Тест Panasonic Lumix S 85mm f/1.8: современный взгляд на средний класс

photo-1

Конструкция и дизайн

Беззеркальная революция на фоторынке наделала не так много шума, как переход от плёнки к цифре, но значение её оказалось столь же масштабным. Вслед за сменой байонетов все производители были вынуждены создать новые модельные ряды объективов. То, что новая оптика стала существенно дороже аналогов из прошлого, фотографы уже почувствовали на себе. Но есть и вторая сторона медали: эти объективы качественнее!

Давайте проверим это на примере «среднего класса». Героем нашего теста станет недавно представленный Panasonic Lumix S 85mm f/1.8. Раньше подобные фиксы опытные фотографы с изрядной долей скепсиса рекомендовали тем, кто купил свою первую зеркалку. Но останется ли у кого-то повод для скептического отношения к объективу «среднего класса» после нашего детального теста?..

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/1300 с, 85.0 мм экв.

Особенности конструкции и управления

Panasonic Lumix S 85mm f/1.8 — первый представитель целой серии фиксов 24/35/50 мм со светосилой f/1,8 и схожими габаритами, которые планирует представить Panasonic. Похожие решения есть и у других производителей. Близкие по размерам и массе объективы удобны при видеосъёмке, поскольку позволяют не балансировать внешние стабилизаторы после каждой смены оптики.

Объектив получился компактным и лёгким, под стать фотоаппарату Lumix S5, с которым мы его тестировали. Весит 355 граммов при длине 82 мм и диаметре светофильтра 67 мм. В комплекте поставляется пластиковая бленда, которая почти не влияет на вес, но может существенно увеличить габариты объектива. Забегая вперёд, скажем, что зачастую её можно просто оставить дома.

Корпус выполнен из чёрного матового пластика. В конструкции предусмотрена защита от пыли и влаги, а внешние детали объектива не перемещаются во время фокусировки — все процессы происходят внутри, и Lumix S 85mm f/1.8 не всасывает пыль.

Кольцо ручной фокусировки широкое, с мягким и приятно-тугим ходом. Будет оно иметь линейный или нелинейный ход, можно выбрать в меню камеры. И это очень удобно! Потому что фотографам комфортнее работать с нелинейным перемещением кольца: чем медленнее вращаешь, тем выше точность настройки. А видеографам, наоборот, важно всегда контролировать скорость ручной фокусировки, то есть работать с линейным ходом.

DC-S5 установки: ISO 100, F2, 1/500 с, 85.0 мм экв.

При перефокусировке фокусное расстояние объектива немного меняется, присутствует эффект дыхания.

DC-S5 установки: ISO 100, F2.2, 1/5000 с, 85.0 мм экв.

Для автофокусировки применяется шаговый привод: практически беззвучный и очень быстрый. Наведение на резкость занимает доли секунды. На контрастные объекты объектив наводится с первого раза и без колебаний.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/2000 с, 85.0 мм экв.

Выключатель автофокуса находится непосредственно на корпусе объектива, хотя в камерах Panasonic также продублирован на самом фотоаппарате.

Оптическая схема Panasonic Lumix S 85mm f/1.8 состоит всего из девяти элементов в восьми группах, что по современным меркам совсем немного. Из специальных элементов отмечаем пару линз со сверхнизкой дисперсией. И никакой асферики! Это хорошая новость для любителей красивого боке. Сложные оптические схемы с асферическими линзами не всегда обеспечивают идеальную мягкость зоны размытия или же обходятся покупателю слишком дорого.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Минимальная дистанция фокусировки составляет 80 см, что позволяет брать сравнительно крупные планы, снимать мелкие объекты и очень сильно размывать фон.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/6400 с, 85.0 мм экв.

Качество изображения. Выводы

Мы привыкли к тому, что 85-мм объектив — это портретник, которому свойственна некоторая мягкость изображения, пониженный контраст. Но оптика беззеркальной эры убеждает нас в обратном. Всё чаще объективы становятся универсальными.

Да, иногда они теряют некоторую долю индивидуальности в рисунке. Но если перед нами 85-мм объектив, то это в первую очередь светосильный фикс, а уже во вторую — объектив, отлично подходящий для съёмки портрета. Panasonic Lumix S 85mm f/1.8 исключением не является. Смотрите сами.

DC-S5 установки: ISO 100, F8, 1/200 с, 85.0 мм экв.

Резкость

Даже при пейзажной съёмке, когда фокусировка происходит на дистанциях, близких к бесконечности, резкость Panasonic Lumix S 85mm f/1.8 приятно удивляет. Уже на f/1,8 каждая веточка дерева прекрасно различима. Контраст и детализация на высоте. Но что ещё удивительнее, распределение резкости по полю кадра очень ровное. Картинка резкая как в центре, так и по углам кадра.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/2500 с, 85.0 мм экв.

Небольшое диафрагмирование до f/2,2 ещё немного увеличивает резкость. Дальнейшее закрытие диафрагмы просто расширяет глубину резкости, и в неё начинает попадать ближний и дальний план. Однако в плоскости фокусировки максимальная резкость уже достигнута.

На f/8 картинка идеально детализированная, до звона резкая. А начиная с f/16 детализация неизбежно снижается из-за дифракции на отверстии — это свойственно всем объективам.

Виньетирование

Во время теста мы специально отключили программную коррекцию искажений объектива. На предыдущей серии кадров вы можете видеть изменение яркости в зависимости от установленной диафрагмы. Это связано с виньетированием. На открытой диафрагме Panasonic Lumix S 85mm f/1.8 имеет весьма заметное виньетирование. Оно существенно ослабевает даже при f/2 и становится почти незаметным при f/2,8, однако полностью уходит только после f/5,6.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/5000 с, 85.0 мм экв.

В случае применения объектива для портретной съёмки виньетирование вряд ли станет недостатком: затемнение краёв кадра позволяет сконцентрировать внимание зрителя на расположенном в центре главном объекте.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Бликозащита

При работе в контровом свете объектив демонстрирует очень «правильное» поведение. Даже расположенный в углу кадра источник света не даёт сильных бликов. Незначительный диагональный блик становится заметным после f/5,6 при внимательном рассмотрении кадра, а яркие очертания приобретает лишь после f/11.

DC-S5 установки: ISO 100, F5.6, 1/160 с, 85.0 мм экв.

Высокий контраст сохраняется на всех значениях диафрагмы. Однако при f/16 и f/22 солнце «обрастает» длинными лучиками — переотражениями от лепестков диафрагмы. В зоне этих лучей контраст может быть чуть снижен.

Хроматические аберрации

Уровень хроматических аберраций сведён к минимуму. Их можно встретить лишь на экстремально сложных сюжетах со сверхвысоким контрастом. Уровень аберраций при этом остаётся сравнительно низким и не зависит от значения диафрагмы. Но обычных сюжетах с низким и средним контрастом аберрации себя не проявляют.

Боке

Боке Panasonic Lumix S 85mm f/1.8 имеет индивидуальный характер. Его нельзя назвать «ватным» или скучным, как у многих современных объективов.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Поймать множество красивых кружочков на фоне — это про Lumix S 85mm f/1.8. Так что здесь работа с фоном становится полноценным творческим инструментом при создании фотографии.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/5000 с, 85.0 мм экв.

Жёстким такой рисунок не назвать. Оптикам из Panasonic удалось соблюсти баланс. С одной стороны, у них получилось эффектно обыграть размытие одиночных источников света, с другой — двоений линий в боке не возникает даже на провокационных сюжетах.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/2000 с, 85.0 мм экв.

Отсутствие асферики в оптической схеме обеспечивает «чистоту» бликов. Их заполнение равномерно, «луковых колец» не образуется. Такое размытие выглядит аккуратно и интересно.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/4000 с, 85.0 мм экв.

Объектив может похвастаться очень пластичной работой с объёмом в кадре, плавным переходом от зоны резкости к зоне нерезкости.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Выводы

В нашем тесте классический представитель «среднего класса» оптики выдал качество картинки, которое раньше встречалось лишь в топовых объективах. Это действительно универсальный 85-мм полнокадровый объектив, который можно использовать почти в любом жанре. Быстрый автофокус, высокий контраст, отличная резкость с открытой диафрагмы, уверенная работа в контровом свете и минимум искажений позволяют работать с абсолютно разными сюжетами. Panasonic Lumix S 85mm f/1.8 не стоит называть только портретным объективом.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/6400 с, 85.0 мм экв.

Характерной мягкости картинки, присущей портретникам прошлого, здесь нет и впомине. Но это не делает объектив плохим для портретной съёмки. Просто его рисунок является более современным: с ярким и сочным цветом, интересным и броским боке, высокой детализацией и контрастом. Мы также отмечаем заметное виньетирование, которое является формальным недостатком, но в ряде сюжетов может сыграть на руку фотографу.

DC-S5 установки: ISO 100, F1.8, 1/5000 с, 85.0 мм экв.

Для видеосъёмки Lumix S 85mm f/1.8 также подойдёт. Шаговый привод автофокуса может работать практически беззвучно. Кольцо ручной фокусировки способно менять ход с нелинейного на линейный в зависимости от настроек камеры. Лишь выраженный эффект дыхания может насторожить видеографов: его придётся учитывать при достижении монтажного единства в больших проектах с многокамерной съёмкой.

Плюсы:

очень высокая резкость с открытой диафрагмы;
уверенно держит контровый свет;
приятное боке с интересным рисунком;
быстрый и беззвучный автофокус;
малая минимальная дистанция фокусировки;
наличие пыле- и влагозащиты;
унификация по размеру и весу с будущими фиксами производителя.

Минусы:

в экстремальных условиях освещения могут проявляться хроматические аберрации;
присутствует эффект дыхания;
заметное виньетирование при отключённой коррекции.