Обзор STM-объективов Canon: EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM, EF 50mm f/1.8 STM, EF 24-105mm f/3.5-5.6 IS STM

photo-1

Canon EF-S 10-18mm f/4.5–5.6 IS STM

 

Впереди лето, а это отличный повод побаловать себя и свою камеру новой оптикой. В преддверии горячей поры мы решили провести тест трёх не менее горячих объективов: Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STMCanon EF 50mm f/1.8 STM и Canon EF 24-105mm f/3.5-5.6 IS STM. Объединяет их наличие нового шагового автофокуса STM. В отличие от объективов с USM и другими приводами, они фокусируются с переменной скоростью, без шума и рывков, что особенно важно при съёмке видеороликов с активным автофокусом. Таким образом, эти объективы — универсальное решение для тех, кто снимает и фото, и видео.

 

 

Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM — компактный сверхширокоугольный объектив, разработанный для камер с сенсором APS-C. При весе всего в 240 граммов и небольших для своего класса размерах он отлично дополняет компактные зеркальные фотокамеры. Диапазон фокусных расстояний от 10 до 18 мм позволяет работать в экстремально узких пространствах и запечатлевать пейзажи с удивительной перспективой — такой, на которую способен только сверхширокоугольник.

 

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F11, 1/200 с

 

Снимать на Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM очень интересно, но достаточно сложно. С ним всегда хочется делать снимки на самом широкоугольном значении, поскольку мир под таким углом выглядит очень необычно. Однако при неправильном обращении этот эффект может превратить кадр в шарж.

 

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F11, 1/200 с

 

На этом снимке вы видите знаменитые Главные ворота ВДНХ. Кадр сделан с фокусным расстоянием 10 мм. Как вы можете заметить, из-за оптических искажений объект изменил свои привычные формы. Это — не ошибка техники или фотографа, а особенность сверхширокоугольный оптики. Такой эффект можно использовать как художественный приём.

Следующий кадр снят на тот же объектив, но на фокусном расстоянии 18 мм.

 

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F14, 1/200 с

 

Широкоугольный эффект на снимке по-прежнему присутствует, но не так ярко выражен. Строение, как и люди, выглядит более естественно.

Пройдя через ворота, я направился к центральному павильону, чтобы протестировать объектив на геометрические искажения.

 

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F13, 1/250 с

 

Первый снимок сделан на ФР 10 мм. Обратите внимание на нижние ступеньки: в реальной жизни мы видим их прямыми, а на снимке они слегка загибаются к краям.

 

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F14, 1/250 с

 

Искажения стали менее заметными на фокусном расстоянии 12 мм.

 

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F14, 1/250 с

 

На фокусном расстоянии 14 мм прямые линии действительно прямые. Оптические искажения отсутствуют. В целом уровень искажений не слишком высокий, особенно если учитывать, что объектив бюджетный.

Фотографировать павильон «Культура» на сверхширокоугольный объектив очень весело! Да простит нас архитектор, но в данном случае очень хочется пошалить.

 

 

Из-за такой яркой и открытой перспективы видеоролики тоже получаются очень эффектными.

 

 

Этот ролик я снимал на фотоаппарат Canon EOS 100D. Благодаря бесшумному и быстрому STM-приводу автофокуса, на роликах отсутствуют посторонние механические звуки. Оптический стабилизатор изображения объектива пришёлся кстати, поскольку снимать на ВДНХ со штатива нельзя — на это требуется разрешение. Но подробнее о стабилизаторе я расскажу чуть позже. А сейчас о боке!

Боке на широкоугольном объективе? Это возможно? Да! Ведь Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM может фокусироваться на расстоянии всего в 22 сантиметра. Это не только открывает уникальные творческие возможности, но и позволяет создать уникальное для широкого угла размытие фона.

 

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F4.5, 1/1000 с

 

Далее я решил протестировать каждую ступень диафрагмы на этом фокусном расстоянии, чтобы посмотреть, как будет изменяться картинка, на каком значении диафрагмы мы увидим максимальную резкость.

Хочется отметить, что даже на открытой диафрагме картинка резкая по всему полю кадра.

 

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F5.6, 1/640 с

 

На f/5.6 у нас не только прибавилось резких предметов в кадре, но и стало менее заметно виньетирование по краям. 

Как правило, пик резкости у многих объективов достигается при f/8-11. Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM не стал исключением. На максимальное значение резкости он вышел именно на диафрагме f/8. Резкость объектив набирал плавно и в основном по краям. Если мы продолжим прикрывать диафрагму, то увидим обратный эффект (согласно оптическим законам).

На значениях f/11 и f/16 эффект дифракции практически незаметен, но всё же проявляется при максимальном значении f/22. Наблюдается некоторое замыливание картинки.

 

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F10, 1/160 с

 

Поймать зайца на фокусном расстоянии 10 мм пусть и сложно, но всё же возможно, особенно если снимать в контровом свете без использования бленды. Объектив не образует засветок, контрастен, хорошо держит контровой свет. Повторить тот же трюк на 18 мм мне не удалось. Снимок выглядит естественно, без бликов.

 

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F10, 1/100 с

 

Canon EOS 100D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F22, 1/60 с

 

Снимая в сильном контровом свете, можно создать интересный эффект с помощью встроенной вспышки фотоаппарата. Широкоугольный объектив позволяет построить кадр так, что мощности импульса хватает для освещения большого количества деталей переднего плана.

Теперь настала пора протестировать стабилизатор изображения. Перемещаемся на другую локацию — в «Аптекарский огород» МГУ. Я начал тестирование с выдержки в 1/20 секунды и фокусного расстояния 18 мм. Съёмка ведётся с рук.

 

Выдержка 1/20 с: «шевелёнки» нет.

Canon EOS 100D / Canon EF 18-55mm f/3.5-5.6 III установки: ISO 100, F10, 1/20 с

 

Выдержка ⅛ секунды: стабилизатор изображения по-прежнему справляется хорошо.

Canon EOS 100D / Canon EF 18-55mm f/3.5-5.6 III установки: ISO 100, F16, 1/8 с

 

Кадр снят с использованием стабилизатора. 
Выдержка ¼ секунды: стабилизатор выполняет свою работу на отлично, помогая сделать эффектный кадр на длинной выдержке с рук. 

Canon EOS 100D / Canon EF 18-55mm f/3.5-5.6 III установки: ISO 100, F22, 1/4 с

 

Для чистоты эксперимента на этой выдержке я решил отключить стабилизатор и, натянув шейный ремень, затаив дыхание, попытался держать камеру неподвижно.

 

Кадр снят без использования стабилизатора.

Canon EOS 100D / Canon EF 18-55mm f/3.5-5.6 III установки: ISO 100, F22, 1/4 с

 

Сделать это не удалось: на снимке присутствует характерный смаз из-за непроизвольного движения рук. Можно сделать вывод об эффективности стабилизатора изображения. Отправляясь на прогулку в утренние и вечерние часы, вы всё ещё можете снимать с рук, без необходимости брать с собой громоздкий штатив или сильно поднимать чувствительность.

 

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F22, 1/40 с

 

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F4.5, 1/100 с

 

Canon EOS 600D / EF-S18-55mm f/3.5-5.6 III установки: ISO 100, F5, 1/50 с

 

Canon EOS 600D / Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F5.6, 1/50 с

 

Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM создаёт настроение. Ты видишь мир под столь широким и непривычным углом, а это не может не отразиться на творческом процессе. Малые размеры и вес делают объектив прекрасным спутником в путешествии или даже штатником в том случае, если вы снимаете в очень узких местах. Оптический стабилизатор изображения позволяет делать красивые вечерние пейзажи без штатива, а новый STM-мотор — видеоролики с бесшумной и плавной фокусировкой.

 

Canon EF 50mm f/1.8 STM

 

Это переизданная с STM-приводом версия объектива с проверенной временем схемой. Будучи очень компактным, конструктивно простым, светосильным и доступным по цене, этот «полтинник» часто оказывается в арсенале фотолюбителя одним из первых.

Так как этот объектив является полнокадровым, мы протестировали его и на камере с сенсором APS-C, и на полном кадре.

 

Canon EOS 100D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/500 с

 

На камере с матрицей APS-C полнокадровый универсальный объектив Canon EF 50mm f/1.8 STM превращается в объектив с лёгким уклоном в теледиапазон. Это накладывает некоторые ограничения на выбор сюжетов, но никоим образом не стесняет в творческом плане. Истина в деталях.

 

Знаменитый фонтан «Дружба народов» на ВДНХ. С помощью объектива 50 мм можно сделать более детальные снимки.

Canon EOS 600D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F2, 1/4000 с

 

Или подчеркнуть игру воды в фонтанах.

Canon EOS 600D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F2.2, 1/4000 с

 

Павильон «Культура», который все привыкли фотографировать на широкоугольные объективы, в перспективе Canon EF 50mm f/1.8 STM позволяет красиво запечатлеть результат скрупулёзной работы архитектора.

Canon EOS 600D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F7.1, 1/400 с

 

А вот так там играет вода.

Canon EOS 600D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F7.1, 1/400 с

 

Canon EOS 600D / EF50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F2.8, 1/2000 с

 

Тихий и быстрый STM-привод автофокуса позволяет даже на младших камерах (например, Canon EOS 600D) фотографировать быстродвижущиеся объекты на слегка прикрытой диафрагме без опаски промахнуться по фокусу или упустить момент.

 

 

Но хватит лирики, пора перейти к тестированию! В случае с «полтинниками» нет необходимости проводить тест на искажение перспективы. Любой объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм является эталоном, поэтому мы сразу перейдём к тестированию объектива на разных значениях диафрагмы в паре с фотокамерой Canon EOS 600D.

 

Canon EOS 600D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/4000 с

 

Canon EOS 600D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F2.8, 1/4000 с

 

Canon EOS 600D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F5.6, 1/1250 с

 

Canon EOS 600D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F11, 1/200 с

 

Canon EOS 600D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F22, 1/60 с

 

Первый снимок сделан на открытой диафрагме. Даже при использовании камеры с сенсором APS-C виньетирование и хроматические аберрации на сценах с резким перепадом яркостей заметны невооружённым глазом. На значении f/1.8 Canon EF 50mm f/1.8 STM обладает портретной резкостью. Виньетирование практически сходит на нет уже при f/4, а хроматические аберрации исчезают на f/5.6. В центре кадра объектив резок уже при f/2.2, края подтягиваются до центра на f/4. Дальнейшее прикрытие диафрагмы демонстрирует лишь небольшой прирост резкости. На значениях f/16 и f/22 мы можем наблюдать обратный эффект.

 

 

Canon EOS 6D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/500 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F4, 1/160 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 125, F8, 1/40 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 800, F22, 1/40 с

 

На фотографиях с нарциссами вы можете наблюдать, как изменение диафрагмы влияет на глубину резкости и характер фотографий в целом. Первый снимок сделан на открытой диафрагме, второй на f/4, а четвёртый на f/22. Какой вам нравится больше?

 

Боке объектива Canon EF 50mm f/1.8 STM на полном кадре

Canon EOS 6D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/500 с

 

 

Эти снимки наглядно демонстрируют, что эффект виньетирования довольно часто не только не вредит фотографии, но и придаёт ей более эффектный вид. Снимок слева сделан на диафрагме f/8, справа — на f/1.8.

 

Canon EOS 6D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/320 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F1.8, 1/400 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 50mm f/1.8 STM установки: ISO 100, F2.8, 1/160 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 640, F4, 1/250 с

 

Новый мотор автофокуса раскрывается при съёмке видео с камерой, поддерживающей работу автофокуса. Я снял эти ролики на Canon EOS 100D:

 

 

С объективом Canon EF 50mm f/1.8 STM тяжело проиграть. Доступный по цене, лёгкий и компактный, он обладает характерным рисунком и высокими показателями качества. Большая светосила позволяет не только делать фотографии при плохой освещённости, но и получать красивые эффекты днём.

Когда объектив установлен на полнокадровый фотоаппарат, вы полностью раскрываете его потенциал и используете в качестве универсального штатника. На камере с сенсором APS-C он станет прекрасным портретным объективом или лёгким телевиком. В любом случае, выбрав Canon EF 50mm f/1.8 STM, вы будете в выигрыше.

 

Canon EF 24-105mm F3.5-5.6 IS STM

 

Canon EF 24-105mm f/3.5-5.6 IS STM — универсальный зум-объектив на полный кадр, поэтому и снимать мы решили на полнокадровый Canon 6D. Для столь широкого диапазона зума, который позволяет охватить львиную долю сюжетов, у этого объектива небольшой вес (525 граммов) и размеры. В паре с камерой Canon 6D он образует сбалансированный как по весу, так и по характеристикам союз для съёмок и в повседневной жизни, и в путешествиях.

Начать наш тест мы решили в «Аптекарском огороде» МГУ.

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 250, F5.6, 1/125 с

 

Canon EOS 6D / EF24-105mm f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 320, F5.6, 1/100 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F5.6, 1/400 с

 

Первые два снимка демонстрируют работу объектива на длинном конце (ФР 105 мм) и на открытой диафрагме (f/5.6). Отметим хорошие показатели по резкости. Однако на втором кадре в контровом свете удалось поймать едва заметный блик в центре. Использование бленды не будет лишним при съёмке на этот объектив.

 

Максимально широкий угол, диафрагма прикрыта до f/10. Хорошие показатели по цветопередаче и резкости. Хроматические аберрации присутствуют лишь в небольших количествах в самых ярких участках снимка. 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F10, 1/25 с

 

А теперь посмотрим, как обстоят дела с резкостью в широкоугольном положении. Выставляем фокусное расстояние на 24 мм, открываем диафрагму до f/3.5 и начинаем постепенно прикрывать до максимальных значений. На открытой диафрагме объектив обладает не звенящей, но практически равномерной резкостью, и лишь на самых краях снимка ощущается её падение. На f/5.6 объектив выходит на хорошие показатели резкости, края фотографии также заметно подтягиваются. На f/8 можно наблюдать максимальный прирост резкости и её равномерное распределение по всему полю кадра. При дальнейшем закрытии диафрагмы происходит обратный эффект. Что интересно, хроматических аберраций практически не наблюдается.

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 200, F5, 1/50 с

 

Теперь повторим тот же трюк для среднего значения. Выставляем объектив на 50 мм, а затем открываем диафрагму (максимально f/5) и начинаем прикрывать её.

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 400, F5, 1/2000 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 400, F11, 1/400 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 400, F16, 1/200 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 400, F29, 1/60 с

 

При f/5 края кадра слегка подмыливают, также можно наблюдать незначительное виньетирование картинки. На f/8 объектив выходит на максимальное значение резкости, виньетирование исчезает.

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 400, F5.6, 1/200 с

 

Поведение объектива на фокусном расстоянии 105 мм мало чем отличается от того, что демонстрировал Canon EF 24-105mm f/3.5-5.6 IS STM на других значениях. На длинном конце с полностью открытой диафрагмой объектив обладает портретной резкостью (мягковат) и выходит на максимальное значение при f/8. Оценивая резкость на всех фокусных расстояниях, я пришёл к выводу, что по характеру этот объектив тяготеет к пейзажу, поскольку в широкоугольном положении он демонстрирует большую резкость на открытой диафрагме, нежели на остальных фокусных расстояниях.

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 400, F5.6, 1/800 с

 

Теперь перейдём к тесту на виньетирование!

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F3.5, 1/1600 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F8, 1/320 с

 

На 24 мм и f/3.5 Canon EF 24-105mm f/3.5-5.6 IS STM заметно виньетирует. Виньетирование пропадает, когда я прикрываю диафргаму до f/8.

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F4, 1/1250 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F8, 1/400 с

 

На 35 мм и f/4 виньетирование не такое сильное, как на 24 мм, но всё же очевидное. При f/5.6 эффект незаметен.

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F5, 1/1000 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F5.6, 1/640 с

 

На 50 мм и f/5.0 виньетирование малозаметно и полностью пропадает, если прикрыть диафрагму до f/5.6.

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 100, F8, 1/125 с

 

Canon EF 24-105mm f/3.5-5.6 IS STM отлично проявляет себя при уличной съёмке. Я хорошо осознал это, когда прошёлся по праздничной Москве вместе с ним и камерой Canon 6D. Фокусируется объектив плавно и практически бесшумно благодаря новому универсальному приводу STM. Это особенно помогает при съёмке видеороликов. Фокус меняется бесшумно, плавно.

 

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 125, F7.1, 1/40 с

 

Canon EOS 6D / Canon EF 24-105 f/3.5-5.6 IS STM установки: ISO 400, F4, 1/100 с

 

Увлёкшись съёмкой на этот универсальный во всех отношениях объектив, я чуть не забыл провести тестовую съёмку на предмет перспективных искажений!

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В ИСТОЧНИКЕ