Обзор и тест объектива Sony FE 24-105mm f/4 G OSS

photo-1

Обзор SEL24105G

Размашистый репортажный зум в системе Sony ждали давно. Удивительно, но «классики жанра» в лице 24-105/4 не было ни в системе A, ни в системе E. Условное исключение — довольно удачный «кропнутый» SEL1670Z, с которым мы тестировали A6000

 

 

«Лучше поздно, чем никогда», — решили, видимо, в токийском офисе компании, и универсальный полнокадровый зум на свет всё же появился. Отметим, что за это время кое-кто из полнокадровых конкурентов успел выпустить уже вторую версию подобной оптики. Чем же сможет ответить Sony FE 24-105mm f/4 G OSS (SEL24105G)? Об этом — в нашем детальном тесте нового объектива!

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F8, 1 с, 42.0 мм экв.

 

Конструкция и дизайн

Как и положено профессиональной оптике, SEL24105G внешне ничем не выделяется на фоне десятков своих одноклассников. Лаконичный чёрный корпус, многие детали внешней отделки выполнены из пластика, но обрезиненные кольца и тубус переднего линзоблока металлические. Естественно, байонет тут тоже из металла. Его окружает резиновая прокладка — внешний признак влагозащищённой конструкции.

Окошка со шкалой дистанции фокусировки вы здесь не найдёте. Многие поклонники системы Sony уже заметили эту тенденцию: оно всё реже появляется на новых объективах. По мнению нашей редакции, это следствие применения не кольцевого привода автофокуса, а фирменного DDSSM (Direct Drive Super Sonic wave Motor — ультразвуковой волновой мотор прямого привода). Подобные приводы себя отлично зарекомендовали в протестированных нами ранее объективах, так что отсутствие шкалы — не такая уж и высокая плата за бесшумный и быстрый автофокус.

 

 

Объектив оснащён встроенным оптическим стабилизатором. Его выключатель, как и выключатель автофокуса, находится на корпусе. Селектора выбора режимов работы стабилизатора не предусмотрено. Здесь же расположился выключатель автофокуса и программируемая кнопка.

Объектив получился в меру массивным. Диаметр резьбы светофильтра 77 мм, а вес 663 грамма. Сделать такую оптику компактнее с сегодняшними технологиями вряд ли возможно, но тем не менее на камере FE 24-105mm f/4 G OSS выглядит чуть громоздко, особенно с выдвинутым зумом и надетой блендой. Кстати, пластиковая бленда поставляется в комплекте.

 

 

Ход кольца зума достаточно тугой, чтобы объектив не раскладывался под собственным весом. Это может стать помехой при зумировании в процессе съёмки видео, но для фотосъёмки — скорее плюс. Кольцо ручного фокуса, как и в большинстве моделей Sony, электронное с нелинейным ходом. Благодаря ему фокусироваться комфортно, а точность наводки очень высока.

 

Максимальный масштаб съёмки

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 250, F4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

 

Минимальная дистанция фокусировки SEL24105G составляет 38 см. Этого недостаточно для макросъёмки, но вполне хватит для крупноплановой предметной фотографии. Впрочем, давайте уже перейдём к съёмкам и узнаем, чем сможет удивить объектив. 

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 8000, F4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

 

SEL24105G в работе. Выводы

Универсальные зумы создаются для того, чтобы решать любые задачи фотографа. Поэтому в ходе теста я поставил цель: снимать все сюжеты — от семейных кадров до городских пейзажей — только на этот объектив. Мне предстояло преодолеть скепсис по поводу светосилы f/4 — не маловато ли? А как он снимает с недостаточным освещением? Как размывает фон?

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 320, F4, 1/80 с, 34.0 мм экв.

 

Пожалуй, с этого и начнём. Да, если вы привыкли работать на диафрагмах f/1,4–1,8, то рискуете испытать некоторый дискомфорт. Ряд экстремальных сюжетов придётся исключить: речь о снимках, где требуются короткие выдержки при крайне скудной освещённости. Пожалуй, на этом список «запрещённых комбинаций» заканчивается. Потому что, например, статичные сюжеты с рук в условиях ночного городского освещения объектив снимает спокойно: хоть в широкоугольном, хоть в телеположении. Скажем за это спасибо эффективной работе стабилизаторов в объективе и камере. Даже поднимать ISO до высоких значений не потребуется, с рук можно удержать выдержки порядка 1/5 с. Нам удавалось снимать кадры с приемлемой резкостью с рук без упора на выдержках до 1 с.

 

Съёмка с рук без упора

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/3 с, 24.0 мм экв.

 

Съёмка с рук без упора

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1 с, 46.0 мм экв.

 

Второй главный страх фотографа — размытие фона и боке в целом. Долгое время все книги и статьи учили нас: зум не может «рисовать» красиво, а f/4 — недостаточно для размытия фона. Но подобная точка зрения во многом ошибочна, ведь зумы с качественным и красивым рисунком существовали и ранее. Но в последние годы производители существенно доработали характер размытия в современных объективах. А 105 мм — вполне достаточное фокусное расстояние, чтобы получить сильное размытие фона.

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 400, F4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

 

Скажу так: я ожидал от этого объектива меньшего в плане размытия фона. Боке SEL24105G не просто нейтрально. Оно приятно глазу, оно отличается правильностью. Даже на провокационных сюжетах не появляется двоений и ряби в зоне нерезкости, а степень размытия оказывается достаточной для портретной съёмки.

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 200, F4, 1/160 с, 63.0 мм экв.

 

Забегая вперёд, я бы рекомендовал обратить внимание на этом сюжете на уровень детализации и хроматических аберраций: качество изображения достойно фикса на прикрытой диафрагме. А ведь это зум, и его диафрагма полностью открыта!

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 1600, F4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

 

Одиночные блики в зоне боке имеют сравнительно ровное заполнение. Неоднородности заметны только на самых ярких бликах. Умеренно яркие блики ещё и смягчены по краю на манер рисунка портретной оптики. Всё это создаёт в целом правильный и очень приятный рисунок объектива. Он нейтральный, не отвлекающий — таким и должен быть профессиональный зум.

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

 

Отдельно хочется упомянуть об автофокусе. Мы тестировали объектив вместе с новой Sony ILCE-7RM3, и автофокус работал просто идеально. В случае съёмки людей применялась фокусировка по глазам в непрерывном режиме. Ручной выбор точки автофокуса был забыт как страшный сон. Если модель стояла лицом к камере, то объектив наводился на резкость точно по глазу за какие-то доли секунды. Например, кадр выше снят буквально навскидку. Раскачивающегося ребёнка объектив моментально поймал в фокус.

 

Резкость и хроматические аберрации

Вскользь мы уже отметили высокую резкость Sony FE 24-105mm f/4 G OSS. Теперь давайте остановимся подробнее на технических аспектах качества изображения новинки.

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/3 с, 24.0 мм экв.

 

При фокусном расстоянии 24 мм на открытой диафрагме объектив достаточно резок для того, чтобы спровоцировать муар на 42-мегапиксельной матрице не то что по центру, но даже по краю кадра. Обратите внимание на левый нижний угол снимка: резьбовое крепление ванты прорисовано идеально, но мельчайшие детали изображения искажены муаром (цветные искажения в RAW, монохромные в JPEG). Примечательно, что диафрагмирование до f/5,6 практически не добавляет снимкам детализации. Максимум уже достигнут на открытой диафрагме. Резкость равномерно высокая до f/11, а дальше снижается из-за дифракции.

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F22, 10 с, 24.0 мм экв.

 

Интересна ситуация с хроматическими аберрациями. По границе яркого блика они видны в RAW-конвертерах, не поддерживающих встроенный профиль коррекции. Их уровень невелик и не оказывает критического влияния на качество изображения. В JPEG аберрации эффективно подавляются автоматически, равно как и в RAW в случае применения конвертеров с поддержкой встроенного профиля. Например, в Adobe Lightroom и Photoshop подавление аберраций отключить и вовсе нельзя.

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/3 с, 105.0 мм экв.

 

Аналогично обстоят дела и с хроматическими аберрациями: они присутствуют в небольших количествах в RAW, если вы используете конвертер, не поддерживающий встроенный профиль коррекции. В продуктах от Adobe аберраций вы не увидите.

Геометрические искажения и виньетирование

Как и в случае с хроматическими аберрациями, виньетирование и геометрические искажения Sony FE 24-105mm f/4 G OSS эффективно исправляются программно, причём в автоматическом режиме. Это не приводит ни к потере детализации, ни к другим негативным последствиям. Совсем незначительно снижается лишь угол обзора.

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 5000, F4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

 

Но если вам захочется увидеть «честную» картинку объектива, понадобится принудительно снять соответствующую галочку в RAW-конвертере. В отличие от коррекции хроматики, для геометрии и виньетирования такая настройка есть в продуктах Adobe.

 

 

Только в этом случае вы увидите, что в телеположении объектив имеет заметную подушкообразную дисторсию и сравнительно слабое виньетирование на открытой диафрагме.

 

Вполне закономерно, что в широкоугольном положении вы обнаружите заметную бочкообразную дисторсию — всё же перед нами зум. А вот виньетка на 24 мм куда сильнее. У кадра есть почти чёрные уголки.

 

Конвертация из RAW без коррекции геометрии и виньетирования

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/800 с, 24.0 мм экв.

 

 

Работа в контровом свете

Как и положено современной оптике, SEL24105G отличается контрастной и сочной картинкой. Его не смущают яркие источники света в кадре. Они не образуют существенных бликов, не приводят к сильным засветкам и потере контраста. Если источник очень яркий, возможно лишь появление небольшой локальной засветки вокруг его границ, но не более того.

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/1250 с, 73.0 мм экв.

 

При диафрагмировании сильнее f/8 одиночные источники света начинают «обрастать» лучиками — сказывается переотражение света от лепестков диафрагмы. Некоторым сюжетам это идёт только на пользу.

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F8, 3 с, 53.0 мм экв.

 

Выводы

У Sony получился отличный универсальный зум для полного кадра. Его главные преимущества — высокая резкость уже на открытой диафрагме в сочетании с приятным рисунком боке. SEL24105G может одинаково хорошо выполнять задачи творческой фотографии и репортажной работы. Скорость автофокуса, эффективность стабилизатора — всё на высоте. Есть влагозащита.

 

ILCE-7RM3 / FE 24-105mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F11, 1/50 с, 24.0 мм экв.

 

Минусы весьма условны: это незначительные хроматические аберрации, геометрические искажения и затемнение углов в положении 24 мм. Однако все эти недостатки заметны только в RAW после отключения соответствующих автоматических коррекций. В случае хроматических аберраций такие коррекции можно отключить далеко не во всех конвертерах. Например, продукты от Adobe автоматически устраняют эти недостатки без всякого вреда для изображения. Видимо, нам придётся смириться, что современная цифровая фотография всё сильнее зависит от программных алгоритмов, нежели от «железа» и стекла. И здесь Sony здорово преуспели, сумев создать не только резкий объектив, но и эффективные алгоритмы устранения ряда оптических недостатков.

 

Плюсы

   - высокая резкость с открытой диафрагмы;
   - мягкое, приятное и нейтральное боке;
   - быстрый автофокус;
   - эффективный стабилизатор изображения;
   - уверенная работа в контровом свете;
   - сравнительно низкий уровень хроматических аберраций до программной коррекции;
   - полное отсутствие хроматических аберраций после автоматической программной коррекции;
   - влагозащищённый корпус;
   - небольшая минимальная дистанция фокусировки.