"Canon EOS-1D X Mark II - без права на ошибку"

Обзор флагманской камеры Canon EOS-1D X Mark II

Без права на ошибку — в таких условиях рано или поздно оказывается каждый профессионал. Профессиональный фотограф должен гарантировать получение результата в любой ситуации, будь то историческое рукопожатие президентов, полёт букета невесты или старт ракеты. История никогда не повторяется. 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 100-400 F/4.5-5.6L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 1000, F6.3, 1/1000 S, 9.0 МБ

 

Конечно, огромную роль здесь играет мастерство и опыт фотографа, но не меньшее значение имеет фототехника. Только профессиональная камера, такая как Canon EOS-1D X Mark II, может гарантировать успех практически в любых условиях съёмки. Именно она сегодня станет главным героем нашего большого теста. 

Неофициально подобные фотоаппараты называют олимпийскими. Дело в том, что модельные ряды топовых зеркалок как у Canon, так и у их конкурентов, обновляются в года, когда проходят Олимпиады, чтобы очередное крупнейшее спортивное событие фотографы встретили во всеоружии. Вот и Canon EOS-1D X Mark II увидел свет в 2016 году, накануне Игр XXXI Олимпиады. Он пришёл на смену Canon EOS-1D X, модели четырёхлетней давности. Давайте посмотрим, что изменилось за это время? 

 

 

На заметку любителям цифр: наименьшее изменение — в количестве мегапикселей. Было 18,1, стало 20,2 млн пикселей. Такого разрешения вполне достаточно для крупноформатной печати. При этом удаётся реализовать минимальный уровень шума и широкий динамический диапазон.

Смена поколения камеры немыслима без смены процессора. Вместо пары DIGIC 5+, в новинке установлены два процессора DIGIC 6+. И это непосредственным образом сказалось на скорости работы. К этому вопросу мы ещё не раз вернёмся. 

 

Расположение точек автофокуса в видоискателе Canon EOS-1D X Mark II

 

В камере был серьёзно улучшен модуль автофокуса. Он по-прежнему состоит из 61 точки (41 крестового и 5 двойного крестового типа). Чувствительность центральной точки повысилась с -2 EV до -3 EV. Также теперь при использовании объективов со светосилой f/8 работоспособность сохраняют все точки автофокуса, лишь число крестовых точек сокращается до 21.

 

Незначительно была увеличена площадь покрытия кадра точками автофокуса. Нашла применение и функция слежения iTR, которая использует информацию с модуля экспозамера для распознавания снимаемого сюжета, в том числе лиц в кадре. Если вы используете широкую зону автофокуса, камера действительно способна распознать лицо в кадре и сфокусироваться именно на нем, отдав приоритет глазам модели. 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 100-400 F/4.5-5.6L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 800, F5, 1/4000 S, 11.0 МБ 

 

Модуль экспозамера, также отвечающий за помощь следящему автофокусу, теперь состоит из 360000 точек против 100000 в предыдущей модели. По аналогии с другими современными зеркалками Canon сенсор также имеет чувствительность к инфракрасному спектру. Работа модуля экспозамера обслуживается отдельным процессором DIGIC 6 (в дополнение к двум основным DIGIC 6+).

 

Обновление сенсора и процессора сказалось на диапазоне ISO. Базовый диапазон чувствительности (его мы использовали в нашем тесте) оказался практически неизменным — от 100 до 51200 единиц ISO. Однако теперь его можно расширить на ступень вниз и на целых три ступени вверх до ISO 409600. 

Если вы думаете, что в плане скорострельности предел был достигнут четыре года назад, то ошибаетесь. Canon EOS-1D X Mark II прибавил ещё 2 кадра в секунду и теперь способен выдавать пулемётную очередь с частотой до 14 кадров/с с полной работоспособностью фазового автофокуса и до 16 кадров/с в режиме Live View. 

 

Кстати, если вы снимаете видео или просто работаете в режиме Live View, то к вашим услугам быстрый автофокус с технологией Dual Pixel CMOS AF, который отлично себя зарекомендовал в том же Canon EOS 7D Mаrk II. Но в «единичке» функция получила логичное развитие: точку автофокуса можно выбирать касанием дисплея.

 

Canon EOS-1D X Mark II не просто умеет снимать видео, он способен конкурировать с самыми совершенными видеокамерами. При съёмке в Full HD, например, доступна увеличенная частота кадров до 100/120 кадров/с. А в разрешении 4K можно снимать со скоростью 50/60 кадров/с, что является солидной цифрой на сегодняшний день. Впрочем, видеовозможности этого фотоаппарата мы проверим чуть позже.

 

Наконец, ещё одним улучшением стало появление встроенного GPS-приёмника, традиционно для камер Canon обладающего расширенными настройками для эффективной экономии энергии. В нашем тесте GPS был активирован, так что многие снимки имеют в EXIF информацию о координатах точки съёмки.

 

ЭРГОНОМИКА И ДИЗАЙН

 

Canon EOS-1D X Mark II по своему внешнему виду и эргономике сильно отличается от большинства современных фотоаппаратов. Начнем с того, что камера просто огромная и очень тяжелая: бескомпромиссная конструкция, где каждый винтик служит единственной цели — гарантировать успех съемки в любых условиях. Карманный размер — это не про EOS-1D X Mark II. Камера может банально не влезть в ваш фоторюкзак по высоте из-за интегрированной батарейной ручки. 

 

 

Зато вторая рукоятка позволяет привычно удерживать камеру при вертикальной ориентации кадра. Основные органы управления продублированы и находятся на тех же местах, что и при горизонтальном хвате. 

 

 

Отчасти поэтому задняя панель может показаться несколько перегруженной. На самом же деле здесь нет практически никаких отличий от полупрофессиональных камер в расположении кнопок. Самое существенное различие — кнопка быстрой установки формата и размера файла. Впрочем, некоторые фотографы относятся к ней скептически, считая, что с ее помощью можно случайно сбить важные настройки. Кнопка чуть утоплена в корпус, и вряд ли способна вызвать такую проблему. 

 

 

Еще одно отличие от любительских и полу-про фотоаппаратов — монохромный дисплей на задней панели. Сюда выводится информация о текущей папке и названии файла. Эти данные необходимы, если съемка ведется «в прямом эфире», и снимки сразу отправляются редактору по проводу. Фотограф может сразу сказать, на какой файл в какой папке обратить внимание. 

 

 

Ethernet-интерфейс — отличительная черта «олимпийских» камер. Он используется для быстрой отправки снимков в информагентства, когда важна каждая секунда от момента съемки до момента публикации. 

 

 

Из других интерфейсов важно отметить наличие USB 3.0 и HDMI (вывод только Full HD изображения), гнезда 3,5 мм Jack для микрофона и наушников, синхроконтакт и разъем для проводного управления вспышкой. 

 

 

 

Камера работает с картами памяти Compact Flash и CFast 2.0. 

 

Стоит обратить внимание на верхнюю панель. Если справа от пентапризмы все довольно традиционно (кнопки ISO, баланса белого, экспокоррекции), то слева разработчики расположили наиболее редко используемые профессиональными фотографами настройки: выбор режима съемки, режим работы затвора, режим автофокуса, коррекция вспышки и выбор способа экспозамера. Все логично: для данных настроек не требуется «слепой» доступ без отрыва от видоискателя в процессе съемки. 

 

 

 

Еще пара кнопок — репетир диафрагмы и программируемая клавиша — есть на передней панели. Обратите внимание, кнопки продублированы для вертикального хвата. 

 

 

 

Часть кнопок фотоаппарата можно перенастроить, однако список возможностей не так уж и широк. Причина проста: эргономика камеры продумана до мелочей и подходит большинству фотографов даже с установками по умолчанию.

 

Особенность профессиональных камер заключается в высокой степени преемственности: новая модель должна минимально отличаться от старой. Поэтому большинство кнопок даже на ощупь такие же, как в Canon EOS-1D X

 

 

Есть в эргономике и некоторые «странности». Так, камера, обладая сенсорным экраном, не позволяет менять настройки в меню Q касаниями дисплея. Впрочем, это уже мелкие придирки. Важно понимать: интерфейс этого фотоаппарата до предела консервативен, чтобы быть удобным для опытного фотографа и не провоцировать ошибок в управлении.

 

КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ

 

Знакомство с камерой я решил начать с теста качества изображения. Съёмка на всех значениях ISO необходима хотя бы для того, чтобы правильно настроить камеру: выставить ограничения чувствительности и максимальной выдержки. 

Поэтому, взяв мощный штатив и фотоаппарат с заведомо качественным и резким объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, я отправляюсь на ночную съёмку. 

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 24-70 F/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/40 S, 13.0 МБ 

 

На ISO 100 камера вполне предсказуемо обеспечивает отличную детализацию и полное отсутствие шумов в JPEG. Если вы снимаете в RAW, то в тенях получается очень солидный запас: шумы и растр проступают лишь при увеличении экспозиции в редакторе более чем на три с половиной ступени.

 

 

 CANON EOS-1D X MARK II / EF24-70MM F/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 30 S, 12.0 МБ 

 

Инструмент Shadows в Adobe Camera RAW можно использовать эффективно на 100%. Света тянутся не столь хорошо: здесь запас при конвертации RAW немногим больше ступени экспозиции. 

Начинаем поднимать ISO. До 400 единиц включительно существенных изменений в качестве изображения не происходит. При ISO 800 в JPEG на монотонных теневых участках появляется слабо различимый монохромный шум, который не оказывает существенного влияния на качество изображения. 

 

 

 

При ISO 1600 шум становится чуть контрастнее, а при ISO 3200 в тенях появляются первые следы цветного шума (их можно найти при внимательном изучении неба на данных снимках). Однако эти значения остаются полностью рабочими. При конвертации RAW легко можно получить качественную картинку с низким уровнем монохромного шума и полным отсутствием цветных артефактов. 

 

 

Но самое интересное начинается после ISO 6400. Да, уровень шума увеличивается, но растёт он крайне медленно. Детализация снимка остаётся достаточной для печати сравнительно крупным форматом.

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 24-70 F/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 20000, F2.8, 1/30 S, 11.0 МБ 

 

Порог, когда из-за шумоподавления начинает серьёзно страдать детализация кадра, — ISO 25600. Это значение нужно использовать с осторожностью как в RAW, так и в JPEG. Становится заметна деградация в тенях. Важно отметить: в JPEG камера настолько эффективно борется с шумами, что повторить результат при конвертации RAW в программах Adobe довольно трудно. 

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 24-70 F/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 51200, F8, 1/15 S, 14.0 МБ

 

Разумным пределом использования диапазона ISO является значение 51200. Однако его стоит включать лишь в крайних случаях, когда по-другому снимок не сделать. Часто такие кадры могут потребовать серьёзной обработки. 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 24-70 F/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 51200, F8, 1/20 S, 13.0 МБ

 

Отметим также, что для публикации в сети можно использовать JPEG из камеры, снятый при любом ISO из диапазона до 51200 единиц включительно. Для просмотра на экране уровень шума, а также качество цветопередачи вполне достаточны. 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 24-70 F/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 5000, F2.8, 1/40 S, 10.0 МБ

 

ИСПЫТАНИЕ НА ВЫСОКИХ ISO

 

Испытание высоких ISO камеры Canon EOS-1D X Mark II мы продолжили на следующий день в уникальном месте. Цистерны (The Cisterns) — музей, выставочная площадка в Копенгагене. 

 

CANON EOS-1D X MARK II / (508) УСТАНОВКИ: ISO 10000, F4, 1/4 S, 8.0 МБ

 

Три десятка лет назад это были подземные резервуары для воды, выполнявшие свою функцию на протяжении более чем ста лет. За это время Цистерны обросли сталактитами, а своды постройки девятнадцатого века стали похожи на античную архитектуру. 

 

CANON EOS-1D X MARK II / (508) УСТАНОВКИ: ISO 10000, F4, 1/10 S, 7.0 МБ

 

Колорита этому месту не занимать! А вот с освещением всё очень и очень плохо. Лишь кое-где висят одиночные светодиодные лампы, а вход освещён свечами. Есть и совсем тёмные уголки. Даже адаптировавшийся к темноте глаз с трудом различает детали. 

 

CANON EOS-1D X MARK II / (508) УСТАНОВКИ: ISO 51200, F4, 1/40 S, 12.0 МБ

 

Эх, сюда бы штатив! Но этот тест должен быть честным до конца. Репортажным фотографам, которые будут использовать Canon EOS-1D X Mark II в экстремальных условиях, важно понимать, на что способна камера. Поэтому мы решили показать, как она снимает в столь непростом месте. 

 

 

 CANON EOS-1D X MARK II / EF85MM F/1.2L II USM УСТАНОВКИ: ISO 1000, F1.6, 1/80 S, 5.0 МБ

 

Съёмка с рук была возможна лишь при использовании светосильной широкоугольной оптики, когда выдержка лежит в диапазоне от 1/8 до 1/40 с. ISO при этом колеблется в пределах от 1600 единиц до максимального значения 51200. Впрочем, на качественный результат можно рассчитывать, используя значения от 10000 до 25600: при этом фотограф может чуть прикрыть диафрагму или взять в руки не слишком светосильный сверхширокоугольник. 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 24 F/1.4L II УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2, 1/4 S, 7.0 МБ

 

Некоторые кадры я снимаю, оперев камеру о пол или стену. Это оказывается серьёзной проверкой на стойкость к грязи и воде. Цистерны осушены лишь частично. Только проведя под землёй около десяти минут, замечаешь, что весь пол покрыт лужами, некоторые из которых достаточно глубокие. Причём снимать интереснее всего именно из лужи, положив камеру на землю. Это позволяет получить интересные отражения в кадре. 

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 85MM F/1.2L II УСТАНОВКИ: ISO 1600, F1.6, 1/6 S, 6.0 МБ

 

Но при этом вертикальная рукоятка камеры оказывается мокрой, а иногда и вовсе погруженной в воду на непродолжительное время. Вода не отличается кристальной чистотой, и песок с камеры приходится отмывать влажной салфеткой. Эти издевательства фотоаппарат переносит без последствий. Всё же в руках у нас настоящая рабочая лошадка репортажного фотографа, готовая к любым испытаниям.

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 24 F/1.4L II УСТАНОВКИ: ISO 16000, F1.4, 1/40 S, 10.0 МБ

 

Отдельно нужно рассказать о работе автофокуса в столь сложных условиях. Скажу так: в режим ручной фокусировки я так ни разу и не переключился. Практически со всеми сюжетами камера справлялась, наводясь на резкость сама, в том числе в режиме Live View. 

 

При построении кадра по экрану фотоаппарат очень уверенно фокусируется в темноте, а при визировании по дисплею были единичные случаи, когда фокусировка не подтверждалась. Тогда помогал ручной выбор центральной точки и повторная фокусировка. Однако световые условия, когда автофокус давал сбой, были однозначно непригодными для съёмки с рук. Везде, где камера позволяет снимать без штатива, пусть и используя ISO порядка 51200, фокус работал отменно. 

 

CANON EOS-1D X MARK II / EF24MM F/1.4L II USM УСТАНОВКИ: ISO 25600, F2, 1/30 S, 11.0 МБ

 

Я позволил себе немного обработать некоторые снимки из Цистерн. Даже на очень высоких значениях чувствительности RAW позволяет несколько осветлять тени и приглушать пересветы. При этом я оставлял лёгкую зернистость изображения, поскольку не считаю, что она мешает воспринимать фотографию. А при переводе в монохром фото с лёгким зерном и вовсе выглядят отлично! 

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / EF11-24MM F/4L USM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/40 S, 9.0 МБ

 

Есть одна особенность, которую нужно учитывать при обработке RAW: если вы вытягиваете глубокие тени, то они могут немного уйти в синеву. Во всяком случае, так происходит в Adobe Lightroom.

 

CANON EOS-1D X MARK II / EF11-24MM F/4L USM УСТАНОВКИ: ISO 25600, F4, 1/40 S, 13.0 МБ

 

СКОРОСТРЕЛЬНОСТЬ

 

Все фотографии в этом разделе представлены без обработки

 

Чтобы испытать все возможности фотоаппарата в реальных условиях, европейская штаб-квартира Canon устроила для фотографов очень необычное мероприятие. Оно проходило на бывшей военной базе Værløse. Собственно, почти все снимки в тесте имеют информацию о координатах съёмки благодаря встроенному в камеру GPS-приёмнику. 

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 24-70 F/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 2000, F5, 1/500 S, 7.0 МБ

 

Но туда нас привлекло не столько само место, сколько расположенная здесь же Европейская трюковая школа (European Stunt School). Именно каскадёры обеспечивали нас динамичными сюжетами, на которых мы и тестировали камеры. 

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 24-70 F/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4.5, 1/500 S, 4.0 МБ

 

Canon EOS-1D X Mark II умеет снимать со скоростью до 16 кадров/с. На самом же деле гораздо чаще используется скорость 14 кадров/с, доступная при визировании через видоискатель. При этом сохраняет работоспособность автофокус в следящем режиме с функцией iTR. Например, даже при визировании через видоискатель камера отлично распознает в кадре лица и отдает им приоритет при фокусировке.

 

АВТОФОКУС

 

Чаще всего я использовал для фокусировки группу из 9 точек: она позволяет не упустить снимаемый объект, но при этом даёт возможность достаточно оперативно двигать область фокусировки. При этом для вертикальной и горизонтальной ориентации кадра я устанавливал зону автофокуса отдельно. Такая настройка тоже есть. 

 

 

 

Для разных типов сюжетов в камере реализованы разные сценарии следящего автофокуса.

 

В камере реализовано несколько сценариев для работы следящего автофокуса. Условно они привязаны к видам спорта (вы не забыли, что это «олимпийский» фотоаппарат?). На самом же деле сценарии скорее описывают траекторию снимаемого объекта: равномерное или хаотичное движение, перекрытие снимаемого объекта другими и тому подобное. Для наших съёмок чаще всего использовался первый или третий сценарий. 

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 100-400 F/4.5-5.6L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 800, F5, 1/4000 S, 11.0 МБ

 

Промахивался ли автофокус? Я использовал девятиточечную область автофокуса, и резкость всегда находилась в пределах этой области, даже в случае съёмки очень быстрых объектов. Едущая на фотографа со скоростью около 40 км/ч машина сложности для Canon EOS-1D X Mark II не представляла. К сожалению, военные самолёты покинули Værløse в далёком 2004 году, и их нам поснимать не удалось. 

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 70-200MM F/2.8L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/320 S, 6.0 МБ

 

Затемнение видоискателя между кадрами настолько кратковременно, что фотограф спокойно контролирует происходящее перед камерой и успевает вручную перемещать область автофокуса. Но если вы хотите, то можете поручить отслеживание объекта съёмки автоматике. Технология следящего автофокуса iTR позволяет отслеживать перемещения объекта съёмки в пределах кадра и выбирать подходящие точки АФ. 

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 24-70 F/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/100 S, 7.0 МБ

 

Автофокус также очень уверенно работает в контровом свете. Дым и низкий контраст в кадре не являются помехой.

 

СЕРИЙНАЯ СЪЁМКА

 

14 кадров/с — это просто цифра, пока не начинаешь фотографировать. Вот тут и понимаешь весь потенциал, заложенный в этой камере. Дело в том, что именно такая высокая скорость съёмки позволяет не ловить момент, а лишь нажать кнопку спуска перед началом события и гарантированно получить результат. В серии точно будет удачный дубль, какой бы сюжет перед фотоаппаратом ни разворачивался. Только таким образом можно снизить риски упустить момент. 

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / EF100-400MM F/4.5-5.6L IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 1000, F6.3, 1/1000 S, 9.0 МБ

 

Но насколько долго можно держать кнопку спуска нажатой? С Canon EOS-1D X Mark II долго! В формате RAW+JPEG мне удавалось получить непрерывную серию длиной до 90 кадров. Потом камера на мгновение сбивалась с темпа, но всё равно продолжала снимать с высокой скоростью до заполонения карты памяти. Если же съемка ведётся лишь в формате RAW без сжатия, то максимальный объём непрерывной серии составляет до 170 кадров.

 

Для теста мы использовали карту формата CFast 2.0. Canon EOS-1D X Mark II поддерживает работу одновременно с двумя флешками формата CF и CFast. Важно отметить, что при внешнем сходстве эти форматы никак не совместимы. Используемая нами карта Sandisk Extreme PRO CFast 2.0 имеет довольно высокую стоимость, зато она обеспечивает скорость записи до 440 Мб/с. Теперь карта памяти перестаёт быть узким местом в серийной съёмке. 

 

 

CANON EOS-1D X MARK II / EF24-70MM F/2.8L II USM УСТАНОВКИ: ISO 2000, F5, 1/500 S, 7.0 МБ

 

Таким образом, все ответственные моменты можно снимать в режиме непрерывной серийной съёмки: в вашем полном распоряжении как минимум шесть секунд на максимальной скорости при съемке RAW+JPEG или 12 секунд в RAW. Именно так снималась серия с горящим человеком.

 

ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ

 

Canon EOS-1D X Mark II назвать малюткой никак нельзя. Камера весит нескромные 1340 граммов и обладает классической для профессиональных камер увеличенной формой корпуса с двумя рукоятками и дублированием основных органов управления. Поэтому у разработчиков была возможность разместить в корпусе достаточно объёмный аккумулятор. Здесь используется LP-E19, но старая батарея формата LP-E4N / LP-E4 тоже поддерживается. 

 

 

По заявлению производителя заряда должно хватать на 1000–1210 кадров в зависимости от температуры окружающей среды и других факторов. Однако реальные цифры выглядят чуть более оптимистично. После 1200 кадров и съёмки нескольких видеороликов камера показывала половину заряда аккумулятора. При этом я использовал GPS и снял несколько 4K-видеороликов.

 

GPS (НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА)

 

Модуль спутниковой навигации позволяет тонко настроить режим работы, выставить интервал опроса спутников от совсем малых величин до нескольких часов. Это позволяет свести энергопотребление к абсолютному минимуму, что, впрочем, сказывается на точности геопозиционирования при больших перемещениях. 

 

 

 

Также настраивается режим работы модуля при выключении камеры. Режим 1: камера продолжает получать сигналы GPS через регулярные промежутки времени, когда питание отключено. Режим 2: GPS отключается, когда питание выключено.

Разработчики хорошо подготовили камеру к самым неблагоприятным условиям работы, в том числе к возможным военным конфликтам, когда «хозяева» глобальных систем позиционирования могут вводить корректировки в их работу. Камера работает не только с американскими GPS-спутниками, но и с отечественной системой ГЛОНАСС, и с квазизенитной спутниковой системой Michibiki (Япония). 

 

ВИДЕОСЪЕМКА

 

Прежде чем перейти к обзору видеовозможностей этого профессионального фотоаппарата (или всё же видеокамеры?), давайте заглянем в историю топовых фотоаппаратов Canon последних лет. Всего каких-то пять лет назад у разработчиков не было возможности совместить в одном фотоаппарате высокое разрешение матрицы, столь необходимое рекламным и студийным фотографам, и низкий уровень шума, без которого не могут обойтись репортажники. Поэтому в модельном ряду Canon одновременно существовало два флагмана: камера с индексом D (репортажная версия) и Ds (версия с увеличенным разрешением снимка).

 

Точку в этом дуализме поставил выход Canon EOS-1D X. Четыре года назад технологии позволили реализовать высокое разрешение, скорость работы и низкий уровень шума в одном фотоаппарате. Однако «двойник» у флагмана опять появился. На этот раз камнем преткновения стала видеосъёмка. Canon EOS-1D C был создан специально для качественной видеозаписи, в частности в формате 4К. Хоть внешность у камеры вполне фотографическая, её внутренности в большей степени ориентированы на работу с видео.

 

Кажется, Canon EOS-1D X Mark II опять объединил в себе возможности двух предшествующих моделей. Разработчики научили этот фотоаппарат снимать не только Full HD, но и 4K-видео. Максимальное разрешение видеосъёмки составляет 4096 × 2160 (17:9). Максимальная частота при 4K-съёмке — 60 кадров/с! А это уже очень и очень солидная цифра. Даже среди видеокамер не каждая модель может похвастаться таким результатом. Схема дискретизации YCbCr4:2:2 (8 бит).

 

Максимальный битрейт при 4К-видеосъёмке составляет 800 Мбит/с. Понятно, что с такой скоростью записи может работать не каждая современная карта памяти. CFast 2.0 — может. 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 100-400 F/4.5-5.6L IS II USM УСТАНОВКИ: 2.0 МБ

 

Весь потенциал 4K-видеозаписи ощущается уже в процессе просмотра видео на экране камеры. Дело в том, что воспроизведение можно остановить в любой момент и сохранить кадр из ролика как фото с разрешением 8,8 мегапикселя. Получается, что в руках у фотографа полноценный инструмент для серийной съёмки с частотой до 60 кадров/с. 

 

CANON EOS-1D X MARK II / CANON EF 100-400 F/4.5-5.6L IS II USM УСТАНОВКИ: 2.0 МБ

 

Также доступна скоростная съёмка в Full HD с частотой до 120 кадров/с с максимальным битрейтом до 360 Мбит/с (7 мин. 29 сек.). Есть и более низкие настройки: 60/50, 30/25 или 24 кадра/с. Схема дискретизации YCbCr4:2:0 (8 бит). При Full HD видеосъёмке можно выбирать разные форматы сжатия: ALL-I или IPB. Это уже стало привычной функцией в камерах Canon.

 

Звук записывается при помощи встроенного монофонического микрофона или через внешний микрофон. Гнездо для него и для наушников присутствует.

 

Во время записи видео в распоряжении видеографа есть автофокус. Причём он здесь «не для галочки». Фокусировка осуществляется по технологии Dual Pixel CMOS AF, хорошо знакомой нам ещё по Canon EOS 70D и Canon EOS 7D Mark II. Скорости и точности автофокуса достаточно для удержания в резкости едущей со скоростью около 40 км/ч машины.

 

При этом полноценно работает слежение за объектом. А выбирать снимаемый объект в кадре вообще проще простого: достаточно коснуться экрана. Дисплей здесь сенсорный, с ограниченной функциональностью: фактически с его помощью можно лишь выбирать область автофокуса. Но это как раз то, что нужно больше всего.

 

Что же отделяет Canon EOS-1D X Mark II от звания профессиональной видеокамеры? Здесь нет пикинга фокуса, зебры, а также работы с профилями Log Gamma.

 

ВЫВОДЫ

 

Canon EOS-1D X Mark II — это камера-рекордсмен, созданная в том числе и для съёмки олимпийских рекордов. «Быстрее! Выше! Сильнее!» — это её девиз, прослеживающийся в каждой строчке характеристик. И даже если какая-то формальная цифра спецификации не является самой совершенной на сегодняшний день, то, скорее всего, это сделано в угоду общему балансу возможностей фотоаппарата. Именно удачное соотношение всех характеристик является самой сильной стороной данной модели. 

Обладая полнокадровым 20-мегапиксельным сенсором, фотоаппарат обеспечивает достаточное для качественной фотопечати разрешение и одновременно очень широкий диапазон рабочих ISO. В нашем тесте качественный результат получался до ISO 25600 включительно.

 

Скорость работы камеры также на высоте. Лагов, притормаживаний, любых задержек просто нет! Серийная съёмка возможна с частотой до 14 кадров/с с автофокусом и до 16 кадров/с в режиме Live View. А объём серии составляет до 170 снимков в RAW.

 

Разработчикам удалось реализовать высочайшее качество не только в фото-, но и в видеорежиме. Верхняя планка для этой модели — видео с разрешением 4096 × 2160 при 60 кадрах/с. И каждый кадр такого видео можно сохранить как 8,8-мегапиксельный снимок.

 

Впервые в топовой камере появился модуль спутниковой навигации с поддержкой GPS/ГЛОНАСС/Michibiki. Для профессиональных фотографов, работающих на крупных спортивных мероприятиях, предусмотрен сетевой интерфейс RJ-45 (gigabit ethernet). И лишь Wi-Fi остался «за бортом» в прямом смысле этого слова: металлический корпус фотоаппарата не позволил расположить модуль внутри. Поэтому беспроводная связь доступна только с внешним модулем.

 

Бесспорным минусом этой модели является вес и размер. Вертикальная рукоятка и батарея увеличенной ёмкости реализованы в этой модели по умолчанию. Вторым существенным недостатком является цена, сравнимая со стоимостью автомобиля. Но не будем забывать, что перед нами самый новый фотоаппарат, один из самых совершенных. Профессиональный инструмент не может стоить дёшево. 

 

ПЛЮСЫ:

 

  • пыле- и влагозащищённая конструкция;
  • высочайшее качество сборки;
  • отличное качество изображения до ISO 6400;
  • высокое качество снимков до ISO 25600;
  • хороший запас в тенях при конвертации RAW;
  • высокая скорость серийной съёмки: до 16 кадров/с;
  • большой объём буфера: до 170 RAW-файлов;
  • отличный автофокус, в том числе в Live View и видеорежиме;
  • выбор области автофокуса при помощи сенсорного экрана;
  • видеосъёмка 4K при 60 кадрах/с с возможностью захвата кадра;
  • Full HD видеосъёмка с частотой до 120 кадров/с;
  • встроенный модуль GPS/ГЛОНАСС/Michibiki. 

 

МИНУСЫ:

 

  • сравнительно большой вес;
  • большой размер;
  • нет встроенного Wi-Fi;
  • не слишком большой запас в светах при конвертации RAW;
  • необходимость использования карт памяти CFast 2.0;
  • нет пикинга фокуса, зебры, профилей Log Gamma.

 

Материал подготовил Георгий Полицарнов. Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии.