Обзор объектива Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM

photo-1

Знакомство с объективом

 

Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM — первый макрообъектив, разработанный для компактной беззеркальной фотокамеры Canon EOS M. В первую очередь он интересен возможностью увеличения до 1,2х и собственной, встроенной в корпус кольцевой подсветкой. Такое мы видим впервые! Давайте более подробно рассмотрим этот макрообъектив и разберёмся, на что он способен?

 

 

 

Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM обладает гибридной системой стабилизации изображения Hybrid IS, которая компенсирует линейные и угловые смещения камеры. Здесь не лишним будет вспомнить, как хорошо себя показала подобная система в Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM — старшем брате сегодняшнего испытуемого. Компенсация линейных смещений камеры крайне важна при макросъёмке.

За автофокусировку отвечает шаговый двигатель STM. Главным достоинством STM-мотора является быстрая и бесшумная фокусировка: объектив может плавно перефокусироваться с объекта на объект, что особенно важно при видеосъёмке.

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 320, F5.6, 1/125 с

 

Оптическая конструкция объектива состоит из 11 элементов в 10 группах. Используются два асферических элемента и один элемент из стекла со сверхнизкой дисперсией. Достаточно важный параметр для макрообъективов — минимальная дистанция фокусировки. Для этой модели она составляет 97 мм, а в режиме супермакросъёмки — 93 мм от плоскости матрицы. В комплекте к объективу есть передняя и задняя крышки, бленда и довольно внушительная инструкция на 10 языках (включая русский). Нужно отметить, что объектив не совместим с удлинительными кольцами и телеконвертерами.

 

 

Объектив удивительно компактный. Длина этого малыша всего 45,5 мм (меньше спичечного коробка), а включение супермакросъёмки или стандартного режима прибавляет ему примерно 15 мм. Вес практически не ощущается. Масса равна 130 граммам. Малый вес обусловлен материалом: корпус, байонет, бленда и крышки изготовлены из пластика. Однако к качеству изготовления претензий нет. Всё сделано качественно, детали идеально подогнаны друг к другу.

Из органов управления на корпусе есть рычажок переключения режимов съёмки и кнопка включения осветителей для макросъёмки.

 

 

И да, это первый в мире макрообъектив со встроенной светодиодной подсветкой.

 

Студийная фотосъёмка

 

Аккумулятор заряжен, штатив установлен, приступаем!

 

 

Не буду отступать от традиции: первой моделью нашего теста станет десятирублёвая монета. Такой снимок даёт возможность понять, какой масштаб съёмки способен обеспечить этот объектив. Осталось напомнить, что это первый и пока единственный макрообъектив в системе EOS M.

 

 

В обоих случаях автофокус сработал идеально. Он быстро и бесшумно «зацепился» за монету.

Встроенная подсветка включается кнопкой на объективе. Эта же кнопка является переключателем режимов работы. Замечу, что подсветка не кольцевая. Диоды расположены по бокам объектива. При первом нажатии оба светодиода включаются на максимальную яркость. При повторном нажатии яркость уменьшается. Если необходимо включить только один светодиод, при включении подсветки нужно ненадолго зажать кнопку. Диоды также могут работать по отдельности в ярком и тусклом режимах.

 

 

Светодиодная подсветка довольно яркая, но её не всегда достаточно для использования в качестве единственного источника освещения. Если включить только встроенную подсветку, ISO придётся поднимать даже на открытой диафрагме.

Яркость подсветки рассчитана таким образом, чтобы обеспечить съёмку на открытой диафрагме при минимальном ISO на самой малой дистанции фокусировки. При удалении камеры от объекта съёмки мощности подсветки может не хватать. Для простого крупнопланового снимка может понадобиться ISO порядка 2000. Так что если вы снимаете не в масштабе 1:1, а мельче, стоит задуматься о дополнительном освещении.

 

 

Фотографии этих карандашей сделаны в полной темноте. Использовалась только подсветка объектива. Даже в этом случае автофокус сработал без задержек, фокус поймал практически мгновенно, не прогоняя фокусировку от крайнего до крайнего положения, чем обычно грешат макрообъективы.

 

 

Объектив Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM позволяет показать привычные вещи под новым углом, увеличивая мелкие объекты до гигантских размеров, и даёт рассмотреть детали, которые невозможно увидеть невооружённым глазом.

Так, например, выглядит простая акварельная краска в режиме супермакро 1,2х:

 

 

Отряд зубочисток:

 

Супермакрорежим, масштаб 1,2

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 100, F3.5, 1/60 с

 

И наконец, я решил снять катушку ниток на открытой и закрытой диафрагмах, чтобы посмотреть на резкость и зоны резкости на крайних значениях диафрагмы:

 

 

Все фотографии сняты со штатива, без какой-либо обработки, с автоматическим значением ISO и баланса белого. На некоторых кадрах видно отражение подсветки. Иногда это может стать сильной помехой. Окончательные выводы я приберегу для раздела с выводами, а сейчас пришло время взять фотоаппарат с собой на улицу и проверить, на что способен объектив за пределами студии.

 

Съёмка в городе

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 1600, F3.5, 1/60 с

 

Выйдя на улицу с объективом Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM, невольно начинаешь искать мелкие объекты: букашек, цветы, паутинки… Но этот объектив способен на большее.

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 100, F5.6, 1/60 с

 

Фокусное расстояние объектива позволяет снять как пейзаж, так и мельчайшую букашку. Это большая редкость для всех макрообъективов: обычно они используются только по своему прямому назначению или в портретных съёмках, так как обладают сравнительно большим фокусным расстоянием. Сейчас же речь идёт о «нормальном» фокусном расстоянии 45 мм.

 

 

Здесь установлена ирисовая 7-лепестковая диафрагма. С размытием фона объектив справляется очень хорошо, боке равномерное, особенно если передний план находится близко. Всё это благодаря большой светосиле. Блики в зоне нерезкости мягкие даже на прикрытой диафрагме.

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 100, F4.5, 1/4000 с

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 100, F5, 1/60 с

 

Этот объектив с постоянным фокусным расстоянием 28 мм можно использовать как стандартный (штатный) для съёмки самых разных сюжетов. Но его «макросущность» никуда не исчезает. В любой момент можно сосредоточиться на самых мелких деталях сюжета.

 

 

Конечно, более интересные снимки начинаются тогда, когда речь заходит о макросъёмке.

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 320, F5.6, 1/60 с

 

Качество изображения. Выводы

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 100, F3.5, 1/800 с

 

Чтобы показать резкость объектива и уровень хроматических аберраций, делаем несколько снимков одного сюжета на нескольких значениях диафрагмы.

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 100, F3.5, 1/250 с

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 250, F8, 1/250 с

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 1000, F16, 1/250 с

 

Как видно из тестовых кадров, резкость на максимально открытой диафрагме очень хорошая, хроматические аберрации на допустимом уровне, они легко исправляются в фоторедакторе. Это классический представитель качественной современной оптики, способный работать с сенсорами высокого разрешения и полностью удовлетворяющий их требованиям.

 

 

Есть небольшой эффект виньетирования (падение освещённости в углах) на полностью открытой диафрагме. Он практически исчезает при диафрагмировании на одну-две ступени. Это также является нормой для макрообъектива.

 

 

Не будем забывать, что объектив оснащён встроенным стабилизатором изображения. Он не только компенсирует угловые смещения фотоаппарата (это умеют делать все современные стабилизаторы), но и отрабатывает линейные колебания, что особенно актуально при макросъёмке.

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 1250, F4, 1/60 с

 

Фотографии часов сделаны с рук без какого-либо упора. Встроенная стабилизация объектива справляется с линейным и угловым смещением, хорошо срабатывает вплоть до выдержки 1/30 с. Заметим, что при макросъёмке требования к максимально длинной выдержке значительно строже. Поэтому выдержка в 1/30 с при съёмке с рук является очень неплохим результатом.

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 400, F5.6, 1/125 с

 

Выводы

 

Несмотря на компактные размеры и скромный дизайн, Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM не так прост, как кажется. На данный момент это единственный макрообъектив со встроенной подсветкой. Он позволяет снимать объекты в масштабе 1:1, а при использовании супермакрорежима — с увеличением 1,2x. Постоянное фокусное расстояние 28 мм позволяет использовать этот объектив как стандартный не только в макросъёмке, но и в других жанрах, даже в пейзаже. Дополнительное удобство — оптический стабилизатор изображения, который за счёт компенсации линейных смещений камеры эффективен как при обычной, так и при макросъёмке.

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 100, F4.5, 1/1250 с

 

Отдельно отмечу автофокус. Я не пользовался ручной фокусировкой во время теста. Автофокусировка хорошо работала вне зависимости от сюжета. Недостаточное освещение также не было проблемой. Привод STM позволяет перефокусироваться быстро при фото- и плавно при видеосъёмке. Работает он абсолютно бесшумно.

Встроенной светодиодной подсветки достаточно для съёмки объектов с близкого расстояния на минимальном ISO и при открытой диафрагме.

 

Canon EOS M3 / Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM установки: ISO 100, F16, 1 с

 

Я рекомендую этот объектив тем, кому важны малые размеры и вес. Если вы хотите получать чёткие повседневные фотографии и иметь возможность снимать макро без смены объектива, то это ваш выбор. Пока Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM — единственный объектив с такими широкими возможностями в системе Canon EOS M.

 

Плюсы:

     универсальное фокусное расстояние;
     качественная сборка;
     стабилизатор изображения;
     собственная подсветка;
     компактные размеры и вес.

Минусы:

     установка фильтра требует использования бленды;
     ручное механическое переключение режимов.