Тест объектива Nikkor Z 50/1.2 S
При покупке фотоаппарата мы всегда сначала довольствуемся штатным объективом, а потом уже переходим к программе «А можно ли всех посмотреть». И здесь на нашем пути нас ждет ряд испытаний, борьбы с собственной жабой и попытки сбалансировать свои хотелки с возможностями. И, по ходу изучения форумов, довольно быстро понимаешь, что одним из основных объективов, которые нужны фотографу, является тот самый полтинник. Под систему Nikon Z сама компания уже успела выпустить целых 3 объектива, подходящие под его определение:
Nikkor Z 50/1.8 S (45 000 р.)
Nikkor Z 50/1,2 S (185 000 р.)
Nikkor Z 58/0.95 Noct (670 000 р.) с мануальной фокусировкой
Любому фотографу понятно, что полтинник — это совсем не портретный объектив, хотя никто не запрещает использовать его для этого, и во время тестирования я его довольно часто использовал для средних планов, которые он отрабатывает превосходно, а вот уже крупные планы на нём будут искажать перспективу лица, поэтому тут уже совсем на любителя. К тому же, для крупных планов вам придется подбираться довольно близко к модели, а такой объектив внушает определенную долю испуга.
Оговорки
Тестировал этот объектив я на камере Nikon Z6, но уверен, что разрешающей способности его хватает и на матрицу «семёрки» полностью. Однако, делаю я это больше для оговорки, чтобы вы понимали ограничения теста. Прежде всего, диафрагма f/1.2 здесь присутствует неспроста — сейчас это это фактически закрытый гештальт у Nikon, поскольку для зеркальных камер он выпускал объективы только с максимально открытой диафрагмой f/1.4, что было, по всей видимости, определенной неразрешимой проблемой по соотношению качества и себестоимости производства подобного оптического решения с требуемыми допусками. Сейчас эта проблема ушла, и я даже сомневаюсь, что у компании будет и четвёртый полтинник как раз с дыркой f/1.4, поскольку особого смысла в нем нет.
Технические характеристики
Этот объектив, конечно же, будут брать ради диафрагмы f/1.2, которой далеко до того самого Noct, но зато нет необходимости по маленькому экранчику пытаться определить, попал ты фокусом на глаз или нет. Автофокус здесь прекрасно отрабатывает все функции камеры. Более того, объектив подтверждает моё убеждение, что любая система требовательна к светосильным стеклам для корректной работы автофокуса. И чем светосильнее у тебя оптический инструмент, тем лучше будет работать автофокус в сопоставимых условиях.
На практике это стекло неожиданно громоздкое, будто бы у производителей полнокадровых камер сегодня есть необходимость обосновывать дороговизну объектива весом его компонентов. Понятно, что здесь и металлический корпус, и большое количество стекла внутри, однако мы все привыкли к тому, что полтинник — это один из самых компактных объективов. Вспомните тот же Nikkor 50/1,4G под зеркальные камеры, и вы поймёте, о чём я говорю. Однако, в отличие от него, здесь объектив весьма резкий даже на самой открытой диафрагме, что для меня было приятной неожиданностью, ну а для любителей постоянно всё снимать на открытой это будет естественным бонусом, поскольку стекло выдаёт на этой диафрагме очень хорошую детализацию. Естественно, максимума она достигает примерно к диафрагме f/2.8, но он, безусловно, прекрасно работает и на полностью открытой.
Если посмотреть на хроматические аберрации этого стекла, вы легко обратите внимание, что большое количество оптических элементов в схеме здесь дано совершенно не случайно: таким образом компания боролась именно с ними, а поэтому и вес объектива, и его громоздкость это оправдывают, с точки зрения компании. Человеку, как всегда, больше всех надо.
Боке
Уверен, что и над оптическим размытием инженеры компании трудились отдельно и долго, чтобы обеспечить идеальную, на их взгляд, картинку. Картина боке здесь соответствует современным стандартам, никаких коматических искажений, разве что на самой открытой диафрагме можно обнаружить вытягивание кружков нерезкости по краям. На диафрагмах же вроде f/2 такого и рядом нет, можно хоть гирлянду в фоне снимать, и они прекрасно будут размываться создавая мимимишную картинку, к которой мы привыкли в фотосессиях. Мягкое боке — как раз про этот объектив. Более того, и цветопередача объектива ожидаемо корректна, и никаких искажений по цвету здесь не возникает ни целиком в картинке, ни в тенях отдельно. В пейзаже такая диафрагма позволяет превосходно передавать тональную перспективу, даже когда центральный объект довольно далеко.
Работа в любом освещении здесь проблемой не является: в ночи камера вообще прекрасно фокусируется, учитывая открытую диафрагму, а для получения хорошей картинки здесь вообще не надо сильно задирать чувствительность. Другое дело, что с довольно открытой диафрагмой при этом сложно будет обеспечить хорошую глубину резкости, но это проблема вообще надуманна, потому что закрыть диафрагму мы всегда можем. Однако, фактически при съемке на открытой диафрагме здесь создаётся такая глубина резкости, что эффект присутствия в картинке усиливается настолько, что становится похоже, что ты снимаешь на средний формат.
В репортаже проблем нет даже с первой шестеркой, отличная скорость фокусировки и слежения. В видео, однако, камера зажимает скорость фокусировки для обеспечения плавности слежения.
Контровой свет
Я потратил целый день на съемку предметной фотографии, снимая, в том числе, в намеренно контровом свете, в пустой надежде, что мне удастся поймать тут блики, или это приведет к падению контраста хотя бы по сегменту кадра. Однако, как это следует из цены объектива, мне это не удалось. Нет, скорее всего, какие-то блики на этот объектив поймать можно, и в контровом солнце мне один раз это даже удалось. Просто именно в реальных съемочных ситуациях, мне это так и не удалось, хотя я намеренно к этому стремился ухудшая базовые условия.
Эргономика
Скажу отдельно и об эргономике, которая здесь сделана в линии последних оптических решений компании. Прежде всего, на объективе есть одна официальная настраиваемая клавиша, а также колесо диафрагмы, которое можно тоже перенастроить. Можно также настроить и вторую клавишу, на которой написано Display, что добавляет в принципе органов управления съёмкой, если, конечно, вы об этом не забудете. Вот только для кольца есть всего лишь три опции настроек (диафрагма, экспокоррекция и чувствительность), a нa любую кнопку можно повесить всё, что угодно.
По умолчанию на заднем колесе висит управление диафрагмой, причём оно полностью электронное и зависит от того режима, в котором вы снимаете. Благодаря этому, в видео вы можете достигать очень интересного эффекта, меняя глубину резкости в режиме приоритета диафрагмы прямо во время съёмки. Пример этого я специально вложил в тест) — я не уверен, насколько будут этим пользоваться видеографы, но просто обратил ваше внимание на такую интересную опцию. Картинка в хорошем свете получается очень причудливой, и этому способствует то, что диафрагма меняется плавно, как и и чувствительность матрицы, что не вызывает никаких ступенчатых артефактов в картинке.
Естественно, объектив этот далеко не для всех, и разница с классическим полтинником, который сегодня стоит 45.000 руб, составляет довольно много, этот обойдется уже в 185000. Фактически, таким образом компания ограничивает Круг пользователей только профессиональными фотографами, которые всегда знают, за что они платят. С другой стороны, это не 670 000 за Noct, который, судя по всему, найдёт своё предназначение только в прокатах.
Вывод
Объектив намеренно сделан производителем на пределе своих оптических возможностей, чтобы придраться можно было только к его цене, ну и, наверное, весу.
Фотографии из этого теста не только приложены выше, но и можно скачать в формате RAW и потом расковырять лично у себя на компьютере в конвертере по вкусу.