Какой выбрать объектив?

photo-1

Какой выбрать объектив? Какой объектив подойдет для моих задач? Как выбрать наилучший объектив?

Насколько часто вы задавались этими вопросами?

В настоящее время существует гигантское кол-во разных объективов для фотокамер, и с каждым годом выбрать "правильный" объектив становится всё труднее и труднее человеку, который только решился влиться в ряды фотографов.

Начинающий фотограф, как правило, ограничивается стандартным китовым объективом, поскольку не знает, что ему лучше взять, к примеру, для съемки портретов, или вообще людей. Профессиональный фотограф, обычно, имеет как минимум два объектива в своём арсенале, а как максимум, зависит от потребностей фотографа и возможностей камеры, которую он использует.

В этой статье мы разберём какие объективы можно использовать в определенных жанрах фотографии и поможем новичкам определится с их "первым" фотообъективом.

В статье мы приведем в пример различные объективы от широкоугольных до телеобъективов, с целью показать какой объектив лучше подойдет под определенные задачи. При выборе объектива не забывайте обращать внимание под какой байонет он предназначен.

 

  • Зеркальный Canon - EF/EF-S
  • Беззеркальный Canon - RF/RF-S
  • Зеркальный Nikon - F
  • Беззеркальный Nikon - Z
  • Sony - E
  • Кроп камеры Fujifilm - X
  • Крупноформатные камеры Fujifilm - GF
  • Кроп Panasonic/Olympus - Micro 4/3
  • Полнокаровый Panasonic - L
  •  

Виды объективов

Начнём с самого простого, чтобы у вас постепенно вырабатывалось понимание и логическая цепочка по выбору объективов. На данный момент объективы делятся на два вида:

 

  1. Зум объективы
  2. Фикс объективы

Слева направо: Фикс объектив Canon EF 50mm f/1.8 STM и Зум объектив Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

 

Зум объективы

Наиболее универсальный и удобный для новичков вид объективов. Фишка заключается в том, что такие объективы имеют определенный диапазон фокусных расстояний. Он может быть очень широкий и перекрывающий большинство задач фотографа, к примеру Canon RF 24-240mm F4-6.3 IS USM, или узконаправленный широкоугольный объектив, к примеру Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM

Canon RF 24-240mm F4-6.3 IS USM

Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM

 

Плюсы:

Универсальность. Необязательно передвигаться с камерой, чтобы скадрировать кадр, особенно в условиях, где передвижение затруднено или невозможно.

Как правило имеют оптическую стабилизацию (есть исключения)

Зум объектив - идеальный инструмент для новичка. С такими объективами легче изучить основы фотографии, а потом уже выбрать объективы с необходимыми фокусными расстояниями.

Минусы:

Не всегда светосильный.

В практической фотографии и кинематографе используется понятие светосилы объектива, которой называют максимальное относительное отверстие, получаемое при полностью открытой диафрагме, и при котором достижимо наибольшее светопропускание объектива. Обычно такие объективы имеют среднюю светосилу, с которой будет проблематично снимать при плохом освещении. Плюс к этому, в основном, светосила, также варьируется от фокусного к фокусному. К примеру, Sony 28-70mm f/3.5-5.6 OSS (SEL-2870), имеет светосилу f/3.5-5.6. Это означает, что при фокусном расстоянии 28мм максимально открытая диафрагма будет cо значением f/3.5, но при смене фокусного расстояния до 70мм значение максимально открытой диафрагмы будет уменьшаться до F/5.6, что означает потерю в светосиле. В данном виде существуют объективы, которые имеют фиксированную светосилу, к примеру Tamron 28-75mm f/2.8 Di III RXD (A036) Sony E. Здесь на всём диапазоне фокусных значение максимальной открытой диафрагмы будет составлять F/2.8. Обычно, это самые светосильные зум-объективы, поскольку конструкция такой оптики очень сложная, а увеличение светосилы приведет к сильному удорожанию и увеличению габаритов и так не маленького объектива, однако, есть и исключения, к примеру Sigma AF 18-35mm f/1.8 DC HSM Art Canon EF-S для кроп камер и Canon RF 28-70mm F2L USM для полного кадра.

Ещё к минусам можно отнести менее резкую картинку по сравнению с фикс объективами. Это не значит, что у вас фотографии будут мыльными, и такие объективы стоит обходить стороной. Четкость фотографии в любом случае будет приемлемой, а у топовой оптики будет почти не отличима от фикс объективов. Опять же, конструкция объектива не позволяет сделать идеально резкую картинку на всех фокусных расстояниях, и чем диапазон фокусных шире в объективе, тем менее резкая картинка будет на дальнем конце. Этот момент стоит учитывать при выборе объектива, если вы продвинутый фотограф, для начинающих, в основном, резкость картинки будет удовлетворительная в любом случае.

 

Фикс объективы

Более сложный в освоении вид объективов, но при этом при использовании правильного фокусного расстояния можно добиться самой лучшей картинки из возможных.

На фотографии объектив Sigma 56mm f/1.4 DC DN Contemporary

Как и у зум объективов производители в своих линейках стараются перекрыть все возможные фокусные расстояния для разных задач. Начиная от широкоугольного объектива для интерьеров, архитектуры и пейзажей, до телеобъективов для спорта, дикой природы и портретов с потрясающе размытым задним фоном.

Плюсы:

СВЕТОСИЛА. Самый основной плюс данного вида объективов. Даже самые простенькие фикс объективы, обычно, имеют светосилу F/1.8, что значительно больше, чем у топовых зум объективов со светосилой F/2.8.
Как правило, фикс объективы более компактные и лёгкие, если не брать в расчёт светосильные объективы для съемки дикой природы или спорта с большим фокусным расстоянием, к примеру, Canon EF 400mm f/2.8L III IS USM, который весит почти 3 кг.
Художественная картинка. Поскольку оптика светосильная, при максимально открытой диафрагме можно получить очень красиво размытый задник.

Минусы:

Не такие универсальные, как зум объективы. Если вы используете стандартный фикс объектив, к примеру Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor, то для приближения и удаления вам необходимо будет пользоваться ногами, либо менять объективы, если они у вас есть. Согласитесь, это более трудо и время затратно, что порой непозволительно, когда необходимо сделать "тот самый" кадр. Однако опытные фотографы уверенно пользуются фикс объективами, поскольку понимают, какой конкретно объектив необходим под определенную задачу.
Поскольку мы заговорили про "определенные задачи" давайте перейдём к подвидам объективов.

 

Подвиды объективов:

Зум и фикс объективы, в основном, имеют одни и те же подвиды, но, как всегда, есть исключения, которые мы вынесем отдельно. Это:

 

  • Рыбий глаз
  • Широкоугольный
  • Стандартный
  • Теле
  • Макро (исключение)
  • Тилт-шифт (исключение)

 

Рыбий глаз

Объективы с самым большим углом обзора. Угол охвата изображения составляет примерно 180 градусов. Зачастую используется для съемки архитектуры, города или природного пейзажа, который можно красиво вписать в "сферу". Для новичков не самый лучший объектив, в плане обучению, но определенно очень веселый в использовании.

Зенитар-N 8mm f/3.5

 

Широкоугольный

Гораздо более распространенный подвид объектив по сравнению с рыбьим глазом. Фокусные расстояния варьируются от ~10мм до 35мм. Широкоугольный объектив предназначен для съемки пейзажей, архитектуры, интерьеров, стрит-фотографии и в некоторых случаях портретов (при знании и умении использовать "физику" объектива).

Canon EF 16-35mm f/4L IS USM

 

Стандартный

Наверное, самый распространенный у новичков подвид объективов. Так сказать - "золотая середина". Часто после покупки первой камеры с китовым объективом, стандартный объектив идёт следующей покупкой. К примеру, Canon EF 50mm f/1.8 STM - бюджетный и светосильный объектив, на который можно снимать и портреты, и уличные прогулки, и, в принципе, почти всё, при умелом подходе.

Если рассматривать стандартные зум объективы, то самые популярные будут с фокусными 24-70мм. Ими часто пользуются на свадьбах, при съемке в помещении и на улице, поскольку объектив имеет, как широкий угол, так и почти портретное фокусное расстояние. А если брать в расчёт, что такие объективы в основном имеют светосилу F/4 или F/2.8, то это делает их идеальным "постоянным" объективом на все случаи.


Canon EF 50mm f/1.8 STM

Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S

 

Теле

Объективы для съемки "издалека". Любителям поснимать животных в дикой природе, спортивные мероприятия, репортажи и даже портреты идеально подойдут телеобъективы. Самые тяжеловесные объективы, поэтому в идеале, желательно снимать с дополнительной стабилизацией в виде штатива или монопода. На профессиональных телеобъективах всегда предусмотрена "лапка" для установки объектива на штатив или монопод. Сделано это для того, чтобы правильно распределить нагрузку на камеру. Просто представьте, какое напряжение будет испытывать байонет камеры, если на него нацепить, к примеру, Canon EF 800mm f/5.6L IS USM, который весит 4,5кг и это всё будет установлено на штатив на крепление камеры. Объектив, под своим весом, может просто переломить байонет.

Canon EF 800mm f/5.6L IS USM

Макро

Узконаправленный подвид объективов, специализирующийся, как ясно из названия, на макрофотографии. Ранее мы писали, что этот объектив входит в исключение, и оно заключается в том, что макро объективы, как правило, только фиксы. Да, вы можете увидеть приписку MACRO и на зум объективах, но дело в том, что они позволяют снимать с близкого расстояния на широком угле, но не позволит вам получить к примеру вот такой крупноплановый снимок, как с полноценного макро-объектива Canon RF 100mm F2.8L Macro IS USM.

Снимок сделанный на Canon RF 100mm F2.8L Macro IS USM

На макрообъективы ещё часто снимают портреты, или отдельные части лица. В других сценариях использовать объектив очень напряжно, особенно новичкам, поскольку макрообъектив имеет очень большой диапазон фокусировки, а следовательно фокусируется заметно медленнее обычных объективов. Прибавим сюда ещё не высокую светосилу (в макро она не нужна, поскольку на открытой диафрагме при близкой фокусировке, зона резкости очень маленькая, и необходимо закрыть диафрагму, чтобы маленький объект полноценно попадал в фокус) и получаем объектив, который желательно иметь в арсенале, но не желательно постоянно носить его на камере.

 

Тилт-шифт

Ещё более узконаправленный подвид объективов. Тилт-шифт объективы пользуются популярностью у фотографов архитектуры, интерьеров и городских пейзажей. Сразу, наверно, возникает вопрос: "Окей, а зачем покупать такой узконаправленный объектив, если можно купить просто широкоуголный объектив и снимать в своё удовольствие?"

Всё просто, взгляните на снимок ->

 

Для большинства правый снимок будет приятен глазу и это не удивительно. Все линии ровные, никаких завалов и "бочек" нет и в помине. Как удалось добиться такой картинки?

Тилт-шифт объективы имеют специфическую конструкцию, которая позволяет сдвинуть ось съемки и выровнять картинку без всяких обработок в фотошопе. Но если в фотошопе, в принципе, можно тоже поправить искажения, то вот уехавший фокус исправить нельзя. Тилт-шифт объективы, помимо коррекции искажения, также позволяют скорректировать ось фокусировки соответственно.


Canon TS-E 24mm f/3.5L II

 

Примеры съемок

Давайте приведем несколько распространенных примеров, что лучше с собой взять на определенную съемку.

 

Студия

Студия Pixel24 "Фотостудия с подвесной системой"

Студия Pixel24 "Фотостудия с белой циклорамой"

В зависимости от вида студии.

Если вы снимаете в интерьерной студии, и хотите красиво размыть фон, то лучше всего естественно взять фикс объектив. Даже если вы не будете снимать со светом, хорошая светосила поможет избежать поднятия ISO в камере и, как итог, избежания лишнего шума. Если вы снимаете на циклораме или бумажном фоне, то оптимальный вариантом будет зум объектив, поскольку:

 

  1. Такие съемки проходят с импульсным, или постоянным светом, а значит светосильный объектив не обязателен.
  2. Вам не нужно будет постоянно менять объективы для ростовых или портретных кадров.

 

Путешествие

Фотография снята на Fujifilm GFX 100S c объективом GF 50mm f/3.5 R LM WR (35мм в полнокадровом эквиваленте)

Если вы хотите в путшествие взять по минимуму вещей, чтобы к концу дня у вас не отваливаливались руки, плечи, шея и т.д., то лучше рассмотреть объектив с максимальным широким диапазоном фокусных расстояний. Как правило, они не такие большие, но при этом максимально универсальные. То, что надо для моментальной съемки.

 

Прогулка по городу

Фотография снята на Fujifilm GFX 100S c объективом GF 50mm f/3.5 R LM WR (35мм в полнокадровом эквиваленте)

Существует такой жанр как "стрит-фотография". Для такой фотографии использует классический репортажный объектив 35мм. Если хотите с удовольствием поснимать во время прогулки с минимумом веса, то камера с таким объективом будет идеальным вариантом. Существуют даже камеры, на которых, уже по умолчанию, установлен объектив с итоговым фокусным 35мм, к примеру Fujifilm X100V.

 

Свадьба

Автор фотографии Sam Gibson

Самый оптимальный вариант здесь, объектив с фокусными 24-70мм. Во-первых вы имеете все популярные фокусные расстояния, во-вторых хорошую светосилу, которая позволит спокойно снимать и в помещении. Профессиональные фотографы, помимо этого объектива берут дополнительно фикс объективы для более "художественной съемки", поэтому идеально будет иметь с собой как минимум портретник 85мм.

 

Подведем итоги

Как вы видите, разновидность объективов впечатляет и может напугать начинающего фотографа. Но если вы разобрались с тем, что хотите снимать и понимаете, как вы это будете снимать, выбор объектива сведется к паре тройке вариантов, которые уже детально можно изучить самостоятельно, благо обзоров в интернете на каждый объектив более чем достаточно с примерами фото и видео.

Фото из магазина Pixel24. Камера Canon EOS R7, объектив Canon RF 70-200mm F4L IS USM