Обзор объективов Nikon для путешествий. Золотая середина

photo-1

Знакомство

В линейках оптики всех ведущих фотопроизводителей есть объективы для самого разного применения, с различным уровнем технического исполнения и возможностей. Среди них встречаются и доступные по цене экземпляры с не самыми высокими показателями светосилы. Мы решили разобраться, стоит ли всегда стремиться заполучить более совершенные топовые объективы или же найдутся ситуации, где «бюджетники» окажутся наилучшим выбором.

 

 

Для этого мы предоставили комплект из трёх зум-объективов и зеркальную полнокадровую фотокамеру Nikon D810 нашему автору Сафрону Голикову, отправляющемуся в продолжительное путешествие по Индии. В его руках побывало немало камер и объективов топового класса, которыми он обычно пользуется в работе, поэтому было интересно узнать его впечатления от пользования более доступной и компактной оптикой.

 

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 Установки: ISO 100, F5.6, 1/250 с, 200.0 мм экв.

 

Входящие в наш комплект зум-объективы — это широкоугольный зум Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED, универсальный зум Nikon AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR и классический телезум Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR. Все вместе они покрывают наиболее часто используемые фокусные расстояния от 18 до 200 мм. И в целом комплект получается сбалансированным по весу, размерам, цене и возможностям.

 

 

Весь комплект оптики с камерой D810 поместился у автора в самый маленький фоторюкзак, а итоговый вес фототехники получился гораздо меньше веса комплекта из флагманских «стёкол» с аналогичными фокусными расстояниями. Конечно, за это пришлось заплатить светосилой каждого объектива. Стоил ли облегчённый рюкзак её потери и можно ли выбранные объективы считать золотой серединой по соотношению цены и возможностей, нам и расскажет Сафрон по итогам своего путешествия от бывшей индийской столицы — города Мумбаи — до самой южной точки Индии.

 

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 100, F8, 1/320 с, 18.0 мм экв.

 

Nikon AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR

 

 

Конструкция и эргономика

Объектив AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR выпускается с 2012 года и часто идёт в комплекте с камерами Nikon D610, D750 и другим моделям того же класса. Когда впервые берёшь это стекло в руки, сразу ощущаешь его лёгкость и компактность — после более дорогих и массивных зумов Nikon он производит какое-то неубедительное впечатление и вызывает вопросы: «Такой компактный? Он нечто серьёзное или просто игрушка для любителей?».

 

NIKON D810 / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 160, F6.3, 1/400 с, 85.0 мм экв.

 

Сравнивая его размеры с моим редакционным объективом 24-70/2.8, могу сказать следующее: он в два раза легче (485 граммов против 900) и в два раза меньше по габаритам. Чем пришлось пожертвовать и стоило ли оно того — разберёмся по полученным результатам, но, забегая вперёд, скажу, что этот «китовый» объектив меня не раз приятно удивил за время поездки. Я поставил его первым, поскольку он оказался наиболее востребованным во время путешествия.

 

NIKON D810 / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 160, F7.1, 1/400 с, 26.0 мм экв.

 

В нём используется и оптический стабилизатор изображения (VR в названии объектива), и внутренняя фокусировка, благодаря чему передняя линза неподвижна, а это позволяет без проблем использовать фильтры. Несмотря на неподвижность передней линзы, под ней, к сожалению, со временем всё равно скапливается пыль (так было с моим, далеко не новым, тестовым экземпляром).

 

 

Объектив имеет выезжающий «хобот», который в крайнем положении выдаётся из корпуса примерно на 5 см, выдвигаясь плавно и без люфта.

 

 

Корпус AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR сделан из качественного матового пластика, из него же выполнено кольцо фокусировки, а кольцо зумирования обрезиненное. Ход последнего довольно тугой и плавный, что при использовании камеры для фотосъёмки удобно: «хобот» не выезжает произвольно. А вот для съёмок видео такой ход может показаться излишне тугим.

 

 

Кольцо фокусировки более узкое, но для объектива такого размера это простительно, к тому же оно используется не так часто. Его ход довольно плавный, хотя не ощущается такого же приятного отклика, как при зумировании. Полное вращение кольца — примерно 80 градусов, что довольно стандартно и позволяет сфокусироваться без перехвата.

Край корпуса со стороны байонета оснащён резиновым уплотнением, что обеспечивает дополнительную защиту от внешних воздействий.

 

 

На боку у этого зума два переключателя: для режима фокусировки и для включения оптического стабилизатора (всего один режим). Панель с переключателями, с точки зрения оперативности доступа, расположена не очень эргономично — слишком близко к камере, хотя это не критично. AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR оснащён встроенным ультразвуковым мотором автофокусировки SWM (Silent Wave Motor), что позволяет ему наводиться на резкость быстро и практически бесшумно.

 

 

Диаметр резьбы под светофильтры — 72 мм, что является привлекательным в свете не самой высокой цены этих аксессуаров. В комплекте с объективом идёт бленда HB-25.

В целом качество сборки высокое. Исполнение и подгонка деталей на очень высоком уровне, и зум оставляет впечатление крепкой «рабочей лошадки».

 

NIKON D810 / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 64, F6.3, 1/250 с, 29.0 мм экв.

 

Более того, мне достался далеко не новый объектив. Судя по потёртостям на надписях и серийном номере, ему уже примерно три года. Это позволяет судить, насколько на конструкцию влияет интенсивная эксплуатация в течение длительного времени. Как видно на фотографиях, объектив в очень хорошем состоянии (не считая позолоченной надписи).

 

 

Стабилизация изображения

Стабилизатор в этом объективе оказался довольно полезен. Во всём диапазоне фокусных расстояний он позволял мне достичь предсказуемого результата — чётких кадров на выдержках до ⅕ секунды, что для фокусного расстояния 85 мм обеспечивает выигрыш в 4 ступени EV.

 

NIKON D3S / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 400, F7.1, 1/5 с, 85.0 мм экв.

 

На небольших фокусных расстояниях это позволяет снимать интересные ночные пейзажи без штатива, что на мой взгляд является очень полезной «скрытой» опцией. Например, на кадре ниже ёлка находится в фокусе, а движущийся снег размыт в симпатичные белые полосы, что создаёт динамику в кадре, оживляет его.

 

NIKON D3S / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 400, F5, 1/6 с, 85.0 мм экв.

 

Качество изображения

 

NIKON D810 / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 560, F3.5, 1/250 с, 24.0 мм экв.

 

Оптическая схема AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR включает 16 элементов в 11 группах, в том числе 1 линзу со сверхнизкой дисперсией (ED отражено в названии), а также 3 асферических линзы для получения более резких и контрастных снимков.

 

 

24 мм

На минимальном фокусном расстоянии 24 мм и при открытой диафрагме резкость по всему полю кадра равномерная, но не идеальная — есть небольшая мягкость в линиях.

 

NIKON D810 / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 64, F3.5, 1/800 с, 24.0 мм экв.

 

Начиная с диафрагмы f/4, центр становится резким, а края кадра ещё остаются с более мягкими линиями. При диафрагме f/8 центр кадра достигает максимальной резкости, края подтягиваются, но догоняют его только на f/11. При значении диафрагмы f/16 начинает сказываться влияние дифракции, хотя картинка смягчается ещё не слишком сильно — она становится заметно более мыльной ближе к f/22. Хроматические аберрации выражены на 24 мм средне, их уровень практически не зависит от диафрагмы. А вот виньетирование, заметное при f/3.5 и f/4, практически полностью исчезает при закрытии диафрагмы до f/5.6.

 

85 мм

Ситуация на максимальном фокусном расстоянии немного более приятная. При открытой диафрагме f/4.5 мы видим слегка смягчённые линии на краях, но центр уже резкий.

 

NIKON D810 / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 200, F4.5, 1/2500 с, 85.0 мм экв.

 

Отличная резкость и в центре, и на краях кадра появляется раньше — уже на f/5.6. Так же как и на широком конце зума, на 85 мм можно обнаружить хроматические аберрации, но они выражены скромнее, чем в первом случае. Есть и виньетирование, которое пропадает к значению f/8.

 

NIKON D810 / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 200, F16, 1/200 с, 85.0 мм экв.

 

Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED

 

 

Конструкция и эргономика

AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED — широкоугольный зум модели 2013 года. Как и предшественник, он имеет переменную светосилу в том же диапазоне.

 

NIKON D810 / AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED Установки: ISO 400, F9, 1/400 с, 18.0 мм экв.

 

Отличает его, причём в худшую сторону, отсутствие стабилизатора. Впрочем, это не критично при фокусных расстояниях данного объектива — получается снимать и без стабилизатора даже ночью.

 

NIKON D810 / AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED Установки: ISO 1400, F3.5, 1/8 с, 18.0 мм экв.

 

Зато его отсутствие позволило уменьшить вес — этот широкоугольник ещё легче, чем «штатник» 24−85 мм, — всего 380 граммов! Благодаря ещё и небольшим размерам (83х95 мм), он практически не ощущается ни на камере, ни в рюкзаке. Таким образом, можно взять с собой в поездку либо один объектив 24−70/2.8, либо два — 18−35 и 24−85, и во втором случае даже выиграть в весе, практически не проиграв в картинке. Но об этом позже.

 

 

Широкоугольник AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED тоже собран очень хорошо, ничего не люфтит и не скрипит. К тому же этот объектив полностью монолитен: перемещается (без вращения) только передняя линза, причём не выходя за габариты корпуса. Поэтому ничто не мешает использовать фильтры.

 

 

Объектив изготовлен из качественного пластика, оборудован металлическим байонетом и уплотнительным кольцом на торце. Кольцо зумирования оснащено резиновой накладкой. Его ход плавный и не вызывает никаких вопросов: этот зум-объектив без нареканий подойдёт для фото- и видеосъёмки.

 

 

На боковой панели всё скромно: только переключатель режима фокусировки и её же шкала дистанции. Просто, лаконично, а следовательно — надёжно.

 

 

Подводя итог обзора конструкции AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED, могу сказать, что объектив удивительно лёгкий, но при этом он — полноценный рабочий инструмент в умелых руках.

 

Качество изображения

 

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 100, F3.5, 1/500 с, 18.0 мм экв.

 

В конструкции объектива 12 элементов в 8 группах, 2 линзы со сверхнизкой дисперсией (ED) и 3 асферических элемента.

 

 

О резкости в целом можно сказать, что она прекрасна для таких фокусных расстояний. Даже более светосильный аналог 17-35/2.8 на тех же значениях диафрагмы будет лишь немного резче, чем наш герой, и на большинстве снимков это будет практически незаметно.

 

18 мм

В широкоугольном положении на минимальной диафрагме f/3.5 уже получаются прекрасные кадры с приличной резкостью в центре и только некоторыми нюансами по краям.

 

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 400, F3.5, 1/8000 с, 18.0 мм экв.

 

Недостаточно чёткие детали у краёв сохраняются до f/5.6. Далее они постепенно становятся чётче, а после прикрытия диафрагмы до f/7.1 наступает равномерная резкость по всему полю кадра. Такая ситуация сохраняется примерно до f/11, а далее резкость постепенно снижается из-за дифракции.

 

На широком конце диапазона фокусных расстояний (18 мм) и при открытой диафрагме присутствует довольно сильное виньетирование, но уже через две ступени оно практически исчезает, картинка же становится равномерной по яркости. Хроматические аберрации на 18 мм очень слабые, ситуация не меняется и после закрытия диафрагмы: нужно очень тщательно искать, чтобы на самых краях кадра заметить едва видимые зелёные и пурпурные контуры.

 

35 мм

В длиннофокусном положении зума ситуация с резкостью на открытой диафрагме (f/4.5) лучше, чем на широком угле — она великолепна настолько, что нужно высматривать с тщательностью какое-либо изменение резкости, прикрывая диафрагму.

 

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 160, F4.5, 1/640 с, 35.0 мм экв.

 

Картинка радует до f/11 и немного дальше, а при закрытии до f/16 и больше неумолимо вмешивается дифракция, всё сильнее размывая мелкие детали.

 

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 500, F22, 1/80 с, 35.0 мм экв.

 

Картинка радует до f/11 и немного дальше, а при закрытии до f/16 и больше неумолимо вмешивается дифракция, всё сильнее размывая мелкие детали.

 

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 72, F3.5, 1/160 с, 18.0 мм экв.

 

Можно сказать, что этот компактный широкоугольник действительно порадовал меня качеством картинки — здесь он может на равных тягаться с 16-35mm f/4, а учитывая его размеры, в любой поездке он вне конкуренции.

 

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR

 

 

Конструкция и эргономика

Телеобъектив Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR отлично вписался в наш тревел-набор благодаря опять-таки своему небольшому (относительно телеобъективов) весу — 900 граммов, что на 640 меньше, чем у аналогичной модели со светосилой f/2.8.

 

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 Установки: ISO 100, F7.1, 1/250 с, 150.0 мм экв.

 

По маркировке видно, что объектив собран в Таиланде. Материалы корпуса — металлический сплав и пластик, байонет из металла, хвостовик снабжён резиновой уплотняющей прокладкой.

 

 

Кольца фокусировки и зумирования с удобным «протектором» покрыты резиной и сделаны достаточно широкими для удобного хвата и управления. Ход кольца зумирования — самый приятный из всех наших объективов. Он равномерный, кольцо с нужным усилием скользит во всём диапазоне без рывков и каких-либо ощутимых помех. Ход кольца фокусировки также гладок и приятен, разве что усилие чуть меньше.

Объектив по конструкции монолитен и не имеет вращающихся или выезжающих элементов, поскольку все блоки линз двигаются внутри. Это позволяет использовать поляризационные фильтры, а также избегать попадания пыли внутрь.

 

 

Сбоку на корпусе расположены четыре переключателя. Первый позволяет выбирать режим фокусировки: ручной или авто. Второй переключает диапазон автофокусировки — либо полный, либо от 3 метров до бесконечности. Третий включает или выключает стабилизатор изображения, а последний задаёт его режим: Normal или Active.

 

 

Во всём диапазоне фокусных расстояний от 70 до 200 мм светосила остаётся неизменной — f/4. В скруглённой диафрагме используется 9 лепестков. Минимальная дистанция фокусировки объектива — 1 метр, а максимально доступное увеличение — 1:3,65. Диаметр резьбы для светофильтров — 67 мм, что не слишком разорительно.

 

Качество изображения

Переходим к самому приятному — качеству изображений, получаемых телевиком Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR. В названии этого объектива (единственного из трёх в нашем обзоре) есть буква N, что означает применение покрытия Nano Crystal Coat, благодаря которому объектив имеет более естественную цветопередачу и более надёжную защиту от бликов, в чём я не раз убеждался, снимая против солнца.

 

NIKON D810 Установки: ISO 320, F5, 1/320 с, 200.0 мм экв.

 

Оптическая схема включает в себя 20 элементов в 14 группах, в том числе 3 низкодисперсионных элемента.

 

 

70 мм

По детализации и резкости изображения этот объектив даст фору многим телеобъективам. На 70 мм уже при открытой диафрагме (f/4) отлично проработан центр изображения, а на краях детали едва заметно мягче.

 

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 Установки: ISO 64, F4, 1/800 с, 70.0 мм экв.

 

Прикрывая отверстие до f/5.6 (и больше), мы получаем настоящую «звенящую» резкость. И заодно избавляемся от виньетирования. Картинка остаётся чёткой даже на f/16 и ощутимо замыливается лишь ближе к f/22.

 

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 Установки: ISO 110, F11, 1/160 с, 70.0 мм экв.

 

Уровень хроматических аберраций низкий, их можно разглядеть только при сильном увеличении. Виньетирование пропадает при закрытии диафрагмы на одну ступень.

 

200 мм

При фокусном расстоянии 200 мм на открытой диафрагме мелкие детали по краям размыты совсем немного, а резкость по всей остальной части кадра отличная.

 

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 Установки: ISO 64, F4, 1/1000 с, 200.0 мм экв.

 

Чёткость линий по всему полю выравнивается уже после закрытия до f/5.6 и становится абсолютной ещё через ступень (f/8). Высокая резкость по всему полю сохраняется вплоть до f/16 и даже при максимальном значении f/22 она снижается незначительно.

 

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 Установки: ISO 100, F8, 1/400 с, 200.0 мм экв.

 

На открытой диафрагме на «длинном конце» зума виньетирование довольно сильное, но, в отличии от всех других искажений, его легко поправить в редакторе. При съёмке же достаточно прикрыть диафрагму на одну ступень. Хроматические аберрации ещё более слабые, чем в широкоугольном положении зума.

 

NIKON D810 / AF-S 70-200mm f/4G ED VR Nikkor Установки: ISO 500, F4, 1/320 с, 200.0 мм экв.

 

Стабилизация изображения

Стабилизатор третьего поколения от Nikon произвёл исключительно хорошее впечатление. По заявлениям производителя, он может компенсировать до 5 ступеней выдержки. На деле он действительно очень бодрый и без труда подтверждает заявленные характеристики.

Например, из медленно движущегося автобуса я с рук снимал самолёт на взлётно-посадочной полосе при фокусном расстоянии 200 мм, при этом большинство кадров, снятых на выдержке ⅛ секунды, получились чёткими.

При съёмке на максимальных 200 мм в целом получаются очень хорошие результаты. Например, снимки животных и птиц я увеличивал вплоть до 200% (благо разрешение позволяло) и получал изображения вполне достойного качества.

 

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 Установки: ISO 250, F4, 1/8 с, 200.0 мм экв.

 

Снимая статичные кадры не на максимальном зуме, можно добиться ещё более предсказуемого результата.

 

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 Установки: ISO 64, F9, 1/15 с, 130.0 мм экв.

 

Съёмка в путешествии. Часть 1

 

Перейдём к самому интересному — к рассказу о путешествии в Индии и работе там с нашей троицей объективов.

 

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 Установки: ISO 100, F4, 1/3200 с, 200.0 мм экв.

 

Очень часто путешествие начинается с самолёта. Пролетая над предгорьями самых высоких в мире гор, с помощью телеобъектива можно снять прекрасные пустынные пейзажи.

 

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 Установки: ISO 250, F7.1, 1/320 с, 200.0 мм экв.

 

Оказавшись на индийской земле, вы попадаете в самую гущу событий. В крупном городе Мумбаи (бывший Бомбей, столица колониальной Британской Индии) на улицах кипит жизнь: разносчики чая соревнуются в громкости голоса с торговцами специями, а таксисты наравне с двухэтажными британскими автобусами и велосипедистами толкаются в пробках.

 

NIKON D810 / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 180, F3.5, 1/640 с, 24.0 мм экв.

 

Здесь на камере практически бессменно работал зум AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR. На широком угле он помогает снять общий план улицы, а в телеположении — выхватить из потока одного человека или сфотографировать крупно какую-то красивую деталь, например, подлокотник старинной лавки возрастом более 100 лет.

 

NIKON D810 / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 100, F3.5, 1/3200 с, 24.0 мм экв.

 

В любых ситуациях к этому компактному зуму не возникает никаких нареканий. К тому же он практически незаметен для окружающих, бесшумен и очень эргономичен.

 

NIKON D810 / 24.0-85.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 160, F5.6, 1/400 с, 40.0 мм экв.

 

Буквально пару секунд занимает приведение его в готовность для съёмки: кольцо зума удобно ложится на левую руку, поэтому весь диапазон фокусных расстояний доступен без перехватываний кольца, то есть без задержек.

Не забудем и про двух других героев нашего обзора. Телеобъектив AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR помогает снять самые удалённые элементы бомбейской архитектуры времён Британской империи. Резкая и пластичная картинка получается даже на открытой диафрагме f/4.

 

 

Сверхширокоугольник AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED тоже очень полезен в городе для съёмки архитектуры и городских пейзажей, а также уличных сценок и сюжетов. Автофокус быстрый и цепкий, что позволяет сфокусироваться даже на грузовике, быстро проезжающем на небольшом расстоянии от камеры. Резкость опять-таки не вызывает нареканий: уже на диафрагме f/4.5 она очень хороша.

 

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 Установки: ISO 400, F4.5, 1/1000 с, 18.0 мм экв.

 

Следующая страница   ...   2