Тест объектива Canon EF 28-300 f/3.5-5.6L IS USM

photo-1

Знакомство с объективом

 

Среди фотографов бытует мнение, что зумы с кратностью больше трёх — это не для профессионалов. Мол, качество изображения не то, надёжность низкая, светосила недостаточная. Но будем честными: светосила перестала играть столь большую роль в мире высоких рабочих ISO. Например, камера Canon EOS-1D X Mark II позволяет получать хорошие снимки и на ISO 6400, и даже на ISO 25600!

А как при этом обстоят дела с качеством снимков, сделанных на оптику с большой кратностью увеличения? Будем разбираться в тесте чуть ли не единственного профессионального 10-кратного зума из L-серии от Canon. Речь пойдёт о EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM.

 

Canon EOS 5D Mark III / EF28-300mm f/3.5-5.6L IS USM установки: ISO 400, F8, 1/1000 с

 

Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM — мощный профессиональный инструмент. Чтобы оценить его, нужно понимать, для чего он создан. Основным объективом фотографа-универсала справедливо считают зум с диапазоном фокусных расстояний 24-70 мм. Многим этого недостаточно, поэтому у профессионалов часто встречается объектив 70-200 мм. Однако менять оптику оперативно получается не всегда. Например, если съёмка идёт под дождём, при сильном ветре с пылью и песком, с вертолёта. И Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM будет особенно полезен тем, кто работает в таких условиях.

 

Конструкция

 

Корпус объектива металлический. Фокусное расстояние регулируется через подвижный тубус с кольцом фокусировки. Это очень удобно: нет необходимости в отдельных кольцах зума и фокусировки. При фокусировке нужно вращать кольцо, а при зумировании — двигать вперёд или назад тубус. Такая конструкция получила название «тромбон» (по аналогии с музыкальным инструментом).

Объектив оснащён бесшумным USM-приводом автофокуса. Кстати, после автофокусировки резкость можно подстроить вручную. Ход кольца — почти 120 градусов, поэтому наведение на резкость руками даётся легко. Рядом с фокусировочным кольцом находится кольцо затяжки зума. Оно нужно, чтобы при наклоне камеры объектив под собственным весом не выдвигался. Затяжка регулируется: одни фотографы любят зум потуже, другие помягче. Чтобы затянуть или ослабить зум, нужно придерживать кольцо фокусировки, иначе оно тоже будет вращаться.

 

 

Бленда у Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM четырёхлепестковая, с бархатным покрытием внутри. При фокусировке передняя линза не вращается. В длиннофокусном положении объектив становится длиннее на 7,5 см. Камеру с объективом массой 1670 граммов и длиной без малого 25 см удержит не каждый штатив, да и на байонет нагрузка значительная, поэтому желательно закрепить на объективе съёмную штативную пятку. Объектив надёжно защищён от пыли и воды уплотнениями, в том числе резиновой юбкой вокруг байонета.

 

 

Объектив в работе

 

Я снимал авиашоу, военный парад, народные гуляния, пейзажи Подмосковья, самолёты и поезда, цветы и портреты людей. И первое, чем подкупил Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM - универсальностью.

Самолёт на взлёте в километре от камеры? Пожалуйста. Понравились нарциссы в поле? Лёг на траву и снял. Портрет с боке, репортаж в толпе, авиашоу, выставка вагонов метро, сюжеты с детьми, предметная съёмка — объектив помогает справиться с любой задачей. Да, камеру с ним тяжело носить. Однако это особенность всей профессиональной фотоаппаратуры.

 

Canon EOS 5D Mark III / EF28-300mm f/3.5-5.6L IS USM установки: ISO 400, F5.6, 1/400 с

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 640, F5.6, 1/125 с

 

Десятикратный диапазон фокусных расстояний расслабляет. Особенно это чувствуется в репортажной съёмке: увидел сцену рядом — тубус зума на себя, сфокусировался, снял. На всё это нужна ровно секунда. Тут же увидел что-то интересное вдалеке — тубус зума от себя, сфокусировался, снял. В таком режиме спокойно можно проработать сколько угодно, не задумываясь о том, что снять с нужной крупностью не получится. Хотя светосила у объектива сравнительно невысокая, глубины резкости вполне хватает, чтобы отделить объект от фона.

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 200, F5.6, 1/40 с

 

Чем больше диапазон фокусных расстояний зума, тем сложнее разработчикам удержать планку качества изображения и корректировать искажения, которые вносит оптика. Объектив Canon EF28-300 f/3.5-5.6L IS USM не исключение: при просмотре с увеличением видны хроматизм и сниженная детализация по краям кадра в широкоугольном положении. Это всё проявляется при съёмке на открытой диафрагме, но если закрыть её до f/8, то резкость изображения заметно улучшается и становится ровнее по всему полю кадра. С закрытием диафрагмы пропадает и виньетирование. Качество изображения достаточно высокое — хватит и на журнальный разворот.

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 250, F8, 1/2500 с

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 400, F5.6, 1/500 с

 

Несмотря на сложную оптическую схему объектив отлично держит встречный свет — солнце в кадре не дало бликов на всём диапазоне фокусных расстояний.

 

 

Детализация изображения зависит от фокусного расстояния. Её максимум приходится на 100 мм. На больших и меньших ФР детализация несколько ниже, но во всех случаях достаточная.

 

Тест резкости 

 

28 мм

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 200, F3.5, 1/1250 с

 

70 мм

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 200, F8, 1/320 с

 

300 мм

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 200, F5, 1/1250 с

 

На 28 мм заметна бочкообразная дисторсия, на 50 мм — подушкообразная, а на 100 мм она исчезает практически полностью.

 

28 мм, видна бочкообразная дисторсия — линия внизу кадра выгнулась серединой вниз.

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 800, F4, 1/15 с

 

50 мм. Дисторсия вывернулась в обратную сторону и стала подушкообразной. Линия ниже вагона выгибается серединой внутрь кадра.

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 800, F4, 1/25 с

 

300 мм. Вертикальные линии слегка сходятся из-за съёмки снизу вверх, но заметно, что в нижней части кадра они сходятся сильнее. Незначительная подушкообразная дисторсия.

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 250, F9, 1/1000 с

 

Автофокус

 

Автофокус по скорости уступает только некоторым топовым репортажным объективам вроде EF 24-70 f/2.8 L USM. У привода два диапазона: полный (от 0,7 м до бесконечности) и частичный (от 2,5 м). Это бывает особенно кстати при съёмке самолётов или птиц на фоне неба: если камере сразу не удалось «зацепиться» за объект, она не будет тратить драгоценные доли секунды на то, чтобы гонять объектив от бесконечности до ближней границы фокусировки и обратно.

 

Canon EOS 5D Mark III / EF28-300mm f/3.5-5.6L IS USM установки: ISO 400, F5.6, 1/2500 с

 

Canon EOS 5D Mark III / EF28-300mm f/3.5-5.6L IS USM установки: ISO 100, F8, 1/250 с

 

Canon EOS 5D Mark III / EF28-300mm f/3.5-5.6L IS USM установки: ISO 400, F5.6, 1/800 с

 

Поиск фокуса внутри полного диапазона занимает вдвое больше времени, чем внутри частичного.

 

 

Ускоряет работу автофокуса старый репортёрский приём — ещё при поиске сюжета нужно примерно сфокусировать объектив на нужное расстояние вручную (по шкале). В таком случае автофокус сработает мгновенно. Это оказалось полезно при съёмке на ходу в толпе, когда нужно было сделать снимок, как только кадр сложился в видоискателе, иначе люди обращали внимание на камеру и начинали позировать.

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 250, F5.6, 1/320 с

 

Справедливости ради нужно сказать, что это очень сложный случай для любого, даже очень быстрого объектива. В остальных ситуациях не нашлось ни одного сюжета, для которого автофокус оказался бы недостаточно быстрым.

 

Canon EOS 5D Mark III / EF28-300mm f/3.5-5.6L IS USM установки: ISO 400, F8, 1/1600 с

 

Стабилизатор

 

В объективе установлен стабилизатор. Он нужен не только для защиты от «шевелёнки», но и для корректной работы автофокуса, особенно в телеположении. Когда снимаемый объект «соскакивает» с точки фокусировки, автофокус работает нестабильно, да и фотографу тогда труднее строить кадр. Стабилизатор облегчает работу и фотографу, и камере. В Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM он двухрежимный: для статического кадра и для проводки. Направление проводки объектив определяет автоматически. Кстати, в этой технике стабилизатор неплохо работает и в режиме для статического кадра.

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 1600, F5.6, 1/80 с

 

Удивительно, но стабилизатор оказался полезным даже при съёмке со штатива. Однажды пришлось снимать на мосту, на котором было оживлённое движение. При съёмке на максимальном фокусном расстоянии выяснилось, что массивный мост немного вибрирует, а хороший жёсткий штатив слегка пружинит. Выдержка оказалась достаточно длинной для того, чтобы при ФР 300 мм вибрации испортили кадр, и стабилизатор спас положение. Он начинает держать картинку сразу, но его оптический элемент ещё 1,5 секунды движется к центральному положению, отчего кадр как бы ползёт вверх. При съёмке с рук это незаметно, но на штативе ощутимо меняет композицию. Поэтому при съёмке со штатива со стабилизатором надо сначала стабилизировать поле зрения, а потом окончательно скомпоновать кадр и зафиксировать штативную головку.

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 400, F3.5, 1/5 с

 

Если считать критически длинной выдержку, равную фокусному расстоянию, то стабилизатор позволит удлинить её на 3 ступени на всём диапазоне ФР. При съёмке «навскидку» в широкоугольном положении допустима выдержка ⅛ с. Если есть время занять устойчивое положение и сцена не движется, то и ¼ не составит труда. На максимальном фокусном расстоянии статичную сцену удалось снять с выдержкой 1/20, смазав один кадр из трёх. Рекорд в ⅕ секунды для 300-миллиметрового положения поставлен при съёмке полицейского катера на реке. При этом из 3 снятых кадров оказались смазаны 2, но и выдержка для 300 мм запредельно длинная. На критически длинных выдержках стоит снимать сериями: если даже нажатие на кнопку спуска «сдёрнет» камеру, следующие кадры получатся удачными.

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 400, F5.6, 1/5 с

 

Стабилизатор позволяет не задумываться о выдержке и просто снимать. Достаточно следить за тем, чтобы объекты в видоискателе не двигались слишком быстро. Выключать стабилизатор нет смысла.

 

Выводы

 

Это объектив из стекла и металла. Десятикратный диапазон ФР, ультразвуковой привод автофокуса и двухрежимный стабилизатор, 23 оптических элемента в 16 группах, 1670 граммов массы в стильном светлом корпусе — это всё о Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM. В некотором смысле это автомат Калашникова в линейке оптики Canon. Такое сравнение постоянно приходило в голову при работе с этим объективом: им очень просто пользоваться, а при должном умении он позволяет решить почти любую задачу. Снобы сказали бы, что светосила умеренная, автофокус не мгновенный, а виньетирование заметно прямо в видоискателе. Однако светосилу неплохо компенсируют подбор ISO и стабилизатор, автофокус по скорости превосходит объективы любительского класса, а виньетирование исправляет любой популярный RAW-конвертер. Если снимать в JPEG, аберрации камера исправляет сама.

 

Canon EOS 5D Mark III / EF28-300mm f/3.5-5.6L IS USM установки: ISO 3200, F4, 1/8 с

 

Часто Canon EF 28-300 f/3.5-5.6L IS USM встречается у репортёров. Качества его картинки более чем достаточно, чтобы напечатать кадр на полосу в газете или выложить на сайте. При этом выбор фокусных расстояний позволяет достать практически любой сюжет — от портрета крупным планом на пресс-конференции до общего вида на заводской цех. Переход от крупного плана к общему естественным движением тубуса к себе занимает доли секунды, и это очень удобно. Немаловажно и то, что купить один универсальный объектив дешевле, чем репортажный комплект 24-70 и 70-200. Кстати, в 9 случаях из 10 преимущества более дорогого комплекта нивелирует маленький размер на экране или газетная печать.

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 400, F5.6, 1/4000 с

 

В интернете объективы с широким диапазоном фокусных расстояний называют трэвел-зумами. Такое название справедливо для любительского класса: они универсальны и достаточно компактны. Подойдёт ли путешественнику Canon EF 28-300 f/3.5-5.6L IS USM? Однозначного ответа нет. Объектив лучше всего работает с полнокадровой камерой, вместе они весят как минимум 2,5 кг. Это вроде бы немного, но носить целый день — тяжело. Но если заранее неизвестно, какой объектив потребуется, а само путешествие проходит в сложных условиях, то альтернативы Canon EF 28-300 f/3.5-5.6L IS USM нет.

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 100, F5.6, 1/60 с

 

У объектива довольно длинный белый корпус, поэтому он сразу привлекает к себе внимание. Иногда это нежелательно, но бывает, что и полезно: большая камера с такой оптикой работает как бейджик «Пресса».

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 500, F5.6, 1/400 с

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 500, F5.6, 1/400 с

 

Объектив подойдёт и фотографу-универсалу: в коммерческой фотографии не так уж легко придумать задачу, которую нельзя решить с помощью него. Здесь в пользу суперзума выступает ещё и его цена. Один крепкий, защищённый и качественный объектив серии L обходится дешевле двух таких же крепких и защищённых зумов меньшей кратности. В коммерческой фотографии считают деньги, поэтому выбирают не абстрактно самые лучшие объективы, а наиболее подходящие. А для решения задач, стоящих перед фотографом-универсалом, едва ли найдётся объектив более подходящий по всем характеристикам (включая цену!), чем Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM.

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 400, F5.6, 1/500 с

 

Canon EOS 5D Mark III / EF28-300mm f/3.5-5.6L IS USM установки: ISO 100, F5.6, 1/100 с

 

Плюсы:

десятикратный диапазон фокусных расстояний;
сравнительно быстрый автофокус;
высокое качество изображения;
мягкое естественное боке;
высокоэффективный стабилизатор;
удобное управление зумом;
устойчивость к встречному свету;
пыле- и влагозащищённость;
удобная ручная фокусировка;
совместимость с экстендерами.

Минусы:

солидные для повседневного ношения масса и габариты;
для камеры с объективом нужен рюкзак больше обычного;
с ним сложно вести скрытую съёмку.

 

Чтобы размыть вращающиеся винты, пришлось закрыть диафрагму до 14. Заодно пропало и виньетирование. 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 400, F14, 1/250 с

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 1600, F4.5, 1/250 с

 

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS установки: ISO 100, F20, 1/200 с