Тест объектива Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro
Описание, конструкция, дизайн
Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro — это сравнительно новый объектив. Он был анонсирован компанией в сентябре 2017 года и заполнил пустующую ранее нишу «настоящих» макрообъективов с масштабом съёмки 1:1. Напомним, что его предшественник — Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro — снимал макро с масштабом вдвое меньше и, по сути, закрывал в первые годы существования системы смежную портретную нишу.
Зато новый XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro получился действительно добротным макрообъективом! Здесь и съёмка 1:1, и совместимость с телеконвертерами, и четырёхосевой стабилизатор изображения. Впрочем, и ценой новинка, мягко говоря, удивляет — именитые полнокадровые аналоги из мира зеркалок стоят дешевле.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F5.6, 1/480 с, 120.0 мм экв.
В нашем тесте мы решили испытать этот объектив не только в макро- и предметной съёмке, но и в других жанрах фотографии. Ведь согласитесь, за столь значительные деньги фотограф вправе рассчитывать на универсальный инструмент топового класса. Получит ли он его в лице Fujinon XF 80mm F2.8? Проверим…
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F8, 1/6 с, 120.0 мм экв.
Конструкция и дизайн
Объектив нельзя назвать компактным по меркам беззеркальной фотосистемы Fujifilm X. В системе он один из самых крупных: 130 мм в длину, диаметр светофильтра 62 мм, вес 750 грамм. Видимо, разработчики отбросили все иллюзии по поводу минимизации конструкции и не стали искать компромиссных решений, сосредоточившись лишь на качестве изображения. Также не будем забывать про совместимость с конвертерами: чтобы её обеспечить, пришлось «утопить» задний линзоблок вглубь тубуса, увеличив тем самым габариты объектива.
Внешняя отделка корпуса выполнена из пластиковых деталей (из металла — кольцо диафрагмы и байонет). Конструкция монолитная: ни один внешний элемент не перемещается во время фокусировки. Объектив получил пыле- и влагозащиту, проявлением которой является резиновое уплотнение байонета. Гарантируется корректная работа объектива при температуре до -10 градусов.
Органов управления на корпусе не так уж мало. Кроме широкого кольца ручного фокуса (традиционно для Fujifilm оно электронное), здесь есть отдельное квазимеханическое кольцо установки значения диафрагмы, выключатель стабилизатора и селектор дистанций фокусировки: 25 — 50 см, от 50 см до бесконечности и полный диапазон. Переключатели довольно мелкие и жёсткие, что осложняет их использование без отрыва от видоискателя, а такая необходимость периодически появляется.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/400 с, 120.0 мм экв.
Сильная сторона этого объектива — стабилизатор. Заявляется, что выигрыш от его использования может составить до 5 ступеней выдержки. А система стабилизации компенсирует колебания по четырём осям: наклонные вверх-вниз и вправо-влево, а также линейные вверх-вниз и вправо-влево. Второй тип смещений может вызывать смаз при съёмке со сверхмалых дистанций. Примечательно, что при установке на Fujifilm X-H1 стабилизатору в камере остаётся лишь одна ось стабилизации — вращательные движения плоскости матрицы, все остальные смещения отрабатывает объектив.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/240 с, 120.0 мм экв.
Оптическая схема довольно сложна для фикса. Она состоит из 16 элементов в 12 группах, включая одну асферическую линзу, одну супернизкодисперсионную линзу и три низкодисперсионные линзы. На переднюю линзу нанесено фтористое покрытие для защиты от загрязнений.
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 3200, F4.5, 1/500 с, 120.0 мм экв.
За фокусировку здесь отвечают бесшумные линейные моторы. Кажется, в мире беззеркалок кольцевые моторы окончательно уступили пальму первенства линейным.
Примечательно, что объектив совместим с двумя оригинальными телеконвертерами Fujifilm XF1.4X TC WR и Fujifilm XF 2X TC WR. О работе с ними, а также о практике съёмки на Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro — на следующей странице теста.
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 2x установки: ISO 400, F8, 1/3800 с, 240.0 мм экв.
Объектив в работе
Я не рассматривал Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro как только макрообъектив ни минуты с момента знакомства. Во-первых, цена несколько отрезвляет: она великовата для узкоспециализированного инструмента. Однако, современные макрообъективы последних лет имеют сопоставимую стоимость.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F4.5, 1/320 с, 120.0 мм экв.
Во-вторых, сразу стало понятно, что два основных минуса истинных макрообъективов — жестковатый рисунок и медленный автофокус — здесь сведены к минимум. Таким образом, в руках у меня оказался довольно универсальный умеренный телевик-портретник. И да, с возможностью макросъёмки!
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 2x установки: ISO 200, F8, 1/28 с, 240.0 мм экв.
Особенности макросъёмки
Максимальный масштаб макросъёмки
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F8, 1/12 с, 120.0 мм экв.
Поэтому первые кадры я всё же выполнял именно в макродиапазоне. За счёт работы на APS-C матрице объектив в масштабе 1:1 обеспечивает большую крупность плана.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F4.5, 1/150 с, 120.0 мм экв.
Можно увеличить крупность с помощью телеконвертера. При этом дистанция фокусировки остается той же, но масштаб съемки увеличивается в 1,4 или 2 раза в зависимости от используемого конвертера. То есть возможна макросъемкема в масштабе до 2:1.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 2x установки: ISO 200, F14, 1/2 с, 240.0 мм экв.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 25 см от плоскости матрицы. Этого достаточно в том числе для съёмки насекомых в природе.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F4, 1/300 с, 120.0 мм экв.
С другой стороны, с предметной съёмкой в маленькой студии могут возникнуть сложности: 122 мм эквивалентного фокусного расстояния потребуют сравнительно большой дистанции съёмки. Однако смею предположить, что любителями бьюти-съёмки такое фокусное как раз будет востребовано.
В макродиапазоне автофокус объектива работает уверенно в покадровом режиме и чуть-чуть неуверенно в непрерывном. Важно: мы говорим о том случае, когда лимитер дистанции установлен в положение от 25 до 50 см. Поймать насекомое в полёте удастся только с предварительной фокусировкой, но для статичных сюжетов серьёзных ограничений нет.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F8, 1/280 с, 120.0 мм экв.
Если переключиться на ручную фокусировку, то на первый план выходит специфика работы с электронным кольцом автофокуса. Такая реализация ручного фокуса требует привыкания из-за нелинейности хода кольца. Фокус смещается резко, если крутить кольцо быстро, и очень медленно, если вращать кольцо с нормальной скоростью. Мне показалось, что ход кольца великоват: чтобы пройти весь макродиапазон от 50 до 25 см в среднем приходится делать больше одного полного оборота кольца. Зато за точность переживать точно не приходится.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F5.6, 1/480 с, 120.0 мм экв.
Очень хорошо выручает стабилизатор изображения. Он не всегда предоставляет возможность работы с более короткими выдержками, ведь при съёмке на улице смаз чаще бывает из-за ветра. Но он точно делает работу автофокуса более уверенной.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/640 с, 120.0 мм экв.
Многие макрообъективы существенно теряют реальную светопропускающую способность при фокусировке на МДФ. Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro — это один из немногих объективов, лишённых этой особенности. И это очень важно для макросъёмки!
Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro как телеобъектив
Я много снимал на этот макрообъектив как на обычный телевик. Лимитер дистанции фокусировки при этом стоял в положении от 50 см до бесконечности. Среднее время полного прогона автофокуса составляет около полутора секунд. Не супербыстро, но достаточно для не слишком динамичных сюжетов.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 400, F6.4, 1/100 с, 120.0 мм экв.
Так, поймать птицу в полёте крупным планом мне практически не удавалось, зато зафиксировать её же в относительно статичной позиции — без проблем.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 400, F2.8, 1/1700 с, 120.0 мм экв.
Из сферы применения этого объектива я бы исключил экстремальный репортаж. Но крупноплановая съёмка, умеренный репортаж, тревел — это его жанры.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F8, 3 с, 120.0 мм экв.
Работа с телеконвертерами
И здесь самое время вспомнить о телеконвертерах, которые совместимы с Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro. Fujifilm XF1.4X TC WR увеличивает эквивалентное фокусное расстояние до 112 мм (168 мм экв.), а светосилу снимает до f/4. На работе автофокуса применение такого конвертера почти никак не сказывается.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 400, F2.8, 1/1600 с, 120.0 мм экв.
Конвертер, безусловно, крадёт немного резкости. Однако на открытой диафрагме картинка всё ещё чёткая и живая, фактура пера птицы различима.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 1.4x установки: ISO 200, F4, 1/2900 с, 168.0 мм экв.
Но если снять один сюжет на разных диафрагмах, хорошо заметно, что диафрагмирование до f/5.6 повышает детализацию кадра.
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 2x установки: ISO 400, F8, 1/1000 с, 240.0 мм экв.
Если же полуторакратного увеличения недостаточно, ставим двукратный конвертер Fujifilm XF2X TC WR, получая фокусное расстояние 160 мм (240 мм экв.). Падение светосилы становится заметнее — до f/5.6. Но в целом связка получается по-прежнему рабочей с открытой диафрагмы. Лишь автофокус становится заметно менее цепким, допускает пустые прогоны. Так что это решение для крайних случаев, когда нужно любой ценой получить нужную крупность плана.
Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro как портретный объектив
Мы не могли не попробовать этот объектив в роли портретника. Сравнительно большое фокусное, высокая светосила — что ещё нужно?
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 320, F2.8, 1/120 с, 120.0 мм экв.
На самом деле, нужен ещё и мягкий рисунок. И здесь XF 80mm F2.8 выступает в роли не обычного макрообъектива. Напомню, этому классу оптики свойственны некоторая жёсткость боке, неприятные глазу двоения. Но наш герой по характеру боке ближе к портретникам.
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/210 с, 120.0 мм экв.
Он очень здорово прорисовывает объём на лицевых и поясных портретах. Глубина резкости достаточна для художественного размытия даже самого нехудожественного фона. На f/2.8 можно легко ставить акцент на глазах портретируемого, размывая всё, кроме лица.
При этом дистанция съёмки оказывается сравнительно большой, что позволяет избежать искажения пропорций лица даже при большой крупности плана — хорошее решение для бьюти-съёмки.
Однако нужно опасаться резкости Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro. Он из тех объективов, которые ваш ретушёр возненавидит раз и навсегда — за высочайшую детализацию в прорисовке кожи. Поэтому в случае портретных съёмок лучше уделить повышенное внимание мэйкапу.
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/170 с, 120.0 мм экв.
При съёмке портретов я использовал автофокусировку по глазам. С этим объективом она работает прекрасно. Просто забываешь о том, что область автофокуса раньше приходилось выбирать вручную.
Детализация. Виньетирование
Чтобы разобраться с вопросами резкости объектива, мы отсняли серию кадров на всех диафрагмах с одним и тем же сюжетом. Если на реальных «жизненных» сюжетах объектив был идеально резок на открытой диафрагме, то на более «искусственных» пейзажах заметно некоторое снижение резкости по периферии кадра.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F4.5, 1/3000 с, 120.0 мм экв.
Детализация в центре практически идеальная, но ближе к краю падает до умеренной. Также на открытой диафрагме присутствует небольшое виньетирование. А вот геометрических искажений наш тестовый сюжет не выявил.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/1700 с, 120.0 мм экв.
Закрываем диафрагму до f/4, и резкость по краю поднимается, а виньетирование существенно ослабевает. Разница в уровне детализации между центром и краем кадра становится значительно меньше. И всё же лучший результат получается при f/5.6. Тут уже к детализации не придерёшься, а виньетирование полностью уходит.
Так же обстоят дела и на f/8, и на f/11. После f/16 начинается снижение детализации из-за дифракции. Примечательно, что закрыть диафрагму сильнее f/22 нельзя. Обычно макрообъективы позволяют работать и с меньшими значениями относительного отверстия.
Хроматические аберрации
Даже на самых провокационных сюжетах, где есть чёткие границы чёрного и белого, увидеть хроматические аберрации при съёмке на Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro не получится. Они неплохо исправлены оптически.
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 400, F2.8, 1/2900 с, 120.0 мм экв.
Вероятнее всего, дополнительно применяется программная коррекция. При открытии RAW в продуктах Adobe сообщается, что профиль коррекции уже применён.
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F8, 1/3800 с, 120.0 мм экв.
Контровый свет. Бликозащита
Несмотря на то что мы провели всю съёмку без бленды, ни разу контровой или боковой свет не создал нам сложностей. Объектив отлично отрабатывает встречный свет, не образуя бликов и засветок, не теряя контраста.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 400, F9, 1/240 с, 120.0 мм экв.
Стабилизатор
Боке
Одно из главных достоинств Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro — сочетание высокой детализации и мягкости рисунка, нехарактерного для макрооптики.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 250, F2.8, 1/100 с, 120.0 мм экв.
Одиночные блики в зоне нерезкости имеют равномерное заполнение без «луковых колец» и контрастных каёмок, как у хорошего портретника. Накладываясь друг на друга, блики не дают «эффекта чешуи». Боке смотрится мягко, воздушно и приятно, не содержит двоений.
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/350 с, 120.0 мм экв.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F5.6, 1/600 с, 120.0 мм экв.
Выводы
На поверку Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro оказался очень многофункциональным объективом. Несмотря на присутствие в названии слова Macro, это не классический макрообъектив: его сфера применения намного шире.
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 320, F2.8, 1/120 с, 120.0 мм экв.
Это новая тенденция, которую развивают преимущественно производители беззеркальных камер. Fujifilm довольно смело совместил мягкость боке портретной оптики и детализацию макрообъектива, масштаб съёмки 1:1 и относительно высокую скорость автофокуса за счёт применения трёхпозиционного лимитера. И этот эксперимент удался.
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/420 с, 120.0 мм экв.
Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro может одновременно быть и макро-, и портретным объективом, и тревел-телевиком. Разве что для быстрой репортажной съёмки скорости автофокуса ему может немного не хватить. Стабилизатор реально помогает при съёмке с рук, но чуть-чуть не дотягивает до компенсации пяти ступеней выдержки. На четыре ступени относительно критического значения вы можете рассчитывать смело.
X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/750 с, 120.0 мм экв.
Оптически объектив очень хорош. Придраться можно разве что к лёгкому падению детализации на краю кадра при f/2.8 и f/4. На этих же значениях присутствует небольшое виньетирование. Однако в целом его резкость высокая, уровень хроматических аберраций на снимках близок к нулю. Он хорошо держит контровый свет. При фокусировке на МДФ реальное светопропускание объектива не падает, что является важной особенностью в макросъёмке. Боке объектива мягкое и приятное глазу.
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F5.6, 1/680 с, 120.0 мм экв.
Стоит ли эта модель своих денег? Если брать в расчёт его универсальность, то да. Ведь перед нами высококачественный и многофункциональный объектив, а не «просто макрик».
X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 2x установки: ISO 200, F8, 1/34 с, 240.0 мм экв.
Плюсы
высокая детализация;
отсутствие хроматических аберраций;
мягкое и приятное боке;
возможность съёмки в масштабе до 1:1;
относительно быстрая фокусировка за счёт трёхпозиционного лимитера;
уверенная работа в контровом свете;
эффективный оптический стабилизатор;
удобное кольцо установки диафрагмы;
совместимость с телеконвертерами.
Минусы:
сравнительно большой размер и вес;
скорость автофокуса недостаточна для динамичного репортажа;
присутствует небольшое падение детализации на периферии кадра при f/2.8.