Sony E 18-135mm F3.5-5.6 OSS (SEL18135). Тест объектива

photo-1

Знакомство с объективом

 

 

Не успели поклонники беззеркальной системы Sony нарадоваться высококлассному полнокадровому универсальному зуму FE 24–105 мм F4 G OSS, как компания представила его «младшего брата» E 18-135mm F3.5-5.6 OSS для камер с матрицами формата APS-C. Считается, что «младшие» модели уступают старшим. Но всегда ли это справедливо? Будем детально разбираться в нашем тесте.

 

Конструкция и дизайн

 

 

Объектив SEL18135 находится в середине товарной линейки, но внешне и конструктивно стремится к более совершенным моделям. Строгий дизайн корпуса чёрного цвета. Основная часть пластиковая, но выдвигающийся «хобот» линзоблока выполнен из металла. Кольца привода зума и ручной фокусировки обрезинены.

 

 

Байонет также металлический, но влагозащитного уплотнения на заднем торце нет.

 

 

Автофокусировка бесшумная и быстрая благодаря фирменному линейному приводу DDSSM, что расшифровывается как Direct Drive Super Sonic wave Motor — ультразвуковой волновой мотор прямого привода.

 

 

Ещё одна аббревиатура в названии — OSS — означает, что объектив оборудован системой оптической стабилизации. Об этом напоминает надпись рядом с байонетом: Optical SteadyShot. На корпусе есть переключатель режимов фокусировки — авто/ручная. Механического включения/отключения стабилизации на объективе нет, оно выполняется через меню камеры.

 

 

Sony E 18-135mm F3.5-5.6 OSS при всех своих достоинствах оказывается одним из самых лёгких в своём классе. Всего 325 граммов. Светофильтры устанавливаются привычно перед передней линзой на резьбу диаметром 55 мм. Объектив не выглядит громоздким даже с полностью выдвинутым передним линзоблоком и надетой лепестковой блендой, которая идёт в комплекте.

 

 

Кольцо зумирования в меру тугое, но крутится плавно, без рывков. Под собственным весом «хобот» объектива не выезжает. Вряд ли такой зум создаст проблемы при видеосъёмке, а при фотосъёмке он будет только на пользу. Кольцо фокусировки электронное (традиционно для объективов Sony), у него линейный ход. Вращается оно заметно свободнее кольца зума, что добавляет удобства при ручной наводке на резкость.

 

 

Минимальная дистанция фокусировки у SEL18135 составляет 45 см. Для полноценной макросъёмки это много. Но крупные планы даже небольших объектов снимать можно — максимальный масштаб съёмки равен 0,29х.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 400, F8, 1/20 с, 202.0 мм экв.

 

Объектив в работе

 

SEL18135 — настоящий универсальный объектив с 7,5-кратным зумом. И, учитывая небольшие размеры, его в полной мере можно назвать тревел-объективом. Диапазона фокусных расстояний достаточно почти для всех видов съёмки.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 250, F4.5, 1/60 с, 28.0 мм экв.

 

Но для профессионального использования такие компактные универсальные зум-объективы вряд ли предназначены, поскольку задача производителя для этой категории оптики — найти баланс между качеством, компактностью и ценой.

Посмотрим, для чего же он подходит лучше, поищем его достоинства.

 

Автофокусировка

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F3.5, 1/100 с, 27.0 мм экв.

 

Если говорить о съёмке динамичных сюжетов, то обязательно нужно сказать про скорость автофокусировки. Она очень быстрая и цепкая, без «рысканий» туда-сюда. Перефокусировка в пределах дистанции в несколько метров практически мгновенная.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 250, F3.5, 1/320 с, 27.0 мм экв.

 

Даже на переход от минимального фокусного к бесконечности времени тратится меньше секунды. И, естественно, работа беззвучная.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 640, F3.5, 1/320 с, 27.0 мм экв.

 

Стабилизация изображения

 

Светосила объектива (f/3.5−5.6), например, при ночной съёмке отходит на второй план по сравнению со встроенной системой оптической стабилизации, которая позволяет комфортно снимать на длинных выдержках с рук, особенно при использовании широкоугольного положения зума.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 800, F5.6, 1/13 с, 27.0 мм экв.

 

Благодаря одновременной работе систем оптической стабилизации в объективе и в камере Sony (со сдвигом матрицы), можно успешно снимать и при максимальном фокусном расстоянии 135 мм на выдержках до 1/8 с.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 400, F5.6, 1/8 с, 202.0 мм экв.

 

Если же у фотографа твёрдые руки, то и выдержка 1/4−1/6 секунды не будет большой проблемой при съёмке.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 400, F5.6, 1/6 с, 202.0 мм экв.

 

Резкость и хроматические аберрации

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F5.6, 1/800 с, 100.0 мм экв.

 

SEL18135 — объектив среднего ценового уровня, но качество картинки у него явно претендует на соответствие более высокому классу техники.

 

18 мм

 

Объектив в центре кадра резок, начиная с открытой диафрагмы (f/3.5). Что радует, края кадра мало отстают по этому показателю.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F3.5, 1/1600 с, 27.0 мм экв.

 

С прикрытием диафрагмы резкость по всему полю кадра немного растёт вплоть до значения f/11.

Но от законов оптики никуда не уйти, и после f/11 детализация под влиянием дифракции начинает довольно резко падать, что хорошо видно на f/16, а к крайнему значению f/22 замыленность становится слишком заметной.

 

В отличие от центра кадра, где резкость зависит только от диафрагмы, по краям кадра на снижение резкости влияет ещё и малое фокусное расстояние. Тут производителю не удалось преодолеть действие физических законов: чем больше угол зрения оптики, тем больше уровень аберраций на краях изображения. А для исправления геометрических искажений применяется программная коррекция, которая дополнительно сглаживает детали по краям. В результате резкость на периферии кадра не достигает того же уровня, что и в центре, но всё же она довольно высока.

Цветовые (хроматические) аберрации есть, но чтобы их увидеть, надо очень постараться. Даже с отключённой программной коррекцией тонкие зелёные и малиновые окантовки можно найти только при большом увеличении на очень контрастных объектах. При включении соответствующей коррекции в камере хроматические аберрации практически пропадают с изображения, записанного в JPG. То же происходит при подключении профиля объектива в программном RAW-конвертере.

При отключённой программной коррекции на открытой диафрагме сильно заметно виньетирование. Его можно уменьшить, если прикрыть отверстие. Начиная с f/11 виньетирование полностью исчезает.

 

135 мм

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F5.6, 1/800 с, 202.0 мм экв.

 

На длинном конце зума ситуация тоже радует: резкость в центре кадра также высокая сразу с максимально открытой диафрагмы (f/5.6) и с прикрытием диафрагмы незначительно растёт. По краям кадра детализация ещё меньше отличается от центра, чем при 18 мм.

В отличие от широкоугольного положения, рост резкости продолжается до значения f/16, а затем она падает из-за влияния дифракции. На значениях f/32−36 мелкие детали становятся практически неразличимы.

Виньетирование без включённой коррекции заметно при значениях до f/8−11, как и на коротком конце зума. Аналогичная ситуация и с хроматическими аберрациями: они низкого уровня, не зависят от диафрагмы и легко корректируются как в камере, так и в программном конвертере.

 

Геометрические искажения

 

Если объектив нужно сделать небольшим и лёгким, с геометрическими искажениями бороться тяжелее, чем с хроматическими. В компактном корпусе сложно (и дорого) размещать количество оптических элементов, достаточное для физического устранения аберраций. Поэтому для исправления «бочки» в SEL18135 используется программно-аппаратная коррекция.

 

18 мм

 

На коротком фокусе без включённой коррекции изображение больше похоже на картинку «рыбьего глаза» с небольшими, но абсолютно чёрными углами.

 

Однако в камере коррекция дисторсии при записи в JPG выполняется автоматически (она не отключается), и этой проблемы не возникает. Но если вы снимаете в RAW-формате и конвертируете фотографию в относительно старой версии программы, где нет профиля нашего зум-объектива, то исправить «бочку» можно будет только вручную.

 

135 мм

 

При 135 мм геометрические искажения незначительны. На многих сюжетах их можно даже не заметить. Тем проще программно исправить дисторсию.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F6.3, 1/500 с, 202.0 мм экв.

 

Бликозащита

 

С контровым светом Sony E 18-135mm F3.5-5.6 OSS в целом справляется на «4 с минусом». Контрастность и насыщенность практически не ухудшается, если источник света небольшой или остался за кадром. Вокруг точечного источника на фото могут появляться лучики, которые, впрочем, не портят картинку. А в некоторых сюжетах даже идут на пользу.

 

Съёмка с встречно-боковым солнечным светом.

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F8, 1/400 с, 75.0 мм экв.

 

Съёмка с сильными бликами на зеркальных поверхностях.

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 27.0 мм экв.

 

Если же мощный источник света (солнце) попадает в объектив, то контрастность заметно падает. В широкоугольном и среднем положении зума также появляются блики. На фокусных расстояниях, близких к максимальным, блики пропадают, но снижение контрастности остаётся.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F7.1, 1/320 с, 27.0 мм экв.

 

 

Боке

 

Теперь поговорим о характере размытия фона.

В широкоугольном положении зума (18 мм) фон размывается плохо даже при минимальном диафрагменном числе f/3.5, что вполне ожидаемо.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F3.5, 1/25 с, 28.0 мм экв.

 

На другом конце диапазона объектива (при 135 мм и максимально открытой диафрагме f/5.6) фон размывается гораздо лучше.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 320, F5.6, 1/250 с, 202.0 мм экв.

 

Размытие фона достаточно ровное, но без «изюминки», как и у всех современных зумов. Блики в зоне нерезкости в центре кадра почти идеально круглые, а ближе к краям кадра незначительно сплющиваются.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 2500, F5.6, 1/250 с, 202.0 мм экв.

 

Если источники света на заднем плане были неяркие, то блики заполнены равномерно, но имеют тонкую окантовку.

 

 

На открытой диафрагме внутри ярких бликов бывают видны «луковые кольца». Впрочем, в большинстве случаев это не ухудшает субъективного восприятия снимков.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F5.6, 1/800 с, 100.0 мм экв.

 

Снимать Sony SEL18135 красивые портреты можно и нужно, но на больших значениях фокусного расстояния и с открытой диафрагмой. Тогда можно добиться достаточно хорошего размытия фона, особенно если позаботиться о том, чтобы задний план был не слишком близко. Если же хочется большего размытия и художественности, то для этого есть специальные портретные объективы. Конёк SEL18135 — универсальность.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 800, F5.6, 1/80 с, 70.0 мм экв.

 

Выводы

 

В лице объектива SEL18135 компания Sony предложила любителям фотографии универсальный зум для камер с матрицами формата APS-C, который явно выходит за рамки своего класса. Высокое качество изображения и небольшой крепкий корпус — основные отличительные черты Sony E 18-135mm F3.5-5.6 OSS. Объектив можно рекомендовать широкому кругу фотографов для творческой фотографии, репортажа и особенно съёмки в путешествии.

Впрочем, минусы у этого зума тоже есть: отсутствие влагозащиты и слабое размытие фона, связанное с невысокой светосилой. Также имеются сильные геометрические искажения в широкоугольном положении, которые дадут о себе знать, если фотограф снимает в RAW-формате и не задействовал программные средства коррекции. Включение таких функций в фотоаппарате и запись файлов в JPG помогут избежать знакомства со всеми видами искажений, включая дисторсии, хроматическую аберрацию и виньетирование.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F8, 1/320 с, 202.0 мм экв.

 

Поэтому надо принять как данность, что при современной тенденции к уменьшению и облегчению фототехники конечный результат съёмки всё больше зависит от программной составляющей. Sony в этом объективе удалось превосходно соблюсти баланс между оптическими свойствами, малыми размерами объектива и программной постобработкой изображения.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 100, F5.6, 1/125 с, 40.0 мм экв.

 

Плюсы:

   высокая резкость с открытой диафрагмы;
   быстрый автофокус;
   лёгкий и компактный корпус;
   эффективный стабилизатор изображения;
   достаточно уверенная работа в контровом свете;
   низкий уровень хроматических аберраций даже без программной коррекции;
   отсутствие хроматических и геометрических аберраций после программной коррекции;
   небольшая минимальная дистанция фокусировки.

Минусы:

   сильные геометрические искажения, видимые в RAW-кадрах до программной коррекции;
   слабое размытие фона;
   отсутствие влагозащиты.

 

ILCE-6500 / E 18-135mm F3.5-5.6 OSS установки: ISO 4000, F5.6, 1/250 с, 202.0 мм экв.