Sony FE 35mm f/1.8 (SEL35F18F): тест объектива

photo-1
Обзор характеристик и конструкции SEL35F18F

Сегодня у нас на тесте «младший» 35-мм светосильный фикс беззеркальной системы Sony — SEL35F18F. До недавнего времени на полный кадр из оригинальной оптики можно было поставить лишь один из фирменных Цейссов: Sony Carl Zeiss Sonnar T* 35mm f/2.8 ZA (SEL35F28Z) или Sony Carl Zeiss Distagon T* 35mm f/1.4 ZA FE (SEL-35F14Z).



Оба объектива по-своему хороши, но первый обладает не самой низкой ценой, а второй — сравнительно небольшой светосилой. Новый Sony FE 35mm f/1.8 (SEL35F18F) расположился как раз между двумя ранее выпущенными моделями как по цене, так и по светосиле.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 800, F4, 1/4 с, 35.0 мм экв.

SEL35F18F получился компактным и сравнительно лёгким. Диаметр светофильтра 55 мм, а вес всего 280 граммов. В лучших традициях оптики Sony внешние детали корпуса выполнены из металла. Пластиковая лишь идущая в комплекте лепестковая бленда.



В конструкции реализована защита от пыли и влаги: уплотнения находятся внутри корпуса, резиновой «юбки» байонета нет.



Во время тестирования объектив не раз попадал под снег и дождь, запотевал в помещении после мороза. Никаких проблем это не вызвало. Защита от непогоды достаточно надёжна, чтобы не ограничивать вас в творчестве (естественно, в пределах разумного).



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 1250, F1.8, 1/40 с, 35.0 мм экв.

Во время фокусировки ни один внешний элемент конструкции не двигается. Наведение на резкость происходит бесшумно и очень быстро. За это скажем спасибо линейному приводу, всё чаще встречающемуся в современной оптике. Полный прогон от 22 см до бесконечности занимает существенно меньше секунды.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 200, F1.8, 1/40 с, 35.0 мм экв.

Если использовать непрерывный автофокус по глазам и лицам, то о фокусировке как таковой вообще можно забыть. Наводишь камеру на человека и снимаешь: объектив гарантировано успевает сфокусироваться, а резкость оказывается там, где нужно.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 640, F1.8, 1/40 с, 35.0 мм экв.

Ручная фокусировка включается отдельным переключателем на корпусе объектива. Кольцо ручного фокуса электронное с линейным ходом, это важно для видеосъёмки. Длина хода примерно 120 градусов, то есть наведение на резкость возможно с высокой точностью и плавностью.



На корпусе находится кнопка удержания фокуса, функцию которой можно изменить в меню камеры.



[1] — асферический элемент

Оптическая схема SEL35F18F состоит из 11 элементов в 9 группах. В конструкции используется один асферический элемент (посмотрим, как это скажется на боке). Диафрагма скруглённая девятилепестковая.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 1000, F1.8, 1/40 с, 35.0 мм экв.

Качество изображения Sony SEL35F18F

Резкость — вот чего ждёт фотограф от современного объектива. И с SEL35F18F он её получит. Во время теста мы много снимали на открытой диафрагме, получая отличную детализацию в кадре.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 400, F1.8, 1/40 с, 35.0 мм экв.

И всё же интересно, как поведёт себя объектив в самых сложных условиях. Если большую часть теста мы работали с 24-мегапиксельным фотоаппаратом, то для оценки качества изображения использовали 60-мегапиксельную Sony ILCE-7RM4.



ILCE-7RM4 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 100, F1.8, 1/13 с, 35.0 мм экв.

Уже на открытой диафрагме Sony SEL35F18F обеспечивает очень высокую детализацию в центре кадра. По краям детализацию можно охарактеризовать как высокую, а по углам — как умеренную. Распределение резкости ровное. Из слабых мест отметим хроматические аберрации, которые присутствуют на контрастных границах. Толщина цветной каёмки небольшая, и на матрицах меньшего разрешения аберрация может быть незаметна. На открытой диафрагме присутствует заметное виньетирование.



Диафрагмирование до f/2 чуть-чуть поднимает детализацию углов, а на f/2,8 резкость по всему полю кадра становится достаточно высокой для крупноформатной печати. Уровень хроматической аберрации снижается. Виньетирование также уменьшается, но всё ещё остаётся заметным.



Дальнейшее диафрагмирование по капле приближает изображение к идеалу. F/4 и f/5,6 добавляют ещё немного резкости углам, а в центре и по краю детализация и вовсе становится идеальной. Лишь виньетирование уходит нехотя, медленно. Небольшое затемнение углов заметно на f/5,6 и даже на f/8, но съёмке уже не мешает, а также легко убирается в редакторе или в самой камере.



После f/11 становится заметно влияние дифракции, детализация по всему полю кадра постепенно уменьшается.



Ещё раз хочется отметить, что наш тест проводился на самой требовательной к разрешению оптики камере. Все те особенности и недостатки, которые мы отметили выше, могут оказаться просто незаметными на более «простых» моделях. Но объектив разработан явно с прицелом на будущее, на использование с многомегапиксельными матрицами.

Боке

Боке Sony FE 35mm f/1.8 в целом характерно для умеренно широкоугольной оптики и решает скорее задачу разделения планов при съёмке на открытой диафрагме, чем эффектного размытия фона.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 640, F1.8, 1/40 с, 35.0 мм экв.

Глубина резкости при диафрагме f/1,8 и фокусном расстоянии 35 мм остаётся сравнительно большой, во всяком случае размыть фон до неузнаваемости не получится. Объектив оставляет фон читаемым, но смягчает его.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 100, F1.8, 1/250 с, 35.0 мм экв.

Такой рисунок оптики хорош для событийной, репортажной съёмки, портретов в интерьере, когда важно сохранить атмосферу, но выделить главный объект.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 100, F1.8, 1/2000 с, 35.0 мм экв.

Единичные блики в зоне нерезкости имеют равномерное заполнение и жёсткий, несмягчённый край. Эта особенность обеспечивает как читаемость фона, так и некоторую жёсткость рисунка. Однако двоений линий в боке нет. Иногда в зоне нерезкости SEL35F18F можно разглядеть хроматические аберрации.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 125, F1.8, 1/40 с, 35.0 мм экв.

Возможно, SEL35F18F не хватает той пластики и изящности боке, которая присуща, например, SEL-35F14Z. В отношении рисунка эти две модели являются антиподами.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 3200, F1.8, 1/40 с, 35.0 мм экв.

Очевидно, что в SEL35F18F разработчики пытались прежде всего достичь высокой резкости, в том числе и с применением асферической оптики. Получить же хорошую резкость и мягкость рисунка в бюджетном и среднем сегменте оптики не всегда удаётся.



ILCE-7RM4 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 800, F2.8, 1/25 с, 35.0 мм экв.



За счёт 9 лепестков в конструкции диафрагма по мере закрытия не теряет круглой формы.

Геометрические искажения

Sony SEL35F18F имеет очень слабо выраженную подушкообразную дисторсию — прямые линии совсем чуть-чуть изгибаются по направлению к центру кадра.



На реальных сюжетах дисторсия малозаметна даже в сложных случаях, к тому же легко подавляется в программах обработки или в самой камере.

Работа в контровом свете

Объектив уверенно держит попадание ярких источников света в кадр. В редких случаях возможно образование небольшой локальной засветки, а вот бликов за время тестирования мы ни разу не поймали.



ILCE-7RM4 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 400, F2.8, 3 с, 35.0 мм экв.

Выводы

Sony FE 35mm f/1.8 (SEL35F18F) — это универсальный и качественный фикс на каждый день с отличным балансом цены и возможностей. Его главное достоинство — высокая резкость на открытой диафрагме. Не менее важная особенность — быстрый автофокус.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 800, F4, 1/8 с, 35.0 мм экв.

Всё это делает SEL35F18F удачным выбором для съёмки репортажа, жанровой и событийной, повседневной фотографии.



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 4000, F2.8, 1/40 с, 35.0 мм экв.

Объектив компактен и лёгок, но при этом оснащён влагозащитой, выпускается в металлическом корпусе и даже имеет перепрограммируемую кнопку удержания фокуса. Кольцо ручной фокусировки обеспечивает линейный и плавный ход, что важно при видеосъёмке.



ILCE-7RM4 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 400, F2.8, 6 с, 35.0 мм экв.

Боке SEL35F18F нельзя назвать изысканным. Объектив способен размывать фон и разделять планы на фотографии, не допускает двоений в зоне нерезкости. Но не стоит ждать от него мягкости и пластики рисунка, присущей топовой оптике. Из других особенностей картинки отметим хроматические аберрации, которые могут проявляться преимущественно на открытой диафрагме в зоне резкости и в боке, а также заметное виньетирование (оно, впрочем, не мешает многим сюжетам).



ILCE-9M2 / FE 35mm F1.8 установки: ISO 125, F1.8, 1/40 с, 35.0 мм экв.

С геометрией кадра у SEL35F18F проблем нет: очень слабую подушкообразную дисторсию трудно разглядеть даже на изобилующих прямыми линиями сюжетах. Столь же хороша бликозащита объектива.

Плюсы:

- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- быстрый и бесшумный автофокус;
- малая дистанция фокусировки;
- металлический корпус;
- пыле- и влагозащита;
- кольцо ручной фокусировки с линейным ходом;
- программируемая кнопка на корпусе;
- низкий уровень дисторсии;
- хорошая бликозащита;
- малый размер и вес.

Минусы:

- возможно появление хроматических аберраций;
- заметное виньетирование;
- не слишком эффектное размытие фона.