Обзор и тест видеокамеры Canon Legria HF G40

photo-1

Обзор подготовила Луиза Кузьмина, видеооператор и монтажёр, режиссёр с опытом более 8 лет.

 

Видеосъёмка в наши дни стала привычной и уже почти неотъемлемой частью любого события. Видео снимают не только профессиональные видеооператоры, но буквально все обладатели гаджетов. Если ты пропустил какое-то мероприятие, то обязательно найдёшь видеоотчёты в интернете от обычных любителей.

Одним из самых популярных способов видеосъёмки отчётов и репортажей является съёмка на DSLR — цифровые зеркальные фотоаппараты. Они позволяют получить красивую картинку за сравнительно доступную цену. Однако фотоаппараты имеют ограничения по максимальной длине ролика и быстро перегреваются. Ими нельзя снимать без остановки. Представьте себе, фотоаппарат выключен, а в этот момент на вашем мероприятии происходит что-то увлекательное! В таких случаях лучше снимать на настоящие видеокамеры. Есть и другие ситуации, когда видеокамера оказывается предпочтительнее, чем классный фотоаппарат с функцией видеозаписи.

Я занимаюсь видеопроектами более семи лет. Основное направление моей работы — видео для музыкантов: концерты, отчётные видео, клипы, репортажи, интервью, документальные фильмы.

 

 

В проектах мне приходилось осваивать разные уровни видеопроизводства: видеосъёмку, постановку, монтаж. Я успела поработать и с DSLR, и с полупрофессиональными камерами, и с профессиональными камкордерами. Последние две недели я испытывала в реальных съёмках видеокамеру Canon Legria HF G40.

 

 

Модель Canon Legria HF G40 формально является любительской, но при этом она достаточно продвинута. Она подойдёт не только для домашней или семейной съёмки, но и для создания отчётных видео с мероприятий и репортажей.

На Prophotos уже опубликован технический обзор этой камеры. В этой статье мы поговорим о более практических аспектах использования Legria HF G40. Посмотрим, как камера справляется с поставленными задачами при различном освещении, поснимаем в динамичных условиях и попробуем шагнуть за пределы домашней семейной съёмки. Мы также сравним удобство съёмки видеокамерой с видеосъёмкой на фотоаппарат.

 

 Canon Legria HF G40 в руках

 

Canon Legria HF G40 нельзя назвать крошечной, но, тем не менее, камера с габаритами 115x84x231 мм удобно помещается в руке. Её вес вместе с батареей составляет 900 граммов, что меньше, чем вес многих зеркальных фотоаппаратов. Компактная, лёгкая камера не утомляет при длительной съёмке с руки. Мелочь? Но это напрямую сказывается на стабильности картинки и качестве видеоролика.

 

 

Для руки есть фиксирующий регулируемый ремешок. На задней части корпуса находятся кнопки управления: «Старт», «Вызов меню настроек» и «Функции», расположенные удобно для работы с ними большим пальцем.

 

 

Переключатель режимов съёмки и рычаг-качель зумирования расположены под указательным пальцем. В камере также предусмотрена возможность зумирования кнопками управления на беспроводном пульте ДУ или кольцом на объективе. Это кольцо может выполнять две функции — ручной фокусировки и зумирования. Для выбора одной из них достаточно установить режим Focus или Zoom переключателем на корпусе.

 

 

Камера оснащена поворотным сенсорным экраном с хорошей чувствительностью. Он не только отображает снимаемую сцену, но и позволяет менять настройки камеры через меню прямо во время съёмки.

 

 

Canon Legria HF G40 способна снимать и при закрытом экране. Для этого на камере установлен видоискатель с окуляром, который выдвигается до щелчка, открывая обзор сцены. Разрешение видоискателя составляет 1,56 млн точек. Картинка в нём резкая, обзор 100%, что соответствует обзору через дисплей.

 

 

Здесь же отмечу возможность настройки свободных кнопок под часто используемые функции. Для этого в меню настроек кнопкам с 1-й по 5-ю назначаются команды, которые вам требуется иметь под рукой. Например, баланс белого, смена фокуса и так далее. Настраиваемые кнопки расположены возле дисплея и под переключателем фокуса/зума и соответственно пронумерованы.

 

Заряд батареи и выносливость

 

При съёмке сцену можно контролировать как по экрану, так и через видоискатель. Время непрерывной записи на Legria HF G40 с открытым экраном составляет около 3 часов. Такая длительная съёмка без забот о перегреве или отключении — одна из самых ценных особенностей этой камеры.

Подобная выносливость будет просто необходима, если вы, к примеру, записываете полный музыкальный концерт или выступление детей на школьном спектакле. При съёмке на фотоаппарат какие-то моменты будут неизбежно потеряны: все фотоаппараты имеют ограничение максимальной длины видеоролика в 30 минут, а в некоторых режимах и того меньше.

 

Звук

 

Для видеографа важной является не только запись видео, но и качественная запись звука. При съёмке на Legria HF G40 вблизи от источников звука, например, рядом с концертными колонками, звук не перегружается по громкости.

Кадры ниже сняты во время музыкального фестиваля. Видеооператор снимал прямо возле колонки на сцене.

 

 

Модель Legria HF G40 позволяет производить запись со звуком не только через встроенный микрофон, но и через выносной. Для подключения выносной модели в камере есть разъем mini-jack, к которому можно подключиться через переходник jack/mini-jack (6,35 мм / 3,5 мм), либо готовым кабелем со штекером mini-jack и разъёмом jack. Эта возможность позволяет снимать речь без посторонних шумов, например, при записи интервью.

Ещё одним удобным моментом является возможность подключения наушников. Вы можете подключить их к Legria HF G40 прямо во время съёмки и контролировать качество записываемого звука. Это важно при использовании выносного микрофона, чтобы оператор мог контролировать отсутствие посторонних шумов на записи и регулировать чувствительность микрофона.

 

Зум

 

Canon Legria HF G40 оснащена объективом с 20-кратным зумом, позволяющим снимать на большом расстоянии от объекта съёмки. Зум плавный, медленный, а главное — беззвучный, то есть при масштабировании изображения во время съёмки звук мотора зума не попадает в видеоролик. Зум видеокамеры выигрывает у фотоаппаратов, которые записывают шумы при зумировании объективами.

Перечисленные возможности придутся по душе не только начинающим любителям съёмок, но и тем, кто занимается видео профессионально.

На примере ниже можно оценить беззвучность, плавность, скорость и кратность зума Canon Legria HF G40.

 

 

Отмечу, что Canon Legria HF G40 имеет дополнительный 400-кратный цифровой зум, который работает за счёт цифрового увеличения изображения. Его можно активировать в настройках.

 

Режимы работы и настройки

 

Камера предлагает возможность съёмки в нескольких режимах: Cinema, M (ручные настройки) и AUTO.

 

 

Режим Cinema предназначен для съёмки с расширенными творческими возможностями. Он озаглавлен в приветствии при запуске камеры как «Кино» или «Стандартное кино». В этом режиме есть возможность работать с четырьмя программами съёмки: P, Tv, Av, M. Выбрав подходящую, вы сможете управлять соответствующими настройками.

В режиме Cinema меню предлагает набор из семи кинофильтров: «Стандартное кино», «Ярко», «Сон», «Холод», «Сепия», «Старые фильмы», «Воспоминание». Они позволят оформить видео уже в процессе съёмки и придать ему особенное настроение без постобработки на компьютере.

 

 

Фильтры полезны для любительской съёмки, когда у оператора нет возможности прибегнуть к сложной обработке во время монтажа. Однако кинофильтры могут быть полезными и в профессиональных проектах. Они дают возможность скорректировать цвет изображения без потери качества, которая происходит при программной обработке. К примеру, фильтр «Сепия» превращает изображение в интересную киношную картинку, и вы сможете увидеть результат цветокоррекции сразу же при съёмке. Это удобно для съёмки лёгких проектов, типа отчётных видео или интервью.

Режим M (ручной) предлагает в меню тот же набор программ P, Tv, Av, M, а также SCN с девятью сюжетами: «Портрет», «Спорт», «Ночная сцена», «Снег», «Пляж», «Закат», «Низкая освещенность», «Прожектор», «Фейерверк». В каждой программе видеооператор может выполнить ручные настройки, подходящие к условиям съёмок в данный момент.

Помимо этого, в ручном режиме имеется дополнительная функция «Эффект изображения». Она позволяет регулировать насыщенность, контрастность, резкость и яркость кадра. Эти настройки позволяют подстраиваться под текущие условия прямо во время съёмки.

Режим AUTO предназначен для любительской съёмки. В нём камера автоматически подстраивается под данные обстоятельства.

 

Качество картинки и резкость

 

 

Canon Legria HF G40 даёт широкие возможности для получения качественной картинки. Она может снимать в двух форматах с различным битрейтом и количеством кадров в секунду.

Для съёмки в одном из форматов требуется выбрать подходящие настройки в меню перед началом съемки: Full HD в AVCHD (видео AVC (H.264) + звук AC3 2 канала) или MP4 (видео AVC (H.264) + звук AAC стерео) с диапазоном битрейта от 3 до 35 Мбит/с и количеством кадров от 24 до 50. Чем выше битрейт, который вы выберете для съёмки, тем более детализированным станет изображение. При максимальном даже маленькие движущиеся объекты примут понятную, отчётливую форму.

Видео, использованное в этой статье, снималось с битрейтом 24 Мбит/с. Это не максимальное значение, но при перекодировке после монтажа качество изображения не упало. Стоп-кадры сделаны из Full HD видеоролика, снятого в режиме Cinema с частотой 25 кадров в секунду и битрейтом 24 Мбит/с.

 

 

Фокусировка

 

Профессиональное видео обычно снимается с ручной фокусировкой, но для этого оператор должен быть достаточно опытным. Начинающему же лучше воспользоваться камерами с возможностью автоматической фокусировки.

Модель Legria HF G40 как раз оснащена режимом автофокусировки. Она плавно выделяет важный объект в кадре. Зону автофокуса можно выбрать вручную, просто прикоснувшись пальцем к экрану в том месте кадра, где требуется фокусировка. Цепкий автофокус не сбивается, справляется даже в динамичной съёмке, при поворотах и резком зумировании. Нужный объект удерживается в фокусе на протяжении всей съёмки.

 

 

 

Canon Legria HF G40 имеет и ручную фокусировку. Для быстрого переключения из автофокуса в ручной достаточно нажать кнопку AF/MF слева от дисплея. Ручной фокус позволяет видеооператору установить резкость на выбранном им объекте. Это — шанс проявить свой творческий потенциал в кадре, возможность сосредоточить внимание на том объекте, который в данный момент важен. Регулировать фокус можно кольцом на объективе в режиме Focus. При ручной фокусировке включится функция «Помощь фокус», увеличив в кадре объект съёмки по центру экрана.

В сравнении с зеркальными цифровыми фотоаппаратами, у Legria HF G40 не такой скоростной ручной фокус — ход кольца получается большой. Если вы привыкли снимать на DSLR, то при работе с этой видеокамерой вам придётся отказаться от привычных приёмов с «миганием» фокуса.

 

 

Ручное кольцо фокуса менее чувствительное, чем на фотоаппаратах, так что перефокусировка в ручном режиме точная, но медленная. Поэтому некоторые сцены данной видеокамерой удобнее снимать с автофокусом. Он срабатывает плавно и цепко, не теряя объект из кадра.

 

Баланс белого

 

Функция баланса белого в камере предлагает 10 настроек: «Авто», «Дневной свет», «Тень», «Облачно», «Лампы накаливания», «Цветовая температура», «Ручной 1», «Ручной 2» и два пресета для флюоресцентных ламп. Благодаря этому есть возможность подстроить баланс белого самостоятельно, исходя из условий съёмки, либо воспользоваться автоматическим режимом.

Автобаланс белого замечательно справляется с подбором цветовой температуры картинки без каких-либо посторонних вмешательств видеооператора. Этот режим — самый надёжный способ настроить цветопередачу картинки.

Выбор пресетов баланса белого доступен в меню, где подходящий для съёмки можно выбрать джойстиком. Также, для быстрого выбора настройки баланса белого, вы можете назначить эту функцию любой из свободных кнопок, от 1-й до 5-й.

 

Стабилизация

 

 

Модель Legria HF G40 оснащена встроенной системой оптической стабилизации изображения, которая предлагает три режима — «Динамичный», «Стандартный» и «Отключен».

Режим «Отключен» не предполагает внутренней стабилизации и подойдёт для съёмки со штатива.

Стандартный режим минимально стабилизирует картинку. В нём пропадает мелкая дрожь, однако небольшие колебания тела при съёмке с рук всё же заметны. Режим подойдёт для съёмки со штатива или с рук при стоянии на месте.

Динамичный режим стабилизации предназначен для активной подвижной съёмки с руки. В нём камера довольно стабильно снимает видео без мелкой дрожи и колебаний от неустойчивого положения видеооператора, которые так часто заметны при видеосъёмке на фотоаппараты.

Стабилизатор прекрасно справляется, если оператор работает с места. Но съёмка на ходу всё равно передаёт колебания шагов.

 

Съёмка с руки

 

Отчётные видео или репортажи обычно пользуются особенной популярностью среди жанров видеосъёмки. Они создаются для того, чтобы передать настроение мероприятия, показать его суть и динамику для тех, кто на нём не присутствовал. А также, чтобы освежить эмоции и воспоминания тех, кто его посетил.

Отчётные ролики отличаются монтажом из коротких кадров. Во время съёмки подобного видео вам придется побегать с камерой в руках, снимая кадры длительностью в несколько секунд. Иначе вы не успеете набрать интересного материала для окончательного видеосюжета. В такой ситуации невозможно долго удерживать один и тот же план.

 

 

Поэтому динамичные съёмки придётся делать с рук, отказавшись от штатива. И лучше всего снимать с дополнительной стабилизацией — внешней или встроенной.

Кадры ниже сняты во время выступления вокалиста рок-группы «Subcultura» Виктора Лавриненко на благотворительном фестивале «Донбасс». При съёмке использован режим стабилизации «Динамичный» и дополнительное устройство стабилизации с плечевым упором, съёмка в режиме «Cinema», в программе P.

 

 

Canon Legria HF G40 неудобна в съёмке с ригом или плечевым упором. При работе с ригом вам будет затруднительно вручную фокусироваться. Также трудно управлять кольцом зумирования, а работать с клавишей зумирования нет возможности, так как правая рука держит риг. Это — особенность любой видеокамеры подобного класса и её отличие от фотоаппарата. Поэтому гораздо эффективнее снимать камерой прямо с рук.

Отрезки следующего видео сняты во время выступления блюзовой группы Arnion.

 

 

Съёмка группы из нескольких музыкантов отличается резкими переходами между ними, сменой планов и динамичностью.

 

 

Для съёмки отчётных видео с концертов лучше использовать короткие кадры. При смене плана Legria HF G40 довольно быстро выравнивает кадр и стабилизирует картинку. В большинстве случаев кадры после каждой смены плана оказались пригодны полностью. Мне практически не пришлось выбрасывать материал, так как все короткие кадры были стабильны и почти каждый из них можно было смело использовать в монтаже. Испорченные отрезки получались исключительно по вине видеооператора, когда он уставал и переминался с ноги на ногу. Такие кадры сильно выбиваются из плана, однако быстро выравниваются.

 

Съёмка со штатива

 

Мы не будем рассказывать в этом разделе о возможностях штатива. Но рассмотрим стабильность картинки при съёмке с места. Некоторые видеосюжеты, например, интервью, рекомендуется снимать со штатива. Это позволит добиться максимальной стабильности картинки.

На съёмках интервью рэп-исполнителя Макса Лечт камера Canon Legria HF G40 как раз использовалась в паре со штативом — лёгким, для устройств весом до 3 кг. Особенность съёмки с лёгким штативом в том, что Canon Legria HF G40 не воспринимает вибрацию деревянного пола, когда вы ходите рядом. Это достигается благодаря оптическому стабилизатору внутри камеры. Поэтому, если вы работаете с лёгкого штатива, снимайте в режиме стабилизации «Стандартный».

 

 

Снимая лёгким зеркальным фотоаппаратом с того же самого штатива для камер весом до 3 кг, вы заметите, что DSLR воспринимает вибрацию деревянного пола от шагов неподалёку, как в примере видео внизу.

 

 

Съёмка в разных условиях освещения

 

 

Canon Legria HF G40 даёт возможность получить достойную картинку в разных условиях работы. Несмотря на то, что камера заявлена как любительская, она вполне справляется с более профессиональными задачами.

В этой статье показано не только её использование в условиях съёмки домашнего видео, но и применение в серьёзных проектах.

 

Съёмка в помещении с естественным светом

 

Нам удалось побывать с Canon Legria HF G40 на съёмках каталога интернет-магазина одежды Marc Cain. Фотосъёмка от компании Paragon Retouch. Это не fashion-съёмка, но съёмка для фантомных фотографий.

Студийный свет использовался на съёмочной площадке с моделью. А большая часть помещения была освещена естественным дневным светом.

В малоосвещённом помещении на Canon Legria HF G40 лучше снимать в режиме Auto. Так вы избежите проблемы с неправильными настройками — камера самостоятельно справляется с подбором нужных, выдавая качественный результат. В условиях подобной съёмки на картинке не появляются шумы и сепия. Возможность снимать в режиме Auto без опасения получить шумное изображение — это одно из самых важных преимуществ этой видеокамеры над фотоаппаратами.

 

 

Кадры на следующем видео представлены выборочно, фрагментами без монтажа. С моделью Legria HF G40 в студии со светом из окон смело можно снимать динамичные кадры.

 

 

Legria HF G40 подстраивается к освещению в режиме Auto почти мгновенно, что позволяет резко менять ракурсы и положение оператора, делать быстрые пролёты, строить кадры и планы, не обращая внимания на свет в помещении. Окончательно смонтированное видео можно посмотреть в конце статьи.

 

Съёмка в помещении с искусственным освещением

 

Для съёмок в помещении с искусственным светом мы воспользовались Legria HF G40 в проекте документального фильма «Священники Петербурга». Камера была использована не для основного видеоконтента, а для съёмок дополнительного материала, который задействован в полнометражном фильме.

Съёмки дополнительного материала проводились в Анненкирхе или Церкви Святой Анны, древнейшем лютеранском соборе Санкт-Петербурга. Анненкирхе известна не только своей древностью, но и состоянием храма — в начале 2000-х годов здесь произошёл пожар и весь внутренний антураж сгорел, оставив целыми только стены.

Хотя церковь отреставрирована только снаружи, сегодня она снова действует, и богослужения проходят в небольшой часовне. Мы неслучайно выбрали именно это место для съёмок на Canon Legria HF G40. Часовня Анненкирхе освещена только несколькими лампами накаливания на потолке и небольшими галогеновыми прожекторами, подсвечивающими икону. Во время богослужения оказалось невозможным снимать со штатива. Поэтому видеосъёмка сюжетов велась с руки.

 

 

Видео выше снято в режиме М (ручные настройки) с программной настройкой P и автоматическим режимом баланса белого. Благодаря светосильному объективу камера легко справляется со съёмкой в малоосвещённом помещении. Как и при съёмке с естественным светом из окон, Legria HF G40 снимает в помещении без шумов.

 

 

Видеокартинка, снятая при искусственном освещении, достаточно резкая и качественная. Автоматический режим баланса белого легко подстраивается под свет помещения, не искажая реальных цветов одежды и лиц молящихся и священника. Это облегчает работу видеооператора в трудных условиях освещённости.

В проекте «Священники Петербурга» есть свои особенности — здесь важнее всего было передать настроение, прочувствовать ожидание и эмоции священника, поймать смирение служителя за алтарём. Для подобных моментов приходится стоять долго и тихо, подойдя совсем близко к алтарному столу, где практически нет должного освещения для хорошей картинки.

 

 

В подобных условиях очень важно не отвлекать на себя внимание священника, иначе видеооператор испортит кадр. Здесь будет очень кстати бесшумность камеры при зумировании и фокусировке, что часто невозможно при видеосъёмке на фотоаппарат.

Canon Legria HF G40 прошла испытания светом в этом проекте. Вернее, его отсутствием на съёмочной площадке, в сгоревшем соборе Анненкирхе. Видеокамера оказалась очень удобной по весу для съёмок с руки в одном положении и пришлась к месту светосила объектива.

 

Съёмка в помещении с дополнительным освещением

 

В завершении работы с Canon Legria HF G40 мы встретились с рэп-исполнителем Максом Лечт на съёмках выпуска телепередачи «Монолог» для одного из питерских телеканалов.

Мы вели статичную съёмку с дополнительными постоянными источниками света. На площадке использовались три источника света, направленных на Макса с разных сторон.

 

 

Legria HF G40 в режиме М и программе Р самостоятельно подстраивается под освещение. К количеству света камера адаптируется гибко и регулирует экспозицию во избежание пересветов. Изображение получается мягкое и легко поддаётся программной корректировке на постобработке.

Для каждого интервью можно найти свои приемы выражения настроения. В этом случае для нас было важно передать взгляд Макса во время разговора. Проект снимался на одну камеру, мы не использовали вторую камеру с крупными планами для усиления эмоций. Поэтому нам требовалась высокая детализация картинки, резкость, чтобы хорошо видеть глаза. Фотоаппараты часто замыливают видео; можно получить общую красивую картинку, но детали, скорее всего, потеряются. Именно по этой причине, в съёмках данного интервью, мы отказались от работы с фотоаппаратами.

 

 

Камера детально прорисовала глаза исполнителя, при этом общая картинка осталась по-прежнему мягкой благодаря настроенному освещению. Дополнительный свет в съёмке с Canon Legria HF G40 дал возможность построить красивую картинку и добиться отличного качества изображения. Результат вполне соответствует требованиям профессиональных коротких сюжетов. Так что эта компактная и лёгкая камера с качественным изображением будет хорошим решением для съёмки интервью.

 

 

Встроенный в камеру микрофон записывает приемлемый для интервью звук. На видео выше звук записан как раз со встроенного микрофона. При съёмке в большом помещении в него попадает эхо от стен комнаты. В идеале, звук во время интервью рекомендуется писать на внешний микрофон. Так вы избежите попадания посторонних шумов в эфир, например, разговоров персонала на съёмочной площадке. Обычно для записи звука на интервью достаточно микрофона-петлички.

Полное интервью с Максом Лечт смотрите в конце статьи.

 

Выводы

 

Маленькая, но выносливая Canon Legria HF G40 оказалась удобным мобильным решением для выполнения творческих задач. Она легко выдерживает длительную работу от батареи, а также сетевого адаптера, что позволяет снимать не только короткие сюжеты, но и длительные мероприятия. При этом она позволяет получить качественную картинку во время работы.

 

 

Особенно удобными являются возможности автонастроек. Хотя уровень качества на выходе рассчитан на любительскую съёмку, мы смело использовали автонастройки в профессиональных проектах и остались довольны результатом.

Видео ниже прошло постобработку и цветокоррекцию на монтажной ленте. После обработки картинка не только не потеряла в качестве, но, наоборот, с цветокоррекцией и эффектами выглядит «вкуснее».

 

 

Видеокамера Canon Legria HF G40 является достойным решением не только для домашней съёмки, но и для коротких сюжетов, репортажей с мероприятий, интервью, бэкстейджей в творческих профессиях. Камера подойдёт не только тем, кто начинает свою работу в видеоиндустрии. Использовать ее смогут и те, кто работает с видео уже достаточно давно.

Ниже можно увидеть итоговое видео работы Legria HF G40 в профессиональном проекте. Здесь использованы кадры, снятые на разную технику. Однако основной материал снят на Canon Legria HF G40, и он аккуратно и незаметно вписался в общую картину видеовыпуска. Кадры легко поддались цветокоррекции и смене баланса белого, который менялся специально для придания настроения каждому эпизоду видео.

 

 

Плюсы:

   - выносливость для длительной съёмки;
   - заряда батареи хватает более чем на 2,5 часа непрерывной работы;
   - эффективная встроенная система стабилизации;
   - цепкий автофокус;
   - резкая картинка;
   - мощный зум-объектив;
   - небольшой вес камеры.

Минусы:

   - медленный ручной фокус, хотя и точный;
   - картинка больше подходит для документального формата, чем для съёмок постановочных видеоклипов, которые способны снимать зеркальные фотоаппараты.