Тест объектива Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO

photo-1

Эта статья продолжает серию публикаций о новейших тилт-шифтах от Canon. Тестирование Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO от фуд-фотографа Дарьи Калугиной.

 

Когда мне предложили протестировать Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO, я не могла отказаться хотя бы потому, что поработать с тилт-шифт объективами было моей мечтой с тех самых пор, как я начала заниматься фотографией. Тогда ещё я была неопределившимся фотографом-любителем, снимающим с огромным энтузиазмом любые сюжеты, а потому хотелось пробовать всё. Но здравый смысл останавливал стремление скупить всю желаемую технику, пока я не пойму, какой жанр съёмки в итоге выберу. Кому и зачем нужен такой объектив, расскажу чуть позже и, надеюсь, помогу определиться вам с решением.

 

 

Я профессиональный фуд-фотограф, иногда снимаю «предметку», но главная сфера моей работы — еда. Провожу съёмки для частных клиентов, ресторанов, крупных продуктовых брендов и т. д. В процессе работы приходится сталкиваться с различными нетривиальными задачами, находить новые решения, придумывать те или иные «фишки» и приёмы, которые ускорят процесс и сделают его ещё более качественным. Все жанры фотографии отличаются не только предметом съёмки и навыками фотографа, но и набором необходимого оборудования.

 

Наклон на -30° для уменьшения ГРИП

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO Установки: ISO 100, F4.5, 1/3 с, 90.0 мм экв.

 

Камера. Я снимаю на Canon EOS 5D Mark IV. Он очень удобен своей эргономикой и быстротой настроек. Когда-то я снимала на Canon EOS 50D и сменила камеру в первую очередь ради полного кадра, 30 мегапикселей и Wi-Fi. Кстати, ещё 9 лет назад я как-то сразу решила, что если перейду на профессиональный уровень, то следующей моей камерой будет именно Mark IV (на тот момент в продаже был только второй). Так и случилось. Я практически всегда снимаю в режиме Live View. Это, конечно, быстрее разряжает батарею, но зато так намного проще работать с композицией, учитывая быстрый автофокус и сенсорный ЖК-дисплей.

Объективы. Их у меня, конечно, много, но самый используемый это Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM. Причём многие после моих рекомендаций покупают такой из любительской линейки со схожими параметрами, из-за чего потом очень расстраиваются, так как L-версия отличается великолепным рисунком и наличием стабилизатора, прекрасно держит геометрию кадра, что важно в фуд-фотографии. На оптике экономить нельзя, так как именно она больше всего отвечает за качество итогового снимка. В этой статье я приведу несколько сравнений со 100-мм объективом, так как у них одинаковая светосила и схожее фокусное расстояние, которое меня полностью устроило для художественной и коммерческой работы.

 

Наклон для увеличения детализации на +20°

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO Установки: ISO 100, F3.5, 1/3 с, 90.0 мм экв.

 

Штатив. При съёмке с естественным светом я всегда использую штатив. С ним можно быть уверенным в отсутствии смазов на снимках. Плюс в этом случае параметр ISO можно оставлять на минимальных значениях, предупреждая возможные шумы.

Свет. В предметной и фуд-съёмке, как правило, используется искусственное освещение. Я приверженец импульсного, а не постоянного света. Но часто снимаю и с естественным освещением, если того требует задача или вдохновение. Все тесты я проводила днём со светом из окна.

 

Зачем тилт-шифт в фуд-фотографии?

Итак, приступаю к главному. Зачем вообще нужны тилт-шифт объективы? Если большинство видов оптики различается фокусными расстояниями, светосилой, наличием зума и пр., то tilt-shift — это совершенно другой подход к построению снимка. В переводе с английского tilt — наклон, shift — сдвиг. Соответственно, такие объективы работают с оптической осью, сдвигая её или наклоняя относительно положения по умолчанию. Ниже покажу и расскажу всё на примерах.

 

 

Последние три недели я имела удовольствие снимать на новый объектив Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO. По фокусному расстоянию он близок к моему любимому Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM, но открывает новые возможности. После привычного для меня фокусного расстояния я достаточно быстро адаптировалась к незначительной разнице и смогла снимать и экспериментировать без преград для творчества. Сразу отмечу, что у объектива нет автоматической фокусировки. Не буду говорить за все жанры фотографии, но в фуд и предметной я настоятельно рекомендовала бы использовать штатив, а при съёмке с естественным светом ещё и выставлять двухсекундный таймер спуска затвора, чтобы избежать возможных смазов, так как в этом объективе нет стабилизатора изображения.

 

Поворот наклонного механизма на 45° и наклон +40°

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO Установки: ISO 100, F4, 1/2 с, 90.0 мм экв.

 

У объектива есть два основных элемента управления осью — ручка наклона и ручка сдвига — и два дополнительных, это кнопки разблокировки поворота механизма наклона и сдвига. Перед установкой или снятием объектива, перед поворотом объектива или механизма наклона всегда блокируйте объектив в положении без наклона и сдвига. Для этого с обратной стороны есть две соответствующие ручки и переключатель, которые по умолчанию установлены в позиции Lock.

 

 

Давайте разберёмся, как это всё работает. Устанавливаем объектив и снимаем основную блокировку. Обязательно делаем кадр, чтобы увидеть те или иные изменения. Кстати, я провела сравнение со 100-мм объективом. Хочу отметить, что передача цвета, рисунок и геометрия мне очень понравились.

 

На обеих фотографиях расстояние от линз до объектов 22 см.

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO Установки: ISO 100, F2.8, 1/4 с, 90.0 мм экв.

 

Для чистоты эксперимента оба кадра сделаны с ручной фокусировкой.

Canon EOS 5D Mark IV / EF 100mm f/2.8L Macro IS USM Установки: ISO 100, F2.8, 1/4 с, 100.0 мм экв.

 

Объектив Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO показал отличную резкость и минимальные хроматические аберрации по краю пятирублёвой монеты, но это заметно только при большом увеличении. У Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM фиолетовый ореол чуть шире. Так как я снимала на полностью открытой диафрагме, поймать в ГРИП всю плоскость монет, установленных на канцелярский пластилин, было сложно, но я считаю, что объективы отлично справились с этой задачей.

Также я сделала два кадра на разные объективы, но с одинаковыми значениями диафрагмы и выдержки, чтобы оценить получившееся боке.

 

Можно заметить, что огни по краям изображения в случае съёмки на Canon TS-E 90mm f/2.8L Macro направлены в разные стороны от центра,...

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO Установки: ISO 100, F2.8, 1/8 с, 90.0 мм экв.

 

...а Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM закручивает боке к центру.

Canon EOS 5D Mark IV / EF 100mm f/2.8L Macro IS USM Установки: ISO 100, F2.8, 1/8 с, 100.0 мм экв.

 

Боке обоих объективов выглядит гармонично и в меру мягко. Заполнение бликов в зоне нерезкости ровное и равномерное. Одиночные линии в зоне нерезкости не двоятся. И всё же боке нового Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO чуть мягче за счёт не такой чёткой границы единичного блика. По характеру рисунка он чуть ближе к портретным, чем к макрообъективам.

Итак, после сравнительных кадров в стандартном положении я начала экспериментировать с наклоном оси. Что же происходит? При наклоне меняется угол оптической оси объектива относительно плоскости изображения, в результате чего создаётся наклон фокальной плоскости. Давайте скажу простым и понятным языком. С помощью изменения наклона оси вы можете регулировать глубину резкости, захватывая в ГРИП больше или меньше деталей объекта при одном и том же значении диафрагмы. Вы спросите: зачем такие сложности, если можно просто изменить один лишь параметр — диафрагму?

 

Уменьшенная ГРИП при максимальном наклоне

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO Установки: ISO 100, F3.5, 1/3 с, 90.0 мм экв.

 

Наклон объектива относительно матрицы позволяет наклонять плоскость фокусировки, захватывая в ГРИП нужное и размывая второстепенные детали. Это бывает полезно при макросъёмке, а также для достижения необычных эффектов. Если направить плоскость фокусировки вдоль снимаемой сцены, то предметы будут в резкости. А чем больше она «пересекает» плоскость снимка, тем меньше ГРИП. Такие эффекты не достигаются только изменением значения диафрагмы.

 

100 мм без сдвига и наклона

Canon EOS 5D Mark IV / EF 100mm f/2.8L Macro IS USM Установки: ISO 100, F4, 1/3 с, 100.0 мм экв.

 

90 мм без сдвига и наклона

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO Установки: ISO 100, F4, 1/3 с, 90.0 мм экв.

 

Чуть выше я приводила в пример снимок монет на объектив Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO с нулевыми значениями наклона и сдвига. Чтобы лучше понять механизм наклона оси, покажу на примере этих же монет, как можно сделать акцент на тот или иной объект, наклонив ось от стандартной линии фокусировки.

 

 

По умолчанию в горизонтальном положении камеры смещение оси происходит по горизонтали, а в вертикальном — по вертикали. Это можно изменить с помощью поворота механизма наклона, но об этом дальше.

 

 

Одним из главных преимуществ наклона оси в коммерческой фотографии я бы назвала как раз возможность захвата в зону резкости основной области объекта. Часто необходимо, чтобы все детали предмета были в фокусе, и не всегда по разным причинам с этим помогает справиться изменение значения диафрагмы.

Я провела эксперимент с этикеткой бутылки. Часто заказчики просят снять кадр с красивым размытием, при этом им важно, чтобы основные детали продукта были в резкости. И при определённых ракурсах управление стандартными параметрами настройки камеры не приводит к желаемому результату. Наклон же оси (вдоль этикетки) позволяет сделать резким основной текст и размыть тень и отражение от бутылки на фоне.

Мне очень понравился художественный эффект от наклона оси. Он создаёт не просто плавное размытие, присущее ГРИП, а закрученную вокруг точки фокуса виньетку. И если в случае небезызвестного Гелиос-40 эффект достигается из-за несовершенства оптической схемы, то в этом тилт-шифт — благодаря наклону фокальной плоскости. А значит результат съёмок легко контролируем. Кстати, при наклоне оси в сторону отрицательной шкалы не только уменьшается зона глубины резкости, но и формируется теневая виньетка. Поэтому, возможно, понадобится незначительное изменение экспозиции, хотя на некоторых кадрах это добавляет определённую атмосферу, поэтому я не вносила правки в параметры.

 

 

Вторая особенность тилт-шифт объектива — сдвиг. Оптическая ось объектива перемещается перпендикулярно фокальной плоскости. Самое актуальное применение сдвига, конечно, в архитектуре, когда высокое здание сужается кверху из-за искажения перспективы, а сдвиг оси параллельно объекту помогает эту самую перспективу выровнять. Мне же очень хотелось применить это на практике в моей области съёмки.

Часто приходится снимать вертикальные объекты (бутылки, например), когда стол должен быть на определённом уровне, и даже длиннофокусные объективы немного нарушают геометрию, сужая объект к верхней части кадра. Если при вертикальной съёмке сдвинуть ось наверх, то бутылка примет правильные геометрические формы. На самом деле, при работе с фокусным расстоянием 90 мм и выше нарушение форм не будет сильно бросаться в глаза, но при рекламной съёмке нужно обращать внимание даже на незначительные изменения пропорций, если клиент не делал акцент на визуальную деформацию объекта для достижения эффекта «внушительности».

 

 

Даже при максимальном сдвиге объектив отлично держит резкость по всему полю кадра.

 

Наклон на +30° для увеличения детализации и сдвиг на +24 мм для сохранения пропорций предметов

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO Установки: ISO 100, F4.5, 1/3 с, 90.0 мм экв.

 

Ещё один пример на монетах. Камера установлена на штатив, и оба кадра сделаны с одной точки без изменения положения камеры, но с максимальным сдвигом вправо и влево.

 

 

Поворот механизма наклона позволяет изменить взаимное расположение блоков наклона и сдвига с перпендикулярного на параллельное, то есть для вертикальной и горизонтальной съёмки. Но это не значит, что их можно использовать только таким образом. Эксперименты с поворотом могут дать интересный художественный эффект на снимках. Но важно помнить про блокировку сдвига и наклона при изменении положения направлений.

На фотографиях ниже я решила сравнить результат с разными значениями наклона и сдвига при повороте. Снимок многоплановый, так как практически каждый объект находится на отдельной вертикальной плоскости в перспективе кадра. Поворот наклонного механизма позволил изменить направление наклона относительно сдвига. В первом случае кадр сделан без поворота, наклон +40°, а сдвиг -44 мм. На втором кадре произведён поворот на ¼, наклон на -60°, а сдвиг +84 мм. В обоих случаях ГРИП довольно небольшая, но благодаря повороту механизма получилось внести некоторые детали снимка в зону резкости (веточку на столе, колбу с тимьяном), сохранив фокус на смысловом центре композиции. Боке в обоих случаях осталось практически одинаковым, на втором снимке огоньки на переднем плане получились мягче за счёт дополнительного размытия.

 

 

У объектива плавное кольцо фокусировки, которое легко позволяет найти нужную в композиции точку. Но я бы рекомендовала не только начинающим, но и профессиональным фотографам при съёмке в Live View включать увеличение, чтобы исключить любой промах.

Как и вся линейка L-объективов Canon, TS-E 90mm f/2.8L MACRO сделан очень качественно, а это важно, учитывая большое количество подвижных элементов в конструкции. У объектива нет люфтов ни в одном узле. Мне особенно понравилось, что даже без блокировки ось самопроизвольно не наклоняется и не смещается, скажем, если случайно задеть штатив. Но при этом рукоятки управления позволяют смещать её плавно, добиваясь точного результата. Пусть для профессионального фотографа (даже не знакомого с такими объективами) всё достаточно понятно, но лучше ознакомиться с инструкцией во избежание непредсказуемых ситуаций. И ещё: на все свои объективы я устанавливаю защитные фильтры. У этого объектива диаметр резьбы составляет 77 мм.

 

Выводы

Три недели тестирования нового тилт-шифт объектива показали мне, что это хороший инструмент как для творческих экспериментов, так и для коммерческой предметной и фуд-съёмки. Не могу ничего сказать про портретную съёмку, так как это не мой профиль. Но если говорить о фокусном расстоянии, то, мне кажется, можно получить и в этом направлении интересные кадры.

 

Сдвиг +24 мм для выравнивания геометрии перспективы и наклон -30°

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO Установки: ISO 100, F3.2, 1/2 с, 90.0 мм экв.

 

Как сильные стороны я бы отметила отличную сборку и возможности очень тонкой работы с глубиной резкости и перспективой кадра. Также всегда можно снимать в нулевых положениях сдвига и наклона, получив при этом отличный фикс-объектив с хорошей резкостью и рисунком. А вот отсутствие автофокуса для меня всё же будет минусом, потому что при частых коммерческих съёмках и работе без штатива с импульсным светом появляется риск промаха по резкости. Разумеется, этот минус субъективен и, возможно, вызван привычкой к довольно быстрому автофокусу Canon EF 100mm 2.8L IS USM Macro. И вторым минусом, влияющим на скорость работы, я бы назвала необходимость блокировать механизмы при повороте объектива и других манипуляциях.

 

Canon EOS 5D Mark IV / TS-E 90mm f/2.8L MACRO Установки: ISO 100, F3.5, 1/3 с, 90.0 мм экв.

 

Но те возможности, которые дарит Canon TS-E 90mm f/2.8L MACRO, с лихвой перекрывают условные минусы. Не будем забывать: речь идёт о профессиональном объективе, созданном для решения прикладных коммерческих задач.

 

Плюсы:

   - возможность тонкой работы с наклоном и поворотом оптической оси;
   - в исходных значениях — отличный 90-мм макрообъектив;
   - хорошая резкость;
   - минимальные хроматические аберрации;
   - хорошая геометрия кадра;
   - высокое качество сборки.

 

Минусы:

   - отсутствие автофокуса и стабилизатора;
   - необходимость блокировать все механизмы при повороте объектива и других манипуляциях.

 

Источник: https://prophotos.ru/reviews/