Profoto A1X: Самый компактный студийный свет в мире

photo-1

Вышедшую в 2017 году вспышку Profoto A1 производитель назвал «самым компактным студийным светом в мире». Конечно, такое определение можно принять за маркетинговый ход, каковым оно и является. Но нельзя отрицать, что за ним и вправду стоит совершенно новый подход к созданию накамерного света, так что команде инженеров Profoto и впрямь было над чем поработать.

На протяжении всей истории эволюции импульсных осветительных приборов студийные источники и накамерные вспышки шли разными путями. В то время как производители студийных моноблоков и генераторных систем делали основную ставку на светотеневой рисунок, производители накамерных вспышек совершенствовали в первую очередь такие технические параметры, как мощность (ведущее число) и скорость перезарядки, а последние лет десять-пятнадцать создавали еще и сложные системы синхронизации множества источников света вроде фирменной системы креативного освещения Nikon (CLS). При этом на мой субъективный взгляд студийного фотографа, производители накамерных вспышек красоту светотеневого рисунка как будто бы игнорировали, да и об эргономике, кажется, имели весьма специфическое представление. Регулировка мощностей через дроби выглядит архаичной, да и какой процент современных фотографов может дать внятное определение понятию «ведущее число»? Скажу крамольную для «старой гвардии» вещь: многие сейчас вообще не представляют, что это такое, и ничегошеньки от этого не теряют с точки зрения конечного результата.

Идея Profoto, насколько я понимаю, заключалась в объединении плюсов этих двух разных миров. Сначала их инженеры добавили в студийное освещение функционал, доступный ранее только в накамерных вспышках. Я говорю о функциях TTL и HSS, появившихся изначально в мобильном приборе Profoto B1, а чуть позже перекочевавшем в студийные моноблоки (Profoto D2) и генераторы (Profoto Pro-10). А затем попытались создать накамерную вспышку, опираясь на принципы, по которым ранее создавался студийный свет: с упором на качество светотеневого рисунка и адекватное управление. Кто из фотографов не хотел бы иметь легкий, компактный, мобильный источник света студийного качества, который всегда под рукой?

 

Еще один немаловажный момент, отличающий вспышки Profoto – они создавались не только для профессиональных фотографов. В современном мире визуальный контент создают блогеры, инстаграмеры. Им тоже необходим хороший свет, однако они не хотят тратить время на изучение чего-либо, связанного с фототехникой. Для них вспышки A1/A1X могут стать идеальным решением благодаря максимальной простоте использования.

 

Что нового

Новая вспышка Profoto A1X является усовершенствованной версией вспышки Profoto A1, успешно продающейся уже два года и хорошо знакомой многим фотографам. Поэтому для начала давайте поговорим об основных отличиях новинки.

 

 

A1X получила более емкий литийионный аккумулятор (2Ah вместо 1.5Ah), что позволяет сделать около 450 вспышек на полной мощности (против 350 у A1). На мой взгляд, емкость огромная, поскольку на практике для большинства фотографов она означает тысячи кадров. Скажем, в режиме, в котором я снимал приведенные ниже фотографии для этого обзора, одного аккумулятора мне хватило бы пять-семь тысяч вспышек. Поэтому за всё время работы с A1 и A1X мне ни разу не пришлось заменить аккумулятор, хотя я всегда имел при себе запасной.

Важно отметить, что аккумуляторы для A1 и A1X полностью совместимы и взаимозаменяемы, отличается лишь их емкость.

Profoto A1X стала еще быстрее. Теперь перезарядка на полной мощности занимает всего 1 секунду вместо 1.2 секунды у Profoto A1. Конечно, и на меньших значениях мощности A1X тоже перезаряжается быстрее предшественницы. На практике даже в режиме серийной съемки самым медленным звеном, как правило, становится флешка: переполнение буфера камеры начинает тормозить процесс раньше, чем вспышка.

Те, кто работал с Profoto A1, сразу заметят изменения в механизме наклона и поворота головы вспышки. Теперь для изменения угла наклона и поворота нужно приложить большее усилие, при этом движения стали гораздо более плавными и, что важнее всего, практически бесшумным – некоторым фотографам не нравился звук трещотки при регулировке наклона на A1.

Похожим образом был улучшен и замочек, фиксирующий вспышку в горячем башмаке – теперь он защелкивается плавнее и тише.

С эстетической точки зрения дизайн претерпел лишь незначительные изменения и по определению производителя стал «немного чище». Исчезли лишние подписи рядом с кнопками, логотип переместился в центр, а в остальном вспышки выглядят как близнецы. Размеры и масса также не изменились.

 

 

Экран, к счастью, остался таким же контрастным, прекрасно читаемым на ярком солнце (конечно, яркость экрана регулируется из меню). А вот над отображением информации дизайнеры поработали, сделав цифры более «жирными». Теперь их лучше видно на большом расстоянии. Я оценил это, когда поднял вспышку под потолок на высокой стойке.

Переработке также подвергся весь интерфейс. Новое меню уже было «обкатано» на Profoto B10 и хорошо принято фотографами. Многие считают, что интерфейс стал более дружественным для новичков, хотя мне кажется, что и в старом даже ребенок мог разобраться с первого взгляда.

 

 

Еще одно важнейшее нововведение – целых 20 радиоканалов вместо традиционных для Profoto восьми. Производитель объясняет такое решение запросом со стороны фотографов, снимающих крупные мероприятия. С ростом популярности Profoto A1 они стали всё чаще встречаться у красных дорожек и, конечно, мешать друг другу, так что потребность в большем количестве каналов резко возросла. Не будем забывать, что радиосинхронизаторы Profoto действуют на расстоянии до 300 метров.

В настоящее время владельцы Profoto A1 могут получить все программные изменения и для своей вспышки, скачав новую прошивку с официального сайта Profoto. При этом старая вспышка также получит новый интерфейс как у A1X и 20 радиоканалов. Обратите внимание, на моем фото цифры на экранчиках обеих вспышек выглядят одинаково, поскольку прошивка A1 уже обновлена.

И, наконец, стоит отметить, что Profoto A1X выпускается в трех вариантах: для камер Canon, Nikon и Sony, в то время как Profoto A1 – только для Canon и Nikon. Конечно, любую из этих вспышек вы можете использовать в связке с любой камерой, в том числе Fujifilm и Olympus. Однако вам будет доступен только ручной режим регулировки мощности, без функций TTL и HSS, либо использовать синхронизаторы Profoto AirTTL для управления Profoto A1 вне камеры: в этом случае функции TTL и HSS будут работать и с камерами Fujifilm и Olympus.

При работе над A1X в общей сложности было сделано более 30 улучшений. По сравнению с Profoto A1 новая вспышка стала, говоря словами производителя, «немного лучше во всем».

 

Основной функционал – знакомимся со вспышкой

При создании Profoto А1 все технические решения были направлены на достижение трех основных целей:

Красивый свет, который выглядит более естественно, чем при применении обычных накамерных вспышек.
Простота использования, в том числе для новичков, никогда раньше не работавших со вспышкой.
Скорость перезарядки и емкость аккумулятора, позволяющие фотографу не упустить важный кадр.

Все улучшения A1X, в сущности, направление на решение тех же задач и, конечно, небольшую работу над ошибками. Давайте посмотрим, насколько получившийся продукт соответствует громким обещаниям.

В этом обзоре мы рассмотрим набор «Profoto A1X Off-Camera Kit», включающий радиосинхронизатор Connect. Такой комплект продается в большой красивой коробке и стоит существенно дешевле, чем вспышка и синхронизатор по отдельности.

 

 

В коробке мы можем найти:

Вспышку Profoto A1X с аккумулятором.

Удобный чехол со съемным плечевым ремнем.

Куполообразный рассеиватель (Dome Diffuser).

Компактный отражатель (Bounce Card) в отдельном мягком мешочке. 

Подставку под вспышку (с резьбовым креплением на стойку или штатив).

Зарядное устройство для аккумулятора.

Синхронизатор Profoto Connect с очень удобным защитным чехлом.

Кабель USB-C на USB-A для зарядки синхронизатора.

 

 

Сама вспышка имеет привычный размер, близкий к флагманским фирменным вспышкам Canon и Nikon. Её габариты: 7.5х16.5х10.8 см, масса с аккумулятором – 560 г.

 

 

Тем, кто видит её впервые, в глаза сразу бросается круглая голова. Это и есть главная особенность Profoto A1/A1X. Вспышка дает красивое круглое световое пятно с плавным угасанием по краям. Такой эффект достигается не только благодаря круглой форме, но и в результате использования особой линзы френеля, разработанной для A1 и оставшейся точно такой же на A1X. Я до сих пор хорошо помню, как несколько лет назад при моем первом знакомстве с A1 менеджер Profoto, руководивший этим проектом, с особой гордостью описывал именно невероятно трудоемкий процесс создания этой линзы.

К сожалению, такие категории как «красота светового пятна» нельзя выразить в сухих цифрах и привести в сравнительных таблицах спецификаций, но именно они отличают от «аналогов» действительно качественный продукт, создаваемый компанией с огромным опытом и ресурсами.

Световое пятно можно плавно зумировать. Чтобы сделать световой поток более узким или широким фотограф может вращать специальное кольцо, расположенное на передней части головы, по аналогии с кольцом зума на объективе камеры – очень удобно и интуитивно! Привод зума не механический, а электронный. Это дает возможность задавать положения зума из меню или включить автоматический режим, при котором ширина светового потока будет выбираться исходя из фокусного расстояния (угла обзора) используемого объектива. Возможный диапазон – от 32 до 105 мм (в 35 мм эквиваленте). Текущее положение зума отображается на экране:

 

 

Максимальная мощность Profoto A1X, как и Profoto A1 – 76 Ws.

На передней линзе A1/A1X выделяются два светодиода. Это постоянный «пилотный» свет. Причем не просто подсветка автофокуса, встречающаяся на некоторых других вспышках, а именно полноценный «пилот», как у студийных приборов Profoto. Он также зумируется при вращении кольца, что позволяет фотографу сразу увидеть, как выглядит световое пятно, куда лягут тени, какой рисунок получится в кадре. Всё очень наглядно.

 

 

Здесь же, вокруг передней линзы, расположено магнитное крепление для дополнительных аксессуаров. Но к ним мы еще вернемся чуть позже.

На фронтальной части бросается в глаза еще одна особенность, отличающая A1/A1X – съемный аккумулятор, расположенный прямо снаружи корпуса. Такое размещение позволяет мгновенно менять его одним движением руки. Очень удобное решение для свадебных фотографов и фотожурналистов.

Применение литийионного аккумулятора обеспечивает равномерную отдачу энергии и стабильную скорость перезарядки. Те, кому доводилось хоть раз снимать в репортажном режиме используя обычную вспышку с батарейками или никельными аккумуляторами формата AA, должны хорошо помнить эффект снижения скорости перезарядки по мере опустошения аккумулятора. Свадебные фотографы часто меняют во вспышке еще наполовину не использованный аккумулятор на полностью заряженный, чтобы не упустить важный момент из-за вынужденных пауз между кадрами. Процесс замены аккумуляторов или батареек при этом начинает напоминать непрерывное подбрасывание дров в камин. С литийионным аккумулятором таких проблем нет – скорость перезарядки не будет снижаться вплоть до самого последнего кадра.

Сбоку от аккумулятора расположена лазерная подсветка автофокуса, так что вам не придется использовать для этих целей пилотный свет.

 

 

На задней (обращенной к фотографу) панели Profoto A1/A1X расположен огромный экран. На фотографиях сложно оценить его размер и качество, но когда берешь вспышку Profoto в руки, в сравнении с привычными вспышками это ощущается как современный смартфон в сравнении со старым кнопочным телефоном.

Интерфейс вспышки максимально приближен к интерфейсу студийных приборов Profoto.

Основной элемент управления – расположенное в центре колесико, позволяющее регулировать мощность импульса. Максимальное значение, как и всегда у Profoto, обозначается как 10. Каждая целая единица (9.0, 8.0 и так далее) соответствует одной ступени экспозиции (f-stop). Регулировка возможна с шагом 1/10 ступени. Диапазон регулировки – 9 ступеней (от 2 до 10).

Белая кнопка, как и на всех импульсных приборах Profoto, отвечает за тестовое срабатывание. Кнопка с пиктограммой лампочки – пилотный свет. Тут вообще всё как в студии! Например, можно выбрать любой из трех способов уведомления о перезарядке (готовности): звук, гашение пилотного света или звук плюс гашение пилота. А для пилотного света можно установить значение «пропорционально импульсному», чтобы сразу оценивать изменение светотеневого рисунка, меняя мощность в сложной схеме с несколькими вспышками. Уверен, студийщики поймут мои эмоции!

Осталось упомянуть еще один переключатель, расположенный сбоку – он позволяет выбрать ручной режим или TTL. Таким образом, все важные функции вынесены на отдельные элементы управления, для обеспечения максимально быстрого к ним доступа (колесо регулировки мощности, кольцо зумирования и переключатель TTL-MAN). Остальные же функции и настройки, которые вряд ли кому-то потребуется моментально менять во время съемки, убраны в простое и интуитивно понятное меню, чтобы не перегружать кнопками корпус и не запутывать новичков.

 

TTL и HSS

При съемке камерами Canon, Nikon и Sony на Profoto A1/A1X доступны режимы TTL и HSS при использовании вспышки на камере, а для Olympus и Fuji – вне камеры с синхронизатором Profoto AirTTL.

TTL – автоматический режим, при котором вспышка сама выбирает необходимую мощность импульса. При этом другие параметры съемки, влияющие на экспозицию – такие как выдержка, диафрагма и светочувствительность (ISO) – вы можете как задавать вручную, так и доверить автоматике камеры. В любом случае вспышка сама установит необходимую мощность.

Уникальная особенность всех вспышек Profoto, обладающих этой функцией, заключается в том, что при переключении из режима в TTL в ручной (Manual) вспышка остается на мощности, соответствующей последнему значению замера экспозиции. То есть вы можете сделать пробный кадр в автоматическом режиме, а затем переключиться в ручной, используя результаты работы автоматики в качестве отправной точки для дальнейшей настройки. Такой подход здорово экономит время и упрощает работу.

Я не буду описывать принцип работы этого режима – при желании вы легко найдете всю техническую информацию в интернете. Однако хочу остановиться на одном моменте, непонимание которого часто приводит к неправильному использованию вспышки и, как следствие, жалобам на её якобы некорректную работу.

Важно понимать, что необходимую экспозицию (освещенность) определяет не вспышка, а ваша камера! Камера сообщает вспышке, сколько света ей нужно. А вспышка лишь устанавливает необходимое для этого значение мощности. И делает это, надо заметить, безошибочно. Если после включения автоматического режима вспышки (TTL) вы получили «пересвет» или «недосвет», дело не во вспышке. Разберитесь с настройками камеры – в инструкции к ней вы обязательно найдете соответствующий раздел. Имейте в виду, что вы сами можете выбрать подходящий режим оценки камерой экспозиции: оценка по всему полю кадра, в какой-то области или только в центральной точке. Так, например, если вы фотографируете очень маленький темный объект на фоне белой стены, а камера будет оценивать яркость всего кадра целиком, она «запросит» у вспышки недостаточную мощность, поскольку будет считать кадр и без того достаточно светлым.

Режим HSS позволяет использовать вспышку при съемке с выдержками, короче выдержки синхронизации вашей камеры. В случае с Profoto A1X она может доходить до 1/8000 секунды. Функция HSS активируется автоматически, если настройки камеры предполагают такую необходимость. Проще говоря, если вы выкрутите значение выдержки выше параметра x-sync, или камера сделает это сама (в автоматическом режиме или режиме приоритета диафрагмы), то вспышка самостоятельно включит режим HSS.

Как и в случае с TTL, я не буду подробно останавливаться на технических аспектах режима HSS – на эту тема написано уже много статей, найти которые не составит труда. Но и здесь есть один важный момент, заслуживающий упоминания. Как известно, при использовании HSS мы неизбежно теряем мощность вспышки, причем так, что в ряде случаев данный режим становится бесполезным. Однако инженерам Profoto удалось разработать технологию, названную «HSS Boost», позволяющую значительно снизить потери мощности. Так что в Profoto A1/A1X этот режим работает значительно лучше, чем в других вспышках.

 

Радиосинхронизация

Profoto A1X (как и A1) создана для применения как на камере, так отдельно, в качестве выносной вспышки.

Встроенная система Profoto Air позволяет поджигать вспышку любым синхронизатором Air, включая самые старые модели: AirSync, AirRemote, AirTTL и, наконец, новым Profoto Connect, речь о котором пойдет чуть ниже. Кроме того, будучи установленной в горячий башмак камеры, вспышка может использоваться в качестве передатчика. При этом сама она может и не срабатывать, если выбрать в меню соответствующую опцию.

 

Profoto Connect

Profoto Connect, появившийся в продаже этой весной, пока еще можно назвать новинкой. Это бескнопочный радиосонхронизатор с лаконичным дизайном в виде небольшого черного диска, который, на первый взгляд, кажется почти монолитным. Диаметр Connect всего 45 мм, а весит он 43 грамма.

 

 

Этот самый простой синхронизатор Profoto был создан для того, чтобы максимально облегчить новичкам первые шаги при работе с выносной вспышкой. Конечно, в первую очередь речь идет об уже упомянутых выше фотографах, никогда не снимавших с импульсным светом и не стремящихся разбираться в технике. И с этой задачей Connect справляется на все сто! По умолчанию (с заводскими настройками) синхронизатор настроен на канал 1A, как и вспышки A1/A1X. Фактически это означает, что фотограф может вообще ничего не знать ни о каких каналах и группах, и даже не догадываться об их существовании. Если просто достать оба устройства из коробки и включить, всё заработает само. Признаюсь, несмотря на огромный опыт работы с оборудованием Profoto (и вечное стремление контролировать каждый параметр вручную), даже я оценил, как это удобно – просто воткнуть маленькую красивую штучку в башмак камеры и не смотреть, что за канал там стоит. Я ощутил это в суматохе выездной съемки, когда погода внесла коррективы во все наши планы. Думаю, свадебным фотографам тоже должно понравиться.

 

 

Как я уже отметил, Profoto Connect не имеет ни одной кнопки. Только крепление для установки в башмак камеры и маленький usb разъем для зарядки и обновления прошивки. Вся верхняя часть цилиндра вращается, позволяя установить синхронизатор в одно из трех положений: manual — auto — off (ручной — автоматический — выключен).

 

 

Для тех, кому нужен расширенный функционал, включая выбор каналов и групп, а также дистанционное управление мощностью, есть возможность подключить Connect с помощью Bluetooth к телефону или планшету и установить фирменное приложение Profoto. К сожалению, в настоящий момент оно доступно только для устройств Apple.

В то время как одним фотографам управление с помощью приложения в телефоне кажется отличной идеей, других оно категорически не устраивает. К счастью, создавая новые вспышки и синхронизаторы Profoto продолжает придерживаться принципа полной совместимости всех устройств, так или иначе связанных с технологией Air. Вы можете вручную контролировать мощность A1X со старенького синхронизатора AirRemote, а можете «поджигать» топовый студийный генератор Pro-10 лаконичным бескнопочным Connect и снимать в полностью автоматическом режиме TTL. Каждый выберет для себя оптимальный вариант.

 

Дополнительные аксессуары

В комплекте с Profoto A1X вы получите куполообразный рассеиватель (Dome Diffuser) и компактный отражатель (Bounce Card).

Рассеиватель представляет собой матовый колпачок в форме полусферы. Как и следует из названия, он выполняет роль диффузора, рассеивая свет, а также делает световой поток шире.

 

 

Назначение отражателя хорошо известно всем фотографам, снимающим репортаж, направляя вспышку в потолок. Он позволяет перенаправить часть светового потока вперед и, что для многих важнее всего, создать блик в глазу. Как видите, Bounce Card от Profoto имеет размеры значительно больше маленьких карточек, встроенных в фирменные вспышки от производителей фотокамер. Размер в данном случае важен – недаром многие фотографы цепляют на вспышки Canon и Nikon листочки бумаги с помощью канцелярских «денежных» резинок.

 

 

В настоящее время доступны и другие насадки: мягкий складной колпак-отражатель Soft Bounce; комплект цветных конверсионных фильтров (Gel Kit), помогающих сбалансировать цвет различных ламп при съемке в помещении; широкоугольный рассеиватель (Wide Lens) и комплект сотовых решеток (Grid Kit), включающий 10 и 20-градусные соты. Однако приобретать их придется отдельно.

Все аксессуары устанавливаются и снимаются одним движением руки благодаря очень удобному магнитному креплению. Все они устроены так, что сочетаются между собой. Держатель компактного отражателя не мешает устанавливать купольный диффузор. Который, в свою очередь, прекрасно ставится поверх цветных фильтров. Возможны любые сочетания.

Есть вероятность, что в ближайшее время линейка аксессуаров для A1/A1X пополнится новыми светоформирующими насадками.

 

Приступаем к тестированию

В этом обзоре я намеренно использую только фотографии, сделанные без применения зонтов и софтбоксов (чаще всего с накамерными вспышками используют небольшие октабоксы). Хотя, безусловно, многие фотографы будут использовать A1X именно так. И, конечно, вспышка прекрасно для этого подходит. Но мне было важно показать, во-первых, как A1X светит сама по себе, как её световой поток отличается от других вспышек. И, во-вторых, продемонстрировать, что можно сделать, используя только стандартный комплект.

По той же причине я решил не использовать сложные световые схемы с двумя и более вспышками, цветными фильтрами и т.п. Вы можете найти множество таких съемок в интернете. Profoto открывает для этого широчайшие возможности, поскольку A1X прекрасно сочетается с другими источниками света, как мобильными, так и студийными. Но, на мой взгляд, такие фотографии гораздо менее информативны с точки зрения особенностей самих A1/A1X.

 

Световое пятно

Чтобы получить представление о том, как светит вспышка, давайте сделаем несколько кадров, направив её прямо на модель. Для начала не будем использовать какие-либо насадки, только прямой жесткий свет. Дистанция до модели около 1.5 метров, вспышка стоит на стойке и, конечно, является единственным источником света (никаких отражателей).

 

 

Вспышка ожидаемо дает жесткий направленный свет, рисующий резкие, почти солнечные тени. Такой свет хорошо прорабатывает мелкую текстуру кожи и ткани.

 

 

Добавим куполообразный рассеиватель

Сразу признаюсь, что я полюбил этот диффузор и использовал его практически постоянно. Для наглядности переместимся на циклораму и сделаем несколько кадров, также оставив вспышку на стойке, но в этот раз подняв её выше и установив дальше от модели (расстояние около двух метров, высоту вы можете легко оценить по направлению тени). Вспышка всё так же будет единственным источником света.

 

 

Диффузор помог сформировать значительно более широкий световой поток, рассеяв свет. При этом угасание светового пятна от центра к краям стало значительно более плавным. Рассеянный свет также обеспечил существенно более низкий контраст, по сравнению с направленным – тени стали значительно светлее.

 

 

В то же время, площадь источника света не увеличилась, поэтому свет остался довольно жестким (при снижении контраста и гораздо более равномерном затухании от центра к краям).

 

Функция зумирования

Изначально в накамерных вспышках функция зумирования светового потока служила лишь одной цели – необходимости соответствовать углу обзора объектива чтобы, по возможности, освещать всё пространство, попавшее в кадр. В случае же с Profoto A1 и A1X, претендующих на право называться студийным светом, мы рискнем поговорить о том, что в англоязычной терминологии называют Light Shaping. То есть о рисовании светом, когда фотограф стремится не просто как можно равномернее залить всё поле кадра, а высветить необходимую область более узким пучком, выделить главное, поставить акцент и так далее.

 

 

Конечно, с точки зрения лайтшейпинга было бы глупо даже пытаться всерьез сравнивать A1X со студийными приборами Profoto, с их невероятным парком из более чем полутора сотен светоформирующих насадок. Но, в то же время, мы получили действительно неплохой по функционалу инструмент для формирования красивого круглого светового пятна с возможностью зумирования и изменения плавности растушевки его границ (не забываем про волшебный колпачок). Что, надо признать, несравнимо с привычными накамерными вспышками, не дающими для лайтшейпинга вообще никаких возможностей.

 

Использование отражений и создание естественного освещения

Мы привыкли думать, что освещение в кадре, при съемке которого использовалась вспышка, всегда выглядит искусственным. Однако, используя отражения от различных поверхностей, фотографы могут успешно имитировать естественное освещение (скажем, свет от окна) или удачно его дополнять.

 

 

В данном случае я использовал комбинирование дневного света с отражением, направив вспышку в стену за своей спиной.

 

 

Конечно, при таком подходе описанная выше уникальная линза теряет свою значимость. Здесь на первый план выходит мощность и высокая скорость перезарядки. Впрочем, последняя несущественна, скажем, для предметной съемки, но критически важна при работе с живой моделью, если, конечно, вы хотите поймать нужный вам взгляд и фазу движения.

 

Profoto A1X в качестве источника заполняющего света

Здесь я также использовал комбинацию света от вспышки и естественного освещения. Но если в предыдущем примере естественное освещение сводилось к относительно тусклому (из-за облачности) рассеянному свету, и мне было действительно необходимо осветить модель, то теперь клонящееся к закату солнце, наконец, заглянуло в окно студии, осветив мою модель прямыми лучами. Так что подход изменился.

 

 

Прямой солнечный свет, особенно в предзакатные «золотые часы», очень красив. Как и большинство фотографов, я очень люблю с ним работать. Однако сам по себе он может быть очень контрастным, с почти черными «провальными» тенями (особенно в темном окружении, где отсутствуют отражения, создающие заполнение). Итак, я не хотел изменять естественный свето-теневой рисунок, создаваемый солнцем, но мне было необходимо снизить контраст, осветлив тени.

 

Для этих целей очень удобно использовать источник света, расположенный фронтально. В данном случае я снова надел на вспышку купольный диффузор и расположил её рядом с камерой. Результат вы можете видеть на фото. Главная хитрость при таком применении вспышки – не переборщить с её мощностью.

 

Еще несколько примеров использования Profoto A1X

Изучив все технические нюансы новой вспышки в условиях студии, я решился взять её с собой на съемку для московского бренда одежды, с которым сотрудничаю уже не первый год, и поработать с ней на открытой локации.

 

 

Как и в студийных условиях, используя прямой свет от вспышки, я практически всегда устанавливал на неё куполообразный диффузор. Благодаря ему свет выглядит не так искусственно. Но, в то же время, он и не слишком рассеян – фактура ткани и все детали прекрасно проработаны.

 

 

Для получения более мягкого освещения я использовал отраженный свет, направляя вспышку в складной рефлектор. В данном случае это был большой (120 см) отражатель Profoto Collapsible Reflector Gold/White L, который всегда сопровождает меня на выездных съемках. Здесь я использовал для отражения белую сторону.

 

 

Для получения более мягкого освещения я использовал отраженный свет, направляя вспышку в складной рефлектор. В данном случае это был большой (120 см) отражатель Profoto Collapsible Reflector Gold/White L, который всегда сопровождает меня на выездных съемках. Здесь я использовал для отражения белую сторону.

 

 

Чтобы усилить фактуру и подчеркнуть объемы, можно разместить отражатель выше, а вспышку приблизить к нему, уменьшив размер светового пятна, тогда свет станет более жестким.

 

 

Я не работаю в жанре репортажа, но даже при коммерческой съемке одежды порой возникают ситуации, заставляющие примерять на себя и такую роль. В какой-то момент у меня появилась возможность зайти вместе с моделью в леваду с несколькими десятками лошадей. Ни о какой установке там света не могло быть и речи, зато мы могли свободно перемещаться и сделать несколько кадров, используя вспышку в накамерном положении. И, конечно, тут тоже не обошлось без купольного диффузора.