспышка. И результат превзошёл мои ожидания.

Здесь вы можете увидеть сюжет напротив окна, это довольно сложное испытание для автоматики. Она отработала так же, как и я с фиксацией экспозиции FEL.

Съёмка с фиксацией экспозиции и без напротив окна (экспозиция фиксировалась по лицу модели):

 

С фиксацией экспозиции

Canon EOS 5D Mark IV / EF 85mm f/1.2L II USM Установки: ISO 500, F2.8, 1/160 с, 85.0 мм экв.

 

Без фиксации экспозиции

Canon EOS 5D Mark IV / EF 85mm f/1.2L II USM Установки: ISO 500, F2.8, 1/160 с, 85.0 мм экв.

 

Я снимал то в вертикальном, то в горизонтальном положении, и результат всё время получался достойным.

Но стоило надеть модели тёмное платье, и работа фиксации экспозиции (экспозиция фиксировалась по лицу модели) и автомата стала различной. На самом деле это логично, так как экспозамер стремится привести яркость к 18% серого, что отражается на результате: вспышка старается сделать светлее, чем фотограф.

 

 

При недостатке внешнего освещения вспышка отрабатывает явным красивым световым рисунком.

 

Canon EOS 5D Mark IV / EF 85mm f/1.2L II USM Установки: ISO 400, F2, 1/200 с, 85.0 мм экв.

 

А что если потолка нет? Тут всё просто: вспышка Speedlite 470EX-AI переводится в режим «съёмка в лоб». Хорошее решение, так как часто бывает, что начинающий фотограф при изменении условий (например, в концертном зале или на улице) продолжает направлять вспышку в потолок или в небо.

 

Полуавтоматический режим AI.B-S

Настала очередь тестирования полуавтоматического режима AI.B-S. Он позволяет вам самим решать, в какое положение выставлять вспышку. При повороте камеры вспышка Speedlite 470EX-AI поворачивается так, чтобы принять заданное фотографом положение. Итак, поворачиваем вспышку в необходимое положение, жмём на кнопку установки угла наклона, чтобы зафиксировать его, и приступаем к съёмке.

 

 

К автоматическому режиму я настолько привык, что поворачивать вспышку стал только ради теста. На мой взгляд, единственная ситуация, в которой нужно использовать полуавтоматический режим, это когда требуется отразить вспышку от стены под острым углом поворота, так как автоматика сама делает это неохотно и приходится ей помогать. Других вариантов для себя я не вижу, ведь автоматика во всех остальных случаях отрабатывает отлично и без участия фотографа. Хотя, конечно, приятно, что при съёмке вертикальных сюжетов вспышка поворачивается сама.

 

Поворот вспышки вбок

Canon EOS 5D Mark IV / EF 85mm f/1.2L II USM Установки: ISO 400, F2, 1/200 с, 85.0 мм экв.

 

Без поворота

Canon EOS 5D Mark IV / EF 85mm f/1.2L II USM Установки: ISO 400, F2, 1/200 с, 85.0 мм экв.

 

Пара слов о технической стороне работы вспышки

Могу со всей ответственностью заявить, что перезарядка тут быстрая и бесшумная. Много лет назад я практически отказался от «съёмки в потолок», так как вспышка быстро перегревалась, разряжалась и очень долго перезаряжалась, что для интенсивной съёмки неприемлемо. Здесь проблем не было. Даже в интенсивном режиме аккумуляторов хватило примерно на 800 кадров во время тестовой съёмки. Скорость перезарядки при этом успевала за моим темпом. Тут стоит отметить, что я отснял короткую свадьбу, используя эту вспышку, и комплекта аккумуляторов было достаточно на всю прогулку. И это с работающем приводом! Но я использую дорогие аккумуляторы, и проверить, как она работает c жёлтыми батарейками из мебельного магазина, к счастью, не удалось. :)

Управление проблем не доставило. Вспышку включил, перевёл в автоматический режим работы, и вперёд! Чтобы добраться до переключения в режим высокоскоростной синхронизации, установки работы синхронизации с другими вспышками и прочих функций, достаточно нажать на пару кнопок. В этом деле компания Canon шагнула далеко вперёд. Для сравнения: у Speedlite 580EX II надо было зажать кнопку Zoom на 3 секунды, чтобы войти в режим работы с группой вспышек для синхронизации друг с другом, далее ещё раз нажать кнопку Zoom для выбора режима работы группы вспышек, потом ещё кучу кнопок!

Доступ в меню пользовательских и персональных функций у Speedlite 470EX-AI тоже простой: жмёте кнопку SUB MENU и выбираете необходимые функции за доли секунды.

 

 

Я бы посоветовал сразу настроить максимальный угол наклона на 140 градусов (в этом случае вспышка делает дополнительный оборот головы, но позволяет равномернее рассеивать свет). По умолчанию стоит 120 градусов в целях безопасности, чтобы при замере экспозиции вспышка предварительным импульсом не ослепила глаза фотографу. Автоматическую коррекцию угла наклона лучше поставить в режим 2, что соответствует одному полунажатию на кнопку спуска (по умолчанию стоит двойное нажатие). Но не ставьте режим AUTO, иначе он будет постоянно изменять угол наклона и поворота вспышки при изменении положения камеры (даже когда вы держите её в руках и не снимаете).

Кроме того, если вы всё же планируете изменять угол наклона самостоятельно, то выставьте настройку «Ручная съёмка в отражённом свете» в режим MANUAL BOUNCE. В противном случае вспышка всегда будет направляться «в лоб».

К сожалению, вспышка Speedlite 470EX-AI не может работать в качестве ведущей в режиме беспроводной синхронизации — только в режиме ведомой, да и то лишь по оптической связи. То есть для создания световой схемы из группы вспышек вам понадобится вспышка, способная быть ведущей. Это Speedlite 430EX III-RT, 580EX II или любая версия 600EX. Но ещё раз напомним, что эта модель не позиционируется как профессиональный инструмент, хотя и имеет много продвинутых функций.

 

Выводы

На мой взгляд, вспышка Canon Speedlite 470EX-AI получилась отличная. Она удовлетворит потребности и начинающего, и опытного фотолюбителя. Её сильными сторонами являются интеллектуальный режим работы автоматики и автоматический привод, выбирающий оптимальное положение головы при работе с отражённым светом. В плюсы модели также занесём высокую скорость перезаряда и стабильность результата. Это вспышка не топового уровня, но зато с ней легко справится даже новичок. Впрочем, мне кажется, опытные фотографы, снимающие неспешный репортаж или частные фотосессии, будут рады наличию автоматического привода.

 

Мне бы хотелось, чтобы во вспышке был режим ведущей в группе, так как в этом случае можно было бы использовать её на камере с приводом в световых схемах из нескольких вспышек. И это, пожалуй, единственный минус.

 

Canon EOS 5D Mark IV / EF 85mm f/1.2L II USM Установки: ISO 400, F2, 1/200 с, 85.0 мм экв.

 

Плюсы:

   - технология автоматического подбора угла наклона вспышки и автоматический привод;
   - стабильный хороший результат в автоматическом режиме;
   - простое управление;
  - быстрая скорость перезарядки;
   - расход батареи меньше ожидаемого. 

 

Понравилась модель вспышки? Купите её на нашем сайте. Пройдите по этой ссылке и узнайте больше.