Panasonic Lumix GH5 vs Lumix G9, тест-сравнение от Александра Гриценко

photo-1

Panasonic Lumix GH5 появилась в продаже в марте 2017 года. Эта прорывная, без преувеличения, для того времени камера, да и сейчас, в начале 2021 года, она все еще очень актуальна для съемки видео. Более того, до сих пор она по многим параметрам превосходит большую часть камер в своем классе, представленных гораздо позже. Но в ноябре 2017 года Panasonic выпустила очень схожую по начинке камеру Lumix G9, правда, с совсем другим позиционированием. Если GH5, без сомнения, имела уклон в видеосъемку, то G9 предназначалась для фотографии, поэтому лично мне она не была особенно интересна. 

Однако, как я уже не один раз говорил, камера, которую мы покупаем на старте продаж, через несколько лет, после обновлений, может очень сильно измениться. И вот теперь, спустя 3 года существует стойкое мнение (во всяком случае, я слышал это уже от нескольких знающих людей), что G9 стала для съемки видео чуть ли не лучше самого легендарного "пятого ГаШа" (GH5). Вот это утверждение я и хочу проверить этим сравнением.

 

Обе камеры имеют матрицы 20 Мп

...и поворотный экран

 

Обе эти камеры с точки зрения компонентов очень похожи: матрица 20 Мп, процессор обработки изображений, 5-ти осевая система стабилизации, поворотный во всех плоскостях экран, аккумулятор и много чего еще у них одинаковое…

 

 

Обновленная прошивка Lumix G9 

 
Ну, а после обновления прошивки на Lumix G9 до версии 2.0 в ноябре 2019 года, которая добавила возможность записи 10-битного видео на внутреннюю карту памяти — они вообще стали одинаковыми по видеосъемке. Если вспомнить, что G9 изначально имел чуть более широкие возможности фотографии и стоит немного дешевле, чем GH5 – вот вам и вывод о том, что Lumix G9 сейчас гораздо более выгодная покупка, чем «гаш». Но на самом деле все не так просто. 
 

 

Panasonic Lumix GH5 и Lumix G9

 

Одно из главных отличий состоит в том, что G9 имеет ограничение на время записи непрерывного фрагмента видео. В FHD до 60 к/с и 4К до 30 к/с оно составляет 30 минут, в 4К 50-60 к/с — 10 минут. 

 

Panasonic G9 имеет ограничение по время записи видео: FullHD до 60 к/с и 4К до 30 к/с оно составляет 30 минут

 

Не знаю, вызвано ли это техническими причинами; ведь корпус G9  немного меньше, чем у GH5, и не предназначался для длительной непрерывной видеосъемки, а, следовательно, может не успевать рассеивать тепло, неизбежно при этом возникающее, либо ограничение чисто программное и появилось только из-за желания как-то разделить продукты на рынке, но возможность долгое время без остановки снимать видео для многих была одним из главных критериев для покупки Panasonic Lumix GH5.

 

 

Лично я на своей камере приспособился работать и с 30-ти минутными отрезками, но, объективно, без ограничений жить было бы намного удобнее. Также на GH5 гораздо более широкий выбор кодеков и контейнеров для записи высококачественного видео.

 

 

Например, на него можно снимать видео не только с межкадровым сжатием, но и в кодек с внутрикадровой компрессией и максимальным битрейтом 400 Мбит/с, а на G9 максимум H264 150 Мбит/с IPB.  Тоже важное отличие, потому что для того количества информации, которое нужно сохранить при кодировании 10-битного 4К видео, 150 Мбит/с в Н264 кодеке может и не хватить и тогда полезут очень хорошо различимые артефакты компрессии. Ну и всем известно, что внутрикадровые кодеки гораздо проще обрабатывать на не очень мощном монтажном компьютере, возможно, ноутбуке.

 

В GH5 есть поддержка анаморфотного режима, в G9 — пока нет

 

В G9 нет, и пока нет никакого способа его добавить, анаморфотного режима. В связи с появлением в последнее время весьма доступной и очень неплохого качества анаморфированной оптики — для кого-то это может стать весьма важным критерием для выбора камеры.

Но зато, в Lumix G9, как и в GH5 можно дополнительно установить логарифмический профиль V-Log L, чтобы получать с матрицы камеры исходник с максимальным динамическим диапазоном. Вместе с этим станет доступно отображение на экране при съемке вектроскопа или вэйвформа.

 

Обе камеры тестировались с одним и тем же объективом Lumix G 35-100 f/2.8

 

Теперь давайте узнаем насколько схожа или картинка, снятая на эти камеры в абсолютно одинаковых условиях. Я использовал, насколько это возможно, идентичные настройки, один и тот же объектив Lumix G 35-100 f/2.8, освещение тоже не изменялось.

ISO и детализация

Начнем с работы на различных ISO. На низких значениях картинка очень похожа, что вполне ожидаемо. Вплоть до ISO 800 разницу найти очень непросто и только в прямом сравнении можно увидеть различия. А вот на ISO 1600 и выше на G9, такое ощущение, что включается какое-то внутрикамерное шумоподавление, которое сглаживает шум, но и дает потери в детализации. Если на значениях 1600 и 3200 ISOвсе это выглядит более-менее приемлемо, то на 6400 ISO потери становятся уже слишком велики. Впрочем, значения ISO выше 3200 я бы избегал использовать и на GH5, ну, во всяком случае, делал бы это с большой осторожностью. 

 

 

Не знаю, можно ли отключить это шумоподавление в G9 – я такой кнопки не нашел. В условиях хорошего освещения, как я уже сказал, обе камеры снимают идентично, проблема роллинг шаттера практически не будет вас беспокоить, а детализация высока как в 4К, так и в FHD на всех возможных частотах кадров. Но, поскольку фильтра низких частот нет ни там, ни там, то муар на мелких повторяющихся деталях вполне может появиться при использовании любых разрешения и частоты кадров.

 

Детализация хорошая у обеих камер и в 4К, и в FHD

 

Все о чем мы сейчас с вами говорили — это теоретические выкладки и студийные сравнения, в реальной жизни люди часто делают выбор в пользу той или иной камеры импульсивно, на основе субъективных предпочтений. И вот мне в плане эргономики и вообще работы на реальной съемке почему-то больше понравилась Lumix G9. Она чуть потоньше, чем GH5, поэтому у нее чуть глубже хват, и камера лучше лежит в руке. У G9 также больше коэффициент увеличения у видоискателя, 0,83 против 0,76 на GH5 – кажется, что немного, но я люблю работать с видоискателем и всегда приятно видеть картинку большего размера. Хотя разрешение видоискателей у этих камер одинаковое — около 3,68 млн. точек.

 

Экран GH5 выше по разрешению

 

А вот поворотный экранчик лучше на GH5: он выше по разрешению и, мне показалось, что чуть ярче. Дополнительный монохромный экран на G9 практически бесполезен для видеосъемки (может быть не бесполезен, но непривычен — это точно), но в остальном верхняя панель с органами управления более удобна именно на G9.

 

Верхний дисплей G9 практически бесполезен для видеосъемки

 

Более эргономичный рычаг включения питания, который находится вокруг кнопки спуска, позволяет очень быстро включать и выключать камеру одним движением, а характерный выступ дает возможность даже не глядя определять на какую кнопку (ISO, WB или экспокоррекции) ты нажимаешь в данный момент. 

 

У G9 удобный рычаг включения питания у кнопки спуска, а специальный выступ позволяет вслепую ориентироваться, где какая из кнопок (ISO, WB или экспокоррекции) находится

 

Матричная стабилизация работает примерно одинаково и прекрасно на обеих камерах — снимать с рук одно удовольствие, особенно если еще и объектив имеет оптическую стабилизацию. Тогда включается система Dual IS2 и эффективность стабилизации может достигать внушительных 6,5 стопов. Но и с обычными, не стабилизированными объективами все прекрасно работает. Но вы не должны обольщаться – внутрикамерная стабилизация пока не в состоянии заменить внешний стабилизатор.

LUMIX Webcam Software

Как уже говорил, я взялся за это сравнение, поскольку услышал утверждение, что G9 теперь снимает видео лучше, чем GH5. Как мы определили к этому моменту — это далеко не так, хотя и весьма близко к правде. Но я хочу узнать вот еще что: мне так же сказали, что у Panasonic одно из лучших приложений для подключения камеры к компьютеру в качестве веб-камеры. Я имею некоторый опыт работы в прямом эфире и, в целом, у меня есть представление о том, как это должно работать в идеале.

 

 

На сайте Panasonic.com, где можно скачать LUMIX Webcam Software, есть табличка, в которой представлен довольно широкий перечень программ для веб-конференций и онлайн-стриминга, с которыми эта утилита сможет работать. Я проверил в двух самых популярных их них, Zoom и Open Broadcast Software (OBS). В общем, без каких либо танцев с бубном в обоих случаях камера (я взял GH5, хотя G9 точно так же подойдет) подключилась и работала без сбоев. 

 

 

С FHD разрешением. Все настройки камеры при этом оставались активными. Важно помнить, что при таком подключении передается только видео, звук придется захватывать отдельно.

 

 

Короче, я не готов пока сказать, что это приложение у Panasonic самое лучшее из всех, но оно позволяет передавать видео на компьютер без отдельных и довольно дорогих карт захвата и работает с теми приложениями, которые нужны мне. И, во всяком случае, оно точно лучше фуджифильмовского, которое в OBS не работает.

Первая информация о Lumix GH5 появилась в конце 2016 года. Тогда она поразила меня прежде всего возможностью записи 4К в 10-битном представлении и 4К до 60 к/с прямо на карту памяти в камере. Да, через некоторое время кто-то там что-то измерил и оказалось, что не 10 бит, а 9 с чем-то, да и 4К 60 к/с 8 бит в камеру, а 10 бит только на внешний рекордер, но — это было уникальное предложение для своего времени. Сегодня у Panasonic есть еще одна камера с очень похожими характеристиками.

И если, как мы выяснили, Panasonic Lumix GH5 предлагает больше узконаправленных, профессиональных возможностей, то Lumix G9 камера более универсальная и станет хорошим помощником, как в фотографии, для чего она была предназначена изначально, так и в съемке видео. И позволит вам получать результат очень высокого качества. Часто лучшего, чем при использовании гораздо более современных камер.

 

 

 

Источник: photowebexpo